Инструменты автоматизации SEO-процессов

Щербакова Д.В.1, Миндубаев Р.И.2
1 Северо-Западный институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 TRINET.Group

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Щербакова Д.В., Миндубаев Р.И. Инструменты автоматизации SEO-процессов // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 1477-1494. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118986.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754195

Аннотация:
Одним из наиболее эффективных методов оптимизации веб-сайта для поисковых систем является поисковая оптимизация (SEO). Однако важно отметить, что SEO-оптимизация - это не разовая задача, а скорее непрерывный процесс. Она требует постоянного внимания и усилий для поддержания высокого рейтинга в поисковых системах и обеспечения дальнейшего успеха вашего онлайн-бизнеса. В данной научной статье рассмотрены инструменты автоматизации SEO-процессов, представленные в виде двух групп: SEO-процессы работы с сайтом и административный функционал. В первой группе на практических примерах показаны возможности автоматизации сбора семантики, парсинга, текстового анализа, поисковой аналитики. Автоматизация административного функционала представляет из себя автоматизацию мониторинга, создания отчетов, управления задачами, вычисления стоимости проекта, подготовки коммерческого предложения. Автоматизация SEO-процессов впервые подробно представляется в научной литературе. Это позволяет расширить знания SEO-специалистов как с точки зрения работы с сайтом, так и управления рабочими процессами. Статья будет полезна людям, самостоятельно занимающимся SEO-оптимизацией, что поможет улучшить сайт и продвинуть бизнес. Представленные в статье инструменты не менее важны и руководителям бизнеса как путь высвобождения ресурсов команды, дающий возможность сотрудникам и руководителю проекта решать другие более важные и сложные задачи.

Ключевые слова: SEO оптимизация, интернет-маркетинг, текстовый анализ, парсинг, конкуренты

JEL-классификация: O31, O33, M31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Несмотря на популярность соцсетей и мессенджеров, поисковые системы «Яндекс» и Google в топе по посещаемости в Рунете. Так, по данным Mediascope за 2022 г, Яндекс охватывает 77,2% населения, Google 74,5%, а Youtube 72,7% [1]. В России доля Google в мобильном поиске больше доли «Яндекса» на 12,34% в 2022 г. Лидерство мирового гиганта сохраняется последние годы. Одна из причин — Google по умолчанию установлен на устройствах Android и iOS. Теперь менее важно, какие поисковики выбирают пользователи на десктопах. Оптимизатору важнее знать, какая поисковая система стоит на первом экране в смартфоне покупателя или клиента [2].

Объем продаж интернет-торговли России за первые шесть месяцев 2023 года вырос на 20% в годовом выражении до 2,7 триллиона рублей, объемы продаж в регионах растут [3].

2022 год отчасти стал годом перерождения маркетинга. Многие европейские бренды, занимающую солидную долю рынка ушли. Освободившуюся нишу стали активно захватывать русские проекты, у них это отлично получается, и наблюдается рост многих брендов. Замещение иностранных производителей и параллельный импорт позволили стабилизировать товарооборот.

Поисковая система играет важную роль в получении информации из Интернета и предоставлении релевантной информацию или результата под запрос пользователей. Оптимизация в поисковых системах (SEO) — это процесс, с помощью которого веб-сайт может получить более высокий рейтинг, соответственно занять более высокие места по каждому релевантному запросу в естественных результатах поисковой системы и увеличить количество посетителей сайта. Поисковая оптимизация (SEO) является важной частью интернет-маркетинга.

Интернет-маркетологи, SEO-специалисты и web-разработчики, проводя работу по оптимизации веб-сайта использует SEO, чтобы получить более высокий рейтинг веб-сайта в результатах поисковой системы. Важным преимуществом SEO является то, что сайт становится полезным, решает задачи пользователей, благодаря хорошему контенту и необходимому функционалу. Эффективное SEO требует, в основном, значительного времени, правильного выбора ключевых слов, постоянного отслеживания обновления алгоритма поисковой системы и т.д.

Актуальность исследования заключается в востребованности автоматизации SEO процессов компаниями разных уровней, как способ сокращения издержек на интернет-маркетинг, повышения видимости сайтов потенциальным потребителям товаров или услуг компаний.

На данный момент в Интернете уже существует множество веб-сайтов. Посещаемость - важный фактор, который должен учитывать владелец веб-сайта, поскольку успех веб-сайта обычно в значительной степени определяется его посещаемостью. Отсутствие посетителей, безусловно, наносит ущерб тем, кто превращает сайт в бизнес в Интернете.

Исследованием процессов SEO-оптимизации сайтов занимаются российские и зарубежные исследователи. К. И. Климович рассматривает место и важность SEO в маркетинговой стратегии компании, оценивает степень влияния тех или иных факторов SEO, подчеркивает необычные тактики в SEO, исследует зависимость затрат на SEO от количества лидов [4]. При этом Е.С. Боженко, Д.А. Сылко, Ю.Н. Дорохин исследуют правильную настройку фильтров при продвижении [5]. Н. Е. Григорьева, И. В. Григорьева, Н. В. Данилова, А. Н. Ишина обосновали мнение, что поисковая оптимизация - актуальный инструмент для роста продаж в условиях высокой конкуренции на основе результатов исследования и практического применения полученных текстов для поисковой оптимизации с учетом алгоритмов поиска, рекомендации маркетплейса Ozon для партнеров, а также факторов, влияющих на ранжирование [6]. Е. А. Горбачева представила основные проблемы SEO-продвижения сайтов: наличие фильтров и аффилированных сайтов; низкая скорость загрузки; конкуренция в Интернете; ошибки в формировании контента; недостаточная проработка посадочных; неадаптивный дизайн; игнорирование интересов пользователей [7].

Д. Левандовски, С. Сюнклер, Н. Ягчи провели анализ, основанный на трех наборах данных с общим количеством 1914 запросов и 256 853 результатами, показывающий, что большая часть страниц, найденных в Google, по крайней мере, вероятно оптимизирована, что согласуется с заявлениями экспертов по SEO о том, что трудно добиться видимости в поисковых системах без применения методов SEO [8]. К.И. Румелиотис и Н.Д. Целикас представили доминирующие методы SEO и оценили их эффективность для органического трафика [9]. Монография Н. Папагианниса содержит обоснование необходимости SEO и инструменты SEO продвижения, включая оптимизацию с учетом новейших технологий: голосовой поиск, искусственный интеллект и средства обнаружения контента [10].

Д. Младенович и соавторы обосновали, что основными факторами, определяющими видимость онлайн-поиска, являются текст с альтернативным текстовым атрибутом (ALT), обратные ссылки, роботы, авторитет домена (DA) и показатель отказов (BR). Проблемы связаны с количеством обратных ссылок, социальным рейтингом и DA, доказав поляризованное использование методов SEO [11]. Э. Базрафшан, А. Тарази изучили доходность объявлений за период 1996-2018 годов и доказали, что рынок приветствует объявление о SEO положительной реакцией [12]. В. Кучковский, В. Андруник, М. Крылишин, Л. Чирун описывают методы обработки контента и информационных ресурсов, основанные на технологии SEO и онлайн-маркетинге [13].

Научный пробел заключается в том, что при общем разнообразии исследований зарубежных и российских учёных в области SEO-продвижения сайтов, вовсе нет работ, посвящённых автоматизации SEO-процессов. Соответственно, целью данной статьи является описание инструментов автоматизации SEO-процессов и практики их применения.

В данной работе научная новизна состоит в практическом описании инструментов автоматизации таких SEO-процессов, как сбор семантики, парсинг, текстовый анализ, поисковую аналитику, анализ конкурентов, создание отчетов, управление задачами и подготовку коммерческого предложения.

Авторская гипотеза основывается на предположении, что применение инструментов автоматизации SEO-процессов высвобождают ресурсы команды, даёт возможность сотрудникам и руководителю проекта решать другие более важные и сложные задачи. Облегчение и ускорение SEO-процессов за счет автоматизации позволяют своевременно вносить изменения, чтобы сайт привлекал с каждым днем все больше трафика и прибыли.

В работе используются методы сравнительного, структурно-функциональный и системного подходов. Авторами применены также научное моделирование, дедукция, индукция и систематизация данных.

Автоматизация SEO – процессов работы с сайтом

Современный рынок SEO постоянно находится в движении, изменяется, трансформируется. Множество рутинных процессов отнимают силы и время, приводят к частым ошибкам и необходимости всё переделывать с нуля. Из-за этого бизнес вынужден терять прибыль, клиентов, выгодные сотрудничества и партнёрства. Сегодня мы разберемся, что можно оптимизировать и покажем эффективные инструменты для автоматизации SEO процессов.

Но прежде отметим, что упростить и ускорить достижение результата команды можно на всех уровнях работы с сайтом.

Автоматизация сбора семантики

Время и силы сотрудников команды тратятся при сборе семантики на всех этапах работы:

· отбор и исключение не релевантных ключевых запросов;

· группировка ключевых слов;

· определение полноты групп;

· парсинг.

Один из способов автоматизации в этом случае – использование различных инструментов, сервисов и платформ. Но и он не даст желаемого эффекта, так как всё равно многое придётся делать вручную. Еще одно эффективное решение – использование данных конкурентов. Эти ресурсы уже оптимизированы под ключевые слова и поисковые сервисы, есть готовая база клиентов и посетителей. А значит, такая информация поможет ускорить оптимизацию и достичь успеха. Займёт это намного меньше времени, чем в случае, когда все необходимые данные собираются командой вручную.

Например, есть сервис keys.so. Здесь можно узнать много ценной информации, которая помогает продвижению конкурентов. Пользоваться им просто. Достаточно ввести в пустое поле адрес сайта конкурента и нажать кнопку «Анализировать». Сервис в течение нескольких секунд выдаст данные из своей базы, в отдельных инструментах можно провести сбор, анализ ключевых запросов на неявные дубли и провести чистку от нерелевантных ключевых слов. В сравнении, у команды SEO-специалистов на решение данных задач вручную ушло бы 2-3 дня.

Вариант обработки сервисом keys.so запроса по сайту prime-floors.ru представлен на рисунке 1.

Примечание: составлено авторами.

Рис. 1. Выдача данных о сайте и его текущих позициях в сервисе keys.so

На этой же странице ниже находится активная ссылка «Открыть все», по которой можно получить дополнительные данные по основным конкурентам – конкурирующим к запрашиваемому сайту сайтам. В сводке будут представлены похожесть, тематичность, ключи и страницы, которые попали в ТОП выдачи поисковых сервисов.

Чтобы продолжить автоматизацию SEO с помощью данного сервиса, нужно нажать на кнопку «Групповой отчёт». После этого автоматически будет сформирована таблица поисковых запросов (рис. 2) с параметрами их веса или, другими словами, количеством совпадений на сайтах. Например, ключ “полы промышленных помещений” используется на всех 13 рассматриваемых сайтах, как следствие, его без сомнения можно брать в работу. Таким образом, мы получаем готовую таблицу с семантикой, которая уже очищена от мусора и повторов.

Примечание: составлено авторами.

Рис. 2. Групповой отчет по сайтам-конкурентам в сервисе keys.so

Одной из возможностей сервиса является подбор ключевых слов для создания контента. Для этого необходимо перейти вверху экрана во вкладку «Сем. ядро». После её нажатия появится диалоговое окно для создания нового проекта. Здесь можно указать имя проекта (или сайта) и показать сервису, какие именно ключевые слова необходимо собрать. Для этого есть две опции – “из органики” или “из контекста”. Для лучшего результата SEO задач лучше выбрать «из органики», а затем нажать кнопку «Создать».

На экране появится полный перечень ключевых слов – коротких и длинных фраз, отдельных слов и словосочетаний. Некоторые будут похожи и объединены в один ключ при написании контента. Но в основном, мусор, лишние повторы и сложные нечитаемые фразы, которые невозможно использовать в текстах, программа исключит.

Справа вверху экрана есть ещё одна панель с кнопками. Здесь расположен функционал для экспорта ключевых слов, добавления или удаления их из имеющегося списка, а также возможность выбора кластеризатора. Именно он необходим для продолжения автоматизации SEO-процессов. Используя данный инструмент, получится информация, которую уже можно применять на практике при создании и оптимизации контента на ресурсе. Конечно, этот сервис не сможет заменить реальных специалистов, но большую часть сложных рутинных процессов, требующих внимания, сил и времени, программа выполнит быстро и надежно. Останется лишь перепроверить данные вручную и распределить по группам спорные ключевые слова.

Подобные сервисы позволяют в разы быстрее справляться с задачами по сбору семантического ядра. Программа буквально за пару кликов способна проанализировать тысячи ключей, что сравнимо с несколькими днями работы профессионалов. Использование сервисов позволяет высвободить огромное количество рабочего времени SEO-специалистов на решение более сложных комплексных задач, а соответственно, повышает эффективность работы над проектом.

Метод автоматизации подойдёт для SEO-оптимизации и продвижения любых сайтов и видов бизнеса, независимо от конкуренции в нише, тематики, особенностей проекта. Причём в информационных сайтах лучше применять метод Soft, а в коммерческих – Hard. Сервис позволяет сделать выбор.

Стоит пояснить смысл обоих методов. Soft предполагает использование в качестве основы самого частотного ключа. Именно к нему будут подобраны остальные виды запросов. Например, ваш ключ «купить окна». К нему будут подобраны «купить пластиковые окна», «купить окна ПВХ», «купить и установить окна», «купить окна в Москве», «где купить окна», «купить окна цена» и т.д.

Если выбран метод кластеризации Hard, то список ключевых слов будет строиться иным способом. Программа сравнивает наиболее частотный ключ с каждым другим встречающимися ключевым словом в семантическом ядре. А фразы группируются в кластеры только тогда, когда найдутся совпадения в ТОПе выдачи поисковых сервисов. Как правило, в результате получается намного меньше ключевых слов, но большее количество групп, при этом данный способ больше подходит для коммерческих проектов с сильной конкуренцией.

Кроме поиска ключевых слов, автоматизировать можно различные SEO-процессы. Ниже мы рассмотрим самые эффективные варианты, способные ускорить и удешевить процесс оптимизации сайта, облегчить работу команде специалистов.

Использование парсинга для автоматизации SEO-процессов

Следующий этап работы SEO специалиста – это парсинг. И он также поддается автоматизации.

Парсинг — это расклад массива данных на составляющие. Соответственно, парсер — это программа, которая занимается парсингом по определённым правилам. На вход она получает данные или направление для поиска, и она среди них находит нужное и оформляет это по заданным целевым установкам.

Рассмотрит процесс парсинга. Для начала необходимо выделить те элементы данных, которые будут собираться и анализироваться. Это могут быть цены, наличие или название товара, если речь идет об интернет-магазине.

Кликнув правой клавишей мыши в панели разработчика (есть в любом браузере) копируем XPath элемента. После, в настройках парсинга Netpeak Spider, вводим нужные нам значения цены или наличия (рис. 3).

Примечание: составлено авторами.

Рис. 3. Парсинг сайтов в Xpath на примере Netpeak Spider

После окончания сбора данных программа выдаст сводную таблицу. По ней можно проанализировать как свой сайт, так и сайты конкурентов на те тематические блоки, которые попадут в парсинг.

Netpeak Spider – это программа, устанавливаемая на компьютер и предназначенная для сканирования самого ресурса и сайтов-конкурентов. Она позволяет проанализировать основные параметры внутренней оптимизации, выявить слабые места и ошибки. Это мощный инструмент, способный автоматизировать многие SEO-процессы на сайте, закрыть тонкости и ошибки, допущенные при оптимизации.

Пользоваться программой очень просто. Сначала нужно скачать и установить софт на компьютер. Затем запустить, указать необходимый сайт и нажать кнопку «Старт». Вся информация, которая окажется на экране, будет представлена в виде удобных диаграмм с подробным описанием.

В каких случаях использование Netpeak Spider максимально полезно для автоматизации SEO-процессов:

При работе с интернет-магазинами если вручную искать все товары с отсутствующими ценами, продукцию, которой нет в наличии, выбирать группы товаров по определённым критериям, а также дополнять их карточки, то на это уйдёт слишком много времени. Netpeak Spider способен облегчить данный процесс и дать готовое решение бизнесу. Сотруднику придется только оптимизировать и выполнить определенные страницы сайта, на которых есть ошибки. А если принять во внимание, что в магазине могут присутствовать тысячи и даже сотни тысяч товаров в каталоге, это существенная польза для бизнеса.

При работе с любыми видами сайтов, включая коммерческие и информационные. Netpeak Spider поможет сделать всю рутинную работу, например, провести подготовительную работу с данными для генерации мета-тегов, текстов, таблиц, картинок, инфографики и многих других элементов сайта. Причем все они будут составлены верно (например, мета-теги должны содержать ключевые слова) и быстро – потребуется всего пара кликов мышью и готовый результат уже можно использовать в своих целях.

Вместо Netpeak Spider можно использовать и другие инструменты со схожим функционалом. Например, Screaming SEO Frog. «Лягушка» автоматизирует большинство SEO-процессов на сайте, сделает сложную рутинную работу за минуты. Причем в случае ручной обработки сервиса и анализа конкурентов высока вероятность ошибок (человеческий фактор), а Netpeak Spider и Screaming SEO Frog лишены таких рисков.

Анализируя полученные в ходе сканирования сайта данные, специалист понимает, что он может сделать для автоматизации процессов и улучшения продвижения сайта. Например, с помощью Netpeak Spider можно найти весь список товаров, которых нет в наличии. Далее принять решение, убрать данные страницы с сайта, либо сделать так, чтобы на складе появились необходимые товары, соответствующие карточкам в магазине.

Кроме поиска карточек товаров, которые нуждаются в доработке из-за нехватки продукции на складе и других подобных проблем, есть еще возможность автоматизировать процесс определения страниц, требующих внимания, но не имеющих серьёзных сложностей с оптимизацией. Например, выявить страницы сайта без показов, с высоким показателем отказов, без кликов. Также можно узнать, какие URL имеют трафик, но не задействованы в перелинковке.

Решение в данном случае обычно используется только одно. Команда использует данные URL, Google Search Console и Google Analytics. Ниже пример того, как это выглядит в Netpeak Spider.

Шаг 1. Запускаются настройки и выбирается пункт Google Analytics и Search Console.

Шаг 2. Запускается пункт меню «Конфигурации» и выбирается Google Analytics и Search Console.

Шаг 3. Происходит авторизация с помощью ввода данных из аккаунта пользователя.

Шаг 4. Вывод на экран показателей Google Search Console и их анализ.

С помощью этого инструмента можно увидеть, какие именно страницы уже попали в ТОП выдачи поисковых сервисов и где требуется небольшая оптимизация. После доработки они способны попасть в ТОП выдачи и привлечь дополнительный трафик, а значит, и прибыль для бизнеса.

Анализ конкурентов

Нередко задачей сотрудника команды, оптимизирующего сайт, становится изучение конкурентов и проведение сводного анализа. Для этого эффективнее всего использовать Netpeak Checker + API. Инструмент позволяет решать и автоматизировать многие задачи. Полный перечень представлен на рисунке 4 вместе с группировкой задач по специалистам, которые помогут их решить.

Примечание: составлено авторами.

Рис. 4. Группировка задач по специалистам

Также можно автоматизировать процесс поиска сайтов из ТОПа выдачи по определенному ключу и составить по ним сводную таблицу (рис 5).

Примечание: составлено авторами.

Рис. 5. Отражение поиска сайтов из ТОПа выдачи

по определенному ключу в Netpeak Checker

Парсинг и анализ поисковой выдачи позволяют получить информацию, которая поможет в поиске важных моментов для оптимизации ресурса. Например, в поиске просроченных доменов. В интернете миллионы сайтов и владельцы часто забывают продлить домен вовремя, после определенного срока он попадает в статус expired и его может выкупить новый владелец и использовать в своих целях, например запустить новый сайт или проставить внешние ссылки на своей проект.

Единственный минус инструментов, которые описаны выше keys.so, Netpeak Spider, Screaming SEO Frog, Netpeak Checker – необходимость платных подписок. Это очень неудобно, если компания работает с разными сервисами. Комфортный вариант – платить за данные, а не за подписки. Такие инструменты тоже есть. Например, digimetr.com/ru/check или recipdonor.com/rds-api, labrika.ru, topvisor.ru. В данных инструментах производится разовая оплата за съем выбранных пользователем параметров. В целях экономии денежных средств, в случаях больших объемов данных лучше использовать сервисы с подписными моделями, в случае небольших объемов с разовой оплатой.

Текстовый анализ

Работа над текстами сайта – важный момент в оптимизации ресурса. Здесь также можно применить инструменты для автоматизации процессов. Не обязательно анализировать семантическое ядро и ключевые слова с нуля. Можно взять информацию у конкурентов, которые уже попали в ТОП выдачи поисковых систем. Чтобы это сделать, следует воспользоваться, уже знакомым сервисом keys.so.

Разберем этапы текстового анализа:

Шаг 1. Просмотр всех страниц ресурса, с целью понять по каким ключевым фразам они ранжируются.

Шаг 2. Изучение каждого URL отдельно по фразам для того, чтобы узнать по каким ключевым словам страница уже ранжируется в поисковой выдаче и какое место занимает.

Шаг 3. Более узкое изучение проблемы. Здесь нужно изучить не конкурентов по запросам в ТОПе выдачи поисковых сервисов, а конкурирующие страницы по набору ключей (рис 6).

Примечание: составлено авторами.

Рис. 6. Выбор нескольких конкурентов по странице Keys.so

Шаг 4. Для получения более детальной информации нужно нажать кнопку внизу страницы и перейти в словарь, где находятся все запросы, помогающие улучшить ранжирование конкурентов, и самые часто использующиеся ключевые слова. Полученные данные можно применять для создания технического задания авторам или для оптимизации страницы.

Если страница с текстом уже есть, можно улучшить ее эффективность. Данный процесс тоже следует автоматизировать. Для этого можно использовать сервис https://www.keys.so/ru/tools/dictionary-ext-by-page. Здесь есть возможность ввести нужный адрес страницы, запустить глубокий анализ контента. В результате будет получен словарь с вхождениями ключевых слов, которые уже есть в тексте, и список того, что можно добавить.

Ускорить процесс сбора контактов администрации сайта можно через инструмент Link Building на платформе Semrush. Здесь потребуется ввести интересующие ключи. Инструмент проанализирует ТОП и выдаст сводную таблицу с нужными сайтами. Особенностью инструмента является возможность сразу получить все электронные почты, которые инструмент найдет на сайте и отправить им предложение о сотрудничестве.

Поисковая аналитика

Свои особенности есть и с работой над страницами, на которые заходят посетители из поисковых систем, рекламы и других источников трафика, или с посадочными страницами. Если на сайте слишком много посадочных страниц, поисковой системе будет сложно определиться и правильно выдать ссылку на запрос пользователя. Происходит расфокусировка. Даже те страницы, что уже попали в ТОП-10 выдачи могут не наращивать трафик. Решение есть. Это поиск точек роста и падения с помощью специальных инструментов. Например, хороший результат дает в такой автоматизации инструмент Seowork.

Это платный сервис, но он настолько качественно выполнят свою работу, что быстро окупается. Он покажет основные точки роста, какие страницы и ключи из уже имеющихся способны принести новый трафик. Также инструмент позволяет сразу отметить виды работ, которые уже сделаны, чтобы больше не возвращаться к ним. Это поможет отследить динамику роста или падения трафика, чтобы в дальнейшем выбрать правильную стратегию работы над сайтом.

Есть и более дешевый инструмент со сходным функционалом. Это https://tools.pixelplus.ru/projects . Он более простой, тем не менее эффективно справляется с задачей автоматизации работы над сайтом и возможностью увидеть, где именно необходимы изменения. К тому же и интерфейс у платформы намного проще.

Автоматизация функций администрирования

в SEO-оптимизации сайтов

Многие сайты сталкиваются с проблемой мониторинга. Бывает, что трафик отлично растет и все предпринятые командой действия дают хороший результат. Но если хостинг по каким-то причинам падает, все усилия сотрудников сводятся к нулю. Хоть и нельзя повлиять на хостинг, а также предугадать его падение, есть сервисы, которые вовремя уведомят о проблеме. Например, бесплатный инструмент https://uptimerobot.com, который оповестит о проблеме по электронной почте.

Автоматизировать на сайте необходимо всё, что возможно. И отчеты – не исключение. Копирование данных, создание сводных отчётов, анализа информации, сопоставление разных важных моментов – всё это требует внимательности и больших затрат времени. Сегодня есть возможность сделать так, чтобы все графики, данные и отчеты создавались в один клик мышки.

Для данных целей можно использовать различные инструменты. Например, https://seo-reports.ru/. Сервис позволяет настраивать что именно будет включено в отчет и в каком виде представлено. Более того, функционал предназначен не только для сбора простых данных, но и их анализа, просмотра, планирования и просмотра конечного результата. Среди дополнительных функций можно выделить возможность самостоятельно ввести проведенные работы по SEO, которые также войдут в блок выполненных работ.

Управление задачами - это следующая проблема, нуждающаяся в автоматизации. В работе с любым бизнесом и сайтом существует множество типовых задач, а также проблем, имеющих массу подпунктов. Еще одна сложность в управлении задачами – необходимость соответствовать корпоративным стандартам и требованиям. Самое простое и эффективное решение - создание шаблонов для типовых задач. Важно сделать дополнительно чек-лист, где будут детально прописаны основные и первостепенные моменты.

Наиболее эффективным решением является использование сервиса https://www.bitrix24.ru/. Здесь уже все готово для работы. И чек-листы, и функционал, и возможность создания сразу большого количества задач с дедлайнами.

Менеджер проекта всегда может создать для себя шаблон любой задачи с чек-листами, списками и другими данными. Это позволит быстро создавать сразу все необходимые работы по сайту.

Однако, даже большой список задач с дедлайнами может не помочь исполнителю. Ведь чем больше задач, требующих быстрого решения, тем сложнее распределять приоритеты и эффективно планировать действия. Поэтому важно автоматизировать и этот процесс, так, чтобы перед каждым специалистом был выстроен готовый список задач по приоритетности. Контролировать такой процесс в разы проще. Достаточно выделить самые первостепенные задачи, определить их исполнителя, а затем спланировать выполнение на дни и недели вперёд. Также важно увидеть нагрузку на каждого члена команды¸ его продуктивность и сводный объем работ.

Для автоматизации вышеперечисленных процессов можно использовать различные инструменты – их сегодня множество на рынке. Однако, наиболее простым, эффективным и, что немаловажно, бесплатным является использование Google Таблиц. Можно также воспользоваться инструментами, позволяющими работать с проектами. Это Jira, Trello, Битрикс24 и другие планировщики задач.

Подготовка коммерческого предложения (КП) по продвижению сайта в поисковых системах и вычисление стоимости проекта – серьезные задачи. Они с трудом поддаются расчету заранее из-за нескольких факторов:

· разные виды проектов и их реализация;

· разные задачи клиентов;

· разный исходный уровень автоматизации SEO-процессов и оптимизации сайта;

· разные финансовые возможности бизнеса.

Решение одно: важно сделать все процессы внутри бизнеса и взаимоотношения «бизнес-клиент» максимально прозрачными. Клиенту должно быть понятно, что он покупает, а менеджеру – что он продаёт. Любой подход к задаче и к клиенту должен быть персонализированным и продуманным до мелочей.

В данном случае также важно автоматизировать всё, что могут выполнять различные сервисы и программы. Изначально нужно разделить все задачи на три группы по типу работ:

· базовые (рис. 7);

· рекомендуемые;

· дополнительные.

Примечание: составлено авторами.

Рис. 7. Пример детального описания перечня работ, входящих в базовую группу

с учетом планируемого времени, объема и стоимости

Важно создать перечень, который будет детально прописывать что именно входит в каждую группу работ (табл. 1).

Таблица 1. Пример состава работ по SEO

Состав работ
Влияние на результат
Детализация состава работ
Технический аудит
¾ Поисковая система корректно сканирует сайт;
¾ Поисковая система корректно сохраняет сайт в свою индексную базу;
¾ Повышение позиций сайта за счет корректного учета факторов ранжирования.
1. Выявим технические ошибки сайта, влияющие на сканирование, индексирование и ранжирование в поисковых системах (коды ответа, дубли, мета-теги и т.д.)
2. Определим важность ошибок и сроки их устранения;
3. Подготовим техническое задание на устранение ошибок;
4. Проверим выполнение работ и устранение ошибок;
5. Периодическая проверка на наличие ошибок, подготовка ТЗ на устранение.
Примечание: составлено авторами.

В итоге получаем готовое Коммерческое предложение для клиента.

Заключение и итоговые выводы

Существует тенденция, которая связана с постоянным процессом унификации выдержавших проверку жизнью решений. Такая унификация приводит к сокращению числа предложений и их закреплению. Эта тенденция поддерживается также процессами поглощения и интеграции [14]. Иллюстрацией может служить и автоматизация SEO-процессов.

Как можно заметить, автоматизировать SEO-процессы на сайте и административных функций доступно на самых различных уровнях:

- автоматизация сбора семантики;

- парсинг;

- текстовый анализ;

- поисковая аналитика;

- анализ конкурентов;

- мониторинг:

- создание отчетов;

- управление задачами;

- вычисление стоимости проекта;

- подготовка коммерческого предложения.

Для этого существует множество инструментов. Некоторые из них требуют платы за использование: или подписка, или за выдачу определенного объема данных. Другие же бесплатны. Для успешной автоматизации SEO процессов допустимо использование всех подходящих вариантов.

При выборе инструментов для оптимизации сайта и автоматизации процессов необходимо обращать внимание на стоимость сотрудничества с сервисом, наличие дополнительных функций, возможности программы, способы выгрузки и показа информации. Стоит помнить, что все автоматизированные процессы, высвобождают ресурсы команды, дают возможность сотрудникам и руководителю проекта решать другие более важные и сложные задачи. Важно использовать все возможные источники получения данных, которые помогут улучшить сайт и продвинуть бизнес. И, конечно же, своевременно вносить изменения, чтобы сайт привлекал с каждым днем все больше трафика и прибыли.


Источники:

1. Медиапотребление в 2022 году. Mediascope.net. [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/e20/5xy943jkri4ngauf1t1stsr0877w3jn5/CSTB_медиапотребление.pdf (дата обращения: 14.08.2023).
2. Астафьева Н.С., Бардаков А.А., Батяева Р.И., Вартанова М.Л. и др. Управление и экономика: исследования и разработки. / Монография. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2023. – 339 c.
3. Попова О. Объем продаж интернет-торговли в РФ в 1 пол 23/22гг вырос на 20%, роль регионов повышается – АКИТ. Русская служба The Moscow Time. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moscowtimes.io/2023/08/09/ (дата обращения: 16.08.2023).
4. Климович К.И. Место SEO в мире digital-marketing в 2023 // Инновационная наука. – 2023. – № 7-2. – c. 15-20.
5. Боженко Е.С., Сылко Д.А., Дорохин Ю.Н. Охват расширенного спроса посредством SEO-страниц, созданных под фильтры // StudNet. – 2021. – № 6.
6. Григорьева Н.Е., Григорьева И.В., Данилова Н.В., Ишина А.Н. SEO как эффективный маркетинговый инструмент для продвижения на маркетплейсах // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. – № 2(52). – c. 15-21.
7. Горбачева Е.А. Основные проблемы SEO-продвижения // Научный альманах. – 2019. – № 3-3(53). – c. 35-38.
8. Dirk Lewandowski, Sebastian Sünkler, and Nurce Yagci The influence of search engine optimization on Google's results: A multi-dimensional approach for detecting SEO // In Proceedings of the 13th ACM Web Science Conference 2021 (WebSci '21). New York, NY, USA, 2021. – p. 12-20.– doi: 10.1145/3447535.3462479.
9. Roumeliotis K.I.,, Tselikas N.D. An Effective SEO Techniques and Technologies Guide-map // Journal of Web Engineering. – 2022. – № 05. – p. 1603-1650. – doi: 10.13052/jwe1540-9589.21510.
10. Papagiannis N. Effective SEO and content marketing: the ultimate guide for maximizing free web traffic. - New York: Wiley, 2020. – 336 p.
11. Mladenović D., Rajapakse A., Kožuljević N., Shukla Y. Search engine optimization (SEO) for digital marketers: exploring determinants of online search visibility for blood bank service // Online Information Review. – 2023. – № 4. – p. 661-679. – doi: 10.1108/OIR-05-2022-0276.
12. Bazrafshan E., Tarazi A. Cash shortfall, SEO offer size, and SEO announcement returns // The European Journal of Finance. – 2023. – № 5. – p. 567-582. – doi: 10.1080/1351847X.2022.2078666.
13. Kuchkovskiy V., Andrunyk V., Krylyshyn M., Chyrun L., Vysotskyi A., Chyrun S., Sokulska N., Brodovska I. Application of Online Marketing Methods and SEO Technologies for Web Resources Analysis within the Region // 5th international conference on computational linguistics and intelligent systems: Volume I: Main Conferenc COLINS 2021. Lviv, 2021. – p. 1652-1693.
14. Суслов Е.Ю., Минаев Д.В. Систематизация феноменов цифровизации маркетинга: концепция и пример реализации // Управленческое консультирование. – 2021. – № 4(148). – c. 64-80. – doi: 10.22394/1726-1139-2021-4-64-80.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 22:57:31