Целевые программы в управлении санитарно-эпидемиологическим благополучием в мегаполисе
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (59), Ноябрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляя профилактическое направление системы здравоохранения, является одним из основных звеньев реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом принимаемые целевые комплексные программы, которыми она руководствуется, отражают технологию принятия управленческих решений по совершенствованию политики государства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ключевые слова: мегаполис, город, санитарно-эпидемиологическое благополучие, здравоохранение, целевые программы
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, представляя профилактическое направление системы здравоохранения, является одним из основных звеньев реализации государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом принимаемые целевые комплексные программы, которыми она руководствуется, отражают технологию принятия управленческих решений по совершенствованию политики государства в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В период, когда на базе рыночной экономики государство переходит к устойчивому развитию, который сопровождается комплексом негативных экологических и социально-демографических явлений, именно через специальные целевые программы оно реализует свои функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Основной целью разработки таких программ является достижение лучших условий жизнедеятельности человека, включая среду его обитания и состояние здоровья населения в целом.
Основными задачами, решаемыми при выполнении целевых программ, являются:
‑ мероприятия, которые должны проводиться федеральными и местными органами исполнительной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами и общественными объединениями, по профилактике заболеваемости, улучшению условий проживания населения и снижению уровня загрязнения объектов среды обитания человека;
‑ соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов всеми субъектами предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, должностными лицами и гражданами;
‑ широкое информирование населения через средства массовой информации о возможности возникновения заболеваний или других изменений в состоянии здоровья из-за ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки в районе проживания и проводимых для ее улучшения профилактических мероприятий;
‑ разработка системы мер по формированию у населения навыков здорового образа жизни и повышения уровня санитарно-гигиенической культуры.
Анализ показывает, что целевые программы, в условиях нестабильности функционирования социальных институтов переходного периода, являются ключевым звеном стабилизации в системе общественного здоровья и здравоохранения в целом, в повышении эффективности деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы, способствуют оптимизации ее финансового, материально-технического и кадрового обеспечения.
Целевые комплексные программы включают в себя разработку как качественных, так и экономических критериев управления здоровьем населения и улучшения его санитарно-эпидемиологического благополучия. Это своего рода оптимизация государственных мер воздействия на санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Принцип заключается в том, чтобы при помощи минимального воздействия получить максимальный эффект. Важнейшим звеном обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является контролируемое обеспечение управления медико-экологической ситуацией на федеральном, региональном и местном уровнях.
В целях реализации этой политики Центром госсанэпиднадзора в г. Москве совместно с заинтересованными организациями и ведомствами, а также с привлечением научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля определяются приоритеты в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения мегаполиса Москвы и разрабатывается комплекс мер для их решения. Последние следует рассматривать как важнейший путь управления санитарно-эпидемиологической обстановкой в городе для улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Целью разработки и реализации целевых комплексных программ является интенсификация решения проблемы за счет концентрации усилий воздействия на определенный объект или явление. Данные программы опираются на принятые управленческие решения по оценке ситуации и представляют собой системы мероприятий, различных по способам реализации, но направленных на достижение конкретной цели в определенные сроки. Воздействие на выбранные элементы системы будет наиболее эффективным в случае комплексного, направленного изменения их свойств. При этом следует учитывать, что изменение ситуации чаще всего должно быть обеспечено в сжатые сроки, отсюда все программы имеют четко определенные сроки реализации.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что управление медико-экологической ситуацией рационально строить на базе целенаправленной программы (программно-целевой метод), имеющей четкие цели и ясную ориентацию. В рамках системного подхода это можно выразить как концентрацию действий, направленных на изменение отдельных элементов системы с целью улучшения ее качества в целом. В условиях ограниченных сил и средств, что характерно для настоящего времени, концентрация усилий на одном элементе (направлении) связана с уменьшением интенсивности действий по модификации других элементов системы. Поэтому целесообразно комплексные программы осуществлять в отношении приоритетных направлений, изменения в которых приводят к хорошо прогнозируемым последствиям, а также к модификации всей системы.
Следует подчеркнуть государственный характер целевых программ, т.к. деятельность по их разработке базируется на положениях Конституции Российской Федерации, требованиях федеральных законов, указов Президента России, постановлениях Правительств Российской Федерации и Москвы, приказах, постановлениях и указаниях Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Федеральным Законом от 30.03.99 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 6) определено участие субъектов РФ в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных и научно-технических программ в этой области. Это закреплено и в «Положении о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Начиная с 1995 года, вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Москвы нашли отражение в таких целевых программах социальной направленности, утвержденных постановлениями Правительства РФ и Правительства г. Москвы, как:
‑ «Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;
‑ «Развитие государственной санитарно-эпидемиологической службы»;
‑ «АнтиСПИД»;
‑ «Охрана территории», «Дети России», «Вакцинопрофилактика»;
‑ «Медико-социальная реабилитация инвалидов»;
‑ «Санитарно-профилактическая и медицинская помощь при инфекциях»;,
‑ «Охрана работающих на промышленных предприятиях»;
‑ «Основные организационные мероприятия по профилактике зоонозных инфекций»;
‑ «Безопасность Москвы»;
‑ «Подготовка к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и др.
Количество целевых программ постоянно растет, что свидетельствует о расширении круга приоритетных направлений по актуальным вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оптимизации общественного здоровья.
Анализ деятельности центров Госсанэпиднадзора г. Москвы по региональным целевым программам осуществляется по учетно-отчетной форме № 2-96-санэпид, утвержденной приказом Госкомсанэпиднадзора России от 11.09.96 №143.
Проведенный нами ретроспективный анализ этой отчетной формы показал, что если в 1995 г. в разработке целевых комплексных программ участвовали только четыре структурных подразделения Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы (отделы надзора за условиями обучения и воспитания детей и подростков, за условиями труда, за инфекционными заболеваниями и за особо опасными инфекциями), то с каждым годом количество разрабатываемых целевых комплексных программ растет. Наиболее значимыми из них явились программы «Безопасность Москвы», «Городская комплексная программа по охране труда на 1998-2000 гг.» и «Подготовка к переходу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
В 2003 году структурные подразделения Центра Госсанэпиднадзора г. Москвы принимали участие в реализации пяти целевых комплексных программ.
В целом с 2001 г. по настоящее время по центрам Госсанэпиднадзора в административных округах г. Москвы реализовывалось 84 целевые программы. Наиболее активным в разработке и реализации программ является Центр Госсанэпиднадзора в Северном административном округе (20 программ). По 9 программам работал Центр Госсанэпиднадзора в Западном административном округе, по 7 – Центры Госсанэпиднадзора в Юго-Западном и Зеленоградском административных округах. При этом базовая информация по результатам реализации целевых комплексных программ определяется Инструкцией по составлению ведомственного статистического наблюдения по форме № 2-96-санэпид «Сведения о разработке и реализации региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия».
Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:01:27