Экономическая безопасность: система или элемент?
Артемьев Н.В.1, Алцыбеева И.Г.2, Созинова А.А.2, Метелева О.А.2
1 Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя
2 Вятский государственный университет, Россия, Киров
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 1 (Январь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50353492
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье проанализирована сущность разных видов безопасности: экономическая, финансовая, продовольственная, инновационная, информационная, социальная, налоговая, технологическая, валютно-кредитная, сырьевая, энергетическая, экологическая, кадровая, интеллектуальная, правовая. Выявлена взаимосвязь между изученными видами безопасности и установлено соотношение между ними, как между составными частями комплексной безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, виды, элементы, комплекс
JEL-классификация: F52, H56, O31
ВВЕДЕНИЕ
Проблема обеспечения экономической безопасности социально-экономических систем разного уровня актуализирована высоко динамичными тенденциями в современном мире, противоречивость которых создает атмосферу неопределенности их существования и развития. В данных условиях гарантией независимости и эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и административно-территориальных образований является достижение оптимального уровня экономической безопасности.
Одним из доказательств широкого внимания к данной области в России является то, что обеспечение экономической безопасности относится к важнейшим национальным приоритетам и сложным политико-экономическим проблемам. Начиная с 1996 года, когда был принят указ «О государственной стратегии экономической безопасности РФ», поддержание экономической безопасности России и ее территорий постоянно обеспечивается на законодательном уровне. Так в 2009 г. была принята «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.» [2], пролонгированная и обновленная в 2015 г. [4] и 2021 г. [3]. Также в 2010 г. разработан и утвержден ФЗ «О безопасности» [1]. В 2017 году была утверждена «Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 года», которая законодательно определила понятие «экономическая безопасность - состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических приоритетов РФ» [5].
В связи с высокой значимостью экономической безопасности на самом высоком уровне в научном мире обостряются дискуссии в области исследования природы этого понятия и соотношения данного многогранного явления с альтернативными видами безопасности: финансовой, продовольственной, кадровой, информационной и т.д.
Целью работы являлось всестороннее исследование понятия «экономическая безопасность» для определения ее места в системе взаимосвязей альтернативных видов безопасности. Для этого были осуществлены:
- анализ и выявление закономерностей и взаимозависимостей в авторских определениях основных видов безопасности;
- оценка степени влияния на систему компонентов комплексной безопасности, включая экономическую безопасность, проведенная методом экспертных оценок.
Авторской гипотезой исследования стало наличие непосредственной связи и системного влияния различных видов безопасности на объединяющую их – экономическую безопасность, а также ее существенный вес в системе комплексной безопасности.
Научная новизна исследования заключается в определении места и значимости экономической безопасности в системе взаимосвязей различных элементов комплексной безопасности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для анализа традиционного подхода в понимании элементов комплексной безопасности были систематизированы основные авторские дефиниции, представленные в научной литературе (таблица 1).
Таблица 1 – Определения основных видов безопасности
Вид безопасности
|
Определение вида
безопасности
|
Финансовая
|
«создание и проявление таких
финансовых условий, которые обеспечивали бы нормальное функционирование и
беспрепятственное, сбалансированное развитие национальной финансовой системы,
адекватное протекание финансовых процессов в экономике и управлении страны» [11]
|
Продовольст-венная
|
«такое состояние экономики
государства, при котором обеспечивается его продовольственная независимость,
а также гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого
гражданина пищевых продуктов согласно рациональным нормам потребления» [25]
|
Иннова-ционная
|
«такое состояние экономики,
которое обеспечивает конкурентоспособность результатов науки, высоких
технологий, высокотехнологичной выпускаемой продукции на национальном,
региональном и мировом рынках, обеспечивает устойчивое развитие в условиях
глобальной конкуренции» [17]
|
Информа-ционная
|
«состояние защищенности
личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных
угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод
человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет,
территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие РФ,
оборона и безопасность государства» [6]
|
Социальная
|
«устойчивое функционирование
государства, социальных институтов общества, направленного на обеспечение
стабильного развития личности и общества путем повышения качества жизни своих
граждан» [14]
|
Налоговая
|
«состояние защищенности налоговой системы, при котором
обеспечивается сбор налогов и налоговых платежей, предусмотренных
налоговым законодательством, реализация налогового контроля, а также
противостояние факторам, нарушающим стабильное развитие всей системы» [23]
|
Техноло-гическая
|
«состояние развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (НИОКР) и ведущих отраслей̆, производящих современную технику,
обеспечивающее для страны возможность самостоятельного решения наиболее
важных для национальной̆, в том числе экономической̆ безопасности задач даже
в экстремальных условиях (например, в условиях войны)» [9]
|
Валютно-кредитная
|
«возможность государства получать, размещать и использовать отечественные
и зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах,
обеспечивающих устойчивое функционирование своей̆ валютно-финансовой̆ системы
и удовлетворение общественных потребностей̆ в неблагоприятных внешних и
внутренних экономических условиях» [20]
|
Сырьевая
|
«состояние сырьевой базы, при которой отсутствуют
какие-либо серьезные проблемы реализации установленных исходя из потребностей
народного хозяйства и требований экономической независимости страны объемов и
темпов наращивания запасов всего комплекса полезных ископаемых, добыча
которых необходима для нормального поступательного развития экономики
государства» [15]
|
Энергети-ческая
|
«способность
топливно-энергетического комплекса внутренних и внешних ресурсов обеспечивать
устойчивое развитие экономики страны, надежное энергоснабжение субъектов хозяйственной
деятельности и населения в настоящее время и на перспективу, а также
способность реализовывать свою стратегию на мировом рынке» [24]
|
Экологи-ческая
|
«система политических,
правовых, экономических, технологических и организационных мер, направленных
на формирование состояния защищенности природной среды и жизненно важных
интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной
деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их
последствий, в целях укрепления национальной безопасности РФ» [18]
|
Кадровая
|
«процесс минимизации рисков и нейтрализации угроз, связанных с персоналом,
трудовыми ресурсами и человеческим потенциалом, их возможными деструктивными
проявлениями и негативными тенденциями» [10]
|
Интеллек-туальная
|
«системное явление, включающее
в себя защищенность результатов умственного труда, эффективное использование,
воспроизводство и повышение качества умственной способности людей,
определяющих их деятельность» [21]
|
Правовая
|
«состояние правовой защищенности (обеспеченности,
гарантированности) жизненно важных интересов субъектов права (индивид,
государство, общество), возможность противостояния правовыми средствами
имеющим объективный и субъективный характер внутренним и внешним угрозам и
восстановления нарушенных прав и интересов [7]
|
На основе анализа научных трудов прослеживается закономерность представления рассмотренных выше видов безопасности, как составных элементов, важнейших компонентов, подсистем экономической безопасности в исследованиях Крохичевой Г.Е., Романовой И.Б., Харитонова А.В., Шуша-рина В.Ф., Вышенского М.Ю., Земсковой Е.С. и др. [13, 16, 19, 22, 25, 8, 12].
Таким образом, исследование научных трудов позволяет отметить, что экономическая безопасность рассматривается как многокомпонентный комплекс, включающий частные составляющие элементы (рисунок 1).
Финансовая безопасность
|
<—
|
Экономическая безопасность
|
—>
|
Валютно-кредитная
безопасность
|
|
|
|
| |
Продовольственная
безопасность
|
<—
|
—>
|
Сырьевая
безопасность
| |
|
|
|
| |
Инновационная
безопасность
|
<—
|
—>
|
Энергетическая
безопасность
| |
|
|
|
| |
Информационная
безопасность
|
<—
|
—>
|
Экологическая
безопасность
| |
|
|
|
| |
Социальная
безопасность
|
<—
|
—>
|
Кадровая
безопасность
| |
|
|
|
| |
Налоговая
безопасность
|
<—
|
—>
|
Интеллектуальная
безопасность
| |
|
|
|
| |
Технологическая
безопасность
|
<—
|
—>
|
Правовая
безопасность
|
Рисунок 1 – Элементы экономической безопасности при традиционном подходе
Источник: составлено автором.
Положения о включении разных видов (подсистем) безопасности в систему экономической безопасности основаны, главным образом, на выявлении и обосновании влияния каждого определенного вида безопасности на экономическую безопасность.
Не вызывает никаких сомнений, что:
- продовольственная безопасность обусловливает и экономическую, т.к. от обеспеченности продуктами питания и их доступности зависит жизнь и здоровье нации, независимость страны от импорта продовольствия, что, в свою очередь, влияет на уровень защищенности национальной экономики от внешних угроз, что, согласно стратегии экономической безопасности, отражает ее усиление;
- финансовая безопасность обеспечивает стабильное финансовое развитие и возможность финансировать реализацию мероприятий по реализации стратегических национальных приоритетов, приводя к повышению уровня экономической безопасности;
- инновационная безопасность способствует повышению уровня конкурентоспособности организации за счет внедрения новых товаров, технологий, методов и, как следствие, нивелирует влияние как внешних, так и внутренних угроз, способствуя укреплению экономической безопасности;
- информационная безопасность комплексно оказывает воздействие на все виды безопасности, т.к. информация пронизывает все сферы, и, обладая необходимыми данными, грамотно их используя, возможно обеспечить защиту от различных угроз, в т.ч. военных, а также разработку стратегии роста экономической безопасности и ее реализацию;
- высокий уровень социальной безопасности обеспечивает экономику необходимыми трудовыми ресурсами в нужном количестве и нужного «качества», достойный уровень жизни, поддержку социально незащищенных слоев населения, что позволяет обеспечивать воспроизводственный процесс;
- налоговая безопасность оказывает влияние на экономическую безопасность неоднозначно: с одной стороны, чем выше налоговые сборы и платежи, тем больше средств будет в бюджете страны, что позволит выполнить все социальные обязательства и финансировать стратегические направления экономического развития хозяйствующих субъектов и административных территорий; с другой стороны, высокие налоговые сборы и платежи – это дополнительная нагрузка на организации, при повышении которой сокращается размер их прибыли, снижается уровень экономической эффективности, поэтому необходимо достигнуть суверенного баланса;
- технологическая безопасность – направление, способствующее созданию базы, позволяющей производить более совершенную продукцию (работы, услуги), применять новейшие технологии и на этой основе улучшать экономические результаты деятельности и, как следствие, повышать уровень экономической безопасности;
- от валютного курса напрямую зависит финансовое, а следовательно, и экономическое состояние как организаций, так и территориальных образований, а кредитная нагрузка, возможность пользования кредитами в случае необходимости и способность рассчитываться по ним, напрямую влияет на экономическую безопасность, при оценке которой учитывают вероятность банкротства;
- сырьевая безопасность отражает состояние сырьевой базы, которая несомненно является основой обеспечения продовольственной безопасности, таким образом, сырьевая безопасность оказывает влияние на экономическую, и опосредованно, через продовольственную, и напрямую - через обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов материалами, сырьем необходимого качества, в нужном количестве и по доступным ценам, позволяющим организациям функционировать прибыльно, поддерживая экономическую безопасность;
- энергетическая безопасность существенна как на макро, так и на микроуровне. В современных условиях без надежного энергоснабжения невозможно стабильная, устойчивая деятельность хозяйствующих субъектов, а также при условии дефицита собственных энергоносителей формируется высокая зависимость от внешних поставщиков, что ставит под угрозу возможность реализации намеченной стратегии развития, обеспечивающей необходимый уровень экономической безопасности;
- экологическая безопасность – это та область, которой в последнее время уделяют много внимания, в условиях высокой нагрузки на окружающую среду и наметившихся из-за этого негативных изменений. На уровне государства обеспечивается регламентация мер, направленных на защиту окружающей среды, и данные требования необходимо соблюдать, в т.ч. на уровне организаций, что увеличивает финансовую нагрузку и оказывает влияние на экономическую безопасность, с одной стороны, снижая ее из-за снижения уровня доходности, но, с другой стороны, усиливая за счет снижения вероятности чрезвычайных ситуация и их последствий;
- кадровая и интеллектуальная безопасность также не могут не накладывать отпечаток на экономическую. Только персонал – активный ресурс, который позволяет получать результат хозяйственной деятельности, а также является практически неисчерпаемым, однако дефицит рабочих кадров, утечка «мозгов» и недоиспользование потенциала работников ставят под угрозу эффективность функционирования социально-экономических систем любого уровня;
- правовая безопасность является гарантом защиты прав и интересов субъектов экономики и, соответственно, защиты поддержания уровня экономической безопасности.
Из проведенного выше анализа основных положений трудов авторитетных ученых, занимающихся проблемами осмысления и обеспечения экономической безопасности, видна непосредственная связь и системное влияние различных видов безопасности на объединяющую их - экономическую. Однако справедливо утверждать, что и экономическая безопасность, в свою очередь, оказывает влияние на другие виды безопасности. Не вызывает сомнения, что при высоком уровне экономической безопасности социально-экономические системы способны обеспечивать и продовольственную безопасность, и сырьевую, и финансовую и все остальные виды безопасности.
Обобщая, нужно отметить: экономическая безопасность и другие виды безопасности оказывают влияние друг на друга и являются взаимозависимыми и выделять разные виды безопасности в качестве подсистем экономической безопасности, которую в итоге отождествляют с явлением более высокого порядка, - нецелесообразно. Экономическая безопасность находится на одном уровне с остальными видами безопасности, оказывая друг на друга взаимное влияние, образуя комплексную безопасность (рисунок 2).
Рисунок 2 – Элементы комплексной безопасности социально-экономической системы
Источник: составлено автором.
Таким образом, экономическую безопасность следует рассматривать как составной элемент комплексной безопасности, который оказывает влияние на другие виды безопасности (финансовую, продовольственную, инновационную, информационную, социальную и др.) и, в свою очередь, зависит от них.
С целью выявления влияния указанных компонентов на уровень комплексной безопасности с 11.08.2022 по 25.11.2022 года авторами была проведена экспертная оценка в онлайн формате, что позволило не ограничивать географию охвата экспертов одним городом, а привлечь российских специалистов с разных городов. При отборе экспертов применен документальный метод – анкета направлялась тем специалистам, которые связаны с предметом исследования научно или практически. В ходе опроса специалисты отметили степень влияния элементов безопасности по следующей шкале:
- 1 балл - совсем не оказывает влияние;
- 2 балла - оказывает незначительное влияние;
- 3 балла - оказывает влияние среднего уровня;
- 4 балла оказывает влияние выше среднего;
- 5 баллов - оказывает существенное влияние.
Был опрошен 21 эксперт, в составе которых 71,4% - это работники сферы образования и по 14,3% - специалисты сферы государственного управления и научные сотрудники; уровень квалификации экспертов высокий – 57,1% респондентов со степенью кандидата наук, 28,6% со степенью доктора наук, 14,3% - респонденты со степенью магистра. 57,1% респондентов отметили, что вопросы обеспечения экономической безопасности входят в сферу, тесно связанную с их квалификацией и 28,6% опрошенных участвуют в практическом решении вопросов в сфере обеспечения экономической безопасности. Количество экспертов является достаточным: нижняя оценка численности Nmin зависит от числа оцениваемых событий – 15 элементов комплексной безопасности, следовательно, соблюдается правило Nфакт(21)≥Nmin(15), результаты опроса являются достоверными.
Ранжированный ряд элементов экономической безопасности по уровню их влияния на комплексную безопасность социально-экономической систем, составленный на основе экспертного опроса, представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Ранжированный ряд элементов экономической безопасности по уровню их влияния на комплексную безопасность социально-экономических систем
Источник: составлено автором.
Элементы экономической безопасности, средний балл степени влияния которых выше 4 баллов, оказывают влияние на уровень комплексной безопасности социально-экономической системы с силой выше среднего уровня, а у которых средний балл от 3 до 4 – оказывают влияние со средней силой.
С учетом степени влияния элементов на комплексную безопасность возможно рассчитать и спроектировать формулу оценки уровня комплексной безопасности социально-экономической системы. Расчет весовых коэффициентов показателей проведен в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет весовых коэффициентов показателей уровня комплексной безопасности социально-экономической системы
Элементы
|
Средняя оценка
|
Расчет
|
Весовой коэффициент
|
инновационная безопасность
|
3,00
|
3,00 / 58,57
|
0,051
|
налоговая безопасность
|
3,29
|
3,29 / 58,57
|
0,056
|
кадровая безопасность
|
3,29
|
3,29 / 58,57
|
0,056
|
социальная безопасность
|
3,57
|
3,57 / 58,57
|
0,061
|
экологическая безопасность
|
3,57
|
3,57 / 58,57
|
0,061
|
интеллектуальная безопасность
|
3,57
|
3,57 / 58,57
|
0,061
|
технологическая безопасность
|
3,71
|
3,71 / 58,57
|
0,063
|
валютно-кредитная безопасность
|
3,71
|
3,71 / 58,57
|
0,063
|
правовая безопасность
|
4,00
|
4,00 / 58,57
|
0,068
|
информационная безопасность
|
4,14
|
4,14 / 58,57
|
0,071
|
финансовая безопасность
|
4,29
|
4,29 / 58,57
|
0,073
|
сырьевая безопасность
|
4,29
|
4,29 / 58,57
|
0,073
|
экономическая безопасность
|
4,71
|
4,71 / 58,57
|
0,080
|
продовольственная безопасность
|
4,71
|
4,71 / 58,57
|
0,080
|
энергетическая безопасность
|
4,71
|
4,71 / 58,57
|
0,080
|
итого
|
58,57
|
х
|
1,000
|
Следовательно, формула показателя комплексной безопасности социально-экономических систем обретает следующий вид:
КБСЭС = 0,08 х (ЭБ + ПБ + ЭнБ) + 0,073 х (ФБ + СБ) + 0,071 х ИБ + + 0,068 х ПрБ + 0,063 х (ВКБ + ТБ) + 0,061 х (ИнБ + ЭкБ + СоцБ) + (1) + 0,056 х (КадБ + НБ) + 0,051 х ИннБ
где КБСЭС – уровень комплексной безопасности социально-экономических систем, баллы;
ЭБ – уровень экономической безопасности, баллы;
ПБ – уровень продовольственной безопасности, баллы;
ЭнБ – уровень энергетической безопасности, баллы;
ФБ – уровень финансовой безопасности, баллы;
СБ – уровень сырьевой безопасности, баллы;
ИБ – уровень информационной безопасности, баллы;
ПрБ – уровень правовой безопасности, баллы;
ВКБ – уровень валютно-кредитной безопасности, баллы;
ТБ – уровень технологической безопасности, баллы;
ИнБ – уровень интеллектуальной безопасности, баллы;
ЭкБ – уровень экологической безопасности, баллы;
СоцБ – уровень социальной безопасности, баллы;
КадБ – уровень кадровой безопасности, баллы;
НБ – уровень налоговой безопасности, баллы;
ИннБ – уровень инновационной безопасности, баллы;
0,08; 0,073; 0,071… - весовые коэффициенты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что экономическая безопасность является составной частью системы комплексной безопасности и оказывает на нее существенное влияние, а также имеет четкие взаимосвязи и взаимное влияние с другими элементами системы. Разработанная формула оценки уровня комплексной безопасности социально-экономической системы позволяет учесть весь спектр различных видов безопасности и позволяет в перспективе разработать методику расчета показателей, характеризующих элементы комплексной безопасности социально-экономических систем. Этому будут посвящены дальнейшие исследования.
Источники:
2. О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537, ред. от 01.07.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения: 20.01.2022).
3. О Стратегии национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 02.07.2021 №400. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_389271/ (дата обращения: 22.01.2022).
4. О Стратегии национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_191669/ (дата обращения: 22.01.2022).
5. О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 №208. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 20.01.2022).
6. Указ Президента РФ от 05.12.2016 №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ». [Электронный ресурс]. URL: https://bazanpa.ru/prezident-rf-ukaz-n646-ot05122016-h2878924/ (дата обращения: 26.01.2022).
7. Аратюнян Г.Г. Правовая безопасность страны в призме системного конституционного мониторинга // Журнал конституционного правосудия. – 2017. – № 5. – c. 12–14.
8. Бакальская Е.В. Элементы экономической безопасности // Академическая публицистика. – 2020. – № 6. – c. 120-123.
9. Внешнеэкономический толковый словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001.
10. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. Угрозы и вызовы кадровой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2021. – № 2. – c. 7-19. – doi: 10.21779/2500-1930-2021-36-2-7-19.
11. Зайков В.П., Ковеза Б.Т. Понятие финансовой безопасности: классификация, направления развития, инвестиционно-налоговый аспект // Вестник УРАО. – 2017. – № 3.
12. Земскова Е.С., Баранова Н.Н. Инновационная безопасность как подсистема экономической безопасности // Контентус. – 2019. – № 3(80).
13. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности // Kant. – 2016. – № 3.
14. Никулина М.А., Колодиев М.Ю. Социальная безопасность в Российской Федерации: критерии, угрозы, направления обеспечения // Манускрипт. – 2017. – № 4.
15. Перчик А.И. Правовое обеспечение сырьевой безопасности (Академические чтения). / Вып. 26. - М.: ГУП изд. «Нефть и газ» HUE нефти и газа им. И.М. Губкина, 2003.
16. Романова И.Б., Кузнецова В.В. Финансовая безопасность важнейший элемент экономической безопасности // Аллея науки. – 2020. – № 4. – c. 345-348.
17. Сакович В.А., Бровка Г.М. Инновационная безопасность: основные понятия, сущность // Наука и техника. – 2016. – № 2.
18. Тонков Е.Е., Туранин В.Ю. Экологическая безопасность: понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2015. – № 2(199).
19. Тюгин М.А. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности экономического субъекта // Известия Института систем управления СГЭУ. – 2019. – № 1. – c. 163-166.
20. Угрозы экономической безопасности современной России. / Под ред. М.П. Гурова; сост. Т.Ч. Ахметов, Л.В. Борина, Д.К. Лашина, А.М. Федорова, О.В. Фролова. - СПб.: СЗФ РПА Минюста России, 2013. – 32 c.
21. Украинцев В.Б., Лепетикова И.Ю., Мамонтова Ю.П. Обеспечение интеллектуальной безопасности России: ключевые угрозы и направления их нейтрализации методами государственного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2018. – № 4.
22. Харитонов А.В. Роль и место продовольственной безопасности в экономической безопасности страны // Chronos. – 2019. – № 2(29). – c. 50-52.
23. Хоружий Л.А. Обеспечение налоговой безопасности российских организаций // Вестник профессиональных бухгалтеров. – 2016. – № 6.
24. Шестопалов П.В. Энергетическая безопасность: определение понятия и сущность // Проблемы экономики. – 2012. – № 5.
25. Шушарин В.Ф., Вышенский М.Ю. Продовольственная безопасность России: направления обеспечения // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1. – c. 115-122.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:24