Pricing mechanism of business interaction participants in the consumer market, taking into account socio-ethical parameters
Krikovtsev A.A.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 6 (June 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48778342
Abstract:
The article considers the pricing mechanism interpreted as a set of business interactions between market entities and objects based on the consistency of their strategic and tactical goals regarding the type of goods, their quality and quantity, terms of delivery and payment, as well as the applied socio-ethical imperative. A scheme of specific components of the pricing mechanism is proposed. It starts with the core and characteristics of economic and socio-ethical parameters.
The necessity of calculating the value significance of business interactions in pricing parameters, taking into account economic and marketing elements, is substantiated. To diagnose the estimated price and avoid cognitive dissonance, a method of complex indicators is proposed. It is especially important from a socio-ethical standpoint. The author's interpretation of the pricing methodology is given. It includes the principles, methods, tools, functions, strategy and tactics of pricing.
Keywords: consumer market, social and ethical parameters, pricing mechanism, business interaction
JEL-classification: D91, L81, M31
Введение: В современных социально-экономических условиях, отличающихся разновекторностью, волотильностью, высоким уровнем неопределенности и риска для участников рынка, возникают и развиваются качественные преобразования в социально-экономической системе, усиливается нестабильность и противоречия, обостряются конфликты по социально-экономическим и этическим вопросам в экзо- и эндогенных бизнес-взаимодействиях.
Поэтому проблемы связанные с необходимостью разработки адекватного рыночным запросам и вызовам механизма поведения в информационно-социо-экономической среде субъектов и объектов, а также их подходов к ценообразованию требуют динамических трансформационных решений, направленных на стимулирование не только повышения прибыльности, но и социально-этических основ деятельности. В данном контексте необходимо уточнение дефиниции «конкуренция», поскольку ее направленность и качественное содержание входит как элемент в маркетинговую интегрированную бизнес-систему, действующую на рынке, и определяющую уровень паритета\диспаритета участников, что непосредственно отражается на принципах, методах и инструментах ценообразования. Именно поэтому проблемы разработки механизма ценообразования с учетом факторов социально-этического характера приобретают в настоящее время особую актуальность.
Вопросы ценообразования постоянно находятся в центре внимания многих представителей экономической науки. Среди российских ученых различными аспектами ценообразования в сферах экономики на уровне государства занимается Демцура С.С. [8], на уровне предприятия Бакальская Е.В. [1,2], Полищук Л.Г. [13], в инновационной сфере Логотин Ф.Я. [12], в сфере права Ершова И.В. [10], Хаванова И.А. [17]. Из зарубежных авторов, рассматривающих вопросы ценообразования во Франции, Италии, Австрии в контексте с долговременными усилиями по поддержанию высокого уровня жизни и социально-этических решений в этой области, можно назвать Да Риот Б., Ле Биан Б., Оэстерли А. [20], Мюльбергер У., Гугер А., Книттлер К. [21], Джон Дейли [22].
Целью данного исследования является обоснование концептуальных подходов к механизму ценообразования в рамках маркетинговой интегрированной бизнес-ситемы и взаимодействий в ней участников потребительского рынка.
Научная новизна заключается в построении интегральной оценки эффективности механизма ценообразования с формированием ядра и акцентом на алгоритме расчета ценностной значимости бизнес-взаимодействия и обосновании принципов расчета ценностной значимости и алгоритма мотивационного комплекса при расчете цены в потребительской товарной категории.
Авторская гипотеза состоит в предложении рассмотрения механизма ценообразования как совокупности бизнес-взаимодействий в маркетинговой интегрированной бизнес-системе по составляющим экономического, организационного и маркетингового характера, с обязательным учетом социально-этических параметров.
Методологическим базисом данного исследования послужила система принципов, методов, факторов формирования теоретических и практических аспектов ценообразования и механизма его функционирования на потребительском рынке.
Вместе
с тем, методология ценообразования с учетом социально-этических мотиваторов до
настоящего времени не получила достаточно полного освещения, особенно в
преломлении к специфике потребительского рынка. А ведь именно этот рынок
наиболее остро нуждается в когерентности бизнес-взаимодействий в параметрах
«государство» «бизнес» «индивидуум», составляющих основу интегрированной
бизнес-системы, обеспечивающей достижение социально-экономического эффекта на
каждом из ее иерархических уровней (рис.1)
Рисунок1. Концептуальная схема ценообразования на потребительском рынке
Источник: авторская разработка на основании [6,14,20,22]
Как следует из представленной на рис.1. концептуальной схемы ценообразования на потребительском рынке, оно происходит на трех иерархических уровнях, каждый из которых предполагает разработку и использование соответствующих принципов, методов, инструментов и функций с соответствующей дифференциацией и учетом социально-этических аспектов. При этом на государственном уровне осуществляется контроль за системой ценообразования на двух более низких уровнях и вырабатываются маркетингово-экономические решения по необходимым стратегическим позициям [8,23].
В Донецкой Народной Республике (ДНР) на государственном уровне вопросы ценообразования регулируются и регламентируются следующими законодательными и нормативно-правовыми актами:
- статьи 77 и 78 Конституции Донецкой Народной Республики
- статья 65 Закона ДНР от 25декабря 2015г. №99-I НС «О налоговой системе»
- Распоряжение совета министров ДНР от 14 апреля 2015г. №8 «О мероприятиях по обеспечению государственного регулирования ценообразования на социально значимые товары первой необходимости»
- Постановление Президиума Правительства ДНР №15-1 от 09 июля 2019г. «О внесении изменений в порядок регулирования и контроля цен (тарифов) на территории ДНР, утвержденных постановлением Совета Министров ДНР от 3 июня 2015 г. №10-41, и порядка составления и подачи отчетности об уровне цен на лекарственные препараты , включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и на социально значимые продовольственные товар»
- Постановление Правительства ДНР от 14 августа 2020г. № 41-1 «Об установлении Перечня продовольственных товаров первой необходимости и норм их суточного потребления»
В соответствии с указанными документами Правительства и Совета Министров ДНР сформирован перечень социально значимых товаров, включающий 29 наименований продовольственных товаров мясо-молочной, плодо-овощной, бакалейной, детской и рыбной продукции. По каждому из наименований разработаны предельные оптовые надбавки, предельные торговые надбавки и максимальные торговые надбавки, что помогает контролировать и корректировать механизм ценообразования и способствует соблюдению социально-этической составляющей механизма ценообразования.
В таблице 1 приведен пример ценообразования на отдельные категории социально значимых товаров.
Таблица1
Перечень социально значимых товаров и принципы регулирования цен на них
№ п\п
|
Наименование
|
Определение
|
Предельная оптовая надбавка к
оптово-отпускной цене производителя
|
Предельная торговая надбавка к
оптово-отпускной цене производителя
|
Максимальная предельная надбавка
| ||||||||||
Производимая
на территории ЛДНР
|
импорт
|
Производимая
на территории ЛДНР
|
импорт
|
Производимая на территории ЛДНР
|
импорт
| ||||||||||
1
|
Мясная продукция
| ||||||||||||||
1.1
|
Говядина на кости
|
Мясо
охлажденное или замороженное, боковая и наружная часть задней ноги, лопатка,
грудинка,
2 сорт |
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
1.2
|
Куры
|
Охлажденные
и замороженные потрошенные тушки кур
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
1.3
|
Вареная колбаса, 1С
|
Варенные колбасные изделия 1 сорта
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2
|
Молочная продукция
| ||||||||||||||
2.1
|
Молоко разливное и фасованное
|
Молоко
питьевое коровье разливное и пастеризован.
фасованное в пленку, до 2.5% жирности без добавок и наполнителей |
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2.2
|
Творог кисломолочный
|
Творог
жирностью 9% без добавок и наполнителей развесной и фасованный
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
2.3
|
Сметана
|
Сметана
жирностью до 20% без добавок и наполнителей
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3
|
Бакалейная продукция
| ||||||||||||||
3.1
|
Сахар-песок
|
Сахар-песок
свекловичный белый без добавок весовой и фасованный в потребительскую
упаковку
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.2
|
Соль поваренная пищевая
|
Соль
поваренная пищевая без вкусовых добавок не йодированная
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.3
|
Крупы(рис, гречневая, пшеничная)
|
Крупы
весовые и расфасован. в потребительск ую упаковку
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
3.4
|
Масло подсолнечное
|
Масло подсолнечное холодного отжима рафинирован.
и нерафинированное
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4
|
Плодо-овощная продукция
| ||||||||||||||
4.1
|
Картофель
|
Картофель весовой не мытый
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.2
|
Капуста белокочанная
|
Капуста белокочанная стандартная
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.3
|
Морковь, свекла
|
Морковь, свекла весовая немытая
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.4
|
Лук
|
Лук репчатый желтый весовой
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
4.5
|
Яблоки
|
Яблоки весовые десертных и кулинарных
сортов
|
10
|
15
|
15
|
25
|
15
|
25
| |||||||
5
|
Хлебо-булочные изделия
| ||||||||||||||
5.1
|
Хлеб
|
Социальные сорта хлеба из муки 1-го
сорта
|
Фиксированная цена
| ||||||||||||
На
процесс рыночного ценообразования влияет количество бизнес-взаимодействий в
маркетинговой интегрированной бизнес-системе (МИБС), реализуемых через
спрос-предложение, и уровень паритета/диспаритета в достижении
социально-экономического равновесия [9,23]. Для этого целесообразно
сформировать ядро механизма ценообразования в рамках стратегического
тактического и инструментального блока (рис2.)
Рисунок 2. Составляющие ядра механизма ценообразования
Источник: авторская разработка на основании [3-5]
Приведенная на рис.2 схема демонстрирует составляющие механизма ценообразования, начиная с ядра как целостности индикаторов информационного сопровождения процесса ценообразования, его реализации на всех вышеперечисленных уровнях МИБС и координации во всех звеньях.
Отметим, что механизм формирования мотивационного комплекса будет эффективен только в условиях когерентности (синхронности) мотиваторов в стратегическом, тактическом и информационном блоках [7,11,21]. Соответственно, в механизме ценообразования предлагается рассматривать метод использования комплексных индикаторов, позволяющих диагностировать расчетную цену с учетом потребительских запросов и предпочтений, поскольку бизнес-взаимодействия в контуре «предприятие-потребитель» составляют основу их эффективности. Комплексные индикаторы позволяют избежать нежелательного когнитивного диссонанса, что не маловажно с социально-этических позиций, отражающих общий уровень удовлетворенности. Предлагается при разработке методологии диагностики расчетной цены использовать термин «потребительская товарная категория», которая, в отличие от общепринятой терминологии, отличается тем, что представляет собой совокупное предложение конкретного товара или торговой марки в рамках бизнес-взаимодействий в различных ритейл-форматах по различным ценам. Формула для расчета оптимальной цены в потребительской социально значимой товарной категории имеет вид:
(1)
-
цена в потребительской товарной категории социально значимого продукта
-
цена i-го социально значимого продукта
-
потребительская оценка эталонной социально значимой категории
-
потребительская оценка i-й социально значимой товарной категории.
в
предложенной формуле отвечает на 100% качественно-ценовому позиционированию и
восприятию ценностной значимости предлагаемого продукта или торговой марки.
можно
получить в результате проведения экспертных опросов или работы фокус-групп. Для
получения корректных и достаточно объективных данных
предлагается
оценивать по 10-балльной шкале, где 10 баллов- эквивалент
.
Поскольку
в предлагаемой формуле расчетная цена представляет собой подкоренное выражение,
то его значение всегда будут положительными, или равными 0, то есть будет
иметь следующие ограничения:
(2)
,где
(3)
ℒ- коэффициент характеризующий потребительскую товарную категорию социально значимого продукта.
Декомпозиция предложенных формулировок делает целесообразным определение прибыльности и потребительской ценности участников МИБС в формате покупателей в торговых предприятиях, поскольку на их оценках базируется уровень восприятия ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическим и функциональным параметрам (табл.2).
Таблица 2
Ценностная значимость бизнес-взаимодействий в механизме ценообразования
Составляющие
|
Содержание
|
Расчетная
формула
|
1.Экономические
|
1.1.
Прибыль,
тыс.р.
1.2. -издержки на привлечение потребителя 1.3. - издержки на удержание потребителя 1.4. - издержки на развитие бизнес-взаимодействия с потребителем |
П=ТОб-ИО
|
2.Организационно-технологические
|
2.1.
Средний объем покупки i-м потребителем в j-м периоде
2.2. Индекс динамики осуществления покупок - объем осуществленных покупок i-м потребителем в j-ом периоде - объем осуществленных покупок i-м потребителем в базовом периоде 2.3. Частота осуществления покупок (ед.\время) - количество покупок i-го товара в j-м периоде |
|
3.Маркетинговые
|
3.1.
Уровень стойкости бизнес-взаимодействий в координатах
«предприятие-потребитель» по социально-этическим параметрам
3.2. Индекс приверженности по социально-этическим параметрам ℒ- удельный вес i-го параметра - фактический уровень приверженности по i-му параметру - базовый уровень приверженности по i-му параметру |
Уровень
стойкости определяется экспертным путем и показывает готовность потребителя
перейти к конкурентам при росте цен
|
По приведенным данным рассчитываются итоговые значения для определения ценностной значимости [15]. Для экономической составляющей итоговое значение определяется по формуле 4:
Эк= П/ ИОпривл.+ИОуд.+ИОразвл. (4)
Организационно-технологические и маркетинговые составляющие возможно объединить для диагностики стойкости и частоты бизнес-взаимодействий по формуле 5:
Сб-в=
+
+
+Ур.с+
(5)
Интегральный показатель ценностной значимости в системе параметров ценообразования рассчитывается по формуле 6 :
(6)
Предложенный алгоритм расчета позволяет оптимизировать подходы к механизму ценообразования с учетом трех укрупненных составляющих ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическим параметрам.
Заключение: Таким образом, механизм ценообразования на потребительском рынке, рассмотренный в данной статье на основании ретроспективного анализа публикаций по данной проблематике, предложено трактовать как совокупность бизнес-взаимодействий, включающую экономические, организационно-технологические и маркетинговые составляющие, определяющие результативность маркетинговой интегрированной бизнес-системы в сформированных стратегическом, тактическом и инструментальном блоках.
В дальнейших исследованиях планируется рассмотреть особенности ценообразования и диагностики ценностной значимости бизнес-взаимодействий по социально-этическом параметрам в механизме ценообразования по структурированным кластерам участников бизнес-системы на потребительском рынке Донецкой Народной Республики.
References:
Bakalskaya E.V. (2017). Aktualnye problemy tsenoobrazovaniya na rossiyskikh predpriyatiyakh v sovremennyh usloviyakh [Actual problems of pricing at Russian enterprises in modern conditions]. Alley of Science. (16). 60–63. (in Russian).
Bakalskaya E.V. (2017). Osobennosti tsenoobrazovaniya na rossiyskie tovary i uslugi [Features of pricing for Russian goods and services]. Alley of Science. (16). 442–444. (in Russian).
Boreva S.F. (2018). Tendentsii izmeneniya optovyh i roznichnyh tsen v RF [Trends in wholesale and retail prices in the Russian Federation]. Money and Credit. (12). 28-29. (in Russian).
Bubnova T.V. (2017). Analiz faktorov, vliyayushchikh na tsenoobrazovanie tovara [Analysis of factors affecting the pricing of goods]. Synergy of Sciences. (14). 137–143. (in Russian).
Da Roit B, Le Bihan B, Oesterle A. (2007). Long-term care policies in Italy, Austria and France: variations in cash-for-care schemes Social Policy and Administration. (41(6)). 653-671.
Demtsura S.S. (2017). Tsenovaya politika gosudarstva [Pricing policy of the state and universities in the market of educational services]. ASR: Economics and Management. (2 (19)). 84–88. (in Russian).
Deyli Dzh. (2003). Effektivnoe tsenoobrazovanie - osnova konkurentnogo preimushchestva [Effective pricing is the basis of competitive advantage] (in Russian).
Dugina S.I. (2015). Marketingovaya tsenovaya politika [Marketing pricing policy] (in Russian).
Ershova I.V. (2016). Predprinimatelskoe pravo [Business law] (in Russian).
Esipova V. E. (2015). Tseny i tsenoobrazovanie [Prices and pricing] (in Russian).
Fiaksinova L.N. (2016). Problemy sovremennogo tsenoobrazovaniya [Problems of modern pricing in construction]. Money and Credit. (9). 131-132. (in Russian).
Geraskin M.I. (2014). Modeli tsenoobrazovaniya [Pricing models] (in Russian).
Gollay I.N. (2017). Evolyutsiya podkhodov k tsenoobrazovaniyu i ikh vliyanie na uroven konkurentosposobnosti tovara (uslugi) [Evolution of approaches to pricing and their impact on level of a competitiveness of goods (service)]. Upravlenie investitsiyami i innovatsiyami. (2). 54–58. (in Russian).
Khavanova I.A. (2016). Kategoriya rynochnoy tseny v sovremennom nalogovom prave [Category of market price in modern tax law]. Journal of Russian Law. (7). 96–104. (in Russian).
Legotin F. Ya. (2016). Zatraty i tsenoobrazovanie v innovatsionnoy sfere [Costs and pricing in the innovation sector] (in Russian).
Mühlberger U., Guger A., Knittler K. et al. (2008). Long-term care in Austria WIFO Monatsberichte. (81(10)). 771–781.
Polischuk L. G. (2017). Metodologiya i praktika obosnovaniya upravlencheskikh resheniy v tsenoobrazovanii na sovremennom predpriyatii [Methodology and practice of justification of management decisions in pricing at a modern enterprise]. Vestnik dalnevostochnoy gosudarstvennoy sotsialno-gumanitarnoy akademii. (1). 158–171. (in Russian).
Shakhovskaya L.S. (2015). Tsenoobrazovanie [Pricing] (in Russian).
Slyshkin V.I. (2017). Printsipy i funktsii tsenoobrazovaniya [Principles and functions of pricing]. Obrazovanie i nauka bez granits: sotsialno–gumanitarnye nauki. (7). 85–87. (in Russian).
Tyurin S.B. (2017). Osobennosti tsennostnogo podkhoda k tsenoobrazovaniyu [Features of the value approach to pricing]. Modern trends in the development of science and technology (Sovremennyye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologiy). (3–13 (24)). 135–137. (in Russian).
Vasileva N.Z., Kozlova L.I. (2015). Formirovanie tseny v rynochnyh usloviyakh [Price formation in market conditions] (in Russian).
Yakovlev A.A. (2017). Nekotorye aspekty sistemy tsenoobrazovaniya na nadnatsionalnom rynke [Some aspects of the system of price formation on above national market]. Mirovaya ekonomika: problemy bezopasnosti. (4). 111–115. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:56:50