Homo Economicus как Homo Sapiens или как свободное время становится ограниченным ресурсом современной экономики

Ячин С.Е.1
1 Дальневосточный федеральный университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 5 (Май 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35100860
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье предлагается рассматривать модель «человека экономического» в рамках комплексной модели человеческого поведения во всей многомерности её мотиваций. Предлагаемая модель опирается на парадигму экзистенциального анализа, для которого исходным является полагание временности человеческого бытия. При этом обнаруживается действительное и исключительное значение экономической рациональности во всем мотивационном комплексе человеческой деятельности. Экономический мотив поведения становится особенно важным в современной сервисной экономике, которая превращает свободное время потребителя в ограниченный экономический ресурс. На рынке идет острая конкурентная борьба за использование свободного времени потребителя благ. Современная сервисная экономика сделала подвижной границу между рабочим и свободным временем, одновременно рассматривая свободное время в качестве ограниченного ресурса при потреблении разного рода услуг. Отсюда возникает необходимость экономических расчетов полных издержек времени, которое индивиды затрачивают на производство и потребление разного рода благ.

Ключевые слова: сервисная экономика, свободное время, экономическая мотивация, экзистенциальный анализ, экономическая рациональность, распределение времени, стоимость и цена

JEL-классификация: D46, D03, D01

Источники:

Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. - СПб.: Экономическая школа, 1998. – 230 с.
2. Автономов В.С., Белянин А.В. Поведенческие институты рыночной экономики: к постановке проблемы // Общественные науки и современность. – 2011. – № 2. – С. 112-130.
3. Беккер Г.С. Выбор партнера на брачных рынках // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1994. – № 6. – С. 12-36.
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: ГУ ВШЭ, 2003.
5. Вайзе П. Homo economicus и homo sociologicus: монстры социальных наук // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 3. – С. 115-130.
6. Веряскина В.П. Блеск и нищета «homo economicus»: теоретическая модель и ее онтологический статус // Философские науки. – 2009. – № 2. – С. 9-27.
Зиммель Г. Философия денег. Избранное. Проблемы социологии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=12121419.
8. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Психотерапия. – 2004. – № 4. – С. 41-48.
9. Лэнгле А. Самость во плоти. Экзистенция и психосоматика // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – № 1(84). – С. 7-69. – url: http://psyjournals.ru/mpj/2015/n1/75844.shtml.
10. Мартьянов В.С. Политические пределы homo economicus // Общественные науки и современность. – 2017. – № 2. – С. 104-118.
11. Марущак И.В. Эволюция модели экономического человека в теории человеческого капитала: от homo economicus до homo transactu // Креативная экономика. – 2017. – № 8. – С. 839-846. – doi: 10.18334/ce.11.8.38206.
12. Понукалина О.В. Труд и свободное время в дискурсе потребительских практик // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. – № 5. – С. 210-218.
Сэндел М. Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.
14. Толокина Е.Н. Свободное время как категория теоретической экономики // Теоретическая экономика. – 2012. – № 5(11). – С. 94-100.
Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. / Время и бытие. - М.: Республика, 1993.
Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: Ad marginem, 1997.
17. Ячин С.Е. Время и информация в экономических процессах // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. – 2008. – № 3(47). – С. 46-56.
Ячин С.Е. Дисциплинарные модели человека в социогуманитарных науках и социальной практике /Философия и методика ее преподавания // Философия и методика ее преподавания: сборник трудов кафедры философии Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета. Владивосток, 2015. – С. 195-218.
Becker Gary S. Economic Analysis and Human Behavior. In: L. reen and J.Kagel (eds.) Advances in Behavioral Sciences. Norwood (N.J.): Ablex Publ. Corp., 1987, v.1, p.3–17
20. Becker G.S. A Theory of the Allocation of Time // The Economic Journal. – 1965. – № 299. – С. 493-517.
Heckman J. Introduction to A Theory of the Allocation of Time by Gary Becker. University of Chicago, American Bar Foundation and IZA. [Электронный ресурс]. URL: http://repec.iza.org/dp8424.pdf.
22. Nyborg K. Нomo economicus and homo politicus: interpretation and aggregation of environmental values // Journal of Economic Behavior & Organization. – 2000. – № 3. – С. 305-322.
Sandel M. What Money Can't Buy: The Moral Limits of Markets. - New York: Farrar, Straus and Giroux, 2012.
24. Thaler R.H. From Homo Economicus to Homo Sapiens // Journal of Economic Perspectives. – 2000. – № 1. – С. 133-141.
Thaler R.H. Misbehaving: The Making of Behavioral Economics. - New York: W. W. Norton & Company, 2015.
Hunt H.T. On the Nature Of Consciousness. Cognitive, Phenomenological, And Transpersonal Perspectives. - М.: ООО «Издательство ACT» , 2004. – 555 с.
27. Weise Peter Homo economicus und homo sociologicus: Die Schreckensmänn der Socialwissenschaften // Zeitschrift für Sociologie. – 1989. – № 2. – С. 148-161.

Страница обновлена: 07.09.2025 в 22:30:46

 

 

Homo Economicus as Homo Sapiens or as free time becomes a limited resource of modern economy

Yachin S.E.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 5 (May 2018)

Citation:

Abstract:
The article proposes to consider the model of the "economic man" within the framework of the complex model of human behavior in the whole multidimensionality of its motivations. The proposed model is based on the paradigm of existential analysis, for which the initial assumption is the temporality of human existence. At the same time, the real and exclusive significance of economic motivation is revealed in the entire motivational complex of human activity. The economic motive is a model of all rationality, because he requires the commensurability of the result of activity with costs. The significance of the economic motive of behavior becomes especially important in the modern service economy, which turns the consumer's free time into a limited economic resource. In the market there is a sharp competitive struggle for the free time of the consumer of goods. It unfolds in all spheres of life: in information, in cultural and educational, in entertainment and other spheres. Modern service economy has made a mobile boundary between the working (regulated) and free (unregulated) time, at the same time this economy considers free time as a limited resource of consumption of various kinds of services. Hence there is a need for economic calculations of the total costs of time that individuals spend on the production and consumption of various kinds of goods. Only calculating the total costs of the finite time of life of people and communities within the framework of anthropocentric statistics will definitely establish the leading importance of human capital relative to the financial one and thus turn the economy towards to person.

Keywords: service economy, economic motivation, existential analysis, economic rationality, free time, time allocation, cost and price

JEL-classification: D46, D03, D01