Logistics problems in the Russian agro-industrial complex
Tolmachev O.M.1,2
1 ГОУ ВО Московский государственный областной университет, Russia
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Russia
Download PDF | Downloads: 34 | Citations: 3
Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 12, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49998676
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The article provides a brief analysis of official statistical data on the dynamics of the development of the Russian agro-industrial complex and the agricultural industry. Some logistical aspects are considered. Based on the data obtained, a list of logistics problems in the Russian agro-industrial complex that require urgent solutions is formulated, while the implementation of such solutions is likely to be most effective within the framework of public and private partnerships and in the presence of feedback from entrepreneurs and farmers to the executive authorities of the municipal, regional and federal levels.
Keywords: agro-industrial complex, agriculture, dynamics, economic growth, logistics, logistics problems
JEL-classification: O13, P32, Q1, Q15
Введение. Российский агропромышленный комплекс является одним из важнейших секторов экономики, поскольку обеспечивает продовольственную безопасность граждан и, соответственно, российского государства. Реализованные федеральные проекты и государственные программы поддержки и развития российского АПК во многом обеспечили стимулы для экономического роста в этой отрасли реального сектора экономики.
Однако в последние несколько лет темпы экономического роста в российском АПК и в отрасли сельского хозяйства в частности стали демонстрировать стагнацию, что может стать причиной отраслевой рецессии, которая повлечет за собой дефицит продовольствия на внутреннем рынке. Проблема осложняется еще и тем, что продовольственное эмбарго, введенное российским правительством в 2014 году и с тех пор постоянно пролонгируемое, снижает маневренность продовольственной дистрибуции [16, 18] (Svirida, 2021; Chernikova, Kovaleva, Pytkina, 2020), а также возможности потребителей по удовлетворению своих физиологических потребностей в еде.
В последнем случае немаловажную роль играет и экономическая доступность продовольствия (продуктов питания и услуг по их приобретению), которая, как правило, сокращается в условиях общего сжатия внутреннего спроса из-за падения реальных доходов населения [4, 12] (Belov, Kabatchikova, 2019; Podverbnyh, Mezhova, 2021).
Кроме этого, геополитические события зимы 2022 года негативным образом повлияли на внутреннюю и внешнюю логистику в сфере производства и сбыта продовольственного сырья и продовольственной продукции. Немаловажную роль в этом сыграл уход международных логистических компаний, закрытие некоторых внешних логистических маршрутов, по которым шла доставка комплектующих для основных фондов, полуфабрикатов, а также компонентов производства продовольственной продукции [8, 10, 19] (Drobot, Krivyh, Makarov, Strelnikova, 2021; Morozova, Safin, 2022; Yusufova, Shiboldenkov, Andreeva, 2020). Поэтому актуальной темой является развитие внутренней логистики, которая позволит одновременно обеспечить потребности агропромышленного производства в комплектующих, сырье, полуфабрикатах, а также создаст возможности для удовлетворения потребительского спроса в качественных, безопасных и экономически доступных продуктах питания.
Результаты и обсуждение. Российский АПК одним из первых испытал на себе результаты рыночных реформ и шокового перехода к рынку в 90-х годах прошлого века. Но уже к 2008 году индексы производства сельскохозяйственной продукции достигли достаточно высокого уровня (рис. 1).
Максимум пришелся на 2011 год, а после этого производство продукции сельского хозяйства демонстрирует стагнацию с признаками рецессии. Одновременно с этим индексы производства пищевой продукции не характеризовались волатильностью и были примерно на одном и том же уровне с 2008 по 2021 год включительно.
Рисунок 1. Динамика индекса производства продукции сельского хозяйства и пищевой продукции в России
Источник: [14].
Это указывает на то, что производство пищевой продукции в России в меньшей степени зависит от внутренних поставок, но в большей степени – от внешних, что подтверждают данные рисунка 2.
Рисунок 2. Динамика внешней торговли России продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, млрд долл. США
Источник: [17].
Безусловно, в период с 2008 по 2021 год включительно экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России увеличился более чем в четыре раза, но одновременно импорт, показав минимум в 2015 и в 2016 году, в 2021 году вернулся на уровень 2008 года. Если спрогнозировать от достигнутого линейную динамику экспорта и импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, то можно увидеть, что при прочих равных тренд на увеличение экспорта и снижение импорта может сохраниться (рис. 3).
Рисунок 3. Прогноз российского экспорта и импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, млрд долл. США
Однако доверительный интервал в прогнозе импорта достигает 40%, а в прогнозе экспорта – не более 15–16% от прогнозируемых объемов. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что импортозависимость в сфере АПК может сохраняться в том числе и из-за внутренних логистических проблем, и из-за проблем сжимания внутреннего спроса [2, 5, 13] (Aubakirova, Eneeva, Gazaeva, Sozaeva, 2020; Belokopytov, 2020; Polbitsyn, 2021). В таблице представлены данные о динамике грузооборота на автотранспорте, протяженности и состояния автомобильных дорог в России.
Таблица 1
Динамика грузооборота, протяженности и нормативного состояния автомобильных дорог в России
Год
|
Грузооборот
автотранспорта (тонна/км)
|
Общая протяженность
автодорог, тыс. км
|
Доля автомобильных
дорог, отвечающих нормативным требованиям, в %
| |
Регионального или
межмуниципального значения
|
Местного значения
| |||
2008
|
216276
|
754074,6
|
37,8
|
60,1
|
2009
|
180136
|
792717,9
|
37,1
|
56,5
|
2010
|
199341
|
825024,7
|
36,8
|
55,0
|
2011
|
222823
|
927287,5
|
36,0
|
55,4
|
2012
|
248862
|
1278342,5
|
36,5
|
58,3
|
2013
|
250054
|
1396496,8
|
37,9
|
56,1
|
2014
|
246784
|
1451249,7
|
37,1
|
56,6
|
2015
|
247134
|
1480534,7
|
38,1
|
55,2
|
2016
|
248251
|
1498497,1
|
41,5
|
53,5
|
2017
|
254524
|
1507789,8
|
43,1
|
53,2
|
2018
|
259084
|
1531564,7
|
42,4
|
52,8
|
2019
|
275427
|
1542202,4
|
44,2
|
52,0
|
2020
|
271822
|
1553664,1
|
45,8
|
52,8
|
2021
|
285333
|
1566110,3
|
48,2
|
53,0
|
Динамика* в %
|
2,15
|
5,78
|
1,88
|
-0,97
|
Источник: [14].
Здесь стоит пояснить, что для сферы сельского хозяйства и АПК в целом автотранспорт – это ключевой вид логистики снабжения и логистики сбыта [6] (Bykova, Pustokhina, 2020). Притом что в среднем протяженность автодорог в России прирастала почти на 6% с 2008 по 2021 год включительно, грузооборот увеличивался не более чем на 2,2% в год, и одна из причин – это сокращение доли автодорог местного значения, отвечающих нормативным требованиям.
Следует напомнить, что сельскохозяйственное сырье, продукция растениеводства и животноводства требуют быстрой доставки от места сбора/производства к месту переработки, но для быстрой и беспроблемной доставки необходимы качественные дороги местного значения. В ином случае проще не производить и перерабатывать продукцию сельского хозяйства, но импортировать уже готовую продовольственную продукцию глубокой переработки (с длительным сроком хранения) из-за рубежа. В целом именно такая картина и наблюдается сейчас в российском АПК.
Еще одна значимая проблема – это сокращение реальных доходов населения, что ведет к сжиманию внутреннего спроса и увеличивает издержки граждан, связанные с приобретением продуктов питания. Так, если к 2013–2014 гг. расходы российских граждан на приобретение продуктов питания и безалкогольных напитков сократились до 28–29%, то начиная с 2015 года доля расходов на продовольствие практически всегда увеличивается, достигая в 2021 году максимума в 34% (рис. 4).
Рисунок 4. Доля расходов российского населения на продукты питания и безалкогольные напитки (в среднем на душу населения)
Источник: [14].
Таким образом, на данный момент в российском АПК сложился экстенсивный тип производства, не сформирована эффективная логистика, не до конца решена проблема импортозамещения, что в условиях сокращения реальных доходов населения, нестабильного (до начала 2022 года) и избыточно стабильного (после февраля 2022 года) курса национальной валюты приводит к сокращению физической и экономической доступности продовольствия, т.е. к сокращению продовольственной безопасности населения.
С точки зрения логистики можно выделить несколько ключевых проблем, которые влияют негативно на экономический рост в российском АПК [1, 3, 7, 9, 11, 15] (Anishchenko, Lyasnikov, Romanova, 2021; Bekirova, Dimchenko, 2022; Gusev, 2021; Lukinyh, Chishich, Entoni, 2021; Nosov, 2021; Ryabchikova, 2021):
· во-первых, отсутствие собственного развитого сектора производства средств производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
· во-вторых, отсутствие собственной базы, обеспечивающей производство современных упаковочных машин, материалов и т.д.;
· в-третьих, низкое качество складских помещений, предоставляемых логистическими операторами для хранения и перераспределения продукции сельского хозяйства с коротким сроком хранения;
· в-четвертых, неразвитая малая логистика и отсутствие коротких производственно-логистических цепочек, когда переработка сельскохозяйственной продукции и сырья осуществляется в непосредственной близости от места ее производства;
· в-пятых, отсутствие нормальной внутренней связанности территорий в рамках логистики распределения с использованием всех наименее издержкоемких видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, речного);
· в-шестых, недостаток отраслевых логистических терминалов, хранилищ и пунктов распределения (оптовой дистрибьюции) сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольственной продукции низких и высоких переделов.
Заключение. Таким образом, проведенное нами исследование подтверждает гипотезу о том, что устойчивое развитие российского АПК ограничивает одновременно и совокупность логистических проблем, и сокращающийся (сжимающийся) внутренний спрос вследствие падения реальных доходов населения. Представляется, что решение перечисленных в этой статье проблем должно стать приоритетной задачей государственного и муниципального управления в тех регионах, которые специализируются на сельскохозяйственных и аграрно-промышленных видах экономической деятельности.
Вместе с тем одновременно хотелось бы отметить, что инициатива, направленная на устойчивое развитие российского АПК, снятие логистических проблем, должна быть встречной – от государственного и муниципального управления к предпринимателям, фермерам, сельскохозяйственным организациям и в обратном порядке. Наличие обратной связи, направленной снизу вверх, позволяет оперативно решать проблемы, возникающие в секторах, отраслях и сферах российской экономики.
References:
Anischenko A.N., Lyasnikov N.V., Romanova Yu.A. (2021). Sovershenstvovanie sistemy materialno-tekhnicheskogo obespecheniya agropromyshlennogo kompleksa dlya bolee polnogo ispolzovaniya ego proizvodstvennogo potentsiala i vozmozhnosti obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti strany v tselom [Improving the system of material and technical support of the agro-industrial complex for a complete use of its production potential and the possibility of ensuring food security of the country as a whole]. Food Policy and Security. 8 (4). 345-360. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.4.113827.
Aubakirova G.M., Eneeva M.N., Gazaeva M.Sh., Sozaeva T.Kh. (2020). Postroenie novoy modeli eksportoorientirovannoy ekonomiki [Building a new export-oriented economy model]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 811-826. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110741.
Bekirova S.Z., Dimchenko M.V. (2022). Teoretiko-metodicheskie osnovy upravleniya logisticheskoy sistemoy APK [Theoretical and methodological bases of management of the logistics system of the agro-industrial complex] Improving the managerial, economic, social, innovative and technical potential of enterprises, industries and national economic complexes. 19-22. (in Russian).
Belokopytov A.V. (2020). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm ustoychivogo razvitiya agrarnogo sektora ekonomiki [Organizational and economic mechanism of sustainable development of agrarian sector of the economy]. Journal of international economic affairs. 10 (1). 217-226. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.41566.
Belov V.I., Kabatchikova T.A. (2019). Sravnitelnyy analiz realnyh raspolagaemyh dokhodov naseleniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape ee razvitiya [Comparative analysis of real disposable income in the regions of the Russian Federation at the present stage of its development]. Juvenis scientia. (1). 19-22. (in Russian). doi: 10.32415/jscientia.2019.01.04.
Bykova O.N., Pustokhina I.V. (2020). Vyzovy i perspektivy razvitiya rynka transportno-logisticheskikh uslug [Challenges and prospects for the development of the transport and logistics services market]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (1). 63-70. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.1.41562.
Chernikova S.A., Kovaleva E.B., Pytkina S.A. (2020). Mekhanizm finansovoy podderzhki innovatsionnoy deyatelnosti agropromyshlennogo kompleksa prostranstvenno-otraslevoy struktury regiona [Mechanism for financial support of the agro-industrial complex innovative activity in the regional spatial and industrial structure]. Journal of international economic affairs. 10 (2). 543-558. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.110101.
Drobot E.V., Krivyh N.N., Makarov I.N., Strelnikova T.D. (2021). Innovatsionnyy potentsial razvitiya gorodskikh transportnyh sistem: novye potrebnosti v realnosti povtoryayushchikhsya epidemiy [Innovative potential for the development of urban transport systems: new needs in the reality of recurring epidemics]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 657-680. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.111857.
Gusev A.A. (2021). Effektivnost lizinga na predpriyatiyakh agropromyshlennogo sektora v usloviyakh sezonnosti delovoy aktivnosti [Efficiency of leasing at the enterprises of the agro-industrial sector in the conditions of seasonal business activity]. Food Policy and Security. 8 (2). 213-227. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.2.112147.
Lukinyh V.F., Chishich D., Entoni A.D. (2021). Kontseptsiya usilennoy logistiki v sfere APK regiona [Concept of the enhanced logistics in agro-industrial complex of the region] Logistics Eurasian Bridge. 93-97. (in Russian).
Morozova N.I., Safin M.I. (2022). Osobennosti i rol APK v realizatsii ekonomicheskoy politiki gosudarstva, napravlennoy na obespechenie prodovolstvennoy bezopasnosti, v usloviyakh globalnyh vyzovov [Features and role of the aic in the implementation of the economic policy of the state aimed at ensuring food security under the conditions of global challenges]. Management accounting. (2-3). 553-560. (in Russian). doi: 10.25806/uu2-32022553-560.
Nosov A.L. (2021). Rol logistiki v otraslyakh selskogo khozyaystva strany [The role of logistics in the country's agricultural sectors]. Innovative development of economy. (1(61)). 92-98. (in Russian). doi: 10.51832/2223-7984_2021_1_92.
Podverbnyh O.E., Mezhova I.A. (2021). Denezhnye dokhody naseleniya v sisteme ustoychivogo razvitiya regiona [Money incomes of the population in the system of regional sustainable development]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1687-1704. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113844.
Polbitsyn S.N. (2021). Indikatory konkurentosposobnosti agrarnogo predprinimatelstva [Indicators of the agricultural entrepreneurship competitiveness]. Food Policy and Security. 8 (3). 317-330. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.8.3.112724.
Ryabchikova N.N. (2021). Menedzhment agropromyshlennogo klastera: tendentsii i perspektivy razvitiya v Rossii [Agricultural cluster management: trends and development prospects in Russia]. Leadership and Management. 8 (4). 555-566. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.4.113497.
Svirida Yu.Yu. (2021). Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii [Current problems and prospects for the development of the agro-industrial complex of the Russian Federation]. Matritsa nauchnogo poznaniya. (8-2). 72-78. (in Russian).
Yusufova O.M., Shiboldenkov V.A., Andreeva A.A. (2020). Analiz tekhnologiy tsifrovoy logistiki dlya avtomatizatsii i servisnoy integratsii skladskikh protsessov organizatsii [Analysis of digital logistics technologies for automation and service integration of the organization's warehouse processes]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1759-1772. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.3.110285.
Страница обновлена: 28.04.2025 в 05:27:19