Национальный проект «Производительность труда» как направление развития отраслевой экономики

Король С.П.1, Король Р.А.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 5 (Май 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48567223
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема повышения производительности труда, являющаяся одной из главных задач для любой общественно–экономической формации, означающую экономию не только живого, но и овеществленного труда. Системный анализ национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» во взаимодействии с рядом национальных проектов позволил выявить и раскрыть тенденции многовекторности мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Предложено планировать мероприятия, направленные на рост производительности труда по уровням управлениям и временным периодам выполнения с оценкой их не только воздействия, но и взаимодействия и для предприятий, не вошедших на данном этапе в национальные проекты, как по отрасли экономики, так и по производственным показателям

Ключевые слова: производительность труда, национальные проекты, уровень производительности труда, многовекторность мероприятий, ИТ-платформа

JEL-классификация: J24, J21, J28



Введение

Повышение производительности труда является одной из главных задач для любой общественно-экономической формации. Производительность труда как объективный закон развития человеческого общества означает экономию не только живого, но и овеществленного труда. Вопросам изучения производительности труда посвящены труды классиков политэкономии, и значительный вклад в изучение и анализ категории «производительность труда» внесен отечественными исследователями. Так, родоначальник теории прибавочной стоимости Маркс К.Г. в своих трудах уделял внимание, помимо вопроса производительности труда, производительности оборудования. Ученый уже в XIX в. видит проблему увеличения интенсивности труда и необходимость более рационального использования рабочего времени. Заметно влияние организационных факторов на рост уровня производительности труда [1] (Matveev, Palienko, 2015). Видный представитель советской экономической школы Гастев А.К. считал, что на рост производительности труда, прежде всего, влияют организационные факторы, морально-психологическое и физическое состояние человека, а также уровень организации производства на предприятии в целом. Гастев А.К. инициировал создание Центрального института труда (ЦИТ), задачей которого была рационализация приемов и методов труда, а также подготовка квалифицированных кадров для плановой экономики [2] (Gastev, 2011).

Эффективность использования трудовых ресурсов во многом характеризует результативность производственной деятельности по созданию готового продукта в течение определенного промежутка времени. Производительность труда может иметь натуральное или временное содержание, при этом можно использовать данный показатель для одного работника, подразделения или трудового коллектива в целом, а также на уровне региона или отрасли. Показатель производительности труда может быть приведен к натуральному и стоимостному выражению. Сущность производительности труда проявляется в характеристике итога работы предприятия, обобщая все достижения и недостатки в процессе производства. В связи с этим производительность труда используется в качестве одного из основных технико-экономических показателей предприятия.

Исследование экономической сущности производительности труда и исторической эволюции взглядов на данную категорию позволяет дать характеристику комплексов мероприятий, направленных на повышение производительности труда, рассмотреть и оценить механизм повышения производительности труда и выработать основы экономической системы России. К таким мероприятиям относятся в основном следующие факторы роста производительности труда: научно-технические, организационные, структурные, социальные [3] (Kondratev, Kurenkov, 2008).

Российские предприятия в настоящее время в среднем отстают по уровню производительности труда от своих иностранных конкурентов в 2–3 раза по ряду причин. Преодоление сложившегося отставания роста производительности труда на основе мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, предусмотренных национальным проектом «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию (протокол от 24.12.2018 № 16), является актуальной задачей [4]. Цель национального проекта – это формирование новой производственной культуры в Российской Федерации и обеспечение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства.

Целью настоящей статьи является выявление и исследование факторов, влияющих на производительность труда в отраслях экономики и организациях отраслей в свете рекомендаций национальных проектов и соответствующих проблеме правительственных и ведомственных документов с учетом их взаимодействия на этапах реализации планируемых мероприятий.

Научная новизна статьи состоит в определении состава мероприятий по повышению производительности труда в отраслях экономики, не вошедших в национальный проект, а также отдельных организаций несырьевых отраслей, не вошедших в национальный проект. Эти организации не полностью отвечают критериям вхождения в национальный проект на этапах разработки проекта. Взаимодействие участвующих организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, при реализации принятых мероприятий должно обеспечиваться планированием условий их реализации по руководителям, ответственным исполнителям, календарным срокам, финансированию и необходимым ресурсам.

Методы исследования: для исследования использовались научные методы, такие как когнитивный, системно-структурный, системный, причинно-следственный, ситуационный анализы.

Производительность труда в России и в зарубежных странах, российских регионах и отраслях экономики

Экономическая деятельность в целом во многом зависит от изменений в производительности труда. Как экономический фактор производительность труда является результирующим фактором, с помощью которого можно выявить причинно-следственную связь между мероприятиями, ведущими к улучшению или отрицательно влияющими на результаты производственной деятельности. Фактор роста производительности труда как экономический фактор может включать такие направления его влияния, как научно-технический прогресс и его инновационное развитие в части традиционных и новых видов продукции, технологических процессов и технологии производства, сырьевой базы, энергетических и транспортных ресурсов, логистики сырьевой базы и продукции [5] (Gershanok, 2019). Немаловажными направлениями являются мероприятия, связанные со специализацией производства и увеличением объема готовой продукции, снижением потерь от брака продукции и повышением выполнения норм выработки, что приводит к сокращению числа работников. Возможны изменения в объемах производства удельного веса отдельных видов продукции и отдельных производств в общем объеме производимой предприятием продукции, что, в свою очередь, приводит к структурной перестройке [6] (Dolzhenko, Malyshev, 2021). Осуществление названных мероприятий приведет к необходимости изменения качественного уровня персонала, условий труда и материальной мотивации работников, участвующих на всех этапах: творческих, организационных, изысканиях, экономических и инженерно-технических условий внедрения проектных, подготовительных, внедренческих мероприятий в зоне планируемой реализации.

Многовекторность мероприятий повышения производительности труда требует их планирования. Планирование необходимо проводить не только по уровням управления: государственному, региональному, отраслевому, но и производственному. Планирование производительности труда является частью процесса управления производительностью, предполагающего стратегическое, среднесрочное и оперативное планирование, организацию, руководство и постоянный контроль за выполнением мероприятий, направленных на повышение производительности. При планировании целесообразно выделение факторов, оказывающих влияние на уровень и рост производительности труда, и оценивать их воздействие, а в ряде случае – взаимодействие отдельных факторов. В качестве итога планирования может выступать суммарное изменение базисной численности персонала и прирост производительности труда в планируемом периоде.

Рост производительности труда способствует обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны при сохранении макроэкономической стабильности, темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и настраивает производственный процесс на обучение сотрудников инструментам бережливого производства. В настоящее время решение поставленных задач является актуальной проблемой, на решение которой направлены основные государственные программы и многие правительственные постановления. В реалистичности их содержания и возможности выполнения может оказать помощь изучение результатов, достигнутых в показателях производительности труда по сравнению с нашей страной, и положительной опыт в динамике роста производительности труда ведущих зарубежных стран.

Уровень производительности труда в каждой стране является одним из важнейших факторов ее конкурентоспособности и каждой отрасли экономики, включая открытую большинству отраслей экономики, как по потребляемой их продукции, так и по созданию для них основных фондов для производства продукции и развития, строительную отрасль. Сравнительному анализу производительности труда на отраслевом уровне посвящены многие работы. Измерение производительности труда позволяет дать оценку динамики ее развития за последние годы, структурных изменений и выявлять факторы, влияющие на состояние отрасли. Достоверное измерение производительности труда очень важно для оценки ее динамики за последние годы, анализа структурных изменений и выявления факторов, влияющих на состояние отрасли [7] (Mkrtychan, 2021). Производительность труда можно измерять тремя методами: стоимостным, натуральным и нормативным, каждый из которых имеет свою область применения, свои достоинства и недостатки. Для анализа производительности труда на отраслевом уровне разработан и применен стоимостной метод в авторской модификации [8] (Andreeva, 2017).

Производительность труда в России по сравнению с другими странами в 2019 году может быть рассмотрена на основании расчета прозводительности труда для 16 стран в долл. США на отработанный час (рис. 1) [9]:

производительность труда равна отношению:

Производительность труда в экономике относится к показателям, влияющим на ВВП каждой страны, поэтому методика расчета этого показателя должна наиболее правильно отражать условия, влияющие на этот показатель. Индекс производительности труда чаще всего считается в процентах к предыдущему году в данной стране или в процентах к

Рисунок 1. Производительность труда в России в сравнении

с другими странами в 2019 г.

Источник: составлено по данным ОЭСР.

абсолютной величине (100%), за которую берется продуктивность в США. Измерение производительности труда также может быть проведено с использованием организационных методов управления, которые содержат в себе нормативный, многофакторный, многокритериальный метод [10] (Usenko, 2017). Считается, что «многофакторные методы в организациях промышленности применяются в том случае, когда расчет осуществляется на основе наличия большого количества факторов, позволяющих оценить совокупную производительность труда на предприятии» [7] (Mkrtychan, 2021).

Евразийская комиссия подготовила отчет, в котором указана статистика производительности труда стран – членов Евразийского союза. Из отчета следует, что в период 2009–2021 гг. наблюдался рост производительности труда в каждой из стран, отличающийся по годам, но в целом с положительной динамикой в каждой стране [11, табл. 1]. Числа – это количество произведенной работником продукции в час в долларовом эквиваленте. По рассчитанным данным в таблице 1 среди стран – членов Евразийского союза Россия находится на первом месте.

Таблица 1

Динамика РПТ (по методологии ОЭСР) по странам мира,

долл. США на 1 ч работы, постоянные цены 2010 г.


Временной период, г.г.
Страны
2009
2010
2011
2012
20 13
2014
2015
2016
20
17
2018
2019
22
00
20
21
Россия
41,9
43,5
44,8
45,9
46,8
47,1
45,8
45,8
46,7
47,7
48,8
50,0
51,2
Казахстан
37,3
39,0
41.2
42,7
44,9
46,3
46,2
45,6
45,8
46,4
47,1
48,5
50,7
Беларусь
28,5
30,7
32,4
33,0
33,4
34,0
32,8
32,1
32,3
32,8
33,6
34,4
35,5
Армения
16,6
16,4
16,5
17,4
17,5
18,2
18,4
18,9
19,4
20,1
20,9
21,7
22,6
Кыргызстан
6,9
6,8
7,0
7,0
7,8
8,0
8,1
8,2
8,3
8,5
8,8
9,2
9,4

Источник: рассчитано по данным ОЭСР.

Анализ роста/падения производительности труда по отраслям экономики в России показывает динамику повышения производительности труда – в промышленности России, научно-технической деятельности, IT и связи, торговле и ремонте, обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве. Остальные сферы либо остаются на отметке в 100%, либо постепенно падают в 2015–2019 гг. в России, что свидетельствует о необходимости проводить правительственный курс на повышение производительности труда, обеспечивая ежегодный стабильный прирост. Основными источниками данных по производительности труда в России и зарубежных странах служат показатели, приводимые по Росстату, отчетам Евразийской комиссии, открытым документам правительства и FAQ. От возможности обеспечить производительность труда на уровне мировых лидеров зависит способность предприятий отвечать на вызовы рынка. Успешность решения этих задач невозможна без полной и актуальной информации. Только зная реальное положение дел в отрасли и экономике в целом, имея возможность сравнивать себя с другими, можно принимать взвешенные решения и разрабатывать продуманные стратегии по повышению производительности труда, обрести новые цели и достойные примеры. Анализ показал, что приведение в жизнь целевых нормативов в отношении производительности труда, обозначенных в официальных нормативных документах, позволит сократить отставание России от стран ядра [12] (Balatskiy, Ekimova, 2019).

Национальный проект «Производительность труда

и поддержка занятости»

Недостаточно высокая производительность труда в России по сравнению с зарубежными странами стала проблемой федерального уровня, потому что человеческие и природные ресурсы в стране продолжительный период используются неэффективно. Правительство поставило задачу повышать производительность труда на 5% ежегодно. Почти на протяжении 10 лет, не считая 2020 года, правительством удерживается стабильный прирост производительности труда.

В настоящее время решение проблемы повышения производительности труда в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», который был утвержден протоколом от 24 сентября 2018 г. № 12 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Этот национальный проект разработан в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию (протокол от 24.12.2018 № 16), как и другие государственные (целевые) программы и национальные проекты, по мнению исследователей, способствует преодолению ведомственной разобщенности по «горизонтали» и «вертикали». На национальном уровне обеспечивается системность решения поставленных задач на основе тесной координации, консолидации и взаимодействия различных ведомств федерального и регионального уровня [13] (Ivanov, Bukhvald, 2019). Реализация национального проекта идет по пути последовательного включения в него большого числа регионов страны, расположенных в них предприятий, где организуются системы подготовки и переподготовки кадров [14] (Ivanov, 2019).

В национальном проекте «Производительность труда и поддержка занятости» ключевыми целями выделены четыре ключевых направления, включающие как результаты выполнения проекта, так и сроки его реализации и основных участников:

– рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% к 2024 году (более 20% прирост производительности труда к 2024 году);

– увеличение количества привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов Федерации до 85 до 2024 года;

– увеличение количества средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, до 10 000 до 2024 года;

– достижение роста производительности на 95% предприятий – участников нацпроекта на 10, 15 и 30% соответственно к первому, второму и третьему году участия в национальном проекте.

В рамках национального проекта предусмотрена реализация трех федеральных проектов.

1. Системные меры по повышению производительности труда стимулирование предприятий к повышению производительности труда путем оказания мер государственной поддержки предприятий, включая финансовые меры и нефинансовые; снижение административно-регуляторных барьеров для роста производительности труда и другие меры. Этот проект направлен на улучшение условий для опережающего роста производительности труда (бюджет: 5,5 млрд руб.). Цели федерального проекта «Системные меры» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это изменение 100% нормативных актов, поддержка в акселераторе 2862 предприятий и обучение 19 400 руководителей. Оператор проекта: Министерство экономического развития Российской Федерации [15].

2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях – квалифицированная помощь экспертов по устранению неэффективностей производственного процесса, обучение сотрудников предприятий методам повышения производительности труда, специализированные тренинги, мастер-классы в сфере производительности труда и др. (бюджет: 33,9 млрд руб.). Цели федерального проекта «Адресная поддержка» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это обучение 79 500 сотрудников предприятий, создание 4 440 потоков-образцов, а также регистрация 82 820 активных пользователей ИТ-платформы на сайте производительность.рф. Оператор проекта: АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК) [16].

3. Поддержка занятости и повышение производительности труда для обеспечения роста производительности труда – обучение работников предприятий, отвечающее потребностям работодателей, обучение работников, находящихся под риском высвобождения для дальнейшего трудоустройства, подготовка кадров в целях замещения устаревших и непроизводительных рабочих мест и др. (бюджет: 12,7 млрд руб.). Цели федерального проекта «Поддержка занятости» совпадают с целями нацпроекта до 2024 года, дополнительно – это обучение 100 443 работников сотрудников предприятий (повышение квалификации или приобретение новой профессии), удовлетворенность услугами центра занятости населения (ЦЗН) 90% соискателей и 90% работодателей, модернизация 66 центров занятости и др. Оператор проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [17].

В национальном проекте разработаны также эффективные меры повышения производительности труда, распространения знаний в этой области и стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти. В целом структура и цели нацпроекта направлены на реализацию его роли в основных направлениях работы непосредственно на предприятиях. Роль проекта заключается в создании условий, в которых нуждаются предприятия, для роста производительности труда и формирование культуры непрерывных улучшений, реализации проекта повышения производительности труда, обучение сотрудников, планирование спроса и переобучения высвободившихся сотрудников, поддержка трудоустройства. ИТ-платформа способствует решению вопросов снятия административных барьеров, облегчения доступа к финансированию, цифровизацию, формирование экосистемы производительности и др. К основным факторам роста производительности труда в условиях цифровой экономики следует отнести технологии, определяющие эффективную организацию трудовых процессов. Основу роста производительности труда составят инновационные мероприятия разной направленности, автоматизация производства, цифровое проектирование, виртуализация и мобильные технологии [18] (Pobiyanskaya, Kipervar, 2019).

Рост производительности труда в области организации процессов существенно может быть повышен за счет использования облачного управление проектами. Сокращение потери времени – большей частью обусловлена наличием огромных массивов информации, распределенной между значительным количеством участников, а ее передача занимает много времени. Облачное управление при строительстве объектов используется на стадиях проектирования объекта в условиях цифровизации экономики и при производстве строительно-монтажных работ, ведущихся в постоянно меняющейся ситуации на строительной площадке, и потреблении требующихся ресурсов. Облачное управление проектами может дать серьезный прирост производительности труда (до 30–50%) в связи с налаженной системой производственного учета фактической ситуации [19] (Vilisova, 2021).

Участником национального проекта могут стать предприятия с выручкой от 0,4 до 30 млрд руб. в год, входящие в состав пяти базовых несырьевых отраслей экономики: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и ЖКХ. Доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица не выше 25%. Количество привлеченных к участию в реализации национального проекта субъектов РФ составило в 2019 году 42 субъекта РФ, включая и Краснодарский край, с 2020 года к реализации национального проекта присоединятся еще 28 регионов, и к 2024 году планируется участие всех 85 суъектов [4]. Бюджет национального проекта в 2019 году составил более 7 млрд руб. и распределился между федеральными проектами в млн руб. следующим образом: системные меры – 807, адресная поддержка – 3922, поддержка занятости – 2277, что в сумме равно 7252 млн руб.

Минэкономразвития России заключило Меморандумы о сотрудничестве с Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой, Японией. Запланировано дальнейшее расширение международного взаимодействия и вовлечение других стран-лидеров в области производительности труда в процесс организации обмена опытом. Также подписан меморандум по обмену опытом в области повышения производительности труда с Республикой Узбекистан. В рамках реализации национального проекта проводится отбор иностранных компаний-лидеров в сфере операционной эффективности, имеющих развитые производственные системы, с которыми в дальнейшем будут подписаны соглашения по сотрудничеству. Иностранные эксперты проводят технический аудит компаний – участников национального проекта, обучающие семинары и стажировки на площадках заводов компаний в России и за рубежом. Так, в 2019 году по соглашению АНО «ФЦК» и «Тойота Моторс» по итогам предварительного отбора Минэкономразвития РФ десять предприятий представлены кандидатами для участия в российско-японских инициативах «Диагностика российских предприятий» и «Подготовка кадров в смежных отраслях». Велось обсуждение проекта по созданию модульного предприятия на базе российского предприятия – участника национального проекта при поддержке японских экспертов в сфере производительности труда.

Анализ и оценка показателей производительности труда в ряде стран для обоснования эффективности применяемых в них моделей управления производительностью труда и целесообразности транслирования зарубежного опыта в отечественную практику позволяют осуществлять выбор наиболее рациональных моделей управления. При выборе модели управления производительностью труда применительно к современному экономическому развитию на государственном уровне, региональном, отраслевом и каждой организации разной производственной мощности следует учитывать и направления диверсификации региональной экономики как фактора устойчивого социально-экономического развития [20] (Mkrtychan, 2021).

В то же время государство должно продолжить политику, направленную на выработку условий мотивации участия предприятий и организаций, а также работников, в мероприятиях, направленных на повышение производительности труда, которое невозможно осуществить без современного инновационного и организационного уровня их развития с учетом цифровых технологий. Предлагается также рассмотреть не только целесообразность дополнительной работы по созданию программ и мероприятий по повышению производительности труда в не охваченных национальными проектами отраслях экономики и организациях любого уровня управления, но и определить исполнителей, отчетность и ответственность за реализацию в принятые при утверждении сроки.

Решение проблем возможно только при комплексном подходе и взаимодействии участников решения этих проблем и их реализации по объемам, срокам и ресурсам. Государство принятыми национальными проектами показывает пути решения поставленных экономических задач, но только для части отраслей экономики и их наиболее значимых предприятий [21] (Dolzhenkova, Polevaya, Kamneva, 2019).

Согласно данным Росстата, по состоянию на 2017 год число действующих организаций в Российской Федерации в отраслях экономики относились к категории малых и микропредприятий [22]. Преобладание организаций небольшой производственной мощности в отрасли не позволяет рассчитывать на включение этих организаций в национальные проекты. Это приводит к выводу о необходимости, следуя национальным проектам, на уровнях отраслей экономики, регионов, объединений организаций и отдельных организаций продолжить начатую государством работу, создав при каждом уровне управления органы, в функции которых будут поставлены задачи решения достижения показателей, принятых в национальных проектах. В 2021 году планируется запуск первых платформенных решений цифровой экосистемы национального проекта. Они позволят предприятиям-участникам в реальном времени проводить диагностику бизнеса, выявляя проблемные места, а также моделировать сценарии развития, связанные с вводом новой продукции, выполнением стратегических заказов и даже с реинжинирингом всей производственной системы.

В то же время государство должно продолжить политику, направленную на выработку условий мотивации участия предприятий и организаций, а также работников в мероприятиях, направленных на повышение производительности труда, которое невозможно осуществить без современного инновационного и организационного уровня их развития с учетом цифровых технологий [21] (Dolzhenkova, Polevaya, Kamneva, 2019). Предлагается также рассмотреть не только целесообразность дополнительной работы по созданию программ и мероприятий по повышению производительности труда в не охваченных национальными проектами отраслях экономики и организациях любого уровня управления, но и определить исполнителей, отчетность и ответственность за реализацию в принятые при утверждении сроки. Исследуется противоречивая роль электронных технологий и их влияние на рынок труда. Выявлена неравномерность распространения цифровой экономики. На основе проведенного исследования проанализированы и структурированы примеры и результаты влияния прорывных технологий на производительность труда. Выделена суть цифровизации мировой экономики. Предложены основные направления проведения мероприятий на государственном уровне для решения вопросов неравномерного распространения цифровой экономики в России для выравнивания выявляемой асимметрии. Производительность труда, безусловно, способна вырасти под влиянием цифровизации в несколько раз. Формирование новой технологической основы для развития экономики и социальной сферы сформулировано в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [23]. Целью стратегии развития является повышение качества жизни граждан на основе широкого применения отечественных информационных и коммуникационных технологий, направленных на повышение производительности труда, эффективности производства, стимулирование экономического роста, привлечение инвестиций в разработку и внедрение инновационных мероприятий. Стратегия развития направлена на повышение конкурентоспособности Российской Федерации на мировых рынках, обеспечит устойчивое и сбалансированное долгосрочное развитие экономики государства, отраслевой и региональной экономики и каждой организации различной производственной мощности.

Заключение

В статье рассмотрена проблема повышения производительности труда, являющаяся одной из главных задач для любой общественно-экономической формации, означающего экономию не только живого, но и овеществленного труда. Системный анализ национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» во взаимодействии с рядом национальных проектов, включая и проект «Стратегии развития строительной отрасли РФ до 2030 года», позволяет выявить и раскрыть тенденции многовекторности мероприятий, оказывающих влияние на уровень и рост производительности труда, их оценку и взаимодействие отдельных факторов.

Участниками национального проекта могут стать предприятия с выручкой от 0,4 до 30 млрд руб. в год, входящие в состав пяти базовых несырьевых отраслей экономики: обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и ЖКХ, и субъекты РФ. Для участников выполнения проектов разработаны мероприятия, направленные на их реализацию, и предусмотрена финансовая поддержка, определены сроки выполнения и выделены ответственные руководители. В то же время национальные проекты не охватывают в целом предприятия всех отраслей государственной экономики независимо от формы собственности и предприятия несырьевых отраслей, не достигшие финансовых критериев включения в национальные проекты.

С целью повышения производительности труда в экономике предлагается рассмотреть целесообразность разработки эффективных мер повышения производительности труда в не охваченных национальными проектами отраслях экономики и организациях любого уровня управления. Государство принятыми национальными проектами показывает пути решения поставленных экономических задач. При планировании мероприятий на определенный период времени предприятиями, регионами, отраслевыми и федеральными органами власти необходимо определить аналогично национальным проектам финансовую поддержку, исполнителей, отчетность и ответственность за реализацию мероприятий в принятые при утверждении сроки.

Комплексный анализ каждой отрасли экономики позволит определить присущие этой отрасли направления развития. Значительный износ основных фондов в промышленном производстве показывает необходимость планировать мероприятия по их обновлению с учетом инновационного развития и структуры управления, производственной мощности и специализации организаций, включающей преобладание малых и микропредприятий. При этом объем обновления должен учитывать отказ от многих зарубежных машин, а технические характеристики новых машин должны соответствовать преобладающей специализации организаций и технологиям, применяемым малыми организациями. Открытость производственных систем внешней среде отраслей экономики, регионов и отдельных предприятий диктует необходимость учитывать при планировании мероприятий по повышению производительности труда состояние технико-экономического развития внешних организаций, участвующих в создании продукции и ресурсном обеспечении, а также возможные объемы реализации своей продукции по номенклатуре, качеству и объему.


Источники:

1. Матвеев Ю.В., Палиенко М.А. Теоретические основы производительности труда на основе трудов Карла Маркса // Региональное развитие. – 2015. – № 4. – c. 14.
2. Гастев А.К. Трудовые установки. / под ред. Гастева Ю.А., Петрова Е.В. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 344 c.
3. Кондратьев В. Б., Куренков Ю. В. Проблемы повышения эффективности Российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 13. – c. 34–43.
4. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru /material/ file/9e54a26f8316b041c13380ddc7170022 /Productivity improvement.pdf (дата обращения: 27.02. 2022).
5. Гершанок А.А. Организация труда в реализации задач повышения эффективности производства, ускорения роста производительности труда // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 3-1. – c. 70-72.
6. Долженко Р.А., Малышев Д.С. Развитие подходов к производительности труда и ее оценке // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1577-1590.
7. Мкртычан З.В. Организационные принципы измерения и оценки производительности труда // Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики: (23.12.2020, г. Орел). – Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева. Орел, 2021. – c. 182-186.
8. Андреева Е.А. Анализ производительности труда в строительной отрасли России // Вестник гражданских инженеров. – 2017. – № 4 (63). – c. 243-250.
9. Статистические данные OECD. [Электронный ресурс]. URL: http:/www.oecd.org/statisticdata/ (дата обращения: 03.03.2022).
10. Усенко Н.С. Фундаментальные исследования показателей по труду и производительности труда персонала // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2017. – № 6. – c. 146- 150.
11. Статистические данные Росстата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.exe/Stg/d01/ (дата обращения: 05.03.2022).
12. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Россия в мировой системе производительности труда // Мир новой экономики. – 2019. – № 13(3). – c. 14-28 .
13. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // Международный научно- исследовательский журнал. – 2019. – № 1. – c. 37-53.
14. Иванов О.Б. Национальный проект по производительности труда: ключ «Экономического рывка» для России // Этап. – 2019. – № 2. – c. 28-44.
15. Паспорт федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда». [Электронный ресурс]. URL: FP_ Sistemnye_mery_po_povysheniyu_proizvoditel\'no-sti_truda (дата обращения: 27.02. 2022).
16. Паспорт федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». [Электронный ресурс]. URL: FP_ Sistemnye _ mery _po _ povyshe-niyu _ proizvoditel\\\'nosti_truda (дата обращения: 27.02. 2022).
17. Паспорт федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». [Электронный ресурс]. URL: Pasport-FP-Podderzhka-zanyatosti.pdf (дата обращения: 27.02. 2022).
18. Побиянская А.В., Кипервар Е.А. . Влияние цифровизации на качество использования рабочего времени // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1169-1178.
19. Вилисова А.Д. Совершенствование управления строительным проектированием на базе облачных технологий в условиях цифровизации экономики // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал. – 2021. – № 3 (37). – c. 5-9.
20. Мкртычан З.В. Модели управления производительностью труда // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 2. – c. 36-41.
21. Долженкова Ю.В., Полевая М.В., Камнева Е.В. Состояние и перспективы роста производительности труда работников в рамках реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – № 6. – c. 6-16.
22. Российский статистический ежегодник. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 13.03.2021).
23. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomikarossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:35