Геополитика и макроэкономические рычаги управления
Шеожев Х.В.1, Бабаян Л.К.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 8 (Август 2022)
Цитировать:
Шеожев Х.В., Бабаян Л.К. Геополитика и макроэкономические рычаги управления // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 2917-2934. – doi: 10.18334/ce.16.8.115236.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397052
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В данном исследовании анализируются главные геополитические и экономические тенденции в мировом пространстве и, в частности, в Российской Федерации. Проанализирована роль и значимость российской экономике в структуре мировой экономики. Определены приоритетные направления экономической политики российского государства, а также отмечены наиболее приоритетные и перспективные инструменты государственного регулирования экономики и рынка. Результаты представлены в форме перечня приоритетных задач, стоящих перед государством в части восстановления и поддержки экономики, сдерживания экономического спада и укрепления позиций на мировом экономическом пространстве.
Ключевые слова: геополитика, региональная экономика, макроэкономические инструменты, государственное регулирование, смешенная экономика
JEL-классификация: E02, E61, E60
Введение
Главная геополитическая цель государства есть обеспечение экономического суверенитета страны в мировой экономике, а через это безопасность страны.
Очевидно, что экономическое положение России зависит от влияния на нее множества геополитических факторов. Экономические факторы рассматриваются большинством исследователей в качестве главного геополитического процесса в развитии и представляют собой проявление различных аспектов бытия взаимообусловленных территориальным единством. В связи с этим важно сохранение целостности страны и обеспечение безопасности, что обусловило развитие сильной централизованной власти , наличие мощной военной промышленной отрасли и развитие социально демократических институтов страны.
Геополитика страны определяется стратегическими планами и политическими действиями в условиях определенной международной ситуации и архитектуры мировых финансов. Экономика в самом общем виде воспринимается как искусство ведения хозяйства и торговли. Экономический процесс есть рациональное преобразование ресурсов и знаний в удовлетворенные общественные потребности людей.
Экономика отраслей, фирм и домашних хозяйств страны связаны между собой и образуют единое целое, и реализуются государственными и личными интересами. Когда интересы каждого человека и интересы государства в целом совпадают это идеальное социально-экономическое положение страны.
Целью исследования является установление тенденций и перспектив развития российской макроэкономической политики в условиях антироссийский санкций и общемирового геополитического кризиса. Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации и мира. Предметом исследования – инструменты регулирования и развития экономических взаимоотношений между крупнейшими игроками мирового рынка. В исследовании использованы логический, нормативный методы, а также комплексный, сравнительный, статистический, а также контент-анализ.
Анализ геополитических процессов на изменения в макроэкономическом развитии мира и Российской Федерации
Экономические цели государства связаны с обеспечением макроэкономической стабильности в стране на основе создания качественной правовой базы и материально технически условиями хозяйствования; созданием единой государственной денежной системы и механизмов ее регулирования; обеспечением защиты конкуренции; перераспределением ресурсов и знании; формированием бюджета страны и его реализации.
Основными интегральными макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт , валовой внутренний продукт, национальный доход ,размер внутреннего резерва денежных средств, размер золото-валютного резерва, сбалансированность бюджета и макроэкономических показателей , индекс цен, уровень и темпы инфляции, уровень безработицы и т. д. [1]. Выбор методов государственного регулирования реализуется через кредитно-денежную систему и ее обращения, через государственный бюджет, сбалансированность экспортного и импортного товара . Это входит в понятие рычагов государственного регулирования.
В условиях международного политического и экономического кризиса и временного экономического санкционного периода происходит обострение экономических и социальных проблем., нарушаются экономические и логистические связи, растет массовая безработица, обостряется конкуренция на мировых рынках [2]. В этих условиях требуется четкая государственная экономическая политика государственного регулирования экономики в сочетании с рыночными методами хозяйствования, введение новых экономических законов, не нарушающих рыночные методы управления.
Манипулирование налогами и государственными затратами для влияния на ВВП и уровень занятости осуществляется посредством фискальной политики. С началом спада в экономике государство в праве повысить свои затраты, формируя при этом дефицит бюджета, с одной стороны, и стимулируя рост ВВП, с другой стороны. Государственные затраты имеют мультипликативный эффект, изменения одной подсистемы приводят к изменению системы в целом порождая цепочку вторичных, третичных потребительских расходов и инвестиций [3]. В результате приращение государственных расходов по заработной плате приводит к увеличению валового внутреннего продукта прямо пропорционально, так как основная доля ВВП есть заработная плата и социальные расходы. Поэтому уменьшение заработной платы, введения новых налогов вызывает сокращение потребления и объема ВВП.
Как правило, «стимулирующая налогово-бюджетная политика может вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Кроме того, существуют проблемы времени». Возникающие такого рода проблемы решаются с помощью встроенных в экономику «стабилизаторы». Однако следует иметь в виду, что они лишь изменяют колебания цикла, но не могут полностью устранить проблему времени.
К числу встроенных катализаторов относятся также кроме изменения в налоговых отчислениях, размер ставки кредитования ЦБ пособия по безработице, индексация доходов граждан и другие [4]. Действие встроенных катализаторов приводит к образованию циклического дефицита, товаров и денег либо циклического профицита бюджетных средств, вызванных автоматическим сокращением или увеличением налоговых поступлений..
Государство влияет на экономику монетарной политикой, с помощью обязательных резервов или стабилизационных фондов, варьирования учетной ставкой и т. д., с их помощью достигая цели данной политики, направленные на поддержание на определенном уровне денежной массы или ставки процента кредитования [5]. От этого зависит позиция России в системе мировых финансов.
По данным 2020 года доля России в мировом ВВП составило 1,8%, мировой капитализации 0,74%, мировой денежной массе 0,72%, международных резервов 3,5%, в глобальном валютном обороте 1,1% [1]. А доля рубля в международных расчетах составляет всего лишь 0,2% [2]. Отсюда и вытекают последствия экономической безопасности и валютной зависимости от мировых финансов, где доля капитала России в МФВ составляет 2,7 % [3]. Причина низкой роли в системе мировых финансов состоит в отсутствии статуса резервной валюты рубля, ориентированные на рублевые цены в международных товарных расчетах и незначительная доля рублевых инструментов на международном финансовом рынке, при наличии большого количества валютных спекулянтов, играющих на валютном рынке против укрепления рубля [6]. Сегодня правительство России и ЦБР предложили новую двухконтурную программу развития финансовых структур и его инструментов, ориентированных на укрепление рубля. Создана схема двухконтурной денежной модели, состоящих из цепочки «безналичные рубли-капиталы вложения- запуск новых производств - выпуск новых товаров-наличная эмиссия» А также безналичные-наличные деньги , изолированные друг от друга за исключением оплаты труда [7].Такой подход требует создания транснациональной сети , банков и расчетных систем ,бирж и инвестиционных компаний , международных фондов и холдингов и тд.
Долг государства делится на внешний и внутренний. Для США и ЕС долг внутренний, созданный за счет эмиссии необеспеченных денег может реструктуризироваться, а для России – в основном долг внешний, который не может быть реструктуризирован или отсрочен. Госдолг России к 1 января 2021 г. увеличился на 5,4 триллиона рублей и составил 18,9 триллиона рублей [4], а по состоянию на 1 января 2022 года государственный долг России составил 20,4 триллиона рублей [5]. Главная причина – «шоковая терапия»., вызванная обвалом нефтяных цен в мире, а также новая коронавирусная инфекция, приведшая к пандемии [8]. В 2020 году по данным Счетной палаты РФ, внутренний государственный долг вырос на 4,6 триллиона рублей и достиг 14,7 триллиона рублей, объем внутренних заимствований Минфина РФ на отечественном рынке вырос в 2,5 раза (5,1 триллион рублей), превысив уровень предыдущего года и стал максимальным за 15 лет [6].
Это позволило покрыть дефицит федерального бюджета (4,1 триллиона рублей или 3,8% ВВП), при этом внешний государственный долг достиг 56,6 млрд долларов А расходы бюджета на обслуживание госдолга составили 784,2 млрд рублей без расходов местных и региональных бюджетов. В 2022 году ожидается увеличение долга до 20,8% ВВП, а в 2023 году – до 21,4% ВВП. С учётом санкций Европы и Запада эти расчеты могут значительно изменится Прогнозируются в 2024 году Государственный долг России достигнет 16,9 % ВВП, в США 140% ВВП, в Японии 238%, в КНР 72%, в Индии 63%, в Германии 44% [9]. При этом долг домашних хозяйств в России 17,2 %, в ША 78,3 %, в Японии 58,1 , в КНР 52%, в Индии 11,3% , в Германии 52,9% Таким образом чем развитее страна технологически и экономически тем больше долг населения государства. Такой подход не укладывается в концепцию стратегического развития России .
Поэтому по международным меркам, государственный долг России остается одним из самых низких в мире. С точки зрения сегодняшней ситуации когда замораживаются российские средства на счетах, чем больше долг, направленный на развитие отраслей экономики и инфраструктуры, тем лучше для страны [10]. К показателям устойчивости страны относятся: макроэкономическая зрелость, финансовая-кредитная стабильность, глобальная значимость и технологическая готовность.
Макроэкономическая зрелость определяется ростом ВВП, уровнем инфляции, уровнем безработицы, балансом текущего счета, балансом и размером бюджета на душу населения.
Финансовая стабильность определяется объемом денежных средств, кредитной обеспеченностью государственным долгом , долгом домашних хозяйств , балансом инвестиционных доходов , объемом золотого запаса и бюджетных средств [11].
Глобальная значимость определяется миграцией рабочей силы, экспортно- импортной квотой , долей в мировом капитале, числом крупных компаний с зарубежными активами , наличием трансконтинентальных компаний и холдингов, военно-промышленным комплексом и его боеспособностью.
Технологическая готовность определяется количеством научных вузов и институтов, числом учёных, числом интернет пользователей и абонентов мобильной связи, наукоемкостью технологий, импортной зависимостью, инвестициями в отрасли экономики и т.д.
Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи малоимущим. Государство устанавливает минимальную заработную плату. Все это успешно реализуется и в нашей стране.
Отмечается, что «...любая экономическая система не является застывшей или идеальной. Периоды перехода на качественно новую ступень в рамках одной экономической формации или ломки старой называют периодами трансформации [12]. А экономику таких периодов характеризуют как переходную. При этом изменение экономической системы может носить как эволюционный, так и революционный характер» [12]. Сегодня Россия оказалась посредником между различными цивилизациями. Борьба государственных систем привела к конфликту Юго-Восточной цивилизации (Китай, Индия, Россия) с Северо-Западной (Европа, США ,Англия).
Считается, что высокий уровень ВВП на душу населения говорит о высоком уровне развития экономики. Таким образом в таблие 1 представлен рейтинг, сравнивающий уровень ВВП на душу населения в нескольких странах.
Таблица 1. ВВП на душу населения по странам мира (2022 год).
Страна
|
ВВП на душу
населения (дол США)
|
Люксембург
|
116 015
|
Швейцария
|
87 097
|
США
|
63 414
|
Германия
|
46 208
|
Великобритания
|
41 125
|
Япония
|
40 193
|
Франция
|
39 030
|
Италия
|
31 714
|
Китай
|
10 435
|
Россия
|
10 127
|
Индия
|
1 928
|
Россия, Китай, Индия, США являются государствами-лидерами на международной арене, для которых характерны масштабные территории, высокая численность населения, ведущая роль в мировой экономике и политике [13].
В настоящее время СШАзанимает первое место в мире с точки зрения экономической стабильности. Россия же до 2022 года занимала 2 место в Европе и 6 место в мире по объему валового внутреннего продукта на душу населения.
Таблица 2. Сравнение России и США по экономическим показателям по данным Счетной Палаты РФ (2021 г.).
Показатель
|
Россия
|
США
|
ВВП (ППС) (в
млрд.$)
|
$4 358,0
|
$20 580,0
|
ВВП на душу населения
|
$30 284
|
$62 869
|
Реальный рост
ВВП
|
1,5%
|
2%
|
Уровень
инфляции
|
3,7%
|
1,7%
|
Безработица
|
5,5%
|
3,5%
|
Госдолг в % от
ВВП
|
19,5%
|
104%
|
Индекс
человеческого развития
|
0,816
|
0,924
|
Объем
международных резервов (в млн. $)
|
$468,7
|
$450,0
|
Численность
населения (в млн.)
|
146,7
|
329,0
|
Экспорт
|
$260,0 млрд.
|
$1,5 трлн.
|
Импорт
|
$165,0 млрд.
|
$2,2 трлн.
|
Благодаря природному и экономическому потенциалу Россия и США имеют высокие показатели по следующим отраслям: промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и др. В условиях развития цифровизации лидирующие позиции в структуре экономки заняли сфера услуг, информационные технологии, медицина и банковский сектор. Такая многовекторность в структуре национальной экономики позволяет предоставить возможности для ведения малого бизнеса [14]. Но существенная разница в заработных платах является главным в геополитике и пространстве. Чем больше заработная плата, тем выше ВВП, так как основная доля ВВП это заработная плата и социальные расходы.
Таблица 3. Сравнение размеров зарплат России и США по популярным профессиям.
Профессия
|
Россия
|
США
|
бухгалтер
|
$600
|
$3800
|
психолог
|
$700
|
$4000
|
юрист
|
$900
|
$7500
|
профессор
|
$790
|
$6000
|
судья
|
$800
|
$5000
|
таксист
|
$860
|
$2300
|
медсестра
|
$1000
|
$10000
|
сварщик
|
$900
|
$3000
|
металлург
|
$900
|
$7000
|
менеджер
|
$800
|
$6000
|
повар
|
$700
|
$3600
|
архитектор
|
$1100
|
$13500
|
стоматолог
|
$780
|
$8000
|
По международным исследованиям средняя продолжительность жизни в РФ составляет 71,2 года, коэффициент смертности – 13,4 (на 10-м месте в международном списке) [7]. В США – 79,5 лет, коэффициент смертности 8,2 (96-ое место в международном списке) [8].
Таблица 5. ВВП на душу населения (ППС в долларах США) по странам или территориям
Страна/
территория |
Регион
|
МВФ
|
Всемирный банк
| ||
Оценка
|
Год
|
Оценка
|
Год
| ||
США
|
Америка
|
76,027
|
2022
|
63,544
|
2020
|
Германия
|
Европа
|
63,271
|
2022
|
53,694
|
2020
|
Россия
|
Европа
|
30,013
|
2022
|
28,213
|
2020
|
Главная причина лидерства США – большая доля затрат и социальных платежей в объеме ВВП (более 30%).
В 2022 году госдолг США вырос до значений 30.1 трлн долларов, что составляет 131% от объёма ВВП страны [9].
Россия занимает 11 место по объему ВВП(в 2021 году показатель достиг 1.6 трлн долларов по сравнению с 1.46 трлн долларов в 2020 году) [10].
В нынешнем году ВВП России пророчат спад доли в мировом ВВП , связанной с геополитическим кризисом, вызванным санкционным давлением США и ЕС.
Таблица 6. Валовый внутренний продукт (в триллионах долларов США) по странам в 2021 году.
Страна
|
ВВП
($ трлн)
|
%
мирового ВВП
|
США
|
22.9
|
24.4
|
Китай
|
16.9
|
17.9
|
Япония
|
5.1
|
5.4
|
Германия
|
4.2
|
4.5
|
Великобритания
|
3.1
|
3.3
|
Индия
|
2.9
|
3.1
|
Франция
|
2.9
|
3.1
|
Италия
|
2.1
|
2.3
|
Канада
|
2
|
2.1
|
Южная
Корея
|
1.8
|
1.9
|
Россия
|
1.6
|
1.7
|
МВФ ухудшил прогноз для мировой экономики — рост ВВП замедлится до 3,6% в 2022 и 2023 годах. В 2021 году показатель составлял 6,1%. [11] У развивающихся стран Европы, в том числе России, рост сменится спадом
Во Франции фондовый рынок (индекс САС) снизился на 18%, в Германии (ДОХ) снизился на 19%, в Италии- на 12%. Инвесторы трех стран суммарно потеряли 1,6 трлн. долларов [12].
Таким образом, международный фонд развития пересмотрел темпы инфляции на 2022 год в сторону значительного повышения по причине мирового экономического кризиса, вызванного геополитической стратегией развитых и развивающих стран [15]. Он предупредил о риске отклонения инфляционных ожиданий, от цели центральных банков по инфляции и рекомендовал им ужесточить денежно-кредитную политику.
В период санкционной политики особо важно четко выразить позицию государственной власти по корректировке курса реформ, включая признание допущенных ошибок, объективный анализ их причин [16].
Для современной России осуществление административно-командного управления в сочетании с рыночным является существенно важным.
Эксперты и исследователи отмечают, что «государство поддерживая конкуренцию, борясь с монополией гарантирует стабильность системы в целом, эффективность макроэкономической политики [17]. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране. Устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и адекватная степень открытости национальной экономики, приведет к расширению производства общественных благ [18]. Поэтому в рыночной модели экономики государству принадлежит важная роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения частных общественных интересов».
Выводы
Российская экономическая специфика прежде всего основана на том, что Россия является странной с широким спектром возможностей, масштабными и ресурсно богатыми территориями, но, к сожалению, с невовлеченными мощностями. Глобальная задача как для государства, так и для бизнеса — широкое вовлечение территорий и мощностей в экономический оборот в рамках обеспечения экономического роста.
В рамках обеспечения устойчивого экономического роста национальной экономики необходимо дальнейшее развитие транспортных энергетических систем и новейших технологий, тем самым развивая инновационную составляющую экономической системы.
Современная геополитическая ситуация и государственное регулирование экономики позволяют определить следующие выводы:
1. Главная и глобальная задача — взаимосвязь и взаимодействие государства и рынка, формирование смешанной экономики с учетом комплексного развития инфраструктуры и цифровизации;
2. Защита и продвижение рубля как мировой валюты, а также поддержка экспорта сырьевых ресурсов;
3. Поддержка перспективных отраслей национальных экономики — приоритет государственного стратегического управления;
4. Разработка и внедрение «стратегии прорыва» в рамках обеспечения долговременных тенденций экономического роста;
5. Развитие социально значимых отраслей экономики — здравоохранение, образование, социальное обеспечение.
Не смотря на жесткое санкционное давление, российская экономика сохранит курс на мировое сотрудничество и останется открытой для инвестиций и торговли. Это время станет периодом укрепления экономического суверенитета страны и переориентации с Запада на Восток к азиатскому рынку, который растет более быстрыми темпами, чем Западный рынок. В сложившейся экономической, политической ,экологической и социальной ситуации глобальная миссия возложенная на Россию будет выполнена как всегда.
[1] Данные Росстата по росту ВВП РФ в 2021 г. оказались выше оценки Минэкономразвития [Электронный ресурс] — URL: https://www.interfax.ru/business/822979 (дата обращения: 01.08.2022)
[2] Данные Росстата по росту ВВП РФ в 2021 г. оказались выше оценки Минэкономразвития [Электронный ресурс] — URL: https://www.interfax.ru/business/822979 (дата обращения: 01.08.2022)
[3] Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] — URL:https://iorj.hse.ru/data/2011/05/11/1208857040/mezdval.PDF (дата обращения: 01.08.2022)
[4] В Счетной палате сообщили, как вырос госдолг России за 2021 год [Электронный ресурс] — URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220303/836243956.html (дата обращения: 02.08.2022)
[5] В Счетной палате сообщили, как вырос госдолг России за 2021 год [Электронный ресурс] — URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220303/836243956.html (дата обращения: 02.08.2022)
[6] Госдолг России вырос почти на 40% [Электронный ресурс] — URL:https://www.trtrussian.com/ekonomika/gosdolg-rossii-vyros-pochti-na-40-4553703 (дата обращения: 02.08.2022)
[7] Сравнительный анализ России и США [Электронный ресурс] — URL: https://emigrating.ru/sravnitelnyj-analiz-rossii-i-ssha/#_2022-2 (дата обращения: 02.08.2022)
[8] Сравнительный анализ России и США [Электронный ресурс] — URL: https://emigrating.ru/sravnitelnyj-analiz-rossii-i-ssha/#_2022-2 (дата обращения: 02.08.2022)
[9] Рейтинг экономик мира 2022, таблица ВВП стран мира [Электронный ресурс] — URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 02.08.2022)
[10] Рейтинг экономик мира 2022, таблица ВВП стран мира [Электронный ресурс] — URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 02.08.2022)
[11] МВФ ухудшил прогноз восстановления мировой экономики на ближайшие годы [Электронный ресурс] — URL: https://www.forbes.ru/finansy/463091-mvf-uhudsil-prognoz-vosstanovlenia-mirovoj-ekonomiki-na-blizajsie-gody (дата обращения: 02.08.2022)
[12] ссылка"Лидеры свободного мира" и энергетический кризис на Западе. О чем говорил Сечин на ПМЭФ [Электронный ресурс] — URL: https://tass.ru/ekonomika/14964577 (дата обращения: 02.08.2022)
Источники:
2. Макарова Т.Н., Семенова Е.Е. Основные направления государственного регулирования экономики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2021. – № 14. – c. 51-57. – doi: 10.36683/2500-249X/2021-14/51-57.
3. Морозов Ю.В. Подходы КНР, США и РФ в их борьбе в сфере геополитики. / Глава в книге: Глобальная и региональная политика стран «стратегического треугольника» США, КНР и Российской Федерации: обеспечение безопасности России. - Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – 40-53 c.
4. Медведкина Е.А., Медведкин Т.С. Имплементация модели «догоняющего развития» в системе макроэкономики АТР // Polish Journal of Science. – 2021. – № 42(42). – c. 35-40.
5. Узденова З.А. Особенности государственного регулирования экономики США // Молодежь. Наука. Образование. – 2020. – c. 187-191.
6. Vanhamäki S., Rinkinen S., Manskinen K. Adapting a Circular Economy in Regional Strategies of the European Union // Sustainability. – 2021. – № 3. – p. 1518. – doi: 10.3390/su13031518.
7. Daulet Singh Z. Changing Geopolitics and Negotiating Postures in the India-China Border Dispute // Kontury globalʹnyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. – 2021. – № 2. – doi: 10.23932/2542-0240-2021-14-2-4.
8. Солдатова А.В., Чиркова Е.И. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и истории права и государства // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2020. – c. 40-44.
9. Мурай О.В. Идеологическая основа русской геополитики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – № 8. – c. 17-19. – doi: 10.37882/2500-3682.2020.08.14.
10. Косарева Н.Д., Зуева Е.Г. Человеческий капитал и его роль в макроэкономике // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 6. – c. 59-62.
11. Косарева Н.Д., Зуева Е.Г. Человеческий капитал и его роль в макроэкономике // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 6. – c. 59-62.
12. Чурмантаева Я.Р. О проблемах и путях совершенствования государственного регулирования национальной экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 4(29). – c. 44-47.
13. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus. – 2020. – № 2. – c. 22-48. – doi: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-22-48.
14. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Оценка устойчивости социально-экономического развития регионов России // Мир новой экономики. – 2019. – № 2. – c. 97-110. – doi: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-97-110.
15. Плисецкий Е.Л., Шедько Ю.Н. Отечественный и зарубежный опыт пространственного развития территорий нового освоения // Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее: Сборник научных трудов участников Международной научной конференции - XXVI Кондратьевские чтения. Москва, 2019. – c. 315-320.
16. Смыслова О.Ю., Иванова Н.В. Систематизация подходов к определению региональной инновационной системы // Стратегирование регионального развития в новых экономических реалиях: Материалы Всероссийского экономического онлайн-форума с международным участием, приуроченного к празднованию 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета. Липецк, 2021. – c. 223-28.
17. Трофимов С.Е. Теоретические вопросы и модели государственного регулирования экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2021. – № 4(39). – c. 588-601. – doi: 10.21285/2227-2917-2021-4-588-601.
18. Турович Л.И. Влияние процессов государственного регулирования на условия работы в постпандемийный период экономики и банковской системы России // Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов: Сборник материалов II Международного внешнеэкономического научно-практического форума. Москва, 2021. – c. 433-437.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:05:08