Main approaches to tackling green logistics

Aleksandrova L.Yu.1, Kalinina G.V.1, Munshi A.Yu.2, Aleksandrova O.S.2, Munshi Sh.M.
1 Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета, Russia
2 Российская таможенная академия, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 3 (July-september 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49551607
Cited: 7 by 30.01.2024

Abstract:
The article substantiates the relevance of environmental practices of doing business and solving problems of green logistics based on various approaches. In order to identify their specifics and study their impact on the effectiveness of solving urgent environmental problems, a comparative analysis of the experience of companies practicing environmentally oriented management in logistics, as well as an analysis of the possibilities and limits of eco-technologies, was carried out. A comparative analysis of approaches addressing the challenges of green logistics was carried out. The following indicators were used: environmental policy and information transparency of the enterprise, priority areas of environmental activities and the organization of the "green office", the specifics of the implementation of logistics and communication processes, management system and result. Socio-ecological and economic guidelines of green logistics as a scientific and practical activity on safe strategic supply chain management aimed at minimizing environmental risks and optimizing resource consumption are defined. The necessity of integrating groups of practices used in creating environmentally sustainable chains (environmental management, green procurement and consideration of environmental criteria for selecting suppliers, eco-design, cooperation with customers) and state regulation in the field of environmental safety to prevent failures of green supply chains is substantiated.

Keywords: logistics activity, logistics greening, green logistics, system approach, functional approach

JEL-classification: Q01, Q56, Q57



Введение

В настоящее время все больше внимания уделяется вопросам охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов. Масштабность негативного воздействия на природу ставит под угрозу экологическое равновесие и создает угрозу экосистеме мира в целом [17] (Stegantsov, Karpova, 2017).

К сожалению, наша страна не является исключением. Экологическая обстановка в РФ признана неблагополучной. Об этом свидетельствуют данные раздела II Стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 года, принятой Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 [1]. Это проявляется в следующем: высоком уровне загрязнения воздуха в городах; загрязнении поверхностных и подземных вод, деградации водных экосистем, низком качестве питьевой воды; ухудшении состояния земель и почв (общая площадь находящихся в обороте загрязненных земель составляет около 75 млн га); ежегодном увеличении количества отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах и свалках, и др. [3] (Albekov, 2016).

По мнению экспертов, ухудшение экологической ситуации в стране приводит к ежегодным экономическим потерям, составляющим 4–6% ВВП России. Внедрение природоохранных и ресурсосберегающих технологий в РФ позволит получить минимальный экономический эффект в объеме 500 млн долларов в год, в транспортном комплексе – до 400 млн долларов, в агропромышленном комплексе – более 500 млн долларов [11] (Krupenkina, 2018).

В практике предпринимательских структур большое значение начинает приобретать реализация логистических функций при корректном и бережном поведении по отношению к окружающей среде [2] (Abramova, Kuskova, Karpova, 2014). Перемещение материальных потоков по рыночной цепи посредством выполнения закупочных, транспортных и складских операций, комплексность логистических процессов и географическая «разобщенность» звеньев цепи влекут необходимость решения экологических проблем. Это определяет актуальность исследования различных подходов к решению проблем зеленой логистики, необходимость учета экологических требований как в экономике в целом, так и в логистической деятельности предприятий.

Целью исследования является сравнительный анализ функционального и системного подходов к решению проблем зеленой логистики и их влияния на эффективность решения экологических проблем. Их диагностика и решение, а также решение исследовательских задач стали возможными благодаря применению методов теоретического и эмпирического исследования, статистического и системного анализа.

В связи с этим авторами предлагается гипотеза: применение системного подхода к решению проблем негативного воздействия логистических усилий на экологию (нарушение экосистем грунтовых вод, ухудшение состояния воздуха, почвы, воды и др.) лежит в основе построения безопасных логистических систем и эффективных взаимоотношений в цепи поставок, позволяет комплексно оценить деятельность предприятия на уровне конкретных характеристик и показателей.

Научная новизна исследования заключается в том, что определены социо-эколого-экономические ориентиры зеленой логистики, особенности и возможности функционального и системного подходов к решению ее проблем.

Сущность и значение зеленой логистики

Проблемам экологической составляющей управления цепями поставок посвящены исследования многих как отечественных (Т.С. Абрамова [2] (Abramova, 2014), Е.А. Белова [4] (Belova, 2021), С.А. Бугаян [5] (Bugayan, 2017), А.Н. Воронков [6] (Voronkov, 2012), Т.Е. Евтодиева [8] (Evtodieva, 2018), Д.А. Кабертай [9] (Cabertai, 2013), Н.А. Осинцев [16] (Osintsev, 2018), П.А. Стеганцов [17] (Stegantsov, 2017) и др.), так и зарубежных (Г. Агарвал [18] (Agarwal, 2017), Дж. Таккар [18] (Thakkar 2017), А Чак [19] ak, 2015) и др.) ученых. Анализ результатов их исследований позволяет отметить отсутствие единых подходов к решению проблем зеленой логистики и экологизации профессиональной деятельности. Поскольку экологические аспекты деятельности стали проявляться в рамках развития зеленой экономики (в 2011 году Комиссией по устойчивому развитию ООН в 2011 году было дано определение зеленой экономике [13] (Maksimtsev, Kostin, Gorodilov, Onufrieva, 2022)), целесообразно, на наш взгляд, использовать термин «зеленая логистика». Она представляет собой науку об эффективном управлении материальными и сопутствующими потоками при минимизации негативного воздействия на окружающую среду посредством использования ресурсосберегающих технологий, экобезопасной перевозки, складирования и хранения товаров.

Как деятельность по безопасному стратегическому управлению цепью поставок [16] (Osintsev, Rakhmangulov, 2018) она предусматривает применение экологически безопасных технологий и оборудования на всех стадиях движения потоков (от закупки сырья до реализации готовой продукции) с целью минимизации экологических рисков, оптимизации ресурсопотребления и повышения потребительской ценности продукции для потребителей. Применение правил зеленой логистики обеспечивает движение материала до его «превращения» в товар с последующим сбором, сортировкой, транспортировкой отходов и их доведением до утилизации, до безопасного хранения в среде.

Зеленая логистика предполагает интеграцию экологического и социально-экономического аспектов на всех этапах управления цепью поставок [15] (Omelchenko, Aleksandrov, Brom, 2013). Ее экономическая составляющая отвечает за оптимизацию логистических издержек; социальная – формирует условия безопасного производства, распределения и использования продукции; экологическая – способствует улучшению экологической обстановки при условии сохранения качества продукции. Применение энерго- и ресурсосберегающих технологий наряду с интеграцией обозначенных составляющих управления сквозными логистическими потоками формирует контур зеленой логистики.

Требования к внедрению в процесс управления фирмой комплекса социо-эколого-экономических ориентиров лежат в основе концепции устойчивости цепей поставок и «тройного критерия» к логистическому менеджменту (рис. 1).

Рисунок 1. Составляющие устойчивости логистической цепи

Источник: [19, с. 253] (Żak, 2015, р. 253).

Как видим из рисунка 1, устойчивость цепи поставок обеспечивается интеграцией составляющих, комплексным рассмотрением всех изучаемых вопросов, наличием доминирующей роли сложного (не простого) и целого (не составляющих элементов) объекта или явления.

Таким образом, основой управления потоковыми процессами является системный анализ, позволяющий рассматривать любой объект исследования как интегрированную логистическую систему, несмотря на то, что она состоит из отдельных компонентов.

Практический опыт компаний по применению зеленых логистических технологий

Анализ опыта зарубежных компаний, практикующих экологически ориентированное управление логистической деятельностью, показывает, что согласованность эколого-экономических факторов приводит к положительным результатам (табл. 1).

Таблица 1

Опыт зарубежных компаний по реализации экомероприятий

Предприятие
Эко-мероприятия
Наименование
Страна
Monoprix
Франция
Перевозка грузов по железной дороге на логистическую платформу. Доставка товаров транспортом, работающим на природном газе. Использование транспорта на электрической тяге
Franprix
Доставка товаров речным транспортом
Amazon
США
Применение упаковки, состоящей на 100% из утилизируемых материалов с использованием минимум упаковочного материала
United Parcel Service (UPS)
Использование машин с гибридными двигателями, ежегодно потребляющих на 35% галлонов топлива меньше
Itella
Финляндия
Мониторинг расхода ресурсов для поиска возможностей сокращения потребления (переход на светодиодные лампы). Раздельный сбор отходов по видам. Контроль выхлопов транспортных средств
Unilever
Нидерланды, Великобритания
Снижение уровня выбросов за счет мультимодальных перевозок. Сокращение автомобильных перевозок
Kawasaki Kisen Kaisha (K Line)
Япония
Установка на судах компьютерной системы, оптимизирующей работу двигателя на основе мониторинга погодных условий
Deutsche Bahn Schenker Rail
Германия
Получение электричества для электровозов из возобновляемых источников энергии за счет дополнительных сборов с клиента
Источник: составлено авторами.

К примеру, внедрение экомероприятий японской компанией K Line привело к уменьшению объемов вредных выбросов в атмосферу на 1%. При применении оператором экспресс-доставки UPS машин с гибридными двигателями выбросов газа станет на 671 тонну в год меньше. Немецкий перевозчик Deutsche Bahn Schenker Rail предложил способ переправки грузов, полностью исключающий выброс углекислого газа [4] (Belova, Zhevtun, Karbyshev, 2021). Результатом такой эффективной деятельности стало применение зеленых технологий в логистике, системного подхода к решению проблем зеленой логистики в целом.

К зеленым технологиям принято относить инновационные решения в сфере переработки и вторичного использования материалов, очистки сточных вод, энергосбережения, контроля над загрязнением воздушной среды, защиты окружающей среды, возобновляемых источников энергии [6, с. 62] (Voronkov, Tochkov, Vakulenko, 2012, р. 62). Применение ресурсосберегающих технологий в логистике позволяет сократить запасы материалов (40–60%), ускорить оборачиваемость оборотных средств (20–40%), снизить расходы на погрузочно-разгрузочные и складские работы (15–30%). С другой стороны, оно приводит к увеличению транспортных расходов (в 1,5–2 раза). Это объясняется тем, что применение принципов и правил зеленой логистики в компаниях ограничено рядом факторов:

– высокой стоимостью внедрения ресурсосберегающих технологий;

– отсроченным во времени результатом экологизации деятельности;

– отсутствием отработанных методик применения зеленых технологий на предприятии;

– отсутствием практики формирования возвратных логистических потоков и устоявшихся традиций сортировки отходов, повторного использования материалов (табл. 2).

Таблица 2

Возможности и ограничения применения

зеленых логистических технологий

Технологии
Возможности
Ограничения
Применение многооборотной тары, энергосберегающих и экологически чистых материалов при строительстве складов
Снижение издержек на утилизацию, закупку тары. Снижение токсичных испарений в процессе эксплуатации складских зданий, затрат на энергообеспечение складов
Быстрый износ тары из-за воздействия химических реагентов. Высокая стоимость возведения специализированных складов
Повышение грузоподъемности транспортных средств
Уменьшение выбросов продуктов горения топлива в атмосферу
Грузоподъемность транспорта определяется нормами техники безопасности
Обеспечение утилизационных процессов
Исключение выбросов отходов. Дополнительный доход за счет их продажи на вторичную переработку
Малое количество фирм, занимающихся переработкой токсичных отходов
Переход на экологически чистые виды транспорта
Минимизация выбросов продуктов горения топлива
Ограничение сети маршрутов ж/д и водного транспорта
Сокращение маршрутов транспортировки
Минимизация выбросов продуктов горения топлива, транспортных затрат
Обширная география объектов промышленности в России
Источник: [11] (Krupenkina, 2018).

В силу имеющихся возможностей, желания потребителей пользоваться экопродуктами производителя с «зеленой репутацией», в настоящее время наблюдается рост российских компаний, принимающих «зеленые решения». Например, ОАО «РЖД» занимается природоохранной деятельностью, решает вопросы охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов, защиты от шума, обращения с отходами, технического перевооружения. Несмотря на беспрецедентные внешние вызовы, ОАО «РЖД» сохранило лидерские позиции по энергоэффективности и экологичности среди международных компаний мира [20]. Выбор приоритетов ОАО «РЖД» в области рационального природопользования и повышения экологической безопасности до 2025 г. определен Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [там же].

Сравнительный анализ подходов к решению проблем зеленой логистики

Для многих отечественных компаний, к сожалению, основной задачей остается обеспечение экономической эффективности, а внедрение зеленых технологий считается нерентабельным [11] (Krupenkina, 2018). Причиной этого являются несогласованность и разрозненность логистических потоков, нерешенные разногласия между функциональными областями и соответствующими подразделениями, то есть функциональный подход. Его особенности приведены в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная характеристика функционального

и системного подходов к решению проблем зеленой логистики

Показатели
Функциональный подход
Системный подход
Экологическая политика предприятия
v Формирование политики в области экологической безопасности.
v Частичное ее внедрение.
v Имиджевый характер экологических программ
v Разработка и реализация экологической стратегии и политики.
v Их модификация.
v Внедрение корректирующих действий по выявленным несоответствиям
Система менеджмента, экологическое управление
v Соблюдение требований экологического законодательства.
v Внутренний аудит. Проведение оценки воздействия компании на экологию
v Разработка экологических программ (совместно с контактными аудиториями) и внутренних отчетов.
v Высокая экологическая ответственность
Направленность бизнеса и интересы предприятия
v Эколого-ориентированный бизнес.
v Сбалансированность интересов компании, государства, общества в целом
v Социо-эколого-ориентированный бизнес.
v Сбалансированность интересов компании, государства, общества, целевых аудиторий, потребителей
Приоритетные направления экодеятельности
v Малоконтролируемое снижение потребление природных ресурсов при частичном их восстановлении
v Энерго- и ресурсосбережение, рациональное использование ресурсов
Информационная прозрачность деятельности предприятия
v Недостаточно полное информирование потребителей.
v Официальное обнародование минимально возможных показателей доходов
v Открытость информации.
v Широкая доступность информации для потребителей (предоставление сертификатов на продукцию и др.)
Подходы к организации «зеленого офиса»
v Переход на экологические стандарты в обустройстве офисов, уменьшающих нагрузку на окружающую среду.
v Экономия ресурсов
v Поддержание зеленого офиса.
v Экопросвещение персонала
v Долговременный характер взаимоотношений с клиентами
Характер, специфика реализации логистических и коммуникативных процессов
v Ситуативность и фрагментарность.
v Непрерывность выполняемых логистических операций и функций без учета потребностей клиентов.
v Низкий уровень внимания к клиентам и фрагментарность работы с ними
v Комплексность и интегрированность.
v Многоканальная интеграция: бизнес-процессов и коммуникаций с потребителями.
v Активная и интерактивная природа персонального общения с клиентами
Ценность продукции для потребителей и их ожидания
v Недостаточно высокая ценность.
v Пригодность функциональная, безопасность продукции, экономические и этические требования к ней
v Высокая ценность с повышающим трендом.
v Выполнение фирмой обязательств, обусловленных законами, документами, природоохранные требования
Обслуживание покупателей
v Обслуживание без учета истории контактов и покупательского профиля
v Обслуживание индивидуализированное, предоставление онлайновых услуг
Эффект. Результат
v Эколого-экономический, эпизодический.
v Экономическая выгода, максимизация прибыли.
v Сокращение эконагрузки на окружающую среду
v Социально-экологический, долговременный.
v Интеграция экономической выгоды, социо-экологиче­ских аспектов
Источник: составлено авторами.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что анализ подходов к решению проблем зеленой логистики можно проводить по следующим показателям: экологическая политика и информационная прозрачность предприятия, характер реализации логистических и коммуникативных процессов, приоритетные направления экологической деятельности и организация «зеленого офиса», система менеджмента и результат и др.

В целом системный подход к решению проблем зеленой логистики проявляется в следующем:

– согласование экологически безопасных логистических процессов и характеристик, потребностей в ресурсах в начале и конце цикла;

– синхронизация экологически безопасных логистических потоков;

– интеграция усилий компании по экологизации с контактными аудиториями, интеграция снабжения, производства и распределения;

– ликвидация несоответствий между целями и показателями (в том числе экологическими) логистической системы и ее элементов;

– учет структуры и динамики функциональных циклов, связывающих предприятие с его потребителями и поставщиками в единую экологически устойчивую снабженческо-сбытовую цепь;

– обеспечение продвижения экопродукции через цепь пошагового добавления стоимости с приобретением товара/услуги в необходимое место и время, в надлежащем количестве и качестве, с минимальными затратами;

– конструктивность решения задач и проблем логистической деятельности.

Конструктивность как составляющая системного подхода должна занимать особое место в исследованиях безопасного для окружающей среды сквозного управления логистическими потоками. В системе зеленой логистики она предусматривает: соблюдение принципов реализации экотехнологий и решений, гармонизацию параметров материальных потоков в цепи поставок, проведение экологического аудита, отражение источников ресурсосбережения в фирменных стандартах экологического менеджмента.

Координация экомероприятий независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции [8] (Evtodieva, 2018), переход с функционального к системному подходу создают благоприятные возможности для эффективного решения проблем зеленой логистики.

Заключение

Использование зеленого подхода обеспечивает тесную связь между экологическими, экономическими и социальными целями любого государства, что способствует достижению целей устойчивого развития [10] (Klementovichus, Maksimtsev, Sarakhanova, 2022).

Снижение экологического давления на окружающую среду возможно посредством экологизации всех ее функциональных областей [18] (Vijayvargy, Thakkar, Agarwal, 2017) (закупочной, производственной, распределительной, транспортной, информационной, логистики) и всей системы товародвижения, способной обеспечить выход компании на внутренний и внешний рынок, отвечающий предпочтениям потребителей. Применение системного подхода к исследованию и решению проблем зеленой логистики является маркетинговым инструментом создания положительного имиджа организации, фактором «удержания» клиентов, основой формирования клиентоориентированного бизнеса в целом. Это положительно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли, заинтересованности потенциальных инвесторов [14] (Munshi,,Munshi, Aleksandrova,,2014).

Системность и клиентоориентированность – линия рыночного поведения компании, направленная на охрану окружающей среды и клиента, который стал сегодня экологически осведомленнее и «вынуждает» производителей и поставщиков продукции идти на «зеленые» решения.

Таким образом, государство и общественность формируют концепцию зеленой логистики и ее направленность; потребители и компании задают вектор развития на уровне конкретного участника цепи поставок [5] (Bugayan, Ignatov, Ivanov, 2017). С точки зрения макроэкономической политики государством должна обеспечиваться экономическая поддержка экологизации экономики, включая в себя налогообложение, субсидии, страхование и пошлины, которые будут способствовать зеленому росту экономики и которые будут отличны от стандартных для мотивации предприятий [7] (Gurova, 2019).

Зеленая логистика, фокусирующаяся на партнерстве с поставщиками и потребителями, бережливом производстве и транспортно-складских процессах, погрузочно-разгрузочных работах, утилизации отходов, организации движения обратных потоков, связана со сквозным управлением материальными потоками как в направлении рынка потребителей, так и в обратном направлении. Следовательно, зеленая логистика и выделение особенностей функционального и системного подходов к решению ее проблем, представляющие новизну данной работы, предполагают практическую реализацию принципов реверсивной, маркетинговой, интегрированной логистики и экологического менеджмента.

Сравнительный анализ опыта компаний, практикующих экологически ориентированное управление логистической деятельностью, а также подходов к решению проблем зеленой логистики показал, что в современных условиях «изменения характеристик внешней среды, а также вследствие иных вызовов хозяйственной действительности» [12] (Makarov, Mikhaylov, Korenyako, 2022) необходимо сочетать системный и функциональный подходы, что способствует созданию благоприятной возможности «сохранения вариаций развития как необходимого условия обеспечения устойчивости хозяйственной системы» [там же].

Развитие опыта компаний по повышению экологичности логистической деятельности, развитие логистического бизнеса делают приоритетной ориентацию на достижение максимального соотношения между выгодами компании и затратами на организацию логистики посредством учета особенностей экономической среды и ее экологической составляющей.


References:

Abramova T.S., Kuskova E.S., Karpova N.P. (2014). Ekologicheskie napravleniya razvitiya logistiki [Ecological direction of development of logistics]. Problems of economy and management. (6(34)). 21-23. (in Russian).

Albekov A.U. (2016). Imperativy razvitiya ekologicheski chistyh tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii [Imperatives of the development of environmentally friendly technologies in the Russian Federation]. The journal «Vestnik of Rostov state university of economics». (3(55)). 11-20. (in Russian).

Belova E.A., Zhevtun I.F., Karbyshev A.V. (2021). «Zelenye» tekhnologii v logistike i upravlenii tsepyami postavok [Green technologies in logistics and supply chain management]. Vestnik Akademii znaniy. (43(2Z). 51-57. (in Russian). doi: 10.24412/2304-6139-2021-11037.

Bugayan S.A., Ignatov K.D., Ivanov N.D. (2017). Zelenaya logistika v Rossii: trudnosti i perspektivy [Green logistics in Russia: difficulties and prospects]. Zhurnal U. Ekonomika. Upravlenie. Finansy. (2(8)). 102-109. (in Russian).

Evtodieva T.E. (2018). Zelenaya logistika kak sostavlyayushchaya kontseptsii obshchey otvetstvennosti [Green logistics as part of the concept on shared responsibility]. Bulletin of the South Ural State University. Series: economics and management. 12 (1). 167-174. (in Russian). doi: 10.14529/em180120.

Gurova I.P. (2019). Inostrannye investitsii v zelenoy ekonomike [Foreign direct investment in green economy]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 597-608. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40623.

Kizim A.A., Kabertay D.A. (2013). Sovremennye trendy «zelyonoy» logistiki v usloviyakh globalizatsii [Modern trends of "green" logistics in the context of globalization]. Logostics. (1(50)). 46-50. (in Russian).

Klementovichus Ya.Ya., Maksimtsev I.A., Sarakhanova N.S. (2022). Predposylki formirovaniya nizkouglerodnogo trenda i ego vliyanie na energeticheskiy sektor [Low carbon trend and its impact on the energy sector]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (1(133)). 7-17. (in Russian).

Krupenkina V.S. (2018). «Zelenaya» logistika v neftegazovoy promyshlennosti Rossii: vozmozhnosti i ogranicheniya ["Green" logistics in the Russian oil and gas industry: opportunities and limitations] Scientific community of students: interdisciplinary research. 745-749. (in Russian).

Makarov I.N., Mikhaylov A.M., Korenyako E.A. (2022). Novye strategii gosudarstvennogo menedzhmenta v usloviyakh «zelenoy» povestki dnya i postkovidnoy perestroyki ekonomiki: voprosy obespecheniya ustoychivogo razvitiya [New strategies of public management in the context of the «green» agenda and post-crisis restructuring of the economy: ensuring sustainable development]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1673-1680. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114940.

Maksimtsev I.A., Kostin K.B., Gorodilov K.A., Onufrieva O.A. (2022). Razvitie energeticheskogo sektora Rossiyskoy Federatsii na osnove innovatsionnyh printsipov zelenoy ekonomiki [Development of the energy sector of the Russian Federation based on innovative principles of green economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1165-1184. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114809.

Munshi, A.Yu., Munshi, Sh.M., Aleksandrova, L.Yu. (2014). Problemy malyh i srednikh predpriyatiy regiona na zarubezhnyh rynkakh i puti ikh resheniya [Foreign trade marketing complex in regional enterprises]. The Bulletin of the Russian University of Cooperation. (4(18)). 35-39. (in Russian).

Omelchenko I.N., Aleksandrov A.A., Brom A.E. (2013). Osnovnye napravleniya razvitiya logistiki XXI veka: resursosberezhenie, energetika i ekologiya [Main directions of development of logistics of the XXI century: resource-saving, power and ecology]. Humanitarian Bulletin. (10(12)). 1-10. (in Russian). doi: 10.18698/2306-8477-2013-10-118.

Osintsev N.A., Rakhmangulov A.N. (2018). «Zelyonaya» logistika v Rossii i za rubezhom: obzor luchshikh praktik [«Green» logistics in Russia and abroad: best practices review]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soobscheniya. (3(71)). 120-134. (in Russian). doi: 10.6084/m9.figshare.14134280.v1.

Stegantsov P.A., Karpova N.P. (2017). «Zelenaya logistika» i ee rol v zhizni sovremennogo obshchestva ["Green logistics" and its role in the life of modern society]. Vestnik molodyh uchenyh Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. (2(36)). 136-138. (in Russian).

Vijayvargy L., Thakkar J., Agarwal G. (2017). Green supply chain management practices and performance: the role of firm-size for emerging economies Journal of Manufacturing Technology Management. 28 (3). 299323. doi: 10.1108/JMTM-09-2016-0123.

Voronkov A.N., Tochkov A.G., Vakulenko R.Ya. (2012). Napravleniya primeneniya «zelenyh» tekhnologiy v logistike [Major green technology trends in logistics]. Vestnik SamGUPS. (2(16)). 62-69. (in Russian).

Żak A. (2015). Research Papers Of The Wroclaw University Of Economics Wrocław: Publishing House of Wrocław University of Economics.

Страница обновлена: 25.04.2025 в 20:05:40