Геополитика и макроэкономические рычаги управления

Шеожев Х.В.1, Бабаян Л.К.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397052
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В данном исследовании анализируются главные геополитические и экономические тенденции в мировом пространстве и, в частности, в Российской Федерации. Проанализирована роль и значимость российской экономике в структуре мировой экономики. Определены приоритетные направления экономической политики российского государства, а также отмечены наиболее приоритетные и перспективные инструменты государственного регулирования экономики и рынка. Результаты представлены в форме перечня приоритетных задач, стоящих перед государством в части восстановления и поддержки экономики, сдерживания экономического спада и укрепления позиций на мировом экономическом пространстве.

Ключевые слова: геополитика, региональная экономика, макроэкономические инструменты, государственное регулирование, смешенная экономика

JEL-классификация: E02, E61, E60



Введение

Главная геополитическая цель государства есть обеспечение экономического суверенитета страны в мировой экономике, а через это безопасность страны.

Очевидно, что экономическое положение России зависит от влияния на нее множества геополитических факторов. Экономические факторы рассматриваются большинством исследователей в качестве главного геополитического процесса в развитии и представляют собой проявление различных аспектов бытия взаимообусловленных территориальным единством. В связи с этим важно сохранение целостности страны и обеспечение безопасности, что обусловило развитие сильной централизованной власти , наличие мощной военной промышленной отрасли и развитие социально демократических институтов страны.

Геополитика страны определяется стратегическими планами и политическими действиями в условиях определенной международной ситуации и архитектуры мировых финансов. Экономика в самом общем виде воспринимается как искусство ведения хозяйства и торговли. Экономический процесс есть рациональное преобразование ресурсов и знаний в удовлетворенные общественные потребности людей.

Экономика отраслей, фирм и домашних хозяйств страны связаны между собой и образуют единое целое, и реализуются государственными и личными интересами. Когда интересы каждого человека и интересы государства в целом совпадают это идеальное социально-экономическое положение страны.

Целью исследования является установление тенденций и перспектив развития российской макроэкономической политики в условиях антироссийский санкций и общемирового геополитического кризиса. Объектом исследования является экономическая система Российской Федерации и мира. Предметом исследования – инструменты регулирования и развития экономических взаимоотношений между крупнейшими игроками мирового рынка. В исследовании использованы логический, нормативный методы, а также комплексный, сравнительный, статистический, а также контент-анализ.

Анализ геополитических процессов на изменения в макроэкономическом развитии мира и Российской Федерации

Экономические цели государства связаны с обеспечением макроэкономической стабильности в стране на основе создания качественной правовой базы и материально технически условиями хозяйствования; созданием единой государственной денежной системы и механизмов ее регулирования; обеспечением защиты конкуренции; перераспределением ресурсов и знании; формированием бюджета страны и его реализации.

Основными интегральными макроэкономическими показателями являются валовой национальный продукт , валовой внутренний продукт, национальный доход ,размер внутреннего резерва денежных средств, размер золото-валютного резерва, сбалансированность бюджета и макроэкономических показателей , индекс цен, уровень и темпы инфляции, уровень безработицы и т. д. [1]. Выбор методов государственного регулирования реализуется через кредитно-денежную систему и ее обращения, через государственный бюджет, сбалансированность экспортного и импортного товара . Это входит в понятие рычагов государственного регулирования.

В условиях международного политического и экономического кризиса и временного экономического санкционного периода происходит обострение экономических и социальных проблем., нарушаются экономические и логистические связи, растет массовая безработица, обостряется конкуренция на мировых рынках [2]. В этих условиях требуется четкая государственная экономическая политика государственного регулирования экономики в сочетании с рыночными методами хозяйствования, введение новых экономических законов, не нарушающих рыночные методы управления.

Манипулирование налогами и государственными затратами для влияния на ВВП и уровень занятости осуществляется посредством фискальной политики. С началом спада в экономике государство в праве повысить свои затраты, формируя при этом дефицит бюджета, с одной стороны, и стимулируя рост ВВП, с другой стороны. Государственные затраты имеют мультипликативный эффект, изменения одной подсистемы приводят к изменению системы в целом порождая цепочку вторичных, третичных потребительских расходов и инвестиций [3]. В результате приращение государственных расходов по заработной плате приводит к увеличению валового внутреннего продукта прямо пропорционально, так как основная доля ВВП есть заработная плата и социальные расходы. Поэтому уменьшение заработной платы, введения новых налогов вызывает сокращение потребления и объема ВВП.

Как правило, «стимулирующая налогово-бюджетная политика может вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Кроме того, существуют проблемы времени». Возникающие такого рода проблемы решаются с помощью встроенных в экономику «стабилизаторы». Однако следует иметь в виду, что они лишь изменяют колебания цикла, но не могут полностью устранить проблему времени.

К числу встроенных катализаторов относятся также кроме изменения в налоговых отчислениях, размер ставки кредитования ЦБ пособия по безработице, индексация доходов граждан и другие [4]. Действие встроенных катализаторов приводит к образованию циклического дефицита, товаров и денег либо циклического профицита бюджетных средств, вызванных автоматическим сокращением или увеличением налоговых поступлений..

Государство влияет на экономику монетарной политикой, с помощью обязательных резервов или стабилизационных фондов, варьирования учетной ставкой и т. д., с их помощью достигая цели данной политики, направленные на поддержание на определенном уровне денежной массы или ставки процента кредитования [5]. От этого зависит позиция России в системе мировых финансов.

По данным 2020 года доля России в мировом ВВП составило 1,8%, мировой капитализации 0,74%, мировой денежной массе 0,72%, международных резервов 3,5%, в глобальном валютном обороте 1,1% [1]. А доля рубля в международных расчетах составляет всего лишь 0,2% [2]. Отсюда и вытекают последствия экономической безопасности и валютной зависимости от мировых финансов, где доля капитала России в МФВ составляет 2,7 % [3]. Причина низкой роли в системе мировых финансов состоит в отсутствии статуса резервной валюты рубля, ориентированные на рублевые цены в международных товарных расчетах и незначительная доля рублевых инструментов на международном финансовом рынке, при наличии большого количества валютных спекулянтов, играющих на валютном рынке против укрепления рубля [6]. Сегодня правительство России и ЦБР предложили новую двухконтурную программу развития финансовых структур и его инструментов, ориентированных на укрепление рубля. Создана схема двухконтурной денежной модели, состоящих из цепочки «безналичные рубли-капиталы вложения- запуск новых производств - выпуск новых товаров-наличная эмиссия» А также безналичные-наличные деньги , изолированные друг от друга за исключением оплаты труда [7].Такой подход требует создания транснациональной сети , банков и расчетных систем ,бирж и инвестиционных компаний , международных фондов и холдингов и тд.

Долг государства делится на внешний и внутренний. Для США и ЕС долг внутренний, созданный за счет эмиссии необеспеченных денег может реструктуризироваться, а для России – в основном долг внешний, который не может быть реструктуризирован или отсрочен. Госдолг России к 1 января 2021 г. увеличился на 5,4 триллиона рублей и составил 18,9 триллиона рублей [4], а по состоянию на 1 января 2022 года государственный долг России составил 20,4 триллиона рублей [5]. Главная причина – «шоковая терапия»., вызванная обвалом нефтяных цен в мире, а также новая коронавирусная инфекция, приведшая к пандемии [8]. В 2020 году по данным Счетной палаты РФ, внутренний государственный долг вырос на 4,6 триллиона рублей и достиг 14,7 триллиона рублей, объем внутренних заимствований Минфина РФ на отечественном рынке вырос в 2,5 раза (5,1 триллион рублей), превысив уровень предыдущего года и стал максимальным за 15 лет [6].

Это позволило покрыть дефицит федерального бюджета (4,1 триллиона рублей или 3,8% ВВП), при этом внешний государственный долг достиг 56,6 млрд долларов А расходы бюджета на обслуживание госдолга составили 784,2 млрд рублей без расходов местных и региональных бюджетов. В 2022 году ожидается увеличение долга до 20,8% ВВП, а в 2023 году – до 21,4% ВВП. С учётом санкций Европы и Запада эти расчеты могут значительно изменится Прогнозируются в 2024 году Государственный долг России достигнет 16,9 % ВВП, в США 140% ВВП, в Японии 238%, в КНР 72%, в Индии 63%, в Германии 44% [9]. При этом долг домашних хозяйств в России 17,2 %, в ША 78,3 %, в Японии 58,1 , в КНР 52%, в Индии 11,3% , в Германии 52,9% Таким образом чем развитее страна технологически и экономически тем больше долг населения государства. Такой подход не укладывается в концепцию стратегического развития России .

Поэтому по международным меркам, государственный долг России остается одним из самых низких в мире. С точки зрения сегодняшней ситуации когда замораживаются российские средства на счетах, чем больше долг, направленный на развитие отраслей экономики и инфраструктуры, тем лучше для страны [10]. К показателям устойчивости страны относятся: макроэкономическая зрелость, финансовая-кредитная стабильность, глобальная значимость и технологическая готовность.

Макроэкономическая зрелость определяется ростом ВВП, уровнем инфляции, уровнем безработицы, балансом текущего счета, балансом и размером бюджета на душу населения.

Финансовая стабильность определяется объемом денежных средств, кредитной обеспеченностью государственным долгом , долгом домашних хозяйств , балансом инвестиционных доходов , объемом золотого запаса и бюджетных средств [11].

Глобальная значимость определяется миграцией рабочей силы, экспортно- импортной квотой , долей в мировом капитале, числом крупных компаний с зарубежными активами , наличием трансконтинентальных компаний и холдингов, военно-промышленным комплексом и его боеспособностью.

Технологическая готовность определяется количеством научных вузов и институтов, числом учёных, числом интернет пользователей и абонентов мобильной связи, наукоемкостью технологий, импортной зависимостью, инвестициями в отрасли экономики и т.д.

Почти во всех странах существуют программы социального страхования и государственной помощи малоимущим. Государство устанавливает минимальную заработную плату. Все это успешно реализуется и в нашей стране.

Отмечается, что «...любая экономическая система не является застывшей или идеальной. Периоды перехода на качественно новую ступень в рамках одной экономической формации или ломки старой называют периодами трансформации [12]. А экономику таких периодов характеризуют как переходную. При этом изменение экономической системы может носить как эволюционный, так и революционный характер» [12]. Сегодня Россия оказалась посредником между различными цивилизациями. Борьба государственных систем привела к конфликту Юго-Восточной цивилизации (Китай, Индия, Россия) с Северо-Западной (Европа, США ,Англия).

Считается, что высокий уровень ВВП на душу населения говорит о высоком уровне развития экономики. Таким образом в таблие 1 представлен рейтинг, сравнивающий уровень ВВП на душу населения в нескольких странах.

Таблица 1. ВВП на душу населения по странам мира (2022 год).

Страна
ВВП на душу населения (дол США)
Люксембург
116 015
Швейцария
87 097
США
63 414
Германия
46 208
Великобритания
41 125
Япония
40 193
Франция
39 030
Италия
31 714
Китай
10 435
Россия
10 127
Индия
1 928
Источник: составлено авторами по данным worldbank.org

Россия, Китай, Индия, США являются государствами-лидерами на международной арене, для которых характерны масштабные территории, высокая численность населения, ведущая роль в мировой экономике и политике [13].

В настоящее время СШАзанимает первое место в мире с точки зрения экономической стабильности. Россия же до 2022 года занимала 2 место в Европе и 6 место в мире по объему валового внутреннего продукта на душу населения.

Таблица 2. Сравнение России и США по экономическим показателям по данным Счетной Палаты РФ (2021 г.).

Показатель
Россия
США
ВВП (ППС) (в млрд.$)
$4 358,0
$20 580,0
ВВП на душу населения
$30 284
$62 869
Реальный рост ВВП
1,5%
2%
Уровень инфляции
3,7%
1,7%
Безработица
5,5%
3,5%
Госдолг в % от ВВП
19,5%
104%
Индекс человеческого развития
0,816
0,924
Объем международных резервов (в млн. $)
$468,7
$450,0
Численность населения (в млн.)
146,7
329,0
Экспорт
$260,0 млрд.
$1,5 трлн.
Импорт
$165,0 млрд.
$2,2 трлн.
Источник: составлено авторами по данным Счетной Палаты РФ

Благодаря природному и экономическому потенциалу Россия и США имеют высокие показатели по следующим отраслям: промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и др. В условиях развития цифровизации лидирующие позиции в структуре экономки заняли сфера услуг, информационные технологии, медицина и банковский сектор. Такая многовекторность в структуре национальной экономики позволяет предоставить возможности для ведения малого бизнеса [14]. Но существенная разница в заработных платах является главным в геополитике и пространстве. Чем больше заработная плата, тем выше ВВП, так как основная доля ВВП это заработная плата и социальные расходы.

Таблица 3. Сравнение размеров зарплат России и США по популярным профессиям.

Профессия
Россия
США
бухгалтер
$600
$3800
психолог
$700
$4000
юрист
$900
$7500
профессор
$790
$6000
судья
$800
$5000
таксист
$860
$2300
медсестра
$1000
$10000
сварщик
$900
$3000
металлург
$900
$7000
менеджер
$800
$6000
повар
$700
$3600
архитектор
$1100
$13500
стоматолог
$780
$8000
Источник: составлено авторами по данным worldbank.org

По международным исследованиям средняя продолжительность жизни в РФ составляет 71,2 года, коэффициент смертности – 13,4 (на 10-м месте в международном списке) [7]. В США – 79,5 лет, коэффициент смертности 8,2 (96-ое место в международном списке) [8].

Таблица 5. ВВП на душу населения (ППС в долларах США) по странам или территориям

Страна/
территория
Регион
МВФ
Всемирный банк
Оценка
Год
Оценка
Год
США
Америка
76,027
2022
63,544
2020
Германия
Европа
63,271
2022
53,694
2020
Россия
Европа
30,013
2022
28,213
2020
Источник: составлено авторами по данным worldbank.org

Главная причина лидерства США – большая доля затрат и социальных платежей в объеме ВВП (более 30%).

В 2022 году госдолг США вырос до значений 30.1 трлн долларов, что составляет 131% от объёма ВВП страны [9].

Россия занимает 11 место по объему ВВП(в 2021 году показатель достиг 1.6 трлн долларов по сравнению с 1.46 трлн долларов в 2020 году) [10].

В нынешнем году ВВП России пророчат спад доли в мировом ВВП , связанной с геополитическим кризисом, вызванным санкционным давлением США и ЕС.

Таблица 6. Валовый внутренний продукт (в триллионах долларов США) по странам в 2021 году.

Страна
ВВП ($ трлн)
% мирового ВВП
США
22.9
24.4
Китай
16.9
17.9
Япония
5.1
5.4
Германия
4.2
4.5
Великобритания
3.1
3.3
Индия
2.9
3.1
Франция
2.9
3.1
Италия
2.1
2.3
Канада
2
2.1
Южная Корея
1.8
1.9
Россия
1.6
1.7
Источник: составлено авторами по данным worldbank.org

МВФ ухудшил прогноз для мировой экономики — рост ВВП замедлится до 3,6% в 2022 и 2023 годах. В 2021 году показатель составлял 6,1%. [11] У развивающихся стран Европы, в том числе России, рост сменится спадом

Во Франции фондовый рынок (индекс САС) снизился на 18%, в Германии (ДОХ) снизился на 19%, в Италии- на 12%. Инвесторы трех стран суммарно потеряли 1,6 трлн. долларов [12].

Таким образом, международный фонд развития пересмотрел темпы инфляции на 2022 год в сторону значительного повышения по причине мирового экономического кризиса, вызванного геополитической стратегией развитых и развивающих стран [15]. Он предупредил о риске отклонения инфляционных ожиданий, от цели центральных банков по инфляции и рекомендовал им ужесточить денежно-кредитную политику.

В период санкционной политики особо важно четко выразить позицию государственной власти по корректировке курса реформ, включая признание допущенных ошибок, объективный анализ их причин [16].

Для современной России осуществление административно-командного управления в сочетании с рыночным является существенно важным.

Эксперты и исследователи отмечают, что «государство поддерживая конкуренцию, борясь с монополией гарантирует стабильность системы в целом, эффективность макроэкономической политики [17]. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране. Устойчивость финансовой системы, и прозрачность фондового рынка, и адекватная степень открытости национальной экономики, приведет к расширению производства общественных благ [18]. Поэтому в рыночной модели экономики государству принадлежит важная роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения частных общественных интересов».

Выводы

Российская экономическая специфика прежде всего основана на том, что Россия является странной с широким спектром возможностей, масштабными и ресурсно богатыми территориями, но, к сожалению, с невовлеченными мощностями. Глобальная задача как для государства, так и для бизнеса — широкое вовлечение территорий и мощностей в экономический оборот в рамках обеспечения экономического роста.

В рамках обеспечения устойчивого экономического роста национальной экономики необходимо дальнейшее развитие транспортных энергетических систем и новейших технологий, тем самым развивая инновационную составляющую экономической системы.

Современная геополитическая ситуация и государственное регулирование экономики позволяют определить следующие выводы:

1. Главная и глобальная задача — взаимосвязь и взаимодействие государства и рынка, формирование смешанной экономики с учетом комплексного развития инфраструктуры и цифровизации;

2. Защита и продвижение рубля как мировой валюты, а также поддержка экспорта сырьевых ресурсов;

3. Поддержка перспективных отраслей национальных экономики — приоритет государственного стратегического управления;

4. Разработка и внедрение «стратегии прорыва» в рамках обеспечения долговременных тенденций экономического роста;

5. Развитие социально значимых отраслей экономики — здравоохранение, образование, социальное обеспечение.

Не смотря на жесткое санкционное давление, российская экономика сохранит курс на мировое сотрудничество и останется открытой для инвестиций и торговли. Это время станет периодом укрепления экономического суверенитета страны и переориентации с Запада на Восток к азиатскому рынку, который растет более быстрыми темпами, чем Западный рынок. В сложившейся экономической, политической ,экологической и социальной ситуации глобальная миссия возложенная на Россию будет выполнена как всегда.

[1] Данные Росстата по росту ВВП РФ в 2021 г. оказались выше оценки Минэкономразвития [Электронный ресурс] — URL: https://www.interfax.ru/business/822979 (дата обращения: 01.08.2022)

[2] Данные Росстата по росту ВВП РФ в 2021 г. оказались выше оценки Минэкономразвития [Электронный ресурс] — URL: https://www.interfax.ru/business/822979 (дата обращения: 01.08.2022)

[3] Международный валютный фонд: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] — URL:https://iorj.hse.ru/data/2011/05/11/1208857040/mezdval.PDF (дата обращения: 01.08.2022)

[4] В Счетной палате сообщили, как вырос госдолг России за 2021 год [Электронный ресурс] — URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220303/836243956.html (дата обращения: 02.08.2022)

[5] В Счетной палате сообщили, как вырос госдолг России за 2021 год [Электронный ресурс] — URL: https://1prime.ru/state_regulation/20220303/836243956.html (дата обращения: 02.08.2022)

[6] Госдолг России вырос почти на 40% [Электронный ресурс] — URL:https://www.trtrussian.com/ekonomika/gosdolg-rossii-vyros-pochti-na-40-4553703 (дата обращения: 02.08.2022)

[7] Сравнительный анализ России и США [Электронный ресурс] — URL: https://emigrating.ru/sravnitelnyj-analiz-rossii-i-ssha/#_2022-2 (дата обращения: 02.08.2022)

[8] Сравнительный анализ России и США [Электронный ресурс] — URL: https://emigrating.ru/sravnitelnyj-analiz-rossii-i-ssha/#_2022-2 (дата обращения: 02.08.2022)

[9] Рейтинг экономик мира 2022, таблица ВВП стран мира [Электронный ресурс] — URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 02.08.2022)

[10] Рейтинг экономик мира 2022, таблица ВВП стран мира [Электронный ресурс] — URL: https://basetop.ru/rejting-ekonomik-mira-2021-tablitsa-vvp-stran-mira/ (дата обращения: 02.08.2022)

[11] МВФ ухудшил прогноз восстановления мировой экономики на ближайшие годы [Электронный ресурс] — URL: https://www.forbes.ru/finansy/463091-mvf-uhudsil-prognoz-vosstanovlenia-mirovoj-ekonomiki-na-blizajsie-gody (дата обращения: 02.08.2022)

[12] ссылка"Лидеры свободного мира" и энергетический кризис на Западе. О чем говорил Сечин на ПМЭФ [Электронный ресурс] — URL: https://tass.ru/ekonomika/14964577 (дата обращения: 02.08.2022)


Источники:

1. Lebedev A.V. Strategies of development of the national economy of Russia in the context of state financial regulation // Финансовый бизнес. – 2021. – № 8(218). – p. 43-49.
2. Макарова Т.Н., Семенова Е.Е. Основные направления государственного регулирования экономики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2021. – № 14. – c. 51-57. – doi: 10.36683/2500-249X/2021-14/51-57.
3. Морозов Ю.В. Подходы КНР, США и РФ в их борьбе в сфере геополитики. / Глава в книге: Глобальная и региональная политика стран «стратегического треугольника» США, КНР и Российской Федерации: обеспечение безопасности России. - Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2021. – 40-53 c.
4. Медведкина Е.А., Медведкин Т.С. Имплементация модели «догоняющего развития» в системе макроэкономики АТР // Polish Journal of Science. – 2021. – № 42(42). – c. 35-40.
5. Узденова З.А. Особенности государственного регулирования экономики США // Молодежь. Наука. Образование. – 2020. – c. 187-191.
6. Vanhamäki S., Rinkinen S., Manskinen K. Adapting a Circular Economy in Regional Strategies of the European Union // Sustainability. – 2021. – № 3. – p. 1518. – doi: 10.3390/su13031518.
7. Daulet Singh Z. Changing Geopolitics and Negotiating Postures in the India-China Border Dispute // Kontury globalʹnyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. – 2021. – № 2. – doi: 10.23932/2542-0240-2021-14-2-4.
8. Солдатова А.В., Чиркова Е.И. Государственное регулирование экономики: вопросы теории и истории права и государства // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XVII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2020. – c. 40-44.
9. Мурай О.В. Идеологическая основа русской геополитики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – № 8. – c. 17-19. – doi: 10.37882/2500-3682.2020.08.14.
10. Косарева Н.Д., Зуева Е.Г. Человеческий капитал и его роль в макроэкономике // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 6. – c. 59-62.
11. Косарева Н.Д., Зуева Е.Г. Человеческий капитал и его роль в макроэкономике // Символ науки: международный научный журнал. – 2021. – № 6. – c. 59-62.
12. Чурмантаева Я.Р. О проблемах и путях совершенствования государственного регулирования национальной экономики // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 4(29). – c. 44-47.
13. Тамбовцев В.Л., Рождественская И.А. Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus. – 2020. – № 2. – c. 22-48. – doi: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-22-48.
14. Фаттахов Р.В., Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Оценка устойчивости социально-экономического развития регионов России // Мир новой экономики. – 2019. – № 2. – c. 97-110. – doi: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-97-110.
15. Плисецкий Е.Л., Шедько Ю.Н. Отечественный и зарубежный опыт пространственного развития территорий нового освоения // Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее: Сборник научных трудов участников Международной научной конференции - XXVI Кондратьевские чтения. Москва, 2019. – c. 315-320.
16. Смыслова О.Ю., Иванова Н.В. Систематизация подходов к определению региональной инновационной системы // Стратегирование регионального развития в новых экономических реалиях: Материалы Всероссийского экономического онлайн-форума с международным участием, приуроченного к празднованию 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета. Липецк, 2021. – c. 223-28.
17. Трофимов С.Е. Теоретические вопросы и модели государственного регулирования экономики // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. – 2021. – № 4(39). – c. 588-601. – doi: 10.21285/2227-2917-2021-4-588-601.
18. Турович Л.И. Влияние процессов государственного регулирования на условия работы в постпандемийный период экономики и банковской системы России // Вызовы и решения для бизнеса: энергия регионов: Сборник материалов II Международного внешнеэкономического научно-практического форума. Москва, 2021. – c. 433-437.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:49