Justification of regulatory mechanisms for protecting national interests in the economic sphere amid digitalization

Tuleyko E.V.1
1 ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси»

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47146448
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
The relevance of the research topic is due to the formation and development of the digital economy in the Republic of Belarus, which, besides creating additional opportunities and benefits, is accompanied by a number of risks that may threaten national interests in the economic sphere. Thus, it determines the need to develop approaches aimed at minimizing the negative consequences of digitalization on economic development. The article examines national economic interests and threats to economic security in the context of digitalization, as well as suggests measures aimed at protecting national interests in the economic sphere.

Keywords: information and communication technologies, national interests in the economic sphere, regulatory mechanisms, risks, digitalization, threats, economic security

JEL-classification: L86, M15, O32, O33



Введение. Национальная безопасность является одним из основополагающих интересов современного государства, объектом постоянного исследования и мониторинга [14] (Leshchenko, 2020). В современных условиях развития мировой экономики эффективность традиционных мер государственного управления снижается. Глобализация, формирование транснациональных сетей распределения ресурсов и готовой продукции, мобилизация капитала и рабочей силы ограничивают регулирующие полномочия правительств и угрожают экономической безопасности.

Развитие современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), электронных сервисов обусловило переход к очередному этапу глобализации – цифровой трансформации, заключающейся в принципиальном изменении структуры мировой экономики, ее глобальной виртуализации благодаря появлению новых форм трансграничного движения виртуальных товаров, капиталов и труда. По экспертным оценкам, потенциальный экономический эффект от цифровизации достигнет 19–34% общего прироста ВВП к 2025 году [5]. В то же время цифровизация экономики несет в себе ряд вызовов и рисков, которые могут угрожать реализации национальных интересов и национальной безопасности.

В связи с этим исследование, направленное на выявление потенциальных угроз национальным интересам в экономической сфере и обоснование регулятивных механизмов их защиты в условиях цифровизации, является актуальным на современном этапе развития.

В настоящее время наблюдается рост публикаций и научных работ, посвященных вопросам экономической безопасности в условиях цифровизации. Среди авторов, занимающихся проблематикой цифровизации видов экономической деятельности, можно отметить следующих: Ленчук, Е.Б., Смирнова О.П. и др. Вопросы экономической безопасности представлены в работах В.Г. Булавко, П.Г. Никитенко, М.В. Мясниковича, С.С. Полоника, В.В. Пузикова, Сенчагова В.К. и др.

Целью исследования является обоснование регулятивных механизмов защиты национальных интересов в экономической сфере Республики Беларусь в условиях цифровизации.

Задачи исследования:

- рассмотреть национальные экономические интересы в условиях цифровизации;

- проанализировать угрозы обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации;

- обосновать регулятивные механизмы государственной политики в области обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации.

Объект исследования: национальные интересы в экономической сфере Республики Беларусь в условиях цифровизации.

Предметом исследования выступает процесс обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации и обоснование регулятивных механизмов государственной политики.

Научная новизна заключается в развитии и дополнении теории экономической безопасности в условиях цифровизации с использованием регулятивных механизмов государственной политики.

Практическая значимость. Материал исследования может быть полезен и использован государственными структурами Республики Беларусь для более эффективного анализа защиты национальных интересов в экономической сфере в условиях цифровизации.

Национальные экономические интересы в условиях цифровизации. Закрытые границы, торговые барьеры и ограничения, сокращение глобальных цепочек поставок, цифровизация оказывают существенное влияние на экономическое развитие Беларуси и благополучие граждан.

Учитывая приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы и необходимость противостояния санкционному давлению, страна будет сосредоточена на развитии внутреннего рынка и защите национальных интересов в экономической сфере.

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь к основным национальным интересам в экономической сфере отнесены [2]:

- экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики на основе ее структурной перестройки, устойчивого инновационного развития, инвестиций в человеческий капитал, модернизации экономических отношений, снижения себестоимости, импортоемкости и материалоемкости производимой продукции;

- сохранение устойчивости национальной финансовой и денежно-кредитной систем;

- обеспечение недискриминационного доступа на мировые рынки товаров и услуг, сырьевых и энергетических ресурсов;

- достижение уровня энергетической безопасности, достаточного для нейтрализации внешней зависимости от поступления энергоносителей;

- поддержание гарантированного уровня продовольственной безопасности;

- трансфер современных технологий в экономику страны преимущественно за счет прямых иностранных инвестиций, доступность зарубежных кредитных ресурсов.

Несмотря на сохранившуюся актуальность вышеперечисленных национальных интересов в экономической сфере, современные тенденции обусловливают необходимость их пересмотра и уточнения, в том числе с учетом развития цифровизации.

Анализ приоритетов экономического развития Республики Беларусь позволяет сформулировать следующие национальные экономические интересы в условиях цифровизации [4]:

- ускоренное развитие высокотехнологичных и энергоемких производств;

- стимулирование внедрения ресурсосберегающего оборудования и технических процессов;

- увеличение экспортного потенциала за счет высокотехнологичных товаров;

- повышение технологического уровня традиционных промышленных видов деятельности;

- создание конкурентоспособного экологически безопасного сельского хозяйства, основанного на цифровой модели развития производства;

- создание инновационных рабочих мест в цифровых и нецифровых сферах экономики и рост включенности хозяйствующих субъектов и граждан в цифровую экономику;

- обеспечение экономической и внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь в условиях цифровизации.

Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь в контексте развития цифровизации в ближайшее время будет направлена на импортозамещение, ориентированное на ускоренное развитие высокотехнологичных направлений и товаров, повышение эффективности занятости в цифровой экономике, рост инвестиционных потоков в рамках ЕАЭС и др.

Угрозы обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации. Глобализация и цифровизация мировой экономики не только способствовали прогрессу экономического и социального развития общества, но и возникновению множества новых угроз и вызовов. В исследовании под угрозой национальным интересам в экономической сфере в условиях цифровизации понимается потенциальная или реально существующая возможность нанесения ущерба национальным интересам Республики Беларусь, при которой нарушается состояние защищенности экономической системы, вызванное технологическими рисками.

Эксперты Всемирного экономического форума определили следующие глобальные технологические риски:

1. Неблагоприятные последствия технического прогресса для отдельных лиц, предприятий, экосистем.

2. Разрушение критической информационной инфраструктуры, предполагающей ухудшение или отключение критической физической и цифровой инфраструктуры (услуг) в результате системной зависимости от киберсетей и/или технологий.

3. Цифровое неравенство – разрыв и/или неравный доступ к критически важным цифровым сетям и технологиям на международном и региональном уровнях в результате неравных инвестиционных возможностей, отсутствия необходимых навыков, недостаточной покупательной способности, правительственных ограничений и/или культурных различий.

4. Цифровая концентрация мощностей, предполагающая сосредоточение критически важных цифровых активов (возможностей, знаний) у одного или нескольких физических лиц, предприятий или государств, что может привести к дискреционным механизмам ценообразования, неравному доступу к товарам и услугам.

5. Неэффективность мер кибербезопасности в результате быстрого развития форм и механизмов киберпреступлений, приводящих к экономическим и финансовым потерям, геополитической напряженности, социальной нестабильности.

6. Несоблюдение технологии управления, обусловленное отсутствием институтов или правил использования критически важных цифровых сетей и технологий, использование различными государствами или группами государств несовместимой цифровой инфраструктуры, протоколов, стандартов [25].

Несомненно, все вышеперечисленные глобальные риски могут оказывать существенное влияние на экономическое развитие стран и представлять угрозу национальным интересам в экономической сфере.

Анализ научных исследований и аналитических материалов позволил систематизировать основные угрозы национальным интересам в экономической сфере в условиях цифровизации: нарушение информационной безопасности; цифровое неравенство; олигополизация на рынке информации; снижение возможностей государственного контроля цифровой экономики; сокращение возможностей по реализации протекционистских мер защиты национальных производителей и импортозамещения; низкие темпы роста и внедрения высокотехнологичного производства; отставание национальных информационных систем и микроэлектроники; производство запрещенных товаров и рост преступности; отставание национальной системы образования от потребностей цифровой экономики, дефицит профессиональных кадров; рост безработицы и исчезновение некоторых видов профессий; развитие коррупции и теневой экономики; киберпреступность; ограничения доступности (потеря) традиционных внешних рынков для некоторых производителей по причине усиления странами – технологическими лидерами политики протекционизма, включая технологические ограничения и запреты [6; 8; 13; 18; 20–22] (Voronkov, 2019; Grafova, Shapovalov, 2020; Lenchuk, Vlaskin, 2018; Popov, Semyachkov, 2018; Smirnova, 2018; Chekmarev, 2020; Eskindarov, Maslennikov, Maslennikov, 2019).

Таким образом, растущее число неопределенностей, присущих цифрой экономике, несет в себе помимо положительных эффектов ряд рисков и угроз. Эти риски будут отличаться уровнем воздействия (национальный, региональный, уровень хозяйствующего субъекта), вероятностью наступления (низкая, средняя, высокая), временным горизонтом (2 года, 3–5 лет, 5–10 лет), отраслевой направленностью (промышленность, финансовая сфера, внешнеэкономическая деятельность), что также должно найти свое отражение в «государственной политике в области обеспечения экономической безопасности» [10, c. 183] (Kazantsev, Kolpakova, Lev, Sokolov, 2021, р. 183).

Стоит отметить, что вышеперечисленные риски, связанные с цифровизацией экономики, не являются исчерпывающими. Вместе с этим их учет и прогнозирование необходимы для принятия эффективных решений в области государственного регулирования экономики.

Регулятивные механизмы государственной политики в области обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации. В экономической науке существуют различные понятия национальной экономической безопасности. В самом общем виде под ней понимается «не только защищенность национальных интересов, но и готовность, способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества» [19] (Senchagov et al., 1998).

Экономическая безопасность реализуется в широком спектре процессов, характеризующих жизнедеятельность социальной структуры: охватывает производство, распределение, обмен и потребление материальных благ во всех проявлениях; включает непосредственно производство, кредитно-финансовую сферу, сельское хозяйство, строительство и др. (в соответствии с отраслевым и функциональным делением экономики); реализуется на различных уровнях (международная экономическая безопасность, национальная экономическая безопасность, экономическая безопасность государства или индивида) [15, с. 15–16] (Myasnikovich, Polonik, Puzikov, 2005, р. 15–16).

Развитие экономической политики в области обеспечения национальной безопасности предполагает применение разнообразных форм и инструментов государственного регулирования, внедрение новых методов организации труда и производства и совершенствование на этой основе организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности всей жизнедеятельности Беларуси [16, с. 6] (Nikitenko, Bulavko, 2009, р. 6).

«Вызовы, связанные с цифровыми технологиями, обусловливают необходимость выработки комплекса мер, направленных на обеспечение экономической безопасности» [12] (Lev, Leshchenko, 2020). Эта задача комплексная и связана с реализацией государственной политики, совершенствованием законодательства, созданием экосистемы, способствующей созданию стоимости в цифровой экономике.

Регулятивный механизм государственной политики в области обеспечения экономической безопасности в условиях цифровизации включает в себя совокупность правовых, экономических и организационных способов воздействия (инструментов), представленных ниже.

Правовые. В Республике Беларусь утверждена Концепция национальной безопасности, в которой обеспечение национальной безопасности в экономической сфере рассматривается в качестве самостоятельного объекта. На развитие цифровой экономики и создание условий для внедрения в экономику Республики Беларусь современных ИКТ направлен Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики».

В подпрограмме «Цифровое развитие отраслей экономики» государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, в частности, обозначена необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на развитие инструментов цифровой экономики в различных отраслях национальной экономики, предусматривающих применение передовых технологий в производстве и процессах ведения внешнеэкономической деятельности, формирование необходимых условий для сохранения и повышения конкурентоспособности белорусских предприятий на мировом рынке.

Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 утверждены основные направления обеспечения безопасности в информационном пространстве.

Полагаем, что в настоящее время проблема обеспечения экономической безопасности стоит особенно остро и в том числе требует совершенствования законодательства, подготовки аналитических и методических материалов в контексте цифровизации. Среди мер правового характера, направленных на обеспечение экономической безопасности, отметим следующие:

1. Внесение изменений в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь в части уточнения новых угроз и национальных интересов в экономической сфере с учетом мировых тенденций, включая цифровизацию.

2. Разработка Стратегии обеспечения экономической безопасности, включающей следующие аспекты: угрозы и вызовы экономической безопасности по каждому из направлений обеспечения экономической безопасности; меры по прогнозированию, минимизации и предотвращению рисков и угроз; система мониторинга рисков и угроз; критерии, пороговые значения измерения экономической безопасности; показатели эффективности мер по обеспечению экономической безопасности; структура исполнительных органов и их компетенция. Стратегию следует разрабатывать применительно к обеспечению экономической безопасности в различных сферах ее реализации (продовольственной, энергетической, финансовой, внешнеэкономической и др.).

3. Разработка методических рекомендаций по вопросам организации государственной политики в области обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь в условиях цифровой трансформации. Деятельность по данному направлению инициирована Институтом информационных технологий БГУИР.

Экономические. В Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 Г. № 3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства» среди основных мер укрепления экономической безопасности отмечены следующие: обеспечение планомерной диверсификации экспорта; создание условий для наращивания выпуска инновационной и высокотехнологичной продукции, созданной с использованием технологий V и VI технологических укладов; обеспечение кардинального изменения качества управления промышленным комплексом страны; повышение уровня энергетической безопасности страны [1].

В условиях цифровизации указанные меры могут быть дополнены следующими:

- развитие национального рынка технологий и уменьшение импортной зависимости;

- импортозамещение, основанное на создании новых видов импортозамещающей продукции и расширении номенклатуры уже существующих технологичных продуктов и услуг;

- повышение технологического уровня промышленных видов деятельности за счет внедрения новых прогрессивных технологий, создания роботизированных и автоматизированных производств, повышения качества менеджмента;

- формирование цифровых платформ взаимодействия промышленных организаций и автоматизированных систем управления товарными потоками;

- развитие цифровых финансовых услуг (цифровые инструменты привлечения капитала, новые платежные инструменты, технологические инновации, цифровые финансовые платформы);

- развитие совместных со странами – членами ЕАЭС механизмов рискового, альтернативного и венчурного финансирования цифровых инноваций [17] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020);

- совершенствование системы таможенного контроля посредством цифровизации;

- повышение защищенности критически важных объектов инфраструктуры и устойчивости ее функционирования;

- расширение перечня электронных услуг в экономической сфере с обеспечением высокого уровня безопасности;

- увеличение финансирования на подготовку квалифицированных кадров в области информационной безопасности и создание систем информационной защиты;

- обеспечение кибербезопасности в финансовом секторе;

- повышение конкурентоспособности отечественных ИТ-компаний через создание системы государственной поддержки и формирования благоприятных экономических условий;

- совершенствование системы электронного документооборота и электронной коммерции;

- научно-техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами, трансфер технологий.

Организационные. Цифровизация оказывает значительное влияние на регулятивную среду и развитие отношений, возникающих в результате взаимодействия виртуального и реального секторов экономики. Высокая «роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит механизмам реализации управленческих решений и организационным мероприятиям» [11] (Karavaeva, Ivanov, Lev, 2020), направленным на защиту национальных интересов в экономической сфере в условиях цифровизации. Среди таких мер обозначим следующие:

1. Устранение дублирования функций государственных органов и организаций в области экономической безопасности, в том числе в контексте цифровизации. В быстро меняющихся условиях также необходимо формирование экспертного сообщества (ученых, специалистов) «в области экономической безопасности в целях осуществления мониторинга угроз и рисков национальным интересам в экономической сфере» [23] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, Perestoronina, 2021), изучения передового опыта, оценки состояния экономической безопасности в отрасли или на уровне хозяйствующего субъекта, выработки предложений по минимизации рисков и угроз и др.

2. Подготовка кадров для цифровой экономики. В условиях цифровизации существует высокая потребность в развитии соответствующих навыков и иных возможностей для обеспечения активного участия граждан в цифровой экономике. В этом направлении актуальным предполагается следующее:

- разработка национальной модели цифровых компетенций для граждан и специалистов в различных сферах. За основу могут быть взяты: Европейская модель цифровых компетенций для образования; Европейская модель цифровых компетенций для граждан; Модель компетенций «Россия 2025: от кадров к талантам»; Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, разработанная ВШГУ РАНХиГС и др.;

- совершенствование и разработка новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области цифровой экономики, экономической и информационной безопасности;

- создание условий для непрерывного образования, в том числе без отрыва от производства и дистанционных форм получения образования.

3. Обеспечение занятости в цифровой экономике. «В контексте растущего профессионального неравенства в условиях цифровизации необходима эффективная макроэкономическая политика в сочетании с политикой на рынке труда в целях создания новых рабочих мест» [9] (Zabelina, Mayorova, Safonova, 2021) в соответствии с инновационными и промышленными стратегиями.

Государство должно стать гарантом того, что автоматизация и цифровизация не повлияют на общий уровень занятости. Для этого необходимо создание или поддержание рабочих мест как в профессиях, которые менее открыты для автоматизации и цифровизации, так и в высокотехнологичных секторах.

ОЭСР определяет следующие перспективные профессии, связанные с передовыми технологиями: инженеры-программисты, блокчейн-инженеры; профессии, связанные с беспилотниками и Big Data, сетевые операторы, поставщики основных технологий и компонентов, разработчики контента и приложений; материаловеды, ученые-медики и инженеры-биомедики, инженеры-робототехники [7] (Geliskhanov, Yudina, Babkin, 2018).

4. Обеспечение защиты данных. Возросшая цифровизация экономической деятельности и рост бизнес-моделей, основанных на данных и Интернете вещей, обусловили появление проблем в области обеспечения безопасности, связанных с незаконным использованием информации, мошенничеством, киберпреступностью и нарушением конфиденциальности.

Укрепление кибербезопасности путем разработки экосистемы кибербезопасности, ориентированной на смягчение кибератак, укрепление кибербезопасности в важнейших секторах экономики, а также обеспечение эффективной координации и управления киберугрозами являются важной частью государственной политики.

В этом направлении полагаем возможным рассмотрение вопроса о создании Союзного центра информационной безопасности в целях преодоления проблем кибербезопасности и защиты критически важной инфраструктуры Республики Беларусь и Российской Федерации.

4. Развитие государственно-частного партнерства в сфере обеспечения информационной и экономической безопасности. Целенаправленное взаимодействие между государственным сектором и бизнесом в форме государственно-частного партнерства будет способствовать эффективному решению задач в области обеспечения информационной и экономической безопасности. Партнерские отношения могут устанавливаться с целью привлечения компетенций, кадров, технологий, капитала частных предприятий, повышения отдачи использования бюджетных средств и активов предприятий, совместной разработки и реализации инвестиционных и иных проектов в области информационной и экономической безопасности [3].

5. Поддержка цифровых платформ и экосистем. Цифровые платформы и связанные с ними экосистемы – важнейший фактор цифровой экономики и общества. Платформы используют цифровые технологии для развития рынка, в котором различные группы интересов (продавцы, покупатели) взаимодействуют в определенных условиях.

Согласно рекомендациям Всемирного банка, развитие цифровых платформ должно стать одним из четырех приоритетных направлений Стратегии создания цифрового пространства на Евразийском экономическом пространстве до 2025 года. Это обусловлено важной ролью цифровых платформ в развитии инноваций и получении цифровых дивидендов (положительных эффектов) на региональном уровне (в виде ускорения экономического роста, создания рабочих мест, улучшения государственных услуг и др.), в том числе за счет развития трансграничного бизнеса и снижения стоимости международных трансакций, расширения количества потенциальных клиентов [24, c. 32].

Цифровые платформы выполняют множество различных функций: от обмена товарами и данными до поиска партнеров. Благодаря своим преимуществам платформенные бизнес-модели набирают все большую актуальность во всем мире, что обусловливает необходимость поддержки и внедрения платформенных решений в ряде отраслей экономики.

Заключение

Цифровизация – важнейший фактор экономического роста национальных экономик. Она влияет не только на технологический уклад, но и на систему традиционно установленных отношений в экономике, социальной сфере, бизнесе и политике, деятельности государственных и общественных институтов, трансформируя их в соответствии с происходящими изменениями.

Развитие регуляторной среды цифровой экономики – многогранное явление на стыке экономики, права, государственного регулирования, институциональной практики и кибербезопасности. Современные тенденции, возникающие в этом направлении, предполагают необходимость выработки экономических, политических, правовых инструментов, которые будут способствовать защите экономических интересов общества, государства, предприятия и личности.

В результате проведенного исследования:

1. Определены национальные экономические интересы в условиях цифровизации: ускоренное развитие высокотехнологичных и энергоемких производств; стимулирование внедрения ресурсосберегающего оборудования и технических процессов; увеличение экспортного потенциала за счет высокотехнологичных товаров; повышение технологического уровня традиционных промышленных видов деятельности; создание конкурентоспособного экологически безопасного сельского хозяйства на основе перехода к цифровой модели развития производства; создание инновационных рабочих мест в цифровых и нецифровых сферах экономики и рост включенности хозяйствующих субъектов и граждан в цифровую экономику; обеспечение экономической и внешнеэкономической безопасности Республики Беларусь в условиях цифровизации.

2. Выявлены основные угрозы национальным интересам в экономической сфере в условиях цифровой трансформации: нарушение информационной безопасности экономических агентов и объектов; рост безработицы и исчезновение некоторых видов профессий; цифровое неравенство; олигополизация на рынке информации; снижение возможностей государственного контроля цифровой экономики; сокращение возможностей по реализации протекционистских мер защиты национальных производителей и импортозамещения; сокращение малого бизнеса; дефицит профессиональных кадров; производство запрещенных товаров и рост преступности; отставание национальных информационных систем и микроэлектроники и др.

3. Предложены регулятивные механизмы, направленные на защиту национальных интересов в экономической сфере, включающие комплекс правовых, экономических и организационных мер.


References:

Chekmarev V.V. (2020). Teoriya ekonomicheskoy bezopasnosti: evolyutsionnyy aspekt [Theory of economic security: evolutional aspect]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (3). 335-350. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.3.3.110587.

Eskindarov M.A., Maslennikov V.V., Maslennikov O.V. (2019). Riski i shansy tsifrovoy ekonomiki v Rossii [Risks and chances of the digital economy in Russia]. Finance: Theory and Practice». (5). 6-17. (in Russian).

Geliskhanov I. Z., Yudina T. N., Babkin A. V. (2018). Tsifrovye platformy v ekonomike: sushchnost, modeli, tendentsii razvitiya [Digital platforms in economics: essence, models, development trends]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (6). 22-36. (in Russian). doi: 10.18721/JE.11602.

Grafova T. O., Shapovalov A. F. (2020). Riski i ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti v tsifrovoy ekonomike [Risks and threats of economic safety in digital economy]. ASR: Economics and Management. (1(30)). 382-386. (in Russian). doi: 10.26140/anie-2020-0901-0096.

Karavaeva I. V., Ivanov E. A., Lev M. Yu. (2020). Pasportizatsiya i otsenka pokazateley sostoyaniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Passportization and assessment of russia's economic security indicators]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (8). 2179-2198. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.8.110705.

Kazantsev S.V., Kolpakova I.A. Lev M.Yu., Sokolov M.M. (2021). Ugrozy razvitiyu ekonomiki sovremennoy Rossii: tsenovye trendy, sanktsii, pandemiya [Threats to the development of the economy of modern Russia: price trends, sanctions, pandemic] (in Russian).

Lenchuk E. B., Vlaskin G. A. (2018). Formirovanie tsifrovoy ekonomiki v Rossii: problemy, riski, perspektivy [Formation of the digital economy in Russia: problems, risks, prospects]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 9-21. (in Russian). doi: 10.24411/2073-6487-2018-00001.

Leschenko Yu. G. (2020). Natsionalnye interesy v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva v usloviyakh globalnoy integratsii: evolyutsionno-teoreticheskiy aspekt [National interests in the context of ensuring the state's economic security amid global integration: an evolutionary and theoretical aspect]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 2375-2390. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.110815.

Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leshchenko Yu. G., Perestoronina E. A. (2021). Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). (1(109)). 21-34. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.

Lev M.Yu. Leschenko Yu.G. (2020). Tsifrovaya ekonomika: na puti k strategii budushchego v kontekste obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [The digital economy: towards a strategy for the future in the context of economic security]. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 25-44. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100646.

Myasnikovich M.V., Polonik S.S., Puzikov V.V. (2005). Upravlenie sistemoy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Management of the economic security system] (in Russian).

Nikitenko P.G., Bulavko V.G. (2009). Ekonomicheskaya bezopasnost: teoriya, metodologiya, praktika [Economic security: theory, methodology, practice] (in Russian).

Petrenko E. S., Varlamov A. V., Leschenko Yu. G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v protsesse integratsii v Evraziyskiy ekonomicheskiy soyuz [Russia's economic security in the process of integration into the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1191-1210. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111399.

Popov E.V., Semyachkov K.A. (2018). Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti tsifrovogo obshchestva v usloviyakh globalizatsii [Problems of economic security for digital society in the context of globalization]. Economy of the region. (4). 1088–1101. (in Russian).

Senchagov V.K. i dr. (1998). Ekonomicheskaya bezopasnost: Proizvodstvo - Finansy - Banki [Economic security: Production - Finance - Banks] (in Russian).

Smirnova O.P. (2018). Ekonomicheskaya bezopasnost otraslevogo kompleksa v usloviyakh tsifrovizatsii: ugrozy i vozmozhnosti [Economic security of the industrial complex in the conditions of digitalization: threats and opportunities]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (4(110)). 19. (in Russian).

Technology and innovation report 2021. Retrieved April 29, 2021, from https://unctad.org/system/files/official-document/tir2020_en.pdf

The Global Risks Report 2021. Retrieved January 31, 2021, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_The_Global_Risks_Report_2021.pdf/

Voronkov A.N. (2019). Riski ekonomicheskoy bezopasnosti ot tekhnologiy tsifrovoy ekonomiki [Risks to economic security of the technologies of the digital economy]. Russian economic online journal. (4). 34. (in Russian).

Zabelina O.V., Mayorova A.V., Safonova E.A. (2021). Orientatsiya na aktualnyy rynok truda i strategicheskie podkhody k gosudarstvennoy politike professionalnogo razvitiya naseleniya: opyt zarubezhnyh stran [Orientation to the current labour market and strategic approaches to the state policy of the population professional development: foreign experience]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 97-110. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.2.111754.

Страница обновлена: 14.05.2025 в 14:18:47