Employment of foreign students and graduates in the Russian labour market as an element of replenishing the country's labour resources
Ryazantseva I.V.1
1 Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова, Russia
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 5
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 1 (January 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48125275
Cited: 5 by 07.12.2023
Abstract:
At the current stage of social development, Russian economy is in the process of serious changes and transformation. Crisis phenomena have affected almost all spheres of the economy and human life. There are still a number of unresolved problems in terms of replenishing country's labour resources.
Today, all economists note an acute problem of the shortage of qualified specialists for the Russian labour market.
Therefore, the issues of attracting and retaining foreign students and graduates in Russia in order to fill in the shortage of labour resources for the Russian labour market are of great relevance.
The article presents an analysis of the regulatory framework governing the presence of foreign citizens on the territory of the Russian Federation, in particular foreign students during their studies and after graduation from Russian universities.
Some aspects of this problem on the example of other countries are considered.
The indicators of the implementation of the State Program to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation are presented.
The article may be of interest to specialists studying the labour market, international relations and youth employment.
A number of necessary measures aimed at reducing risks in the employment of university graduates are proposed.
Keywords: labour resources, labour market, foreigners, globalization, internationalization, students, learners, employment, employers, outstaffing
JEL-classification: I23, J21, J24, J62
Введение
Сегодня наблюдается стремительная трансформация всех социально-экономических систем. Развитие экономики сопровождается рядом проблем, которые вытекают одна из другой и касаются и сферы труда, и сферы образования.
Происходящие кризисные явления в российской экономике оказывают сильное влияние на все сферы жизни общества (включая социальную и экономическую), и негативные тенденции на рынке труда часто становятся показателями неблагополучия в социально-трудовой сфере в целом [1] (Nosyreva, Beloborodova, 2021).
Во все времена образование являлось основной преобразующей силой общества и оказывало влияние на развитие всей экономики. Именно от системы образования в полной мере зависят перспективы развития рынка труда, его насыщение рабочей силой.
Вузы в полной мере осознают, что вопросы трудоустройства являются важной составляющей функционирования всей системы высшего образования. Сегодня решение проблем трудоустройства выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, может отчасти способствовать восполнению естественной убыли населения России и обеспечению потребности российского рынка труда качественными трудовыми ресурсами.
Проблемам трудоустройства молодежи сегодня уделяется много внимания такими учеными, как Борисова А.А., Вязова Н.С., Давыдова Т.Е., Попова А.И., Распопова А.Е., Бычков Б.А., Яврумян С.С., Былков В.Г., Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. и др.
Экономистами отмечаются проблемы, связанные с плохо организованной профориентационной работой, неэффективной деятельностью вузовских центров по трудоустройству [2] (Vyazova, 2016). Учеными неоднократно акцентировалось внимание на необходимости усиления партнерского сотрудничества между рынком образования и рынком труда и необходимости разработки соответствующего методического инструментария [3, 4] (Ryazantseva, 2018; Davydova, Popova, Raspopova, 2019).
Ряд авторов в своих исследованиях высказывали мнение, заключающееся в том, что если работодатели в полной мере осознают необходимость изменений методов своей работы с выпускниками, то смогут снизить риски, связанные с дефицитом квалифицированных кадров для своих предприятий и организаций [5] (Antonova, Mirzabalaeva, Bondarchuk, 2020).
Подольский А.Г., Красникова А.С., Клочков Н.И., Соколов Д.С. обратили внимание на необходимость создания и обновления кадрового резерва, непосредственно влияющего на кадровую обеспеченность не только предприятий, но и регионов в целом [6] (Podolskiy, Krasnikova, Klochkov, Sokolov, 2022).
Былковым В.Г. был проведен анализ отдельных статистических показателей численности занятых выпускников, подтвердивший снижение количества занятых выпускников образовательных учреждений различного уровня [7] (Bylkov, 2021).
Бычков Б.А. в своей работе отметил особенность молодежного рынка труда, подчиняющегося своим собственным закономерностям функционирования и развития [8] (Bychkov, 2019).
Экономистами предлагались ряд мер по усовершенствованию нормативно-правовой базы для решения проблем трудоустройства молодых специалистов [9] (Yavrumyan, 2020).
Автор в полной мере согласен с мнением Бальжинова А.В. и Жапова Д.Э., которые в своей научной работе обратили внимание на то, что трудовая миграция является действенным методом восполнения трудовых ресурсов [10] (Balzhinov, Zhapov, 2019).
Несмотря на то, что существует достаточно большое количество исследований, связанных с трудоустройством студентов и выпускников, вопросы, касающиеся регулирования и развития системы трудоустройства выпускников, относящихся к категории иностранных граждан, в полной мере не решены.
Актуальность исследования. Сегодня всеми экономистами отмечается острая проблема, заключающаяся в нехватке квалифицированных специалистов для российского рынка труда. Поэтому вопросы привлечения и удержания в России иностранных обучающихся и выпускников в целях восполнения недостающих трудовых ресурсов приобретают большую актуальность.
В условиях демографического кризиса в России развитие экспорта образовательных услуг как составной части интернационализации отчасти может способствовать решению не только проблем набора студентов на программы вуза, но и решению более глобальных проблем, касающихся рынка труда и экономики страны в целом.
Цель данной статьи – проанализировать ключевые проблемы, препятствующие трудоустройству иностранных обучающихся и выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, в целях разработки рекомендаций, направленных на снижение рисков при трудоустройстве данной категории выпускников для восполнения трудовых ресурсов РФ.
В качестве гипотезы исследования автором видится, что ряд проблем рынка труда, связанных непосредственно с негативными демографическими процессами, нехваткой квалифицированных специалистов, можно преодолеть путем привлечения и удержания в России иностранных студентов и выпускников.
Многие проблемы, связанные с трудоустройством иностранных студентов и выпускников, предлагается решить при помощи внедрения комплексной системы управления этим процессом на уровне вуза и снятием ряда правовых ограничений на уровне государства.
Методология. При написании работы методами статистического анализа, сравнения и обобщения использовались труды отечественных и зарубежных экономистов, специализирующихся в вопросах рынка труда, международной деятельности, трудоустройства молодежи и высшего образования в целом. Для анализа ситуации на рынке труда использовались статистические данные, представленные Федеральной службой государственной статистики. В целях поиска решения обозначенных проблем и для достижения поставленной задачи автором были проанализированы экспертные и аналитические материалы, изучены нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов трудоустройства не только Российской Федерации, но и ряда зарубежных стран.
Вопросы правового регулирования трудоустройства иностранцев
Хорошо известно, что возможность работать в период обучения за рубежом, как и трудоустроиться по специальности после завершения обучения в стране, является одним из факторов, влияющих на решение иностранных абитуриентов обучаться в той или иной стране мира. Данные различных исследований демонстрируют неослабевающий интерес иностранных абитуриентов к правилам, регулирующим доступ к национальным рынкам труда, и усилиям, которые власти стран прилагают для удовлетворения этого спроса [11] (Skorobogatova, 2021).
На сегодняшний день в Российской Федерации вопросы трудоустройства иностранных обучающихся стоят очень остро. Есть очень много спорных моментов в правовом регулировании трудоустройства иностранцев, усложняющих процесс привлечения обучающихся к трудовой деятельности [12] (Treshchalin, 2018).
Правила приема на работу иностранных граждан варьируются в зависимости от правового статуса приезжего. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ в России могут находиться следующие категории граждан других государств:
- временно пребывающие – находятся на территории РФ на основании визы, если с этим государством действует визовый режим, либо в безвизовом порядке. При этом мигрант должен иметь миграционную карту, без которой проживание в России будет считаться незаконным;
- временно проживающие – имеют соответствующее разрешение, которое выдается на 3 года;
- постоянно проживающие – если человек проживает в стране более года, он может получить вид на жительство сроком на 5 лет и статус постоянно проживающего.
Пакет документов для иностранного гражданина при трудоустройстве: паспорт иностранного гражданина, миграционная карта, регистрация, ИНН, полис ОМС/ДМС, СНИЛС (оформляет работодатель) и разрешительные документы на работу.
Порядок приема на работу иностранных граждан в штат.
Шаг 1. Зарегистрироваться в ГУВМ МВД в качестве работодателя, привлекающего иностранных наемных работников.
Шаг 2. Проверить наличие всех документов у иностранного гражданина.
Шаг 3. Оформить сотрудника в штат.
Шаг 4. Направить в ГУВМ МВД уведомление о приеме на работу иностранного гражданина.
Сделать это нужно не позднее 3 дней с момента подписания трудового договора.
Шаг 5. Начислять и платить в бюджет налоги и страховые взносы с зарплаты мигранта.
Для прекращения трудовых отношений необходимо выполнить следующие действия.
Направить в ГУВМ МВД уведомление об увольнении иностранца в срок не позднее 3 дней с момента расторжения договора приема на работу иностранного гражданина.
Привлечение иностранной рабочей силы без оформления в штат. Для организаций, которые желают принять на работу иностранных граждан, но при этом хотят избежать сложностей с оформлением документов и рисков, связанных с нарушением миграционного законодательства, идеальным вариантом станет оформление иностранного гражданина за штат (аутстаффинг).
Основные преимущества: все вопросы, связанные с оформлением документов, соблюдением формальностей, уплатой налогов, являются ответственностью аутстаффера.
Аутстаффер оформляет мигранта в штат и официально является его работодателем. Заказчик при этом заключает только договор предоставления персонала и на его основании использует труд внештатных сотрудников.
Прием на работу иностранного студента. Для студента разрешений на работу не нужно, если студент обучается на очном отделении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию. Работать без разрешения иностранный студент вправе только во время каникул или в свободное от учебы время.
Для работодателя требования по трудоустройству иностранных граждан из числа студентов остаются без изменений.
Трудоустройство иностранного гражданина на работу – очень хлопотный процесс, который включает в себя оформление документов, риски наложения штрафных санкций и высокие налоговые ставки.
Так, за привлечение к работе без патента или разрешения штраф может составить (ст. 18.15 КоАП):
- для организации – 250–800 тыс. рублей;
- для должностных лиц – 25–50 тыс. рублей;
- для граждан – 2–5 тыс. рублей.
За нарушения миграционного законодательства деятельность компании может быть приостановлена на срок от 14 до 90 дней.
При оформлении иностранного гражданина на работу работодатель должен будет выплачивать налоги: от 30 до 13% подоходного налога (30% при нахождении иностранного гражданина на территории РФ менее 183 дней и 13% после 183 дней). 22% – в Пенсионный фонд и от 0,2% до 8,5% – в ФСС, дополнительно по некоторым иностранным гражданам взимается дополнительный налог в ФОМС в размере 5,1%.
Все эти налоговые ставки действуют для иностранных граждан и по трудовому договору, и по договору гражданско-правового характера (ГПХ).
Некоторое уменьшение налогов возможно при трудоустройстве иностранного гражданина по ГПХ, например, временно пребывающих с разрешением на работу или с патентом, временно пребывающих и иностранных граждан с разрешением на временное проживание из стран ЕАЭС, за эти категории работодатель может не делать отчисления только в Фонд социального страхования (ФСС), но если эти отчисления прописаны в договоре, то работодатель их обязан перечислять в установленном порядке.
Анализ российского и зарубежного опыта регулирования вопросов трудоустройства обучающихся
В других странах вопросы трудоустройства обучающихся решаются по-разному. В Китае официальное трудоустройство по учебной визе запрещено, если государственный орган (миграционная служба) обнаружит это нарушение, то штраф будет наложен и на работника, и на работодателя. Хотя иностранные студенты могут подрабатывать неофициально, но даже если в этом случае студент попадется миграционной службе, штрафа ему не избежать.
Право на трудоустройство во время учебы в вузах Германии имеют все иностранные студенты после двух семестров обучения, то есть в первый год обучения работать запрещается. Любая занятость иностранного студента в учебное время должна быть согласована с Федеральной службой занятости Германии. Именно эта служба рассматривает заявки на работу от студента, предоставляет рабочее место и оговаривает сроки трудоустройства. Что касается граждан Германии и студентов из стран Европейского союза, то им не нужно обращаться в этот орган за разрешением на трудовую деятельность. Работать они могут где угодно и сколько угодно. Общее правило для всех иностранных студентов, желающих работать во время обучения, – 120 дней в году или 240 неполных дней в году можно уделять работе.
Минимальное вознаграждение труда составляет 8,50 евро в час. При рабочей неделе в 20 часов зарплата превысит 450 евро (с этой суммы уже автоматически платятся социальные отчисления), что позволит студенту не платить самому за медицинскую страховку. Граница дохода, необлагаемого налогом – выше 8 000 евро в год (то есть налогом не облагается месячный доход около 700 евро).
Немецкие работодатели охотно берут в свои фирмы студентов. Производительность труда у начинающего специалиста высокая, а зарплата достаточно скромная. К тому же, принимая на работу студента, владелец компании может рассчитывать на льготы от государства при отчислении налогов в пенсионный фонд при условии, что студент работает не более 19,5 часов в неделю.
Работодатели в Чехии имеют право принимать на работу не только соискателей с гражданством Чехии, но и иностранцев. Разрешение на работу не требуется иностранцам, которые получают образование в Чехии. Это понятие подразумевает очное обучение в средней школе, консерватории, вузе или языковой школе с правом проведения государственного языкового экзамена. Работодатели обязаны информировать соответствующее отделение департамента занятости о трудоустройстве иностранца не позднее даты выхода на работу, а также об окончании трудовых отношений с иностранным сотрудником в течение 10 дней. Это в равной степени действительно в отношении граждан ЕС и выходцев из других стран, при этом тип работы не имеет значения. На способ налогообложения будут влиять вид трудоустройства и факт подписания налоговой декларации. В случае если работа осуществляется иностранным студентом на основании «Соглашения о проведении работ» с ежемесячной заработной платой в размере менее 10 000 крон и он не подал налоговую декларацию, то его доход будет облагаться налогом в размере 15%. Для других видов дохода налог также составит 15%, а иностранные студенты, не являющиеся резидентами Евросоюза, смогут претендовать на сниженный процент налогообложения и налоговые льготы за обучение. В то же время, если студент в Чехии не имеет гражданства одной из стран Евросоюза, будучи трудоустроенным в чешской компании, он не может претендовать на государственное медицинское страхование, а соответственно, не должен платить за него ежемесячные взносы. Этой категории будет необходимо выбрать для себя обслуживание в одной из коммерческих страховых компаний в Чехии.
Меры, способствующие привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа
Сегодня все государства, безусловно, борются за квалифицированных специалистов, от которых существенно зависит экономический рост. Поэтому в наши дни явно прослеживается расширение рынка труда до мировых масштабов. Сегодня Россия является одним из крупнейших государств, которое использует в своей практике ряд мер, способствующих привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа [13] (Borisova, Tokareva, 2020).
Так как от системы образования в полной мере зависят перспективы развития рынка труда и его насыщение рабочей силой, то вопросам привлечения иностранных граждан на обучение в вузы РФ придается особое значение. Статистические данные по количеству иностранных граждан, обучающихся в России по программам высшего образования (рис. 1), показывают позитивные количественные тенденции [14].
Рисунок 1. Численность иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования в России (тыс. чел)
Источник: [14].
Общее количество иностранных студентов, получающих высшее образование в российских вузах, за последние семь лет выросло в 2 раза. Если посмотреть динамику за последние три года, то в 2019/2020 году в Россию приехали получать высшее образование 267,1 тыс. иностранцев, что на 7,3% больше относительно 2018/2019 года. В 2020/2021 году в Россию приехали уже 373,1 тыс. человек, и прирост относительно 2019/2020 года составил уже почти 40%. Это свидетельствует о том, что российское образование пользуется популярностью у иностранных граждан.
В качестве мер, способствующих привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа, Россия использует Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая в последние годы приобрела большую популярность. Одной из ключевых задач данной программы стала поддержка и мотивация наших соотечественников, проживающих за рубежом, выбрать в качестве постоянного места жительства нашу страну и приехать в Россию. Это способствует улучшению демографической ситуации и социально-экономическому развитию России. Важно отметить то, что данная программа в том числе направлена и на привлечение студентов.
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2010 году по Программе в Российскую Федерацию приехало 11 768 человек, а в 2019 году – уже 103 995 человек. В Сибирский федеральный округ в 2010 году приехали 1 930 человек, а в 2019 году – 19 934 человек. В Новосибирскую область в 2010 году приехали 725 человек, а в 2019 году – 8 520 человек [14]. Показатели, характеризующие численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников программы) (человек), представлены в таблице 1.
Таблица 1
Численность участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (включая членов семей участников программы) (человек)
2010 год
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020
| |
год
| |||||||||||
Российская
Федерация
|
11 768
|
29 641
|
56 647
|
33 770
|
105 444
|
179 660
|
142 935
|
115 770
|
103 344
|
103 995
|
56732
|
Центральный
федеральный округ
|
5 692
|
13 538
|
27 416
|
16 509
|
41 081
|
76 636
|
67 364
|
48 090
|
42 071
|
39 358
|
21588
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
2 767
|
4 365
|
7 765
|
4 880
|
11 409
|
14 481
|
11 126
|
11 364
|
7 433
|
7 889
|
4913
|
Южный
федеральный округ
|
-
|
-
|
437
|
709
|
3 270
|
6 909
|
6 497
|
4 701
|
3 901
|
3 218
|
1622
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
981
|
2 568
|
914
|
991
|
526
|
538
|
588
|
Приволжский
федеральный округ
|
418
|
1 955
|
3 730
|
2 021
|
10 564
|
21 237
|
16 334
|
13 303
|
11 917
|
13 618
|
7638
|
Уральский
федеральный округ
|
182
|
325
|
1 086
|
1 009
|
8 776
|
20 264
|
15 184
|
13 701
|
13 058
|
14 018
|
6843
|
Сибирский
федеральный округ
|
1 930
|
6 194
|
11 475
|
7 603
|
20 882
|
26 954
|
18 414
|
17 866
|
19 969
|
19 934
|
1–334
|
Республика
Алтай
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
11
|
Республика
Тыва
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Республика
Хакасия
|
-
|
-
|
-
|
-
|
93
|
359
|
266
|
102
|
210
|
194
|
174
|
Алтайский
край
|
38
|
297
|
960
|
1 070
|
2 224
|
2 370
|
1 644
|
1 777
|
1 941
|
1 592
|
994
|
Красноярский
край
|
175
|
765
|
1 378
|
452
|
1 497
|
3 491
|
1 973
|
1 191
|
919
|
1 202
|
1165
|
Иркутская
область
|
245
|
1 582
|
1 466
|
448
|
1 688
|
2 814
|
991
|
745
|
950
|
817
|
669
|
Кемеровская
область
|
107
|
225
|
569
|
793
|
4 300
|
3 787
|
1 895
|
1 780
|
1 928
|
2 399
|
1853
|
Новосибирская
область
|
725
|
1 585
|
2 921
|
1 865
|
5 302
|
8 122
|
7 063
|
7 760
|
8 932
|
8 520
|
3079
|
Омская
область
|
640
|
1 740
|
4 181
|
2 975
|
5 778
|
6 011
|
3 939
|
3 921
|
4 532
|
4 730
|
2091
|
Томская
область
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
643
|
590
|
557
|
480
|
298
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
779
|
3 264
|
4 738
|
1 039
|
8 481
|
10 611
|
7 102
|
5 754
|
4 469
|
5 422
|
3206
|
Показатели реализации данной программы говорят о том, что это важный инструмент государственной политики, дающий хороший результат. Так как, по прогнозам Росстата, численность россиян ежегодно снижается, то программа является источником пополнения трудовых ресурсов нашей страны.
Для того чтобы иностранные граждане могли оставаться в России в качестве полноценного трудового ресурса страны, необходимо, чтобы меры, способствующие привлечению квалифицированных кадров из-за рубежа, обязательно включали в себя мероприятия по трудоустройству иностранных студентов российских вузов во время и после обучения.
Заключение
Основная проблема в вопросе трудоустройства выпускников из числа иностранных граждан – это сложность оформления документов и высокие налоговые ставки для работодателя. В случае если работодатель заинтересован принять на работу выпускника/студента иностранца, но не готов принимать его в штат, вуз может выступить аутстаффером, т.е. взять всю ответственность по соблюдению миграционного режима на себя. Для вуза это не очень выгодно.
Для снижения рисков при трудоустройстве выпускников вузов можно было бы организовать государственную поддержку работодателя:
- снижение налоговых ставок при трудоустройстве выпускника/студента;
- упрощение процедуры оформления (бесплатные консультации, юридическое сопровождение) при оформлении иностранных граждан из числа выпускников вузов и студентов.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что существующая система трудоустройства иностранных студентов на территории Российской Федерации достаточно сложна. Кроме этого, в целом можно отметить, что российские вузы в недостаточной мере уделяют внимание проблемам трудоустройства своих иностранных студентов и выпускников.
Эти проблемы можно решить путем внедрения комплексной системы управления данным процессом на уровне вуза и снятием ряда правовых ограничений на уровне государства.
В связи с этим в качестве вузовских мероприятий, способствующих решению проблем трудоустройства иностранных студентов и выпускников, можно выделить следующие:
1. Организация взаимодействия вуза с кадровыми агентствами, которые могли бы выступить в роли аутстафферов по трудоустройству студентов, выпускников и молодых специалистов. Вуз рекомендует лучших иностранных студентов и выпускников. Здесь можно рассмотреть это взаимодействие еще и с участием работодателя. Вуз-выпускник (студент) – аутстаффер – работодатель.
2. Взаимодействие с работодателем в качестве аутстаффера. В случае если работодатель заинтересован принять на работу выпускника/студента иностранца, но не готов принимать его в штат, вуз сам может выступить аутстаффером, т.е. взять всю ответственность по соблюдению миграционного режима на себя.
3. Совместная подготовка будущих профессионалов, востребованных на предприятии. Предприятиям следует принимать активное участие в профориентационных мероприятиях. Проводить для студентов экскурсии на предприятие, рассказывать о преимуществах работы у них, знакомить с профессиональными требованиями к кандидату. В рамках таких мероприятий можно проводить анкетирование и опросы среди студентов, чтобы определить круг заинтересованных лиц, которые хотели бы работать в этой компании.
4. Создание индивидуальных образовательных траекторий для студента. Выполнение студентами тестовых или практических заданий от работодателей в рамках образовательного курса. По результатам выполненных заданий работодатель отбирает перспективные кадры для работы своей команде. Вуз дает теорию, которая закрепляется практическими заданиями от работодателя. При таком взаимодействии на выпуске работодатель сможет получить молодого специалиста, готового выполнять современные задачи и которого не нужно переучивать или доучивать.
5. Внедрение программ стажировок, разработанных совместно с компаниями-работодателями по конкретным направлениям подготовки.
Снижение рисков и устранение проблем, препятствующих трудоустройству иностранных обучающихся и выпускников российских вузов, относящихся к категории иностранных граждан, будет способствовать восполнению трудовых ресурсов для российского рынка труда.
References:
Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Bondarchuk A.G. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov obrazovatelnyh organizatsiy v usloviyakh pandemii koronavirusa [Problems of graduates employment in the context of the coronavirus pandemic]. Russian Journal of Labor Economics. (12). 1249-1268. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.12.111230.
Balzhinov A. V., Zhapov D. E. (2019). Trudovaya migratsiya kak samyy deystvennyy metod vospolneniya trudovyh resursov [Labor migration as the most effective method of replenishing labor resources]. Enigma. (11-1). 262-266. (in Russian).
Borisova A. A., Tokareva A. S. (2020). Mekhanizm regulirovaniya trudovoy migratsii vypusknikov vuzov [Mechanism of regulation of labor migration of university graduates] (in Russian).
Bychkov B. A. (2019). Trudoustroystvo studentov i vypusknikov vysshikh uchebnyh zavedeniy [Employment of students and graduates of higher educational institutions]. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii. (4(61)). 97-99. (in Russian).
Bylkov V.G. (2021). Osobennosti preobrazovaniya trudovogo potentsiala v protsesse integratsii vypusknikov uchebnyh zavedeniy na rynok truda [Features of the labour potential transformation amid integration of graduates into the labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 275-294. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.3.111859.
Davydova T. E., Popova A. I., Raspopova A. E. (2019). Trudoustroystvo studentov i vypusknikov vuzov: motivatsiya subektov sistemy i napravleniya ee sovershenstvovaniya [Employment of students and graduates of higher education institutions: motivation of the system subjects and directions of its improvement]. Ekonomika v investitsionno-stroitelnom komplekse i ZhKKh. (1(16)). 117-122. (in Russian).
Nosyreva I.G., Beloborodova N.A. (2021). Primenenie modeli kompetentsiy spetsialista otdela sodeystviya trudoustroystvu tsentra zanyatosti naseleniya kak instrumenta povysheniya kachestva gosudarstvennyh uslug v oblasti zanyatosti naseleniya [Application of the competence model of the specialist of the employment promotion department of the employment center as a tool for improving the quality of public services in the field of employment]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 443-458. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.4.111951.
Podolskiy A.G., Krasnikova A.S., Klochkov N.I., Sokolov D.S. (2022). Metodicheskiy podkhod k otsenke kompetentnosti studentov i vypusknikov obrazovatelnyh uchrezhdeniy [Methodological approach to assessing the competence of students and graduates of educational institutions]. Russian Journal of Labor Economics. (1). (in Russian). doi: 10.18334/et.9.1.114090.
Ryazantseva I. V. (2018). Sovremennye tendentsii v upravlenii kompetentnostnoy konkurentosposobnostyu spetsialistov [Current trends in the management of the competency-based competitiveness of specialists]. Society: politics, economics, law. (3). 56-59. (in Russian). doi: 10.24158/pep.2018.3.11.
Skorobogatova V. I. (2021). Pravovoe regulirovanii trudoustroystva inostrannyh studentov i vypusknikov: zarubezhnyy i rossiyskiy opyt [Legal regulation of foreign students and graduates employment in Russia and abroad]. Bulletin of the Saratov State Law Academy. (1(138)). 246-255. (in Russian). doi: 10.24412/2227-7315-2021-1-246-255.
Treschalin M. R. (2018). Problemy ofitsialnogo trudoustroystva inostrannyh grazhdan [Problems of official employment of foreign citizens]. Alley of Science. (6(22)). 719-723. (in Russian).
Vyazova N.S. (2016). Aktualnye problemy trudoustroystva molodezhi (na primere Sankt-Peterburga) [Current problems of youth employment (on the example of St. Petersburg)]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (4 (100)). 150-154. (in Russian).
Yavrumyan S. S. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov uchebnyh zavedeniy [Problems of employment of graduates of educational institutions]. Tribuna uchenogo. (12). 985-990. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 01:26:59