Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (88), Апрель 2014
Цитировать:
Нуртдинова Э.Э. Роль информационного обеспечения в предпринимательской деятельности // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 4. – С. 78-83.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=21476759
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Отражены роль и значимость информационного обеспечения предпринимательской деятельности как важного фактора повышения конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса. Сформулированы основные принципы построения информационной инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, менеджмент, управление предприятием, информационное обеспечение, информационная инфраструктура, экономика знаний, единое информационное пространство, поддержка малого и среднего бизнеса, центр поддержки предпринимательства
В эпоху глобальной информатизации ресурсом первостепенной важности стала информация. Она представляет собой особый и наиболее важный элемент организации системы управления, являющийся совокупностью выраженных количественно данных о фактическом и желаемом состоянии систем и подсистем предприятия, внешних условиях его функционирования с обоснованием различных типов управленческих решений [1].
Информативное преимущество
Данные, необходимые для принятия решений, становятся стратегическим ресурсом, под которым понимается совокупность экономической информации и организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления, хранения и актуализации информации, а также реализованная возможность предоставления ее пользователям в соответствии с конкретными запросами в удобной для них форме в заданные сроки и по оговоренной цене [5].
Интенсивная информатизация общества, несомненно, открывает для бизнеса новые возможности, в то же время, обусловливая необходимость рациональной организации информационного обеспечения как основы для успешного развития малого и среднего бизнеса и повышения его эффективности.
Предпринимательская деятельность играет важнейшую роль в развитии экономики муниципальных образований, регионов и территорий, страны в целом, определяя темпы и уровень развития экономических систем каждого уровня, их стабильность и устойчивость к кризисным проявлениям в мировой экономике и изменениям на мировых рынках.
В настоящее время в российской практике предпринимательской деятельности наблюдается определенный разрыв между накоплением и использованием информации и знаний, с одной стороны, и практической реализацией развития малого и среднего бизнеса – с другой. С особенными трудностями выживания в высококонкурентной среде сталкиваются малые предприятия, поэтому их конкурентоспособность непосредственно зависит от своевременной, полной и доступной рыночной информации, квалифицированное владение которой может обеспечить значительное стратегическое преимущество перед конкурентами.
Федеральным законодательством [6] устанавливается, а опытом развития отечественного предпринимательства объективно подтверждается, что малый и средний бизнес, помимо финансовой и имущественной поддержки, не в меньшей, а скорее даже в большей степени нуждается в государственной поддержке в сфере информационного и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности в целях повышения эффективности оной.
Практика деятельности малых и средних предприятий позволяет выделить информационные ресурсы, играющие особую роль в развитии малого бизнеса и пользующиеся наибольшим спросом, в частности:
– маркетинговые исследования рынков, на которых действуют предприниматели;
– мониторинг экономических и финансовых показателей, колебаний цен;
– изменения в нормативно-правовой базе;
– системы поддержки малого предпринимательства и соответствующие государственные программы и проекты;
– прогнозы и исследования внешнеэкономической информации;
– аналитика деловой прессы;
– социально-экономическая информация.
Как правило, источниками такого рода информационных ресурсов являются органы власти различных уровней и госструктур, поэтому решить проблему информационного обеспечения предпринимательской деятельности без государственной поддержки вряд ли возможно. Представляется целесообразным формирование на всех уровнях государственного управления соответствующей информационной инфраструктуры, призванной обеспечивать растущие информационные потребности субъектов малого бизнеса в экономической и правовой информации, данных органов статистики, производственной, технологической и прочей информации. При этом следует предусмотреть возможность полной или частичной компенсации затрат субъектов малого бизнеса, связанных с информационным обслуживанием, за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
Единство целей рождает эффективность
В рамках организации и развития информационного обеспечения субъектов предпринимательской деятельности действующее законодательство предусматривает решение следующих задач [5]:
– объединение существующей на сегодняшний день информационной инфраструктуры, ее оптимизация посредством формирования единого информационного пространства для малого бизнеса;
– активизация использования современных информационных технологий в предпринимательской деятельности и расширение сфер их применения;
– адаптация возможностей сетей деловой информации и СМИ для удовлетворения информационных потребностей малого предпринимательства.
Решение вышеназванных задач возможно при следующих условиях:
– достаточный уровень компетентности собственников информации и ее держателей в вопросах поддержки субъектов малого бизнеса;
– интеграция, согласованное участие и эффективное использование возможностей всех структур поддержки предпринимательской деятельности;
– расширение сфер и возможностей существующей инфраструктуры информационного обеспечения предпринимательской деятельности;
– формирование и развитие адекватной административной и ресурсной поддержки реализуемых мероприятий;
– организация активного взаимодействия с субъектами информационного рынка;
– активное освоение и эффективное использование возможностей перспективных информационных технологий.
Механизм и принципы организации единого информационного пространства для предпринимательской деятельности должны определяться, исходя из анализа потребностей субъектов малого и среднего бизнеса в информационных ресурсах.
Возрастающая роль во всех сферах жизни общества информационных технологий, реализованных в компьютерных сетях, обуславливает снижение востребованности таких традиционных источников информации, как телевидение, радио и печатные СМИ. Поэтому информационное обеспечение предпринимательства целесообразно осуществлять посредством компьютерных информационных систем.
Стремительный рост объемов возникающей и используемой информации, возрастающие требования к ее оперативности и достоверности, а также к скорости принятия управленческих решений, объективно подтверждают необходимость применения унифицированного подхода к поиску и обработке данных на основе использования информационных технологий, преимуществ компьютерных сетей и электронных форм представления информации.
Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства на уровне каждого субъекта РФ должна осуществляться в рамках системы единых подходов к формированию региональных и муниципальных центров поддержки устойчивого развития предпринимательства, единых принципов их деятельности, взаимодействия и сотрудничества с различными структурами власти и сферами общества.
В качестве целей организации системы устойчивого развития предпринимательства можно выделить:
– создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности, что будет содействовать росту экономического потенциала субъектов РФ;
– формирование единой программно-технологической системы информационной поддержки малого и среднего бизнеса в субъектах РФ;
– развитие обширной сети региональных и муниципальных центров поддержки предпринимательства.
Систему устойчивого развития малого и среднего бизнеса целесообразно реализовывать посредством создания структур поддержки предпринимательства на четырех уровнях: региональном, окружном, муниципальном и поселенческом.
На региональном уровне необходимо сформировать краевой или областной Центр поддержки предпринимательства, который призван:
– оказывать информационные, консультационные и образовательные услуги субъектам предпринимательской деятельности с помощью взаимодействия со всеми элементами инфраструктуры поддержки;
– обеспечивать оперативную наполняемость региональных сайтов информационной поддержки;
– координировать деятельность муниципальных информационно-консультационных центров;
– организовывать мероприятия по повышению уровня образования и квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства.
На уровне муниципальных образований в городских округах и районных центрах необходимо организовать информационно-консультационные центры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, которые будут предоставлять предпринимателям информационные и консультационные услуги по следующим направлениям:
– возможности использования предусмотренных государством инструментов поддержки;
– вопросы организации и открытия собственного дела;
– разработка и составление бизнес-плана и других документов, необходимых для представления в конкурсные программы поддержки предпринимателей, а также для участия в государственных и муниципальных заказах;
– методические и практические рекомендации по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.
Вывод
Таким образом, формирование многоуровневой системы поддержки и развития малого и среднего бизнеса обеспечит широкие возможности для всестороннего информирования и консультирования субъектов предпринимательства и ускорит создание единого информационного пространства поддержки предпринимательской деятельности в регионах РФ.
Источники:
2. Марков Д.А., Пыткин А.Н. Особенности функционирования информационной системы промышленного предприятия. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008.
3. Мотовилов И.В., Глезман Л.В. Информационное обеспечение механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство, 2012. – № 4.
4. Ресурсный центр малого предпринимательства: Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rcsme.ru.
5. Русакова Е.В. Информационный потенциал промышленных предприятий: оценка, динамика, резервы повышения: диссертация кандидата экон. наук. – Самара: Самарский гос. экономический ун-т, 2006.
6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:14:15