Аспекты управления благополучием сотрудников в организации
Ребрикова Н.В.1, Сазонова А.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67912435
Аннотация:
Благополучие сотрудников нацелено на общее физическое, эмоциональное, экономическое и социальное здоровье сотрудников. Уделение приоритетного внимания благополучию сотрудников может изменить всю культуру организации, создав команду более счастливых и здоровых сотрудников.
Динамичные условия и вызовы внешней окружающей среды организации ведут к поиску новых эффективных программ управления персоналом, новых способов и методов мотивации и вовлеченности персонала, а также улучшения благосостояния и удовлетворённости жизнью, что в свою очередь позволит повысить производительность труда, развить организационную культуру и укрепить позиции организации в своей сфере деятельности.
В статье авторы раскрывают определения благополучия, удовлетворенности жизнью, well-being программ, которые помогают понять и раскрыть значимость приоритетности управления благополучием сотрудников. Авторы выделяют основные аспекты управления благополучием сотрудников и предлагают рекомендации по разработке well-being программ в организациях. Для того, чтобы организация эффективно продвигалась и развивалась на рынке программы благополучия сотрудников должны стать частью корпоративной культуры.
Все материалы статьи могут быть полезны и актуальны для научных сообществ и практиков в области управления персоналом, руководителей организаций, HR-управляющихдля создания и реализации наиболее эффективных программ well-being повышающих мотивацию и вовлеченность персонала, поскольку внешнее окружение изменяется и развивается
Ключевые слова: well-being программа, персонал организации, управление благополучием, аспекты благополучия, удовлетворенность жизнью, благополучие сотрудников
JEL-классификация: M5, M50, M54
Введение
«Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры! Кадры решают всё!» Иосиф Сталин.
Для успешного бизнеса сейчас очень важно, чтобы персонал организации был замотивирован и показывал высокую производительность, помогающую ему достигать всех целей (включая личные). По этой причине недостаточно материального стимулирования в виде заработной платы необходимо формировать благополучие сотрудников, которое является ключевым элементом приверженности и вовлеченности в деятельность организации.
Отсюда основная цель работы отделов кадров, HR- управлений и других отделов по управлению персоналом, заключается в исследовании, разработке и предложении программ благополучия, гарантирующей всем сотрудникам работу в оптимальных, здоровых и позитивных условиях, что позволит повысит эффективность деятельности организации.
Актуальность темы
Современные организации работают в быстро изменяющихся условиях и среди огромном количества конкурентов, при этом все больше осознавая решающею роль персонала и его благополучия в достижении устойчивого роста и эффективности деловой активности. Так еще лет 10–15 назад комфортным местом для работы считались организации, которые ставили в помещении кофейный аппарат и рядом с ним бесплатные угощения. Однако в нынешних условиях список мер для обсечения «благополучия персонала» существенно расширился.
Большая часть современных руководителей понимает, что эффективность бизнеса напрямую зависит от вовлеченности сотрудников и их выгорания на рабочем месте, поэтому стараются сделать условия труда комфортными. Многие отмечают, что для организации важно соотношение психологического благополучия и физического здоровья сотрудников. В связи с этим наряду с медицинским страхованием, абонементами в фитнес-центры HR-специалисты предлагают разного рода дополнительные мероприятия (дни отдыха, гибкий график, работать удалено, сеансы психологов, обучение и м.д.). За социальное благополучие сотрудников организации отвечает развитая корпоративная культура, помогающая создать комфортную среду для персонала.
Цель исследования – рассмотреть теоретические особенности понятия «благополучие» сотрудников и изучить возможности применения программ well-being в деятельности организаций.
Научная новизна исследования – заключается в синергетическом подходе попытки описания теоретических аспектов программ well-being для формирования комфортных условий труда в различных организациях. заключается в попытке обоснования теоретических аспектов благополучия сотрудников и разработки программ well-being в формировании комфортных условий труда на рабочем месте.
Гипотеза – возможно инвестируя в благополучие сотрудников организации получат множество преимуществ в своей деятельности. инвестируя в благополучие сотрудников, организации получают преимущества и благоприятный климат в своей деятельности.
Методология исследования – в ходе изучения темы применялись различные методы, такие как: метод анализа и синтеза, метод обобщения, метод аналогии, графический метод, метод сравнения, что позволило структурировать исследование и сделать правильные выводы. Были изучены материалы зарубежных и отечественных авторов по теме well-being программ в области человеческого капитала.
Удивительно, но «все новое – это хорошо забытое старое», так сейчас в организациях все больше руководителей делают акцент на благополучии сотрудников. Но не могу сказать, что это какая-то инновация, поскольку во все времена люди играли главную роль в организации. В обществе сохраняется тенденция поиска себя в различных сферах жизнедеятельности, предлагаются разные методики направленные на сбалансирование жизни и карьеру. Все это должно в совокупности положительно влиять на удовлетворенность жизнью.
К примеру, исследование одной из бизнес-школ [1] показало, что работники на 13% продуктивнее, когда счастливы. То есть если человек удовлетворён своей жизнью – это предполагает, что он не оценивает текущие чувства, а благоприятно относиться к своей жизни. Так исследуя некоторые источники [22, с. 276–302], можно сказать, что удовлетворенность жизнью является элементом такого понятия как «субъективное благополучие», которое относится к «категории феноменов, заключающихся в эмоциональной реакции людей и оценке отдельных сфер жизни, а также в их суждениях о качестве в целом».
Следует отметить, что в целом концепция благополучия на рабочем месте представляет собой компонентом субъективного благополучия в рабочей среде. Можно сказать, что этот компонент является основополагающим фактором, определяющим долгосрочную устойчивость организации [20, с. 20 – 25]. Вдобавок благополучие на рабочем месте является обязанностью, ибо улучшение благополучия на рабочем месте окажет положительное влияние на общую производительность [21, с. 55-60].
Благополучие на рабочем месте – это чувство процветания, получаемое от работы, которое связано с чувствами работников в целом (основной аффект), а также с внутренней и внешней ценностью работы (рабочими ценностями) [23, 24].
Кроме того, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет благополучие как "состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов". Это определение подчеркивает целостную природу благополучия, включающую физическое здоровье, психические и социальные аспекты [1-4, 6-10].
Чаще всего благополучие сотрудников обсуждается и рассматривается в совокупности с опытом работника, с вовлеченностью в работу, с психическим здоровьем сотрудника и др. Хотя эти понятия и пресекаются, но в целом дефиниция «благополучие сотрудника» - намного обширнее и многоаспектнее, которое представляет собой заботу о физическом, психическом и социальном здоровье, а также положительные эмоции, удовлетворенность жизнью и чувство цели. А также представляет собой процесс влияния рабочего места на сотрудника.
Основные аспекты благополучия сотрудников, которые имеют реальные последействия для общей деятельности организации, финансовой стабильности и эффективности управления организацией, можно выделить следующие:
· Лучшее удержание. Более счастливые сотрудники с большей вероятностью останутся в организации надолго и будут инвестировать в ее успех. В свою очередь, это увеличивает продажи (поскольку сотрудники становятся естественными «болельщиками» организации) и экономит на найме и адаптации.
· Повышенная сосредоточенность. Поддержка организацией мероприятий, стимулирующих работу мозга, таких как осознанность и физические упражнения, помогают сотрудникам стать более сосредоточенными и продуктивными на работе.
· Повышение морального духа команды. Когда сотрудники чувствуют заботу и их основные потребности удовлетворены, у них больше шансов взаимодействовать и поддерживать друг друга, что в конечном итоге повышает моральный дух команды.
· Адаптивность. Более спокойные и сосредоточенные сотрудники могут реагировать на изменения более объективно и продуктивно, что является ключевым компонентом повышения адаптации на работе.
· Сокращение невыходов на работу. Поскольку благополучие сотрудников включает в себя физическое здоровье, приоритизация этого приводит к уменьшению числа заболеваний и травм, что означает меньшее количество дней болезни или пропущенных мероприятий.
В настоящее время, большинство предприятий на достаточно высоком уровне формирует и управляет корпоративной культурой, что позволило продолжить развивать подходы к повышению качества и производительности труда за счет инновационных подходов, таких, как например программа well-being.
Данная концепция получила свое обширное развитее достаточно недавно, но благодаря постоянным изменчивым условиям перешла на третий этап своего эволюционного развития (рис. 1).
Рисунок 1 – Этапы развития программ well-being
Источник: составлено автором по данным исследования
Well-being – это программа, которая является частью корпоративной культуры предприятий, ориентированная на формирование и укрепление благополучия в отношениях, трудовой деятельности и прочих особенностях взаимодействия персонала предприятия [11-15].
Ключевой целью внедрения well-being программы является повышение вовлеченности сотрудников в рабочие процессы за счет формирования единства целей, общности задач и поддержки направлений развития предприятия. То есть, well-being программа является более развитой и развернутой версией современного представления корпоративной культуры любой организации.
Чтобы прийти к понимаю влияния well-being программы на персонал предприятия следует выделить и рассмотреть ключевые ее элементы (рис.2)
Рисунок 2 – Составные элементы well-being программы
Источник: составлено автором по данным исследования
Рассмотрим чуть более подробно каждый из элементов программы well-being:
Ø Физическое благополучие сотрудников
Следует отметить, что здоровье сотрудника – это не только здоровое тело, то есть физические упражнения и привальное питание, но также важны сон и отдых, поскольку это тоже часть общего физического благополучия.
Помимо пользы для здоровья и снижения затрат на здравоохранение, улучшение физического самочувствия на рабочем месте также улучшает опыт работы сотрудников и увеличивает их естественные запасы энергии. Проще говоря, трудно сосредоточиться на рабочих задачах, если о вашем теле не заботятся.
Пример физического благополучия: абонементы в тренажерном зале помогают команде двигаться вперед, но есть еще более креативные способы способствовать физическому благополучию. Можно организовать месячник растительного питания, когда все в организации делятся рецептами и поддерживают друг друга. Или, если команда конкурентоспособна, испытание (например, преодоление командой 100 000 шагов за месяц) может стать отличным способом создать чувство общности, оставаясь при этом активным.
Ø Эмоциональное состояние сотрудников
Последнее время для многих людей жизненные ситуации стали «эмоциональными американскими горками». Многое из этого вне зоны контроля, но есть способы поддержки коллег и команду. Работая с чрезмерно высоким уровнем стресса, сотрудники могут чувствовать себя рассеянными, тревожными или даже страдать от проблем со здоровьем.
Пример эмоционального благополучия: Полная программа эмоционального благополучия помогает сотрудникам справляться с проблемами психического здоровья, связанными с рабочим местом, и решать их. Это может быть в различных форматах, будь то финансовая помощь в виде медицинских пособий или консультанта на месте. Но другие варианты, включая использование приложений для терапии или групповых медитаций, могут оказать более непосредственное влияние на психическое благополучие ваших сотрудников.
Ø Экономическая мотивация сотрудников
Экономические мотиваторы – это форма внешней мотивации, обеспечение справедливой оплаты труда сотрудников является ключевым элементом их благополучия. Кроме того, хорошее экономическое самочувствие снижает стресс и обеспечивает более широкий доступ к эмоциональной и физической поддержке.
Работодатель обеспечивает сотрудникам ощущение финансового благополучия с помощью заработной платы, бонусов или других стимулов. Так же стоит рассмотреть возможность предоставления финансового образования или тренингов, которые помогут сотрудникам научиться наилучшим образом использовать свои доходы.
Пример экономического благополучия: Работодатели обычно уделяют приоритетное внимание экономическому благополучию посредством компенсации. Предоставление льгот или возмещения средств на проезд, помощи в переезде или даже возможности удаленной работы может помочь сотрудникам получить контроль над своими финансами и повысить их экономическое благополучие.
Ø Социальное взаимодействие сотрудников
Сейчас в мире происходит много изменений, не говоря уже о рабочем месте. И некоторые из тех связей в социальной сфере, на которые обычно полагается персонал, не всегда могут его поддержать. Прочные отношения укрепляют доверие и стимулируют сотрудничество, а также делают работу более увлекательной. Кроме того, развитие социальных связей может помочь команде стать более сильной и жизнестойкой как в личном, так и в профессиональном плане.
Пример социального благополучия: часто организации организуют общественные мероприятия после работы или в выходные дни, посещать которые сотрудникам необязательно. Но это отличный способ познакомиться с друзьями и семьями коллег.
Ø Профессиональное благополучие сотрудников
Профессиональное благополучие сотрудников направлено на карьерный рост. Так как для большинства сотрудников текущая работа – это всего лишь одна из ступеней на карьерном пути. У руководителя есть возможность оказать положительное влияние на их конкретные карьерные цели и амбиции. В связи с этим чтобы чувствовать профессиональное благополучие, сотрудникам нужна благоприятная рабочая среда с четкими путями продвижения.
Профессиональное развитие повышает моральный дух сотрудников и удовлетворенность работой. Положительным моментом для организации в данном случае будет, тот факт, что сотрудники, имеющие поддержку руководства, будут более вовлеченные на длительный период в работу, так как не придется искать возможности роста за пределами организации.
Инвестиции в регулярные тренинги и развитие навыков для персонала могут превратить сотрудников в экспертов, что может привести к более продуктивной команде и более высокой отдаче.
Пример профессионального благополучия: для большинства компаний программы карьерного роста и внутренние советы по трудоустройству являются первым способом развития профессионального благополучия среди своих сотрудников, но не нужно останавливаться на достигнутом. Следует добавлять льготы по обучению для сотрудников, чтобы стимулировать работников повышать квалификацию.
Ø Сообщества
Сообщество строится в сочетании с социальным благополучием сотрудников, но отличается тем, что речь идет не только о чувстве связи с другими коллегами. Вместо этого сообщество — это ощущение себя частью коллективной группы. Например, на работе многие организации переходят на гибридную структуру с гибким графиком работы, поэтому то, как строится рабочее сообщество, также, вероятно, изменится.
Часто лучший способ создать сообщество — это проводить совместные мероприятия. Поскольку некоторые люди работают из дома и по разным графикам, организовать "счастливые часы" в последнюю минуту, чтобы отпраздновать сделку, уже не так просто. Вместо этого вам, скорее всего, придется заранее планировать мероприятия по развитию сообщества. Но стоит расставить приоритеты — это основа рабочей культуры.
Ø Целенаправленность
Целенаправленная работа более полезна, увлекательна и приносит удовлетворение. Когда сотрудники не имеют представления о реальной цели своей деятельности, то происходит работа ради работы и это не создает ощущение благополучия на рабочем месте. И хотя сотрудники могут найти цель в своей индивидуальной карьере, они также хотят работать на людей и организации, ценности которых совпадают с их собственными.
Пример целенаправленного благополучия: каждый сотрудник отвечает за одну или несколько областей ответственности, которые более конкретны, чем название должности.
Ключевым отличием well-being программы, как современного подхода является полное исключение негативного воздействия при выстраивании дисциплины труда, то есть наказание не применяется, персона стимулируется за счет корпоративной культуры и ряда специально разработанных мероприятий.
Внедрение well-being программы преследует 5 ключевых целей в организации:
1. Добиться добровольного принятия правил и предписаний или процедур организации, с целью достичь организационных целей.
2. Развивать у работника дух терпимости, взаимовыручки и желания вносить коррективы.
3. Выдавать указания или нести ответственность.
4. Повысить эффективность труда или моральный дух работников, чтобы повысить их производительность, снизить себестоимость продукции и улучшить качество продукции.
5. Создать атмосферу уважения к человеческой личности и межличностным отношениям [16-18].
Алгоритм действий для создания эффективной программы well-being:
· Просмотрите и оцените текущие предложения по обеспечению благополучия сотрудников. Спросите сотрудников — никто лучше них самих не знает, что им нужно.
· Подумайте о миссии организации и ценностях — каким хотите видеть рабочее место? Ваши сотрудники являются основой этого.
· Поддержите лидерство, продемонстрировав преимущества и ценности программы благополучия сотрудников.
· Разработайте стратегию благополучия. Отдел кадров — это не программа благополучия сотрудников. Она должна быть централизованной и стратегической, специфичной для организации.
· Сформулируйте цели. Затем отслеживайте и измеряйте их с помощью рутинных оценок.
· Поделитесь стратегией обеспечения благополучия сотрудников. Расскажите сотрудникам, заинтересованным сторонам и даже клиентам, как меняете рабочее место.
Инвестирование в благополучие сотрудников сопряжено с различными преимуществами и проблемами, в том числе:
Преимущества:
· Вовлеченность сотрудников: более счастливые и здоровые сотрудники с большей вероятностью будут вовлечены.
· Здравоохранение: более здоровым сотрудникам требуется меньше медицинских услуг, что снижает ваши общие расходы.
· Удержание персонала и рекрутинг: Сотрудники, которые чувствуют заботу, с большей вероятностью останутся в компании и даже продвигают ее в своих личных сообществах.
· Удовольствие: когда благополучие сотрудников занимает приоритетное значение у руководства организации, работать становится весело и увлекательно.
Проблемы:
· Не определено: благополучие сотрудников субъективно. Оно у всех разное, и стандартизировать его может быть сложно.
· Установление границ: благополучию нужны границы, чтобы быть максимально эффективным. Например, вы можете назначить определенное время для встречи со своей командой, чтобы они могли обсудить свое эмоциональное благополучие на работе. Это создает для них безопасное пространство для общения и побуждает их сделать подобные разговоры нормальной частью своей трудовой жизни.
· Отчетность: Сотрудники не всегда честно рассказывают о своем благополучии менеджерам или даже коллегам, поэтому бывает сложно сформулировать цели и показатели для измерения.
Заключение
Well-being – это программа, которая является частью корпоративной культуры предприятий, ориентированная на формирование и укрепление благополучия в отношениях, трудовой деятельности и прочих особенностях взаимодействия персонала предприятия.
То есть, well-being программа является более развитой и развернутой версией современного представления корпоративной культуры любой организации.
Необходимость внедрения well-being программ в деятельность современных предприятий обоснована рядом причин, в частности благоприятное воздействие за счет повышения благополучие сотрудников оказывается на:
- дисциплину труда, что связано с повышением вовлеченности персонала в цели и задачи самого предприятия, а также в формировании повышенного уровня ответственности у сотрудников предприятия.
- производительность труда, что связано со стимулирующим воздействие направлений программ well-being на трудовую профессиональную деятельность кадрового состава предприятия.
- имидж и популярность организации в рыночной среде, что позволяет повысить эффективность кадрового управления, а также более результативно применять маркетинговые инструменты продвижения за счет высокой популярности организации в социальной среде.
Таким образом, well-being технологии на сегодняшний день можно рассматривать как один из эффективных инструментов, влияющих на развитие организационной культуры и в целом способствующей повысить качественный уровень трудового процесса в организации. Внедрение well-being технологий позволит сформировать командный дух коллектива, за счет создания благополучия, инициативы и свободы, позитивных эмоций и совместных достижений привнести результат.
Актуальность дальнейшего исследования может быть рассмотрена в таких направлениях как: взаимосвязь well-being технологии и вовлеченность персонала; формирование эффективной программы well-being в совокупности с организационной культурой. Это может быть интересно как академическим исследователям, так и практикам. Так как создание системы управления организационной культурой, и вместе с тем благополучием сотрудников - длительный процесс, который в итоге приводит к формированию сплоченной команды единомышленников.
Источники:
2. Бердышев Л. Ю., Владимирова Н. С., Сергеева А.А., Наумова Т.А. Опыт внедрения систем well-being на российских предприятиях // Проблемы управления производственными и инновационными системами: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 14 декабря 2022 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет. Иркутск, 2022. – c. 6-11.
3. Верещагина Л. С., Ольхова Л.А. Программы заботы о физическом состоянии и здоровье сотрудников как фактор развития организации // Молодежная политика в условиях глобальных вызовов: спорт, физическая культура, образование, бизнес и цифровая экономика: Сборник научных трудов по материалам Межвузовской научно-практической конференции, посвящённой 75-летию кафедры \"Физическая культура и спорт\" СГТУ имени Гагарина Ю.А., Саратов, 27 февраля 2023 года. – Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А. Саратов, 2023. – c. 33-38.
4. Верна В. В., Хойна М. Н. Проблемы управления лояльностью персонала организаций: опыт российских компаний // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. – 2021. – № 3. – c. 193-204.
5. Горелова П. Д., Сафронова П. Д., Шарафеева А. Н., Наумова Т. А. Разработка и внедрение программы Well-being на предприятиях // Практика и проблемы управления: Материалы статей II Внутривузовской научно-практической конференции, Иркутск, 23 мая 2023 года. – Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет. Иркутск, 2023. – c. 35-39.
6. Зайчихина Д. А. Well-being программы как инструмент технологии управления персоналом организации // Вестник науки. – 2023. – № 6(63). – c. 129-132.
7. Иванова И. А. Обеспечение социального благополучия персонала в контексте реализации кадровой стратегии вовлеченности // Самоуправление. – 2021. – № 2(124). – c. 266-269.
8. Краковецкая И.В., Воробьева Е.С., Нюренбергер Л.Б., Лучина Н.А., Севрюков И.Ю. Исследование удовлетворенности условиями труда и мотивации профессиональной деятельности научно-педагогических работников // Экономика труда. – 2022. – № 1. – c. 69-82. – doi: 10.18334/et.9.1.114164.
9. Кузьбожев Э. Н., Рябцева И. Ф. Прогресс и производительность труда. / монография. - Москва: ИНФРА-М, 2020. – 174 c.
10. Мазелис Л. С., Лавренюк К.И., Красько А.А. Моделирование влияния иерархии ценностей сотрудников организации на их оценку важности мероприятий программы well-being // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2023. – № 3(44). – c. 56-61.
11. Мазелис Л. С., Лавренюк К.И., Красько А.А. Моделирование развития компетентности сотрудников за счёт инвестирования в мероприятия программы well-being // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 3. – c. 53-67.
12. Наумова Т. А. Методика разработки и внедрения программы Well-being на предприятиях // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 8(183). – c. 486-487.
13. Ребрикова Н.В., Шальнова О.А. Теоретические аспекты вовлеченности персонала в организации // Креативная экономика. – 2022. – № 7. – c. 2697-2712. – doi: 10.18334/ce.16.7.114854.
14. Сахаров А. Г. Обзор рабочего документа ОЭСР // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2019. – № 4. – c. 187-190.
15. Субботина Т. Н.. Баранова Н. А. Особенности мотивации труда персонала на предприятии в условиях пандемии // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 5-3(75). – c. 104-108.
16. Сюваткина И. В., Махмудова И. Н. Программа благополучия Well-being для привлечения и удержания удаленных кадров промышленного предприятия в эпоху цифровизации // Инновационные стратегии управления человеческими ресурсами: сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 20 апреля 2023 года. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью "САМАРАМА". Самара, 2023. – c. 43-52.
17. Файрузова М. В. Пути укрепления дисциплины труда для повышения производительности труда компании // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Оренбург, 20–21 мая 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2021. – c. 283-286.
18. Чуланова О. Л., Рябова А. М., Колесов О. С. Исследование интеграции технологий "экологичный офис" и well-being в работу с персоналом современных организаций // Вестник евразийской науки. – 2021. – № 1. – c. 39.
19. Этри Э., Карбланк Э., Гиртен Д. Векторы цифровой трансформации // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – № 3. – c. 7-50.
20. D. Murat, S. Aytac, and J. Bondy, “Workplace Wellbeing Among Justice Department Staff.” The Australasian Journal of Psikologi Organisasi. Australian Academic Press.com.au.Volume 4. April 2011, Hal. 20 – 25. 2011
21. Herwanto, and F.T. Ummi, “Pengaruh Workplace Well-Being Terhadap Kinerja Guru SD.” Jurnal Penelitian dan Pengukuran Psikologi. Vol. 6, No. 1, Hal 55-60. 2017. (датаобращения: 02.05.2024)
22. Diener E., Suh E. M., Lucas R., Smith H. Subjective Well-Being: Three Decades of Progress // Psychological bul. – 1999. – № 2. – p. 276–302.
23. Anwarsyah W. I., Salendu A. Hubungan antara Job Demands dengan Workplace Well-Being pada Pekerja Shift // Jurnal Psikologi Pitutur. – 2012. – № 1. – p. 32-44.
24. W. L. H. Mangundjaya, “Pengaruh Workplace Well-Being Terhadap Psychological Capital Dan Employee Engagement.” Proceedings: Strategic Roles of I/O Psychology in Building Creative Society. ISBN : 978-602-99014-0-5. 2011(дата обращения: 02.05.2024)
Страница обновлена: 03.12.2024 в 19:51:14