Активная политика на рынке труда в условиях санкций
Низова Л.М.1, Исаева В.В.1
1 Поволжский государственный технологический университет, Россия, Йошкар-Ола
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 8 (Август 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49375193
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Исследуется роль активной политики на рынке труда в снижении безработицы и увеличении занятости. Проведен рейтинг данных показателей в разрезе федеральных округов Российской Федерации, а также республик и областей Приволжского федерального округа. На основе мониторинга таких активных форм занятости, как трудоустройство, общественные работы, индивидуальная предпринимательская деятельности, социальный контракт, определена их динамика на примере Республики Марий Эл. Социологический опрос двух категорий респондентов (безработные и занятые граждане) позволил выявить проблемы и их причины, а также определить пути их решения. К основным мерам стабилизации рынка труда авторы отнесли создание временных и общественных работ, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, повышение квалификации с учетом профессионального среза вакансий, легализация социально-трудовых отношений и другие.
Ключевые слова: рынок труда, активная политика, рабочее место, общественные и временные работы, социальный контракт, профессиональное обучение, неформальная занятость
JEL-классификация: J21, J23, J24
Введение. Актуальность исследования обусловлена значительной ролью занятости населения на современной стадии развития социально-экономических отношений. Происходящие существенные перемены в обществе являются следствием качественных изменений в сфере труда, развития рынка рабочей силы и, как следствие, возникновения кардинальных преобразований в отношении занятости населения, что ведет к таким социальным и экономическим последствиям, как безработица, необходимость в социальной защите и обеспечении права на труд.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране, вызванная влиянием санкций и распространением коронавирусной инфекции COVID-19, отразилась на состоянии занятости населения в Республике Марий Эл и спаде таких показателей, как численность рабочей силы (на 7,6 тыс. чел.), численность занятого населения (на 14,3 тыс. чел.), а количество граждан, потерявших работу и, как следствие, признанных безработными, возросло на 6,7 тыс. человек [14]. Слабо используются такие активные меры, как общественные работы, временная занятость, услуги по самозанятости и предпринимательской деятельности, обучение и переобучение, профессиональная ориентация. Именно приоритетность этих задач отметил Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин в Ежегодном отчете Правительства Российской Федерации Государственной Думе [1], что подтверждает необходимость дальнейшего исследования. В этих целях Правительством Российской Федерации приняты превентивные меры [1]:
- создание рабочих мест на временной основе для тех граждан, которые могут быть сокращены;
- создание общественных работ для граждан, потерявших рабочее место;
- расширены возможности пройти переобучение;
- реализуется специальная программа содействия молодежной занятости;
- поддержка работодателей, создающих рабочие места для молодежи;
- развитие практики социального контракта.
Данные направления имеют особую значимость для регионального рынка труда.
Цель исследования – выявление приоритетов и проблем в сфере занятости населения в условиях санкций и разработка мер по ее совершенствованию.
Гипотеза: использование активных форм содействия занятости способствует сохранению занятости граждан, находящихся под риском увольнения.
На основе использования таких научных методов, как мониторинг активных форм занятости за последние 10 лет, определена их динамика, а на основе социологического опроса респондентов установлены причины выявленных проблем и определены меры по совершенствованию занятости населения. При этом авторы особое значение придают двум направлениям, что мы относим к новизне авторского исследования:
1) использование социального контракта как наиболее эффективной активной формы повышения занятости и поддержки населения;
2) легализация социально-трудовых отношений.
По мнению Д.М. Кейнса, главным механизмом регулирования занятости являются государственные расходы на увеличение эффективного спроса (субсидирование создания новых рабочих мест и организация общественных работ). А для сокращения безработицы необходимо расширять личное потребление, военное производство, общественные работы [2] (Keyns, 1978).
Область применения полученных результатов, по мнению российских ученых, лежит в сфере государственного регулирования экономики и может быть взята как черновая основа для формирования направлений развития российских предпринимательских структур на рынках труда в условиях санкционного давления [3] (Chekmarev, Ilves, Konev, 2022).
Основная часть
Авторское исследование показало, что проблемы сохранения занятости имеют место на всех уровнях административно-территориального деления страны. Так, в четырех федеральных округах по итогам 2021 года уровень занятости ниже, чем в среднем по стране. Это относится к Приволжскому федеральному округу (59,0%), Сибирскому (58,4%), Южному (57,4%), Северо-Кавказскому (54,3%). На этом фоне наиболее высокий уровень занятости сложился в Центральном (62,0%), Северо-Западном (61,9%) и Дальневосточном (61,0%) федеральных округах [4] (табл. 1).
Антиподом уровня занятости является уровень общей безработицы. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе он составляет 10,9%, что в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране. Самый низкий уровень общей безработицы относится к Северо-Западному федеральному округу (3,3%) [4] (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели рынка труда по федеральным округам Российской Федерации (2021 год)
Наименование
федеральных округов
|
Уровень занятости, %
|
Рейтинг
|
Уровень общей безработицы, %
|
Рейтинг
|
Российская Федерация
|
59,9
|
|
4,3
|
|
Центральный федеральный округ
|
62,0
|
1
|
3,1
|
1
|
Северо-Западный федеральный округ
|
61,9
|
2
|
3,3
|
2
|
Южный федеральный округ
|
57,6
|
7
|
4,8
|
4
|
Северо-Кавказский федеральный округ
|
54,3
|
8
|
10,9
|
7
|
Приволжский федеральный округ
|
59,0
|
5
|
3,6
|
3
|
Уральский Федеральный округ
|
60,8
|
4
|
3,6
|
3
|
Сибирский федеральный округ
|
58,4
|
6
|
5,0
|
5
|
Дальневосточный федеральный округ
|
61,0
|
3
|
5,4
|
6
|
Республика Марий Эл (далее – РМЭ) относится к Приволжскому федеральному округу (далее – ПФО). Уровень занятости, по официальной статистике, составляет 57,2%, что ниже, чем по стране (59,7%) и в Приволжском федеральном округе (59,0%). Данные проблемы относятся также к Кировской области (59,0%), Пензенской области (58,5%), Чувашской Республике (58,3%), Ульяновской области (56,7%), Республике Башкортостан (56,4%), Пермскому краю (56,2%) и Саратовской области (55,3%) (табл. 2). При этом в Республике Марий Эл по итогам 2022 года был один из самых высоких уровней безработицы (4,4%). За последние 5 лет численность рабочей силы сократилась на 17,2 тыс. чел., занятых – на 13,6 тыс. человек. В то же время сократилась и численность безработных граждан на 3,6 тыс. человек [4].
Таблица 2
Основные показатели рынка труда по республикам и областям Приволжского федерального округа за 2021 год
Наименование республик и областей ПФО
|
Уровень занятости, %
|
Рейтинг
|
Уровень общей безработицы, %
|
Рейтинг
|
Российская Федерация
|
59,7
|
|
4,3
|
|
Приволжский федеральный округ
|
59,0
|
|
3,6
|
|
Республика Башкортостан
|
56,4
|
12
|
3,8
|
4
|
Республика Марий Эл
|
57,2
|
10
|
4,4
|
10
|
Республика Мордовия
|
59,8
|
5
|
4,1
|
7
|
Республика Татарстан
|
62,6
|
2
|
2,4
|
1
|
Удмуртская Республика
|
60,8
|
4
|
3,7
|
3
|
Чувашская Республика
|
58,3
|
8
|
4,3
|
9
|
Пермский край
|
56,2
|
13
|
4,0
|
6
|
Кировская область
|
59,0
|
6
|
4,3
|
9
|
Нижегородская область
|
62,7
|
1
|
3,8
|
4
|
Оренбургская область
|
57,8
|
9
|
4,2
|
8
|
Пензенская область
|
58,5
|
7
|
4,3
|
9
|
Самарская область
|
61,0
|
3
|
3,0
|
2
|
Саратовская область
|
55,3
|
14
|
3,7
|
3
|
Ульяновская область
|
56,7
|
11
|
3,9
|
5
|
Причинами вышеназванных проблем, по мнению авторов, являются распространение коронавирусной инфекции COVID-19 и нарастание проблем социально-экономического развития в условиях санкций.
Активные методы на рынке труда способствуют скорейшему возвращению безработных к активному труду, повышают эффективность занятости и конкурентоспособность рабочей силы [5] (Nizova, 2012).
Учитывая вышеназванные показатели рынка труда в Республике Марий Эл в условиях COVID-19 и санкций, были приняты следующие меры:
1. Реализуется Государственная программа РМЭ по содействию занятости населения до 2025 года [6].
2. Развивается система социального контракта по трем направлениям: поиск работы, ведение подсобного домашнего хозяйства, содействие предпринимательской деятельности [7].
3. Организуется профессиональное обучение для работников предприятий, находящихся под угрозой увольнения [8].
В рамках вышеназванных документов повысилось внимание к использованию активных форм занятости. Особое место занимают вопросы трудоустройства незанятых граждан на основе создания рабочих мест. Так, заявленная потребность работодателей за последние 10 лет показала наибольшую востребованность в работниках в 2021 году, по отношению к наивысшему показателю число вакансий выросло почти вдвое [9] (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика потребности предприятий в работниках в Республике Марий Эл, ед.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Тем не менее проблема трудоустройства продолжает сохраняться, так как профессиональный срез вакансий не соответствует профессионально-квалификационной структуре безработных. Их основная часть предназначена для производственных отраслей и малоквалифицированного труда, а среди безработных 31,6% – граждане с высшим образованием, а 43,4% – со средним профессиональным образованием.
Это аргументирует мнение Н.А. Горелова: «В связи с глобализацией экономики обостряется конкуренция на рынке квалифицированной рабочей силы, усугубляются структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда» [10] (Gorelov, 2016).
Так, независимо от роста численности вакансий снизилось число трудоустроенных граждан по отношению к наивысшему показателю по причине отсутствия сбалансированности между профессионально-квалификационной структурой безработных и профессиональным срезом вакансий (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика трудоустройства незанятых граждан через Государственную службу занятости в Республике Марий Эл, чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Учитывая это, в республике используется такая форма активной политики, как направление на общественные работы. Так, за 10 лет (2012–2021 гг.) этим воспользовались более 11,5 тыс. человек. Однако общее количество направленных граждан имеет тенденцию к снижению, хотя ее значимость в условиях санкций возрастает [9] (рис. 3).
Рисунок 3. Численность граждан, направленных на общественные работы, чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
В последние годы большая поддержка оказывается самозанятым гражданам и индивидуальным предпринимателям. Так, за последние 10 лет 2288 человек получили услуги по содействию самозанятости, наибольшее количество из которых было в 2019 г. и резкое снижение их – в последние два года [9] (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика граждан, получивших услуги по содействию самозанятости, чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Самозанятость обычно рассматривается как простейшая форма ведения самостоятельной предпринимательской деятельности без использования труда наемных работников [11] (Chekmarev, Lukichev, Konev, 2022).
В целях увеличения численности граждан, направленных на индивидуальную предпринимательскую деятельность, в республике с 2020 года используется такая форма, как социальный контракт, которым воспользовались более 7000 человек, в том числе:
- поиск работы – 2910 чел.;
- профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования – 461 чел.;
- индивидуальное предпринимательство – 941 чел.;
- ведение подсобного хозяйства – 483 чел.;
- иные услуги – 2221 чел. (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика граждан, заключивших социальный контракт, чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к тому, что каждый 3–4-й выпускник учебных заведений получает статус безработного, а 60% – работают не по специальности. Одной из причин этого стало снижение услуг по профессиональной ориентации за последние 3 года в 2,3 раза [9] (рис. 6).
Рисунок 6. Динамика организации профессиональной ориентации гражданам, чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
В целях уточнения причин вышеназванных проблем нами проведен социологический опрос двух категорий респондентов (безработных и занятых граждан) на базе государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр занятости населения города Йошкар-Олы» с апреля по май 2022 года. Общая выборка составила 200 человек.
Cравнение мнений респондентов показало, что главной проблемой в обеспечении занятости, по мнению безработных, является отсутствие достойного рабочего места, а по мнению занятых – низкий уровень заработной платы.
Таблица 3
Сравнение мнений респондентов о проблемах в обеспечении занятости, %
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Безработные
|
Занятые
|
Какие Вы видите
проблемы в обеспечении занятости?
|
Отсутствие
достойного рабочего места
|
50%
|
14%
|
Низкий уровень
заработной платы
|
30%
|
68%
| |
Дискриминация по
отношению к женщинам и гражданам предпенсионного возраста
|
6%
|
6%
| |
Несоответствие
профессии востребованным вакансиям
|
14%
|
12%
|
Причинами вышеназванных проблем, по мнению занятых респондентов, являются нарушение трудового законодательства работодателями и отсутствие необходимого уровня квалификации, а по мнению безработных – эконмическая нестабильность и несоответствие уровня образования вакантным рабочим местам (рис. 7).
Рисунок 7. Сравнение мнений респондентов по причинам выявленных проблем, %
Источник: результаты авторского социологического исследования.
Одной из приоритетных задач содействия занятости является использование направлений активной политики. Социологическое исследование показало, что наиболее востребованными формами являются подбор рабочего места, направление на самозанятость и организация профессионального обучения (рис. 8).
Рисунок 8. Распределение безработных граждан по формам активной политики, предоставленной им в Центре занятости, %
Источник: результаты авторского социологического исследования.
Нельзя не согласиться с мнением респондентов по нарушению трудового законодательства, которое ведет, как правило, к неформальной занятости. Эта проблема имеет прямое отношение и к Республике Марий Эл, самое большое число граждан, занятых в неформальном секторе, было в 2017 году [9] (рис. 9).
Рисунок 9. Динамика численности граждан, занятых в неформальном секторе экономики в Республике Марий Эл, тыс. чел.
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
В целях легализации трудовых отношений функционирует правительственная комиссия из числа заинтересованных министерств и ведомств республики [12].
Легализация социально-трудовых отношений имеет особую значимость «в отношении отчислений в социальные фонды и требует принятия государством дополнительных мер по поддержанию уровня социальных гарантий населению» [11] (Chekmarev, Lukichev, Konev, 2022).
Заключение. Таким образом, общими индикаторами для регионов в этот период являются уровень экономического развития, стимулирование работодателей к развитию производства и созданию рабочих мест, профессиональное обучение, снижение неформальной занятости, широкое использование мер активной политики на рынке труда и др. Все это способствовало повышению уровня занятости в 2021 году на 1,6%, снижению уровня общей безработицы на 1,5% и регистрируемой безработицы – на 1,9% [9] (рис. 10).
Рисунок 10. Динамика уровня занятости, общей и регистрируемой безработицы в Республике Марий Эл, %
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Данная тенденция положительно отразилась на снижении коэффициента напряженности в республике, в том числе в сравнении с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом [9] (рис. 11).
Рисунок 11. Сравнительный уровень коэффициента напряженности на рынке труда в России, ПФО, РМЭ, численность граждан на 1 вакансию
Источник: составлено авторами по данным Департамента труда и занятости РМЭ.
Все это аргументирует выдвинутую авторами гипотезу.
Однако учитывая дальнейшее усиление санкций в социальной, экономической и финансовой сферах, считаем целесообразным расширить арсенал использования активных форм содействия занятости населения, основными из которых являются:
- создание дополнительных и новых рабочих мест;
- направление граждан на общественные работы;
- развитие предпринимательства и использование социального контракта;
- профориентация, подготовка и переподготовка кадров;
- усиление роли межведомственной комиссии в легализации трудовых отношений.
При этом предстоит, с одной стороны, поднять ответственность работодателей за сохранение и создание дополнительных рабочих мест в первую очередь для социально незащищенных категорий граждан (молодежь, инвалиды, женщины). А с другой стороны, обеспечить правовую защиту наемных работников, отказывающихся от трудовой деятельности без оформления трудовых отношений.
Источники:
2. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Прогресс, 1978. – 321 c.
3. Чекмарев О.П., Ильвес А.Л., Конев П.А. Потенциал занятости и безработицы в России в условиях санкций 2022 года // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 765-780.
4. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 16.05.2022).
5. Низова Л. М. Государственное регулирование занятости населения в современной экономической системе. / монография. - Йошкар–Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. – 364 c.
6. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 03 октября 2012 года № 382 «О государственной программе Республики Марий Эл «Содействие занятости населения на 2013 – 2025 годы» (ред. от 30.03.2022). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/422451543 (дата обращения: 19.05.2022).
7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 г. №442 «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1200202001040002 (дата обращения: 19.05.2022).
8. Постановление правительства Республики Марий Эл от 17 мая 2022 г. № 225 «О реализации в 2022 году мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, и о внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2022 г. N 179». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/mariel/1547245/ (дата обращения: 19.05.2022).
9. Интерактивный портал службы занятости населения Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: https://marieltrud.ru/reports/index (дата обращения: 20.04.2022).
10. Горелов Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход. / учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников; под ред. Н. А. Горелова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. – 270 c.
11. Чекмарев О.П., Лукичев П.М., Конев П.А. Самозанятые в России: легализация, тенденции развития и влияние на рынок труда // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 233-248.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 75 «О межведомственной комиссии при Правительстве Республики Марий Эл по вопросам укрепления дисциплины оплаты труда и уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/mariel/137678/ (дата обращения: 19.05.2022).
13. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: http://old.mari–el.gov.ru/fgszn/Pages/main.aspx (дата обращения: 19.05.2022).
14. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: http://maristat.gks.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).
Страница обновлена: 19.11.2024 в 12:50:11