Readiness of the Khabarovsk population for digital transformations in management

Khvan I.S.1, Khalikova S.S.1
1 Дальневосточный институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48125317
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
Digitalization affects all spheres of modern human life. Today digital transformations in management are a priority direction for the development of public and municipal administration. It is obvious that in many ways the success of the introduction of digital technologies into the public administration system will depend on the readiness of the population and its digital literacy. The authors of the article analyze the existing approaches to measuring the digital readiness, and evaluate this parameter among the population of the city of Khabarovsk. The assessment was made through three main components: the level of digital literacy, individual technological capabilities and digital trust. The conducted sociological study among the population of Khabarovsk allowed to conclude about the average level of readiness of the Khabarovsk population for digital transformations in management.

Keywords: digitalization, digital skills, digital trust, digital literacy, Khabarovsk city district

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

Цифровизация становится одним из основных факторов, происходящих в экономике перемен. Складывающиеся условия говорят о том, что этот процесс не только необратим, но и будет ускоряться. В этой связи задачей органов государственной власти, органов местного самоуправления является подготовка системы управления и населения к наступающим «цифровым» переменам. Векторы этого процесса в Российской Федерации обозначены в федеральном проекте «Цифровое государственное управление» [13] национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [12]. Успех проводимых мероприятий во многом определяется уровнем развития цифрового общества: его доверия к цифровым услугам, моральной и технической готовности к данному процессу. При этом существующее цифровое неравенство диктует необходимость выработки каждой территорией собственной стратегии цифрой трансформации с учетом ее возможностей и особенностей. Одной из таких особенностей может выступать уровень готовности населения к цифровизации, так как известно, что готовность к технологиям иногда важнее, чем сами технологии. Целью данной статьи является представление результатов измерения уровня готовности населения города Хабаровска к цифровым трансформациям в управлении. Авторы рассматривают данную статью как первый шаг к исследованию проблем цифровизации сферы государственного и муниципального управления в Хабаровском крае.

Готовность населения как фактор реализации государственной политики к цифровой трансформации общества

Цифровая трансформация является одной из пяти приоритетных национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года [1]. Данный процесс охватывает все сферы жизнедеятельности общества: от ведения бизнеса до записи на прием к врачу, выбора способа получения образования и способов взаимодействия населения с государством. Согласно Указу Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» [1], оценивать степень достижения поставленной цели будут по следующим показателям:

- достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

- увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;

- рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», до 97%;

- увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

Как видно, все цели, кроме достижения цифровой зрелости, оцифрованы и понятны. Закономерно встает вопрос, а что же такое цифровая зрелость и как ее измерить? Наиболее часто в научной литературе «цифровая зрелость» рассматривается как некое комплексное понятие, определяющие технологические, социальные и нормативно-правовые аспекты вопроса. Так, в исследованиях Высшей школы государственного управления РАНХиГС и Центра подготовки руководителей цифровой трансформации в рамках «Стратегии цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить» цифровая зрелость территории определяется как «комплексный показатель, характеризующий степень развития организации, институции или региона в части использования цифровых решений и цифровых технологий» [18]. Логачева Н.А. определяет цифровую зрелость как «результирующее состояние всей хозяйственной системы региона, формирующейся под воздействием различных факторов, качественная характеристика, которой дает представление об условиях для процессов цифровой трансформации, возможностей использования цифрового потенциала для выявления стратегических точек роста для разработки индивидуальной траектории цифрового развития» [7] (Logacheva, 2021). Московская школа управления «Сколково» вводит в научный оборот понятие «цифровизация субъекта Федерации» и определяет ее как уровень использования в субъекте Федерации потенциала цифровых технологий во всех аспектах народнохозяйственной деятельности, бизнес-процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений с целью модернизации социально-экономической инфраструктуры субъектов Федерации [8, 20].

Официальную точку зрения государства по измерению цифровой зрелости можно проследить при изучении Приказа Минцифры от 18 ноября 2020 г. № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». В методику расчета целевого показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления» включены в том числе следующие показатели:

- доля обращений за получением государственных и муниципальных услуг в электронном виде среди услуг, не требующих очного посещения;

- доля общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных посредством электронного голосования, от общего количества проведенных общих собраний собственников;

- доля жителей городов в возрасте старше 14 лет, принявших участие с использованием цифровых технологий в принятии решений по вопросам городского развития;

- доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами дистанционно и пр.

Таким образом, можно видеть, что решение многих задач в рамках достижения национальной цели «цифровая трансформация» во многом зависит от готовности населения к расширению цифровизации не только в частной, но и в государственной сфере, а именно в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг.

В литературе нет четко зафиксированного понятия «готовность населения к цифровым трансформациям», тем более к цифровым трансформациям в государственном и муниципальном управлении, тем не менее можно встретить множество методик, где оценка готовности населения к цифровизации рассматривается как часть более глобальных индексов. Например, в широко известном глобальном индексе готовности стран к сетевому обществу (Networked Readiness Index, NRI) готовность населения включена в подындекс С (использование ИКТ) и измеряется через число подключенных к радиотелефонной и интернет-связи, а также через уровень активности использования виртуальных социальных сетей [15]. В индексе развития электронного правительства (e-Government Development Index, EGDI) готовность населения к цифровому взаимодействию с государством рассматривается шире, не только через число пользователей радиотелефонной и интернет-связью, но и через оценку уровня человеческого капитала, измеряемого уровнем грамотности населения, охватом и продолжительностью образования [15]. В 2020 году Россия занимала 36-е место из 193 стран по данному индексу [4]. Согласно методологии расчета, индекс развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) (ICT Development Index, IDI), уровень цифровизации общества можно измерить через три подындекса: доступность ИКТ, уровень использования ИКТ, практические навыки использования ИКТ. Все перечисленные выше рейтинги созданы для международных сравнений, которые, по мнению специалистов, не всегда позволяют учесть национальные особенности страны [2] (Vetrova, Ivanova, 2020).

Цифровая готовность населения отдельных государств также является объектом научных исследований. Так, Геннадий Коршунов и Светлана Кройтор в своей работе «Проблема уровня и качества жизни в эпоху цифровизации» рассматривают цифровую готовность населения в Белоруссии [5] (Korshunov, Kroytor, 2019). Готовность в работе оценивается через призму трех факторов: территориальная и финансовая доступность и наличие советующих навыков. Именно они, по мнению авторов, определяют готовность населения включаться в цифровые практики. В своей работе авторы напрямую связывают цифровизацию и качество жизни населения. На основе анализа статистической информации и данных социологических исследований в статье демонстрируются факторы, снижающие цифровую готовность населения в Белоруссии. По данным исследования, к ним относятся: недостаточная компьютерная и цифровая грамотность населения, психологический консерватизм, опасения столкновения с угрозами информационной безопасности, отсутствие уверенности в полезности и практической применимости новых знаний. Также в работе показаны преимущества социологической науки как инструмента, позволяющего исследовать феномен цифровой трансформации общества [5] (Korshunov, Kroytor, 2019).

Одним из наиболее полных исследований цифровой готовности граждан в России провел НИУ ВШЭ в 2020 году [12]. В своем исследовании авторы предлагают оценивать готовность населения посредством комплексной оценки двух интегральных индексов: цифровой грамотности и цифрового доверия. Оба компонента оцениваются путем проведения социологических опросов. В работе выдвигаются и подтверждаются несколько гипотез, в том числе о том, что:

- уровень цифровой готовности населения к использованию цифровых сервисов и технологий зависит от уровня владения цифровыми компетенциями и уровня цифрового доверия;

- чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше у них уровень цифрового доверия;

- чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше оценка безопасности цифровых сервисов государственных и коммерческих организаций.

В работе показано, что 85% взрослого населения России доверяет цифровым сервисам государства, созданным на порталах госуслуг, МФЦ, ФНС России, ГИБДД. Такой же высокий уровень доверия был выявлен и в отношении денежных переводов онлайн (84,5%), цифровых сервисов для приобретения товаров и услуг (70,5%). При этом авторы отмечают, что столь высокие показатели являются лишь кредитом доверия населения власти, которое может быть легко утеряно, в случае если государство не будет работать над созданием безопасной, надежной и доверительной цифровой среды для граждан и бизнеса.

Кроме того, в работе проведен анализ цифрового разрыва между регионами и социально-профессиональными группами. Сделан вывод о том, что в России наблюдается существенный цифровой разрыв как между регионами, так и между социально-профессиональными группами. В своих выводах авторы подчеркивают, что «цифровой разрыв в дальнейшем может грозить усилением социальной напряженности и повышением конфликтности в обществе…. игнорирование названной проблемы на фоне существенно различающихся по большому количеству факторов уровней цифровой готовности и цифрового доверия граждан во многом нивелирует большинство инициатив и мер, которые предпринимаются правительством Российской Федерации в целях цифровой трансформации государства и общества» [11].

Таким образом, проведя анализ подходов к измерению цифровой готовности населения, авторы данной статьи исходят из той позиции, что готовность населения, в полной мере может быть отражена через три основных компонента: уровень цифровой грамотности населения, индивидуальные технологические возможности и цифровое доверие. Развитие каждого из компонентов является отдельной задачей для государства по развитию цифрового общества. От их сочетания зависит построение стратегии развития информационного цифрового общества на каждой отдельной территории, так как именно они порождают различия в уровне цифровой готовности населения к цифровым трансформациям в целом и к цифровым трансформациям в управлении в частности. Существующая в России проблема цифрового неравенства подтверждает необходимость изучения феномена цифровой готовности населения к цифровым трансформациям на каждой отдельной территории.

Методы исследования

Оценка готовности населения города Хабаровска к цифровым трансформациям была проведена с помощью социологического исследования. Использование данного метода позволяет оценить основные характеристики: уровень цифровой грамотности населения, индивидуальные технологические возможности и цифровое доверие населения. Генеральная совокупность – жители города Хабаровска от 18 лет и старше. Для проведения исследования был использован выборочный метод. Тип выборки – случайный. Выборочная совокупность – 497. Выборка исследования является репрезентативной, с доверительным интервалом 5%. Период проведения исследования апрель – июнь 2021 года [17].

При исследовании данной темы оптимальным методом сбора данных является анкетный опрос, который позволил получить эмпирическую информацию, касающуюся субъективных оценок населения города Хабаровска по исследуемым вопросам. При обследовании использовалось индивидуальное очное анкетирование и с использованием гугл-формы. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного обеспечения SPSS.

Для проведения исследования была составлена анкета респондента, содержащая необходимые структурные элементы и позволившая получить информацию, максимально отвечающую исследовательским целям. Анкета включала открытые, полузакрытые, закрытые, альтернативные шкальные вопросы, вопросы-меню, что позволило соблюсти принципы экономичности и надежности.

Также был использован сравнительный метод, с помощью которого дана оценка уровня цифровой грамотности населения города Хабаровска в сравнении с общероссийскими показателями.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования показали, что большая часть населения города владеет базовым уровнем цифровых навыков (39,5%). Этот показатель превышает общероссийский, который составляет 26,1% [4]. Это объясняется в том числе и тем, что при оценке среднероссийского показателя в выборке принимали участие жители сельской и городской местности. Базовый уровень владения цифровыми навыками у населения, проживающего в сельской местности, ниже, чем у городского населения, и составляет 18,0% от общего числа опрошенных. Базовые цифровые навыки являются основополагающими и позволяют выполнять необходимые базовые задачи (работа на клавиатуре компьютера, с сенсорным экраном, с электронной почтой, с текстовыми документами и т.д.). Базовые знания позволяют человеку взаимодействовать друг с другом и пользоваться электронными сервисами, предоставляющими государственные и финансовые услуги.

Возрастная дифференциация владения цифровыми навыками соответствует общероссийской. Базовым уровнем и выше базового в большей степени владеет молодежь (91,3% от числа опрошенной молодежи), для лиц старшего возраста (старше 65 лет) низкий уровень (9,2%) либо полное отсутствие навыков (5,6%).

Рисунок 1. Уровень владения цифровыми навыками населением г. Хабаровска по возрастным группам

Источник: составлено авторами.

Среди взрослого населения города Хабаровска наиболее широко распространены навыки, связанные с общением в социальных сетях (76,4%) и работой с текстовыми документами и электронными таблицами (19,8%), навыками работы на компьютере совсем не владеют (3,8%). Однако многие из них отмечали, что с момента выхода на пенсию не пользуются компьютером, и соответственно, навыки работы со временем утрачиваются. Молодежь активно пользуются текстовыми редакторами (100%), программами редактирования фото-, видео- и аудиофайлов (62%), работает с электронными таблицами и презентациями (79,9%) и общается в социальных сетях (98,2%). Применение языка программирования в повседневной деятельности является узкоотраслевым навыком (5,0%). Среди населения среднего возраста наблюдаются схожие с молодежью тенденции. Не находят проблем с поиском необходимой информации в сети Интернет 78,6% респондентов, у остальной части населения данный вид деятельности вызывает затруднения (21,4%). Свободное использование современных средств коммуникации (мессенджеры, социальные сети) характерно для 88,6% опрошенных, еще 11,4% отметили, что практически не пользуются данными способами общения.

Анализируя готовность населения к цифровым трансформациям, важными являются индивидуальные технологические возможности, которые могут как способствовать, так и сдерживать их развитие. Практически каждый респондент является пользователем компьютера, ноутбука, планшета или сенсорного телефона. Менее 2% отметили, что не пользуются подобными устройствами. Чаще всего респонденты старшей возрастной группы являются пользователем сенсорного телефона (87,6%), тогда население молодого и среднего возрастов активно используют и ноутбук (63,4% от числа опрошенных данных возрастных групп), и персональный компьютер (48,3%), и планшет (26,9%) наряду с сенсорным телефоном (98,3%).

Для большинства населения города Хабаровска компьютер нужен для решения повседневных задач, связанных с учебой или работой (66,4%), пятая часть опрошенных отметила использование компьютера для развлечений и досуга (22,4%), 11,2% – не имеют и не используют компьютер вообще. Не вызывает затруднений работа на компьютере у 82,5% респондентов, тогда как для 17,5% – является сложной и непривычной деятельностью.

Важной характеристикой развития готовности населения к цифровым трансформациям, которая является сдерживающим фактором, является нестабильная интернет-связь либо ее отсутствие. Круглосуточно и стабильно интернет работает лишь у 81,6% жителей города, еще у 9,9% – работает с частыми сбоями, 6,6% отметили наличие слабого сигнала связи.

Исходя из уровня цифровой грамотности населения и индивидуальных технологических возможностей формируется цифровое доверие, которое характеризуется уверенностью пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Степень цифрового доверия определяется степенью уверенности потребителей, способностью организации защиты персональных данных и конфиденциальности потребителей цифровых услуг. Составными частями цифрового доверия являются: безопасность, конфиденциальность, надежность, этика взаимоотношений между поставщиками и потребителями при предоставлении цифровых услуг [10] (Nurmukhametov, Torin, 2020). В связи с этим еще одной исследовательской задачей стала оценка цифрового доверия населения.

Анализ использования различных онлайн-ресурсов для удовлетворения своих потребностей и выполнения повседневных задач показал, что в целом более половины жителей города различных возрастов используют данные возможности. Так, легко совершают онлайн-покупки 64,3% респондентов. Несомненно, в условиях пандемии покупки через интернет позволяют не только сэкономить время и свои трудозатраты, но и позволяют сохранить здоровье.

Активными пользователями портала Госуслуги и других сервисов электронного правительства являются 37,6% опрошенных, пятая часть респондентов (20,8%) не являются таковыми, остальные используют в редких случаях или затруднились ответить. В целом возможностью получения электронных услуг пользуются 54,7% населения, еще 20,6% – в крайнем случае, совсем не используют – 14,9% населения. Среди причин, по которым население отказывается использовать электронные услуги, являются: отсутствие доверия (7,4% респондентов ответили, что надежнее обратиться лично за получением услуги); незнание (2,0%); неумение пользоваться электронными порталами и сайтами (5,5%). Таким образом, жители города Хабаровска значительно реже пользуются государственными онлайн-сервисами, нежели среднестатистический житель. В 2020 году 81,1% россиян получали государственные и муниципальные услуги в электронной форме [4].

Наиболее распространенными электронными услугами являются информационные (получение информации о наличии штрафов, задолженностей, информации о доступных услугах, формы заявлений и т.п.); чуть реже используют электронные записи (запись ребенка в садик, запись ребенка в школу, запись в поликлинику, запись на прием в учреждения и ведомства и т.п.); получение документов в электронном виде (справок, свидетельств и т.д.) и частичное получение услуги (отправка заявления на получение российского паспорта, получение загранпаспорта и т.п.).

Рисунок 2. Виды государственных и муниципальных услуг, получаемых жителями города Хабаровска в электронной форме (в % от числа опрошенных, сумма ответов превышает 100%, т.к. по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов ответа)

Источник: составлено авторами.

Получение образовательных услуг в дистанционном формате большинство опрошенных (52,7%) считают допустимым, исходя из сложившейся обстановки. Категорически против высказались 22,5% населения.

Цифровое доверие может быть оценено через использование интернет-банкинга населением. Активными пользователями банковских онлайн-сервисов являются 68,6% респондентов, большую часть из них составляют люди молодого и среднего возраста. Среди опрошенных старше 65 лет лишь 18% используют данный сервис.

И еще один важный аспект, который характеризует цифровую грамотность населения, получение информации о жизни территориального образования через официальные сайты и официальные профили органов государственной и муниципальной власти и должностных лиц. Большинство населения обращалось к официальным сайтам органов государственной власти или местного самоуправления для получения информации (57,8%) и получения услуг (57,3%), для отправки жалоб или обращения (23,4%), не было такой необходимости (22,1%); не знают, как это сделать 10,3% опрошенных.

Тем не менее более половины населения (56,2%) знают, какая информация находится на официальном сайте администрации муниципального образования, 26,3% ответили, что не знают и им это не интересно; 15,1% – не знают о существовании такого сайта.

В настоящее время одним из основных источников информации и получения новостей являются социальные сети (Инстаграм, Одноклассники, ВКонтакте и т.д.). В связи с чем активно ведутся профили должностных лиц и органов власти на их платформах. Подписаны и следят за данными новостями 37,9% населения города, еще 4,6% активно включаются в обсуждение проблем и оставляют комментарии под новостными публикациями; остальные жители не подписаны или не знают об их существовании (57,6%).

С проблемами при использовании цифровых технологий сталкивались 56,5% населения. Среди них опрошенные выделяют следующие: недоступность информации по работе с цифровым ресурсом; длинный алгоритм действий; плохая связь; зависание сайтов и другие технические неполадки; вечные пароли; вирусы; данные о налогах, штрафах и т.д. постоянно разнятся, на разных сайтах разные данные; долго грузится; неполная информация, плохая техподдержка; иногда просто не хватает знаний; медленный интернет, проблемы сайта; не знаю, как ими пользоваться; некачественно разработано приложение; непонятный контент; сложно разобраться на сайте; сложности с регистрацией, сохранениями множества разных паролей для разных сайтов и злоупотребление со стороны различных фирм по использованию персональных сведений; утеря контроля за аккаунтами, взлом и т.п. Причем с проблемами сталкивались респонденты всех возрастов.

Заключение

Таким образом, проведенный анализ уровня цифровой грамотности населения, индивидуальных технологических возможностей и цифрового доверия позволяет сделать вывод о среднем уровне готовности населения г. Хабаровска к цифровым трансформациям в управлении. Более низкий уровень наблюдается у людей старше 65 лет. В целом результаты исследования показали соответствие общероссийским тенденциям в данном направлении. С целью повышения уровня цифровых навыков предстоит повысить доступность программ дополнительного образования в сфере компьютерной грамотности для лиц старшей возрастной группы, а также совершенствовать программное обеспечение управленческих сервисов с целью сделать его более понятным и доступным для всех категорий населения.


References:

(2021). Otsenka tsifrovoy gotovnosti naseleniya Rossii [Assessment of digital readiness of the Russian population] Report to the 22nd April International Scientific Conference on Problems of Economic and Social Development, Moscow, April 30, 2021 / N. E. Dmitrieva (the head of the auth. col.), A. B. Zhulin, R. E. Artamonov, E. A. Titov. 86. (in Russian).

Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2021 [Digital Economy Indicators: 2021] (2021). (in Russian).

Strategiya tsifrovoy transformatsii: napisat, chtoby vypolnit [Digital Transformation Strategy: Write to Execute] (2021). (in Russian).

Aymaletdinov T.A., Baymuratova L.R., Zaytseva O.A., Imaeva G.R., Spiridonova L.V. (2019). Tsifrovaya gramotnost rossiyskikh pedagogov. Gotovnost k ispolzovaniyu tsifrovyh tekhnologiy v uchebnom protsesse [Digital literacy of Russian teachers. Readiness to use digital technologies in the educational process] (in Russian).

Golovenchik G. G. (2019). Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu ponyatiya tsifrovaya ekonomika [Theoretical approaches to the digital economy definition]. Nauka i innovatsii. (1). 54–59. (in Russian).

Khvan I.S., Khalikova S.S. (2021). Tsifrovaya zrelost territorii: obzor podkhodov k opredeleniyu i otsenke [Digital maturity of the territory: overview of approaches to define and evaluate]. Toga Scientists notes. (2). 302-306. (in Russian).

Korshunov G.P., Kroytor S.N. (2019). Problema urovnya i kachestva zhizni v epokhu tsifrovizatsii [The problem of living standards and quality of life in the age of digitalization]. Logos et Praxis. (2). 24-38. (in Russian).

Kosorukov A. A. (2017). Tsifrovoe pravitelstvo v praktike sovremennogo gosudarstvennogo upravleniya (na primere Rossiyskoy Federatsii) [Digital Government in the practice of modern public administration (on the example of the Russian Federation)]. Trendy i upravlenie. (4). 81–96. (in Russian).

Leven E.I., Suslov A.B. (2020). Uroven vladeniya tsifrovymi navykami v Rossii i stranakh ES [The level of digital skills in Russia and the EU countries] (in Russian).

Logacheva N.A. (2021). Otsenka tsifrovoy zrelosti regiona v kontekste strategicheskogo razvitiya [Assessment of the digital maturity of the region in the context of strategic development]. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (2 (128)). 147-152. (in Russian).

Moskvitina N. V. (2021). Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo upravleniya [Digital transformation of public administration]. Sociology. (4). (in Russian).

Nurmukhametov R.K., Torin S.S. (2020). Tsifrovoe doverie (digital trust): sushchnost i mery po ego povysheniyu [Digital trust: the essence and measures to increase it]. Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. (1). 32-39. (in Russian).

Petrova V.S., Scherbik E.E. (2018). Izmerenie urovnya sformirovannosti tsifrovyh kompetentsiy [Measuring the level of formation of digital competencies]. Moscow Economic Journal. (5(3)). 34. (in Russian).

Sidorenko E.L., Bartsits I.N., Khisamova Z.I. (2019). Effektivnost tsifrovogo gosudarstvennogo upravleniya: teoreticheskie i prikladnye aspekty [The efficiency of digital public administration assessing: theoretical and applied aspects]. Public administration issues. (2). (in Russian).

Vetrova M.A., Ivanova D.V. (2020). Otsenka tsifrovoy zrelosti i gotovnosti k tsifrovoy transformatsii regionov RF [Evaluation of digital maturity and readiness for the digital transformation of Russian regions] The Third International Conference "Business Management in the Digital Economy". 99-105. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 05:16:03