Modern features and directions of fair wages formation for those sentenced to imprisonment

Dyatlov Yu.N.1, Notchenko V.V.2
1 Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний (Псковский филиал)
2 Псковский государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 12, Number 6 (June 2025)

Citation:

Abstract:
Nowadays, there is a need to improve the compensation of prisoners, which remains an essential element of social and labor relations given their isolation from society. Traditionally, prison labor is considered inexpensive due to the prisoners' limited labor potential, low motivation, and unique social and legal status. An assessment of wages in Russian penitentiary institutions showed that regardless of employment status, wages were significantly lower than those of employees in identical sectors of the economy and nearly half the minimum wage. Specific problems affecting prisoners' disposable income include their low professional qualifications and labor productivity, labor rationing shortcomings, failure to comply with labor standards, part-time work, and significant deductions. Based on this, the following priority approaches to improving the payment of penal labor have been identified: changing the procedure for calculating additional payments to prisoners' wages; preparing and applying unified internal recommendations for establishing differentiated labor standards for various categories of prisoners; reducing the maximum amount of deductions from prisoners' wages; strengthening public-private partnerships in the field of employment; and optimizing working conditions for prisoners.

Keywords: wages, sentenced to imprisonment, remuneration system, deduction, work rate, correctional institution

JEL-classification: J31, J32, J33, J38



Введение

Оплата труда лиц, содержащихся в местах лишения свободы, должна обеспечивать баланс между справедливой оценкой трудового вклада осужденных и обеспечением минимальных условий для воспроизводства рабочей силы, способствовать реализации стимулирующей и социальной функций. Однако сложившаяся на практике реальность далека от идеала, поскольку существующая в настоящее время система денежного вознаграждения пенитенциарного труда сталкивается с рядом серьезных проблем и диспропорций. Одна из них заключается в сохранении значительных расхождений между уровнем заработной платы осужденных и оплаты труда рабочих, занятых в аналогичных отраслях народного хозяйства.

В производственной деятельности уголовно-исполнительной системы России осужденные играют роль трудового ресурса с нестандартным статусом, поскольку с ними не заключаются трудовые договоры. Порядок оплаты труда данной категории работников определяется трудовым и уголовно-исполнительным законодательством и имеет некоторые особенности. На занятых трудом Заключенных распространяются премиальные выплаты, доплаты за вредные условия труда, работу в ночное время, сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни и др. В то же время они не получают доплаты за стаж работы, надбавки и льготы, предусмотренные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях [3, с. 49] (Antonyan, Grishko, Yakovleva, 2024, p. 41).

Если осужденный выполняет установленные трудовые нормы, его месячная заработная плата не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Гарантия начисления заработной платы осужденных не ниже уровня МРОТ является важной мерой их социальной защиты, однако она полностью не решает проблему справедливой оплаты пенитенциарного труда.

К числу актуальных аспектов исследования следует также отнести несовершенство ряда ключевых элементов механизма формирования располагаемой заработной платы осужденных, включая осуществление удержаний и отчислений из их заработка [4, с. 329] (Drozdova, Aksenova, 2018, p. 329).

Хотя в исправительных учреждениях в основном применяются повременная и сдельная системы оплаты труда, порядок установления тарифных ставок и норм выработки не всегда адаптирован к особенностям пенитенциарного труда. Это приводит к снижению мотивации осужденных и, следовательно, показателей социально-экономической эффективности их занятости.

Возможность получения заработной платы является важным стимулирующим фактором для заключенных. От размера заработка зависят возможности приобретения ими в магазинах при исправительных учреждениях дополнительных продуктов и товаров первой необходимости, оказания материальной поддержи близким и родственникам, исполнения установленных судом финансовых обязательств [11, с. 11] (Panteleev, Gusev, 2018, p. 11).

Для многих осужденных доход в виде заработной платы, полученный во время отбывания наказания, является ключевым ресурсом, который помогает справиться с бытовыми и финансовыми трудностями, возникающими после освобождения из мест лишения свободы. Именно недостаток средств нередко становится причиной совершения новых правонарушений [9, с. 109] (Moshnenko, 2018, p. 109).

Всё это указывает на важность вовлечения заключенных в сферу оплачиваемого надлежащим образом труда и создания необходимых условий, стимулирующих высокий уровень их трудовой активности.

Таким образом, целью данной работы является исследование современной специфики, социально-экономических тенденций и основных проблем оплаты пенитенциарного труда, рассмотрение первоочередных подходов к ее совершенствованию и формированию более справедливого заработка осужденных к лишению свободы с учетом современных экономических реалий и целей трудовой адаптации контингента исправительных учреждений.

Специфика и социально-экономические проблемы оплаты пенитенциарного труда

Отношение к вопросу обеспечения справедливого вознаграждения труда заключённых со стороны научного сообщества, администраций исправительных учреждений и общественности является неоднозначным и часто скептическим. Несмотря на важность устранения дискриминации в оплате труда лиц, находящихся в местах лишения свободы, по отношению к работникам, занятым в свободном обществе, экономическая сущность оплаты пенитенциарного труда часто рассматривается как остаточная доля в выручке собственника, а не рыночно определяемая цена труда. При этом основополагающими причинами невысокого вознаграждения труда осужденных обычно называется их ограниченный трудовой потенциал и явное неприятие работы. Именно изначальная неполноценность трудового ресурса и активное нежелание производительно и качественно выполнять работу являются формальными причинами низкой оплаты труда осужденных [15, с. 85–86] (Chernyshov, 2015, p. 8586).

Сложившиеся в настоящее время условия, при которых рабочая сила заключённых оказывается относительно недорогой, способствуют возникновению так называемой «ловушки бедности», при которой производственные подразделения исправительных учреждений могут быть не заинтересованы в модернизации производства, переходе на более современные технологии, а также в создании высокооплачиваемых рабочих мест. Как указано в исследовании О.А. Погудина, это явление может напрямую вести к деградации экономики производственного сектора уголовно-исполнительной системы [12, с. 39] (Pogudin, 2011, p. 39).

Рассматривая особенности оплаты труда лиц, занятых в местах лишения свободы, следует учитывать, что они могут привлекаться к хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений или к труду на работах, связанных с приносящей доход деятельностью, то есть на производственных объектах уголовно-исполнительной системы и сторонних организаций. Так, при снижении общей среднесписочной численности трудоустроенного континента с 191,9 тыс. человек в 2015 г. до 163,5 тыс. человек в 2024 г., порядка 70 % осужденных ежегодно были заняты в приносящих доход видах экономической деятельности исправительных учреждений, где преобладает сдельная форма оплаты труда. Остальная часть трудоустроенного контингента выполняла работы по хозяйственному обслуживанию пенитенциарных учреждений, оплачиваемые преимущественно в рамках повременной системы. В связи с этим в общей структуре занятых трудом осужденных, как правило, большую часть составляют сдельщики, из которых около 60% работают по индивидуальным нормам выработки, а 40 % – на основе единого бригадного подряда [7] (Kuz'mina, Lonchakova, 2023).

Большинство осужденных, занятых в приносящих доход видах экономической деятельности, трудится в специально созданных центрах трудовой адаптации (ЦТАО), являющихся структурными подразделениями исправительных колоний. Кроме того, в воспитательных колониях получили распространение учебно-производственные мастерские (УПМ), а в структуре лечебных исправительных учреждений функционируют лечебно-производственные мастерские (ЛПМ). По состоянию на начало 2024 г. по всем территориальным органам уголовно-исполнительной системы России насчитывалось порядка 596 указанных выше видов производственных подразделений исправительных учреждений. Наряду с этим осужденные к лишению свободы привлекаются к труду на 15 крупных федеральных государственных унитарных предприятиях (ФГУП) ФСИН России, а также на объектах сторонних организаций, на которые они выводятся при условии обеспечения надлежащей охраны и конвоирования [14].

Сравнительная оценка сложившегося уровня заработной платы осужденных, трудоустроенных на указанных выше производственных объектах, и работников предприятий и организаций идентичных отраслей экономики, показывает, что средний заработок последних даже для такого, невысоко оплачиваемого вида деятельности, как производство одежды, существенно превышает средний уровень оплаты труда осужденных, независимо от формы их занятости (табл. 1). Этот разрыв усиливается в отношении других видов экономической деятельности, получивших наибольшее развитие в исправительных учреждениях, включая деревообработку, производство пищевых продуктов и изготовление готовых металлических изделий.

Таблица 1

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата осужденных к лишению свободы и работников организаций некоторых видов экономической деятельности, руб.

Год
Формы занятости осужденных
Отдельные виды экономической деятельности в целом по РФ
ЦТАО, УПМ, ЛПМ
объекты ФГУП ФСИН России
объекты сторонних организаций
изготовление одежды
производство готовых металлических изделий
деревообработка
производство пищевых продуктов
2015
3037
6956
5671
15758
33059
20365
26493
2017
3675
7750
6362
20299
35970
25657
29920
2022
6679
15768
13635
27352
56481
40464
48467
2023
7555
19316
15830
34199
70380
45867
56865
2024
9502
22864
17490
40031
86192
56834
69637
Источник: составлено авторами на основе [13; 14]

Следует отметить, что ранее проведенное нами исследование субъективной оценки осужденными получаемого ими размера заработной платы показало, что 83,3% респондентов, содержащихся в колониях-поселениях и 77,6% осужденных, привлекаемых к труду в колониях строгого режима, не удовлетворены фактическим уровнем оплаты труда и считают его слишком низким в соотношении с результатами работы [5, с. 28] (Dyatlov, 2024, p. 28).

Указанную субъективную оценку подтверждает сравнение среднемесячного заработка осужденных с официально установленным на территории России МРОТ (рис. 1).

Рисунок 1. Изменение среднемесячной номинальной заработной платы осужденных к лишению свободы и МРОТ в среднем по РФ, руб.

Источник: составлено авторами на основе [8; 14]

Так, в течение последнего десятилетия среднемесячная заработная плата, полученная лицами, содержащимися в условиях изоляции от общества, была почти вдвое ниже МРОТ, установленного на начало соответствующего года. Более детальная оценка соотношения размера среднего уровня их оплаты труда и МРОТ (рис. 2), демонстрирует следующие изменения:

доля осужденных, получающих заработную плату на уровне ниже и равном МРОТ, возросла в рассматриваемом периоде с 79,5% до 83,8%;

в структуре указанной выше группы увеличилась доля заключенных, оплата труда которых составляла 50% от МРОТ и менее. Эта тенденция сохранялась в 2022-2024 гг., подчеркивая низкую эффективность труда значительной части осужденных;

удельный вес осужденных, получающих заработную плату в диапазоне от 50 до 100% от МРОТ, уменьшился с 32,3 до 24,1%, что связано с сокращением числа осужденных, выполняющих вспомогательные и обслуживающие виды работ в производственных подразделениях исправительных учреждений (наладчики, слесари-ремонтники, грузчики, уборщики, упаковщики, подсобные рабочие и т.п.), которые в основном формируют эту группу;

доля контингента, средняя оплата труда которого превышает МРОТ, снизилась с 20,5% в 2015 г. до 16,2% в 2024 г. Это свидетельствует о сохранении ряда ключевых проблем в сфере оплаты пенитенциарного труда.

Рисунок 2. Распределение занятых на работах, связанных с приносящей доход деятельностью, осужденных по соотношению их среднемесячной заработной платы и МРОТ, %

Источник: составлено авторами на основе [14]

Вопрос низкого размера оплаты труда занятого трудом контингента исправительных учреждений, остается одним из наиболее острых вопросов современной пенитенциарной системы России. Порядок реализации положений ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (далее – УИК РФ), устанавливающих зависимость заработной платы осужденных от степени выполнения норм труда и ее нижнюю границу на уровне МРОТ, на практике оказывается недостаточно эффективным, оставляя осужденных в крайне уязвимом положении [1]. Причины кроются в специфических проблемах, влияющих на формирование располагаемой заработной платы осужденных к лишению свободы.

Во-первых, в ряде случаев применяются недостаточно обоснованные нормы пенитенциарного труда. Действующие нормы устанавливаются исправительными учреждениями самостоятельно преимущественно на основе типовых норм Минтруда России для соответствующих отраслей производства и утверждаются руководством учреждений. При этом не всегда принимается во внимание региональная специфика и особенности типов исправительных учреждений, а также различия в трудовом потенциале отдельных категорий осужденных с учетом их физического состояния, трудового опыта и квалификации. Это может приводить к установлению завышенных норм труда, которые осужденные не всегда в состоянии выполнить, что влечет за собой пропорциональное уменьшению начисленной заработной платы.

Во-вторых, имеет место невысокое качество рабочей силы осужденных, которое является одной из причин снижения показателей выполнения норм выработки, что связано с невысокой мотивацией части спецконтигента к труду, его нежеланием работать. Например, около 15% привлеченных к труду лиц, отбывающих наказание в наиболее распространенном виде пенитенциарных учреждений – колониях строгого режима, демонстрируют явное неприятие трудовой деятельности, что подтверждается результатами проведённого опроса [6, с. 54] (Dyatlov, 2024, p. 54).

Более того, следует отметить низкий квалификационный уровень заключенных, плохое состояние здоровья, вызванное преступным образом жизни и наличие у ряда осужденных социально значимых заболеваний (наркомания, алкоголизм, туберкулез, ВИЧ-инфекция и др.), повышенной агрессии, психических расстройств. Все это усугубляется ограничениями, которые накладывает режим содержания в исправительных учреждениях, неполноценностью рациона питания, длительными сроками изоляции от общества. Поэтому достижение производительности труда свыше 50% от установленных норм для данной категории работников крайне затруднено [3, с. 65] (Antonyan, Grishko, Yakovleva, 2024, p. 65).

В-третьих, в производственных подразделениях исправительных учреждений наблюдаются недостатки в обеспечении условий труда, необходимых для выполнения норм выработки, низкий удельный вес высокопроизводительных рабочих мест, оснащенных современным оборудованием, что обусловлено ограниченными объемами бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели.

Согласно данным опроса примерно 40% занятых трудом заключенных-респондентов указали на неудовлетворенность условиями труда на своем рабочем месте. В качестве основных причин были выделены недостаточная освещенность помещений, некомфортный температурный режим в цехах, нехватка необходимых инструментов, рабочей одежды и обуви, заметный физический и моральный износ оборудования [5, с. 27] (Dyatlov, 2024, p. 27).

Вследствие влияния указанных выше факторов в последние годы свыше 70% осужденных, занятых на сдельных работах в исправительных учреждениях, не достигают установленных норм выработки (рис. 3). При этом в период с 2015 г. по 2024 г. средний уровень выполнения норм выработки, несмотря на некоторое его улучшение в 2017 г., снизился с 65,5 % до 52%.

Очевидно, что невысокая производительность труда ведет к пропорционально меньшему вознаграждению за труд в местах лишения свободы, что не способствует осуществлению полноценной социально-трудовой адаптации осужденных.

Рисунок 3. Динамика показателей выполнения норм выработки осужденными-сдельщиками, %

Источник: составлено авторами на основе [14]

В-четвертых, в ряде исправительных учреждений имеет место занятость трудоспособных осужденных на условиях неполного рабочего времени вследствие недостаточных объемов привлеченных учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы государственных, муниципальных и коммерческих заказов на производство и поставку продукции (оказание услуг). Несмотря на то, что в данном направлении деятельности подразделений трудовой адаптации осужденных в последние годы имеются существенные позитивные сдвиги, остаются случаи непредоставления работы для части контингента или его привлечения на неполный рабочий день, что напрямую влияет на размер заработной платы. Согласно данным ФСИН России доля занятых трудом осужденных в исправительных учреждениях в среднесписочной численности лиц, подлежащих привлечению к труду в 2024 г. составила 90,8%, тогда как 2015 г. она достигала 37,4 % [12].

В-пятых, уголовно-исполнительным законодательством установлены значительные размеры удержаний из начисленной заработной платы осужденных, предельный размер которых может достигать 75% (рис. 4).

Рисунок 4. Распределение начисленной заработной платы осужденных к лишению свободы

Источник: составлено авторами на основе ст. 99, 105, 107 УИК РФ [1]

В данном случае вопрос формирования располагаемых доходов заключенных регулируется нормами ст. 99 и ст. 107 УИК РФ, в соответствии с которыми после уплаты налога на доходы физических лиц и законодательно определенных вычетов, осужденным должен перечисляться на лицевой счет гарантированный доход в размере не менее 25% от начисленной заработной платы. Для отдельных социально уязвимых категорий осужденных, в которые включены лица, достигшие пенсионного возраста, инвалиды первой и второй группы, несовершеннолетние осужденные этот минимум увеличен до 50% [1].

Действующая система удержаний из заработной платы заключённых является существенным препятствием для их экономической мотивации к производительному труду, поскольку значительная часть денежного вознаграждения за труд уходит на уплату алиментов, погашение исков, а также компенсацию расходов на питание, одежду, индивидуальных средств гигиены, коммунально-бытовые услуги, предоставленные осужденному. В данном случае, по мнению И.Н. Чернышова, возникает ситуация социального неравенства, поскольку гарантированный законом минимальный набор благ доступен всем, в том числе неработающим осужденным, что в конечном итоге существенно снижает стимулы для трудовой деятельности, а работа воспринимается как неэффективное средство удовлетворения собственных нужд [13, с. 88] (Chernyshov, 2015, p. 88). Соответственно основная нагрузка, связанная с возмещением затрат государства по содержанию лиц в местах лишения свободы ложится на тех осужденных, кто осуществляет трудовую деятельность.

Некоторые направления совершенствования оплаты труда осужденных

В настоящее время большинство применяемых на практике для заключенных тарифных ставок ниже уровня, позволяющего получать официально установленный МРОТ. Поэтому в случае выполнения осужденными работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, а также перевыполнения норм времени или норм выработки, их начисленная заработная плата часто не превышает МРОТ. Это происходит вследствие того, что администрация исправительных учреждений сначала начисляет оклад и доплаты за работу в ночное время, сверхурочно, выходные и праздничные дни, после чего производит доначисление заработной платы до уровня МРОТ. В результате теряется стимулирующий эффект указанных доплат труда, так как итоговая сумма заработной платы не будет превышать МРОТ.

Учитывая то, что на осужденных в части доплат распространяются нормы трудового законодательства, исправительным учреждениям необходимо руководствоваться Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 года № 17-П, согласно которому не следует включать в состав заработной платы работника, не превышающей МРОТ, оплату работы в ночное время, сверхурочно, а также в выходные и нерабочие праздничные дни [2]. Такой подход позволит увеличить номинальную заработную плату осужденных с учетом полагающихся им доплат и надбавок, которые будут доначисляться после приведения ее тарифной части (оплаты по окладу) до уровня МРОТ.

Кроме того, в контексте обеспечения должного уровня оплаты труда для осужденных необходимо принять меры по пересмотру окладов по занимаемым ими должностям в исправительных учреждениях. В качестве основополагающего критерия целесообразно использовать структуру окладов, привязанную к профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих.

Важным аспектом разработки справедливой системы оплаты пенитенциарного труда выступает оптимизация порядка его нормирования. Оценка текущего состояния этого направления деятельности показывает необходимость тщательного пересмотра и корректировки применяемых норм выработки. Существует необходимость подготовки единых внутриведомственных методических рекомендаций по установлению обоснованных дифференцированных норм труда и тарифных ставок для спецконтингента, позволяющих создать стимулы для более продуктивной работы с учетом специфики деятельности и видов исправительных учреждений.

В пенитенциарной сфере целесообразно применять временные пониженные адаптивные нормы труда для заключенных, осваивающих новую профессию или относящихся к таким специфическим категориям, как несовершеннолетние, инвалиды, лица, достигшие пенсионного возраста, которые осуществляют трудовую деятельность по собственному желанию. Инициировать установление данных норм и срок их действия должен начальник центра трудовой адаптации осужденных, учитывая длительность адаптационного периода и реальные результаты, достигнутые осужденными в выполнении трудовых норм.

В рамках реализации научно обоснованных стандартов, касающихся переоснащения рабочих мест в соответствии с конкретными спецификациями, при внедрении новой продукции и технологий могут быть установлены оперативные нормы выработки на временной интервал до трёх месяцев. В исключительных обстоятельствах по инициативе руководства исправительного учреждения этот период может быть расширен [9, с. 61] (Neustroeva, 2019, p. 61).

Одним из ключевых направлений оптимизации системы денежного стимулирования труда осужденных является уменьшение предельных размеров удержаний из доходов осужденных, перевыполняющих нормы выработки. В рамках данного подхода мы считаем необходимым повысить гарантированный минимум дохода в виде заработной платы, зачисляемого на их лицевые счета после всех удержаний. Предложение увеличить этот минимум с установленных в настоящее время 25% до 50% от заработка осужденных и до 75% для работающих осужденных женщин с детьми является обоснованным и соответствует принципам социальной справедливости.

На практике возникают ситуации, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны контрагентов исправительных учреждений в части сроков оплаты товаров, работ и услуг, произведенных с привлечением труда осужденных. В связи с этим в течение ряда месяцев осужденные могут получать низкую оплату за труд, несмотря на формальное соблюдение законодательства. Причины такого положения дел лежат в слабом контроле исполнения контрактов и недостаточной защите интересов осужденных, что требует внедрения более жестких мер осуществления указанного контроля, а также ответственности для контрагентов, создания механизма страхования возможных рисков в случае неисполнения обязательств со стороны партнеров.

Как было отмечено выше, уровень оплаты труда осужденных существенно ограничивается рядом факторов, ключевым из которых является устаревание производственного оборудования, недостаточная фондовооруженность и степень обеспечения надлежащих условий труда. Для выхода из сложившейся ситуации необходим комплексный подход, включающий в себя привлечение наряду с государственными частных инвестиций. Реализуемые в настоящее время учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы механизмы привлечения частного капитала в развитие производственных мощностей исправительных учреждений дают определенный эффект, однако необходимо расширять формы государственно-частного партнерства в этой сфере. Создание долгосрочных планов развития производственных мощностей с учетом специфики каждого исправительного учреждения и спроса на рынке позволит планировать инвестиции более эффективно и выбирать наиболее востребованную специализацию.

Увеличение заработка осужденных также непосредственно связано с ростом уровня их профессиональной подготовки и квалификации. Заключённые должны проходить соответствующее обучение для работы на современном оборудовании как в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России и их филиалах, так и непосредственно на рабочих местах в производственных подразделениях исправительных учреждений. Исходя из этого требуется реализация комплекса мер, направленных на развитие системы профессионального образования и обучения осужденных к лишению свободы, в числе которых следует выделить оптимизацию отраслевой структуры профессиональной подготовки осужденных, создание обновляемого реестра современных востребованных профессий, в том числе в технической сфере, проведение профессионального отбора контингента исправительных учреждений, обеспечение развития учебных площадок с возможностями дистанционного обучения, а также расширение перечня программ повышения квалификации и развитие системы профессионального наставничества.

Заключение

Текущий уровень заработной платы осужденных отражает двойственную природу труда в условиях лишения свободы: с одной стороны, низкая оплата не стимулирует осужденных к повышению его производительности, с другой – демонстрирует экономико-правовую специфику использования трудовых ресурсов, которыми располагает современная пенитенциарная система России.

Оценка особенностей функционирования системы оплаты труда заключенных в исправительных учреждениях выявляет существенные диспропорции и проблемы, существующие в таких в ее ключевых элементах и факторах, как нормирование труда, формирование доплат и установление размеров удержаний, мотивация и квалификация осужденных, производительность их труда и др.

В целом проведенное исследование показывает, необходимость реализации ряда направлений совершенствования действующей системы оплаты пенитенциарного труда с целью к формированию более справедливого уровня заработка осужденных с учетом специфики и условий их занятости в зависимости от вида исправительного учреждения, квалификационного уровня и трудового потенциала, достижения целей социально-трудовой адаптации и ресоциализации в условиях изоляции от общества. В связи с этим рекомендуется реализовать в пенитенциарной практике современные требования к начислению доплат и размерам окладов, применяемых для общеотраслевых профессий рабочих, применять дифференцированные нормы труда, пониженные размеры удержаний из заработной платы осужденных, перевыполняющих нормы выработки. Обеспечение возможностей повышения уровня заработной платы контингента исправительных учреждений также напрямую связано с созданием условий, способствующих росту профессионального уровня и квалификации осужденных, применения соответствующих современным стандартам технологий производства и высокопроизводительного оборудования.


References:

Antonyan E.A., Grishko N.A., Yakovleva I.Yu. (2024). Labor of convicts M.: Nauchnyy konsultant.

Chernyshov I.N. (2015). To the issue of the precarization of work of the condemned. Labor and social relations. 26 (3). 82-93.

Drozdova E.A., Aksenova A.V. (2018). Problematic issues of wage regulation convicted. Probely v rossiyskom zakonodatelstve. (3). 328-329.

Dyatlov Yu.N. (2024). Assessment of organizational and administrative aspects of convicts' labor adaptation in penitentiary institutions of various types. Ekonomika. Professiya. Biznes. (1). 25-30. doi: 10.14258/epb202404.

Dyatlov Yu.N. (2024). Psychophysiological and socio-psychological features of adaptation to work of persons sentenced to imprisonment Penal enforcement system: pedagogy, psychology and law. 53-58.

Kuzmina I.A., Lonchakova T.A. (2023). Organization of audit of labor activity and remuneration of convicts in institutions of the penal system. Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 31 (3). 403-413. doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.403-413.

Moshnenko O.V. (2018). Structure of the salary of convicts to imprisonment. Teoriya i praktika nauchnyh issledovaniy: psikhologiya, pedagogika, ekonomika i upravlenie. (2(2)). 104-111.

Neustroeva N.N. (2019). Problematic issues of payment and rationing of labor sentenced to imprisonment. Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. (1). 59-65.

Panteleev V.A., Gusev A.S. (2018). On the issue of wages of convicts in places of deprivation of liberty. Humanitarian research. (12).

Pogudin O. (2011). Remuneration of convicts and reform of the penal system. Human and labour. (1). 37-42.

Страница обновлена: 31.05.2025 в 10:42:30