Современный бригадир: вызовы и пути трансформации

Вечкинзова Е.А.1,2, Петренко Е.С., Гелашвили Н.Н.3, Раимбеков Б.Х.3
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
3 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 6 (Июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48768193

Аннотация:
Современное производственное предприятие заинтересовано в высококвалифицированных менеджерах первичного уровня управления, умеющих быстро и гибко адаптироваться к меняющимся производственным задачам с одной стороны и эффективно управляющие своими подчиненными с другой. В статье рассмотрены основные тренды, влияющие на содержание управленческой деятельности и роль современных бригадиров на производственных предприятиях. В статье приведены результаты форсайт-сессии бригадиров добывающего предприятия. Статья будет интересна ученым и практикам, занимающимся вопросами повышения эффективности управления производственных предприятий, подготовкой производственных управленческих кадров, формированием корпоративной культуры.

Ключевые слова: линейные руководители, бригадир, производственное предприятие, форсайт производственного предприятия

JEL-классификация: J21, J81, M12



Введение

Развитие производственных предприятий на современном этапе в основном сосредоточено в плоскости использования передовых инновационных производственных технологий, оборудования и бизнес-моделей, повышения компетенций высшего руководства. Но все перспективные проекции деятельности часто на практике оказываются низкоэффективными в силу того, что из круга внимания выпадает проблематика эффективности труда линейного руководителя. Особенно эта проблема ярко выражена в добывающих и перерабатывающих предприятиях, где высока роль первичных производственных процессов.

Цель статьи – рассмотреть роль бригадира (линейного руководителя) в концепции современных производственных систем. Научная новизна статьи состоит в описании основных трендов и вызовов, которые окажут влияние на работу бригадира в ближайшем будущем, что может являться основанием для разработки программы приобретения необходимых компетенций и навыков бригадиров производственных предприятий.

Основные результаты и выводы исследования подтверждены практикой деятельности Eurasian Resources Group (ERG) – одной из ведущих в мире диверсифицированных компаний в сфере добычи и переработки природных ресурсов и ведущей свою деятельность в 15 странах мира. Предприятие ведет активную производственную деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, интегрировав в свою деятельность энергетическую, транспортную инфраструктуры и маркетинговые операции. Для учета специфики процессов трансформации роли линейного руководителя в странах постсоветского пространства авторами исследования проводился опрос бригадиров ERG, работающих на предприятиях Казахстана, в рамках проведения форсайта развития предприятия в 2021 году.

Менеджер первичного уровня управления предприятия

Научная литература уделяет не очень много внимания бригадиру – менеджеру первичного уровня управления. В основном в источниках описываются функциональные и должностные обязанности бригадира в зависимости от типа производства и сферы деятельности, квалификационные требования к уровню образования и опыту работы, подчеркивается возможность получать повышенную зарплату и получить руководящую должность при одновременно повышенной ответственности и расширенном круге обязанностей. Кроме основных производственных обязанностей, связанных со спецификой выполняемых операций технологического процесса, бригадир отвечает за организацию работы бригады, безопасность выполняемых работ, обеспечение трудовой дисциплины, снабжение необходимыми материалами, проведение инструктажа, своевременное выявление и исправление неполадок, контроль качества выполняемых работ и в случае необходимости – подменяет рабочих.

Повышение внимания к качеству продукции, с одной стороны, и внедрение гуманистических концепций в практику управления производственным предприятием, с другой, поднимают вопрос о качестве управления на различных уровнях менеджмента современных предприятий, в том числе о переосмыслении содержания и роли первичного уровня управления на предприятии. Ковалев В.И. в статье [1] (Korolev, 2017) среди субъективных причин низкого качества управления российскими предприятиями называет:

- преобладающее наличие руководителей старого типа с командно-административным мышлением и руководителей «новых русских», для которых основной принцип деятельности состоит в максимизации прибыли любой ценой;

- недостаточное внимание к качеству продукции и к системе менеджмента качества на предприятии;

- механическое копирование зарубежного опыта без его соотнесения с особенностями российской культуры производственных отношений.

Выход из сложившейся ситуации автор видит в целенаправленной качественной подготовке управленческих кадров. И если повышение квалификации управленческих кадров среднего и высшего звена решается за счет периодического обучения в том числе в российских вузах, то повышению качества управления первичного звена управления уделяется крайне мало внимания, несмотря на то, что данный уровень управления «задает» качество производимой продукции.

В статье Якутова В.В., Макарова А.М. [2] (Yakutov, Makarov, 2007) подчеркивается необходимость формирования простой, надежной и эффективной структуры управления добывающих предприятий для повышения эффективности производства в условиях высокой конкуренции на мировых рынках торговли ресурсами. Ключевым звеном в управлении авторы видят, прежде всего, бригадиров, начальников цехов производственных подразделений предприятий. Именно с этих позиций авторами была проведена диагностика функций управления, определен потенциал повышения эффективности реализации функций управления и пересмотрены функциональные обязанности бригадиров, начальников участков, специалистов и руководителей функциональных производственных подразделений. Авторы подчеркивают ведущую роль начальников участков и бригадиров в фактической организации решений производственных задач и распределении ресурсов, что напрямую влияет на продуктивность и результативность деятельности всего предприятия.

В статье Иванова В.Г. и Кузьменковой В.Н. [3] (Ivanov, Kuzmenkova, 2014) рассматривается формирование нового управленческого стиля на производственном предприятии, который заключается в интеграции экономических и социально-психологических аспектов деятельности трудового коллектива. В результате ряда опросов на производственных предприятиях авторы делают вывод о том, что новый управленческих стиль больше проявляется в деятельности начальников участка, бригадиров, чем начальников цехов и следующего иерархического уровня управления. Этот факт говорит о необходимости наличия у бригадиров навыков не только профессионально-технологических, но и прежде всего коммуникационных (делового и личностного общения), позволяющих балансировать на грани необходимой бюрократии (выполнения учетно-контрольных функций) и демократического стиля управления.

Субочева О.Н. обращает внимание на уязвимость линейного руководителя в связи с необходимостью сочетания интересов высшего менеджмента организации и интересов рабочих, от которых зависит качество, объем и своевременность выпуска продукции предприятия. И в этой связи эффективность управленческой деятельности линейного менеджера зависит от его способности гибко сочетать формальные и неформальные ресурсы [4] (Subocheva, 2015).

Как видим, российские авторы подчеркивают изменение роли бригадира на современном производственном предприятии, с одной стороны, и необходимость приобретения новых компетенций, ранее не являющихся обязательными, для успешной работы и эффективного управления подчиненными.

Роль бригадира в концепции производственных систем

Eurasian Resources Group (ERG) является крупным добывающим предприятием, ведущим свою деятельность в 15 странах мира. Учитывая тяжелый и часто опасный труд работников, особенно на добывающих участках, предприятие заинтересовано в высококвалифицированных менеджерах первичного уровня управления, умеющих быстро и гибко адаптироваться к меняющимся производственным задачам, с одной стороны, и эффективно управляющих своими подчиненными, с другой. Поддерживая концепцию совместного построения будущего предприятия, руководство ERG в 2021 году инициировало проведение форсайт-сессии «Современный бригадир: вызовы и пути трансформации», в которой приняли участие бригадиры, работающие в ERG. Авторы статьи участвовали в разработке и проведении форсайт-сессии, в рамках которой также авторами был проведен опрос действующих бригадиров по перспективам и задачам их работы в ближайшем будущем. Всего в опросе приняли участие 117 бригадиров предприятия.

В процессе обсуждения эксперты форсайт-сессии выделили два основных процесса на предприятии, которые находятся в фокусе управленческой деятельности бригадира:

1. В качестве бригадиров на предприятии трудятся обычно профессионалы с большим опытом. Новые вызовы, новые задачи, которые им приходится решать, успешно трансформируются в ценный опыт, который ведет к повышению эффективности и продуктивности труда, снижению аварийности, повышению безопасности и улучшению организации производственного процесса.

2. На предприятия приходят новые работники. Даже при наличии профессиональной квалификации не все из них могут быстро адаптироваться к условиям работы на предприятии, эффективно встроиться в производственный процесс, что может привести к увеличению текучести кадров и снижению объемов выработки продукции.

Роль бригадира состоит в стыковке этих двух процессов – бригадир выполняет основную производственную функцию: хранение и накопление производственного опыта и его трансляция новым сотрудникам (рис. 1).

Рисунок 1. Роль бригадира на производственном предприятии

Источник: разработано авторами.

В рамках форсайт-сессии был проведен анализ основных трендов, которые окажут влияние на работу бригадира в ближайшем будущем.

1. Новые приоритеты представителей поколений Y и Z.

Современный бригадир наряду с производственной выполняет лидерско-педагогические функции. Последние 20 лет работники, приходящие на предприятия, были представлены так называемым поколением Х, характеризующимся глобальной информированностью, большой самостоятельностью и готовностью к изменениям. Учитывая смену поколений, сегодня на предприятия приходят работники поколений Y и Z. Они не работают долго на одном месте, для них важен интерес и самореализация в работе, для них возраст и стаж работы больше не являются авторитетом. Организация бригадиром слаженной работы представителей разных поколений позволит решать комплексные задачи с высоким уровнем неопределенности и творчества.

2. Все большая цифровизация производственных процессов и оборудования.

Сократится время и важность визуальных наблюдений за ходом работ. На смену им придут объективные данные от датчиков и устройств контроля; смартфон станет таким же важным инструментом, как и гаечный ключ.

3. Знания устаревают быстрее.

Накопленных знаний и опыта будет уже недостаточно.

Бригадиру нужно регулярно проходить обучение и повышение квалификации. Нормой станет ситуация, когда новый сотрудник будет компетентнее бригадира в некоторых областях: цифровая грамотность, поиск и обработка информации, лидерство и т.п.

4. Виртуальная и дополненная реальность.

Часть рабочего времени работа будет вестись на виртуальных симуляторах узлов и агрегатов. Благодаря реалистичным моделям рабочий сможет за год получить квалификацию, для которой раньше нужны были годы.

Таким образом, текущие и зарождающиеся тренды говорят, что современный бригадир – это не просто самый лучший рабочий в бригаде, который следит за выполнением работ. Современный бригадир – микроцентр компетенций (рис. 2):

1. Активно работает с цифровыми помощниками: сбор и обработка производственных данных, контроль техники безопасности, более точная оценка квалификации и умений, помощь в принятии производственных решений.

2. Создает себя как центр компетенций – накопление, систематизация и распространение опыта и знаний.

3. Умеет своим примером обучить рабочих – микрошкола от бригадира.

4. Умеет использовать индивидуальные особенности представителей разных поколений для решения производственных задач.

5. Создает социальное пространство на предприятии и тем самым создает культуру и пример трансформации для рабочих.

Рисунок 2. Компетенции современного бригадира

Источник: разработано авторами.

Эффективная работа бригадиров по освоению и реализации обозначенных компетенций зависит в том числе и от барьеров, которые сегодня встречаются в работе бригадиров. Среди основных барьеров, с которыми чаще всего сталкиваются бригадиры, при опросе были названы:

- плохое техническое состояние оборудования – 54,8%;

- слишком долго согласуются рабочие вопросы – 39,86%;

- слишком большой объем информации – 24,2%;

- недостаток или запаздывание информации, необходимой для работы, – 22,78%:

- низкий профессиональный уровень рабочих – 17,08%;

- многие из принятых решений реализуются не в полной мере или не выполняются вообще – 14,95%;

- несоответствие фактических условий труда нормативным – 13,8%;

- низкий профессиональный уровень специалистов – 7,47%;

- низкий профессиональный уровень руководителей – 4,27%;

- сложности при взаимодействии с непосредственным руководителем – 3,91%;

- другое – 8,19%.

Подчеркивая важность лидерских качеств для управленцев, частота ответов на два близких вопроса распределилась следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение ответов о лидерских качествах бригадиров и вышестоящих управленцев

Основные управленческие качества ваших руководителей, которые вы считаете полезными
Какие ключевые качества необходимы бригадиру для успешного выполнения своей работы?
• Коммуникабельность – 19
• Ответственность – 15
• Профессионализм – 11
• Справедливость – 11
• Грамотность – 10
• Лидерство – 7
• Требовательность – 4
• Ответственность – 40
• Профессионализм – 19
• Опыт – 19
• Лидерство – 14
• Авторитет – 12
• Коммуникабельность – 12
Источник: составлено авторами на основании результатов опроса.

Ответы демонстрируют требовательность по отношению к вышестоящим руководителям по наличию у них таких качеств, как справедливость, грамотность и требовательность, хотя эти качества не рассматриваются в качестве обязательных для бригадира. Также интересно отметить, что коммуникабельность является наиболее упоминаемым качеством для вышестоящих руководителей, и оно же находится на последнем месте как необходимое для бригадиров.

Согласно проведенному опросу, не все бригадиры готовы выполнять лидерско-педагогические функции: только 66% участников форсайт-сессии готовы взять на себя эти функции, 30% – готовы при определенных условиях и порядка 4% не готовы к этому в принципе.

Основная часть бригадиров готовы взять некоторые дополнительные функции лидера и наставника (рис. 3).

Рисунок 3. Какие дополнительные функции лидера/наставника станет приоритетным выполнять бригадиру в первую очередь?

Источник: составлено авторами на основании результатов опроса.

Как мы уже говорили выше, основная тенденция, которая ждет бригадиров в ближайшем будущем, – это работа с коллективом людей, представляющих разные поколения с различными мировоззренческими ценностями. Бригадиры выделяют шесть основных трудностей взаимодействия с рабочими разных поколений (рис. 4).

Рисунок 4. С какими трудностями придется столкнуться бригадиру в первую очередь при взаимодействии рабочих разных поколений?

Источник: разработано авторами на основании результатов опроса.

Как видим, на первом месте с большим отрывом стоит проблема ценностных ориентиров работников разных поколений, затем – проблема в коммуникационных навыках и инструментах (рис. 4).

Для преодоления этих проблем бригадиры готовы предпринять следующие шаги по управлению коллективом (согласно ответам опроса):

- сформировать вокруг себя актив из представителей разных поколений, чтобы они помогали найти общий язык друг с другом, – 28%;

- провести беседу о теории поколений в бригаде, объяснить, какие трудности взаимодействия могут возникнуть, чтобы быть готовым к различию в восприятии и коммуникации людей разных поколений, – 22%;

- вовлекать представителей молодых поколений в мозговые штурмы и улучшение окружающей обстановки на производственных площадках – 21%;

- составить перечень задач, которые эффективно будут решать представители разных поколений и распределять рабочие задачи в соответствии с принадлежностью рабочего к тому или иному поколению – 19%;

- почитать литературу / получить консультацию в HR-службе о теории поколений – 6%;

- другое – 4%.

Заключение

Компетенции современного бригадира значительно расширяются – теперь это уже не только профессионал совокупности операций технического процесса, отвечающий за организацию работы бригады, но прежде всего – микроцентр развития производственной системы компании на рабочем месте. От его эффективной работы зависит микроклимат в коллективе, сохранение и передача производственных знаний, своевременное и качественное производство продукции.

Рассмотренные тренды смены поколений, ускорение информационного и знаниевого обмена, цифровизация производственных процессов создают три вызова современного бригадира:

1. Трансформация от производственника к лидеру-производственнику и далее к педагогу (наставнику) производственнику.

Усиливается значимость компетенции обучения, развития и мотивации рабочих.

2. Требования новых поколений рабочих другие, и бригадир должен уметь объединять все поколения.

Люди разных поколений имеют разную мотивацию, ценности и подходы к коллективной работе.

Бригадиры должны создавать мостики между поколениями и обеспечивать слаженную работу бригады рабочих.

3. Социальная жизнь на предприятии – основа развития производственной культуры.

Бригадиры помимо организации непосредственной работы на предприятии создают социально-культурное пространство для совершенствования и развития рабочих.

Авторы предлагают рассматривать эти вызовы как направления для совершенствования, основание для разработки программы приобретения необходимых компетенций и навыков бригадирами, формирования новой управленческой культуры первичного звена управления производственных предприятий.


Источники:

1. Королев В.И. Качество управления предприятием: проблемы, пути повышения // Управленческие науки. – 2017. – № 1. – c. 69–74.
2. Якутов В. В., Макаров А. М. Эффективная структура управления компанией средство повышения ее экономической безопасности // Гиаб. – 2007. – № 12. – c. 144–158.
3. Иванов В. Г., Кузьменкова В. Н. Формирование нового стиля управления для эффективного развития предприятия // Царскосельские чтения. – 2014. – c. 91-94.
4. Субочева О.Н. Неформальные аспекты статуса линейного руководителя в современной производственной организации // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 12. – c. 22–24.
5. Волков С.А., Натейкин В.Ю., Муравьев Ю.В., Гартман А.А., Коркина Т.А. Подготовка персонала к решению задачи повышения жизнеспособности предприятия // Уголь. – 2017. – № 9. – c. 46–50.
6. Мандрусова А.И. Применение методов групповой работы для решения сложных проблем (опыт российских руководителей) // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 213-226. – doi: 10.18334/lim.7.2.100828.
7. Иванов А.М., Звягина Д.А., Абрамов Е.Г., Стюхин Д.А. Продукт научной школы «Промышленная управленческая элита развития»: инновационная программа подготовки кадров «Эффективный руководитель производства» // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 147-168. – doi: 10.18334/evp.2.3.113445.
8. Ригин А.А., Елин А.М. Проявление аспектов лидерства в производственной деятельности линейных руководителей // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 431-446. – doi: 10.18334/lim.8.4.113813.
9. Кузнецова Е.А. Методы расследования происшествий и аварий в линейных и нелинейных системах // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3149-3176. – doi: 10.18334/epp.10.12.111379.
10. Мажкенов С.А. Использование потенциала первых руководителей для развития культуры безопасности труда // Экономика труда. – 2022. – № 6. – doi: 10.18334/et.9.6.114683.

Страница обновлена: 11.11.2024 в 23:11:34