Проблема занятости молодежи в контексте глобальной цифровизации и использования сетевых технологий

Левина Е.В.1, Дудин М.Н.2
1 Институт деловой карьеры
2 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057139
Цитирований: 29 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Предметом данного исследования стала проблема занятости молодежи в условиях экономического кризиса и глобальной цифровизации. Целью данной статьи является исследование особенностей трудоустройства молодежи и факторов, на него воздействующих. Методология. Авторы статьи в ходе исследования использовали такие методы, как анализ и синтез для изучения занятости молодежи в современных экономических условиях, также авторы использовали системный подход для анализа экономических, политических и социальных параметров, объясняющих и обуславливающих современное состояние проблемы трудоустройства молодежи. Также в работе были применены эмпирический и экономико-аналитический методы для исследования открытых эмпирических данных, объясняющих особенности экономической жизнедеятельности и функционирования социальных субъектов. Результаты. Авторами исследована проблема занятости молодежи в контексте развития цифровых технологий. В статье рассмотрены основные показатели, влияющие на процесс трудоустройства молодежи, изучены особенности молодежи как социальной группы. Выводы. Проблема трудоустройства молодежи носит глобальный характер. Актуальные и современные пути решения данной проблемы открываются в условиях использования сетевых технологий и развития экономики совместного потребления, механизмы которой успешно работают в современном обществе. Применение. Полученные выводы и результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии национальной социальной политики и молодежной политики России и других стран мира

Ключевые слова: занятость, молодежь, сетевые технологии, цифровизация, глобализация

JEL-классификация: J21, J24, O31, F66



Введение

Изучению молодежи как социальной группы и одной из структурных частей общества посвящены исследования в рамках таких научных дисциплин, как социология, политология, экономика, философия, демография и др. В связи с этим наблюдается множество подходов к определению понятия «молодежь» и выявлению возрастных границ данной социально-демографической группы.

В «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» возрастные рамки молодежи определяются следующим образом: к молодежи относятся граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, к категории молодых ученых относятся имеющие ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет, ученую степень доктора наук – в возрасте до 45 лет, возраст молодого специалиста не должен превышать 30 лет [8].

Международная организация труда (МОТ) определяет возрастные рамки молодежи от 15 до 29 лет.

Также в настоящее время становится популярным деление людей на поколения: X, Y, Z – и определение их характерных черт и особенностей. Сами названия поколений пришли к нам из США, но следует отметить, что конкретное деление на возрастные группы является достаточно условным, что связано с историко-культурологическими особенностями. Если придерживаться позиции западных исследователей, то к поколению X относят людей, родившихся до 1980 года, так называемое поколение Pepsi, в России определяющим фактором для формирования данного поколения стала перестройка. Поколение Y, или миллениалы, к которому обычно относят тех, кто появился на свет в период 1984–1996 гг., а поколение Z (центениалы) включает в себя людей, родившихся после 1997-го до 2012 года (у многих исследователей с 1995 г. по 2012 г., а у некоторых – с 2000 года). В настоящее время центениалы начинают выходить из системы образования на рынок труда.

Для нашего исследования будут интересны молодые люди в возрасте 15–35 лет, то есть целевая аудитория будет включать в себя два поколения: миллениалов и центениалов до 2005 года рождения.

Молодежь как особая группа трудовых ресурсов рассматривалась в работах следующих российских авторов: вопросы регулирования занятости молодежи и рынка труда в целом освещались в работах Борисовой А.А., Донецкого А.М., Капелюшникова Р.И., Рудакова В.Н. и других; новые формы занятости исследовались Долженко Р.А., Котляровым И.Д., Стребковым Д.О. и прочими. Среди зарубежных авторов, которые занимались вопросами занятости молодежи, можно выделить Мартина Г., Саммерса Л., Розен С., Фримана Р. и других. Несмотря на пристальное внимание ученых к проблемам трудоустройства молодежи, особенности занятости данной социально-демографической группы в условиях цифровизации, использования сетевых технологий и развития шеринг-экономики изучены недостаточно глубоко и подробно, что подчеркивает актуальность выбранной темы исследования.

Результаты исследования

В настоящее время на рынке труда наблюдаются существенные изменения, что связано с появлением новых форм занятости и новых профессий. В контексте данных изменений можно выделить следующие тенденции: глобализация, цифровизация и использование сетевых технологий, развитие шеринг-экономики, что способствует индивидуализации труда и обеспечивает гибкость занятости. Как отмечают российские и зарубежные исследователи, молодежь обладает рядом преимуществ, к числу которых можно отнести следующие: уровень молодежи выше в новых инновационных формах занятости, связанных с использованием цифровых технологий, молодежь более мобильна как в производственном, так и территориальном плане.

На рисунке 1 представлена доля населения России в возрасте от 15 до 34 лет, это та категория, которая относится к молодым специалистам.

СХЕМА_ДОЛЯ МОЛОДЕЖИ

Рисунок 1. Доля населения России в возрасте от 15 до 34 лет

Источник: [1] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

С целью выявления особенностей современного состояния занятости молодежи были проанализированы статистические данные, представленные Госкомстатом. На рисунке 1 мы видим, что молодежь составляет 25% населения страны, с 2010 года фиксируется уменьшение этой доли населения.

На рисунке 2 представлено распределение трудоустроенной молодежи по возрастным подгруппам. Здесь мы видим, что наименьший процент занятых (5,6–5,7%) наблюдается среди молодежи в возрасте от 15–19 лет, а наибольший уровень занятости отмечается в возрастных группах 25–29 лет и 30–34 года.

Рисунок 2. Уровень занятости молодежи по возрастным группам

Источник: составлено авторами на основании статистических данных: [9].

Приведенные данные вполне обоснованы и указывают на риски, связанные с ранним выходом на рынок труда, невысоким уровнем образования и отсутствием профессионального опыта. Причем данные показатели не имеют существенного различия по гендерному признаку (рис. 3), хотя все же уровень занятости мужчин незначительно выше, чем у женщин.

Рисунок 3. Уровень занятости молодежи по возрастным группам

Источник: составлено авторами на основании статистических данных: [9].

Распределение занятой молодежи по территориальному признаку дает нам похожие результаты, также наблюдается дефицит занятых в возрастных группах 15–19 лет и 20–24 года (рис. 4).

Рисунок 4. Уровень занятости молодежи по распределению городскому и сельскому населению

Источник: составлено авторами на основании статистических данных: [9].

В настоящее время на рынке труда наблюдается больший спрос на молодых специалистов с высоким уровнем образования и необходимым профессиональным опытом. Студенты нанимаются на работу нечасто, а в случае найма занимают более низкие позиции с низким уровнем заработной платы. Для молодежи в возрасте 20–24 лет основной проблемой трудоустройства становится поиск работы по специальности, поскольку в данную группу входят преимущественно выпускники высших и средних образовательных учреждений.

Экономическую активность молодежи и уровень занятости связывают в первую очередь с уровнем образования. Причем для молодых людей в возрасте 19–24 лет уровень образования влияет на поиск подходящей вакансии и возможный прием на работу. Для специалистов в возрасте 25–34 лет уровень подготовки и развития человеческого капитала становится основополагающим в сохранении рабочего места.

Как видно из рисунка 5, наиболее востребованными отраслями экономической деятельности населения являются торговля, строительство, образование, здравоохранение и логистика (рис. 5). В данном случае мы приходим к заключению, что преимущественно сфера услуг обеспечивает занятость населения и рассматривается как основополагающая в выборе профессии. Поэтому при проведении профориентации следует учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и статистические данные и прогнозы требований рынка труда.

Рисунок 5. Занятость населения по видам экономической деятельности по состоянию на 2019 год в % (занятые мужчины и женщины на основном месте работы)

Источник: составлено авторами на основании статистических данных: [9].

Кязимов К. выделил специфические черты, характерные для рынка труда России: невысокий уровень занятых в сфере материального производства (тенденции к снижению уровня занятых); рост числа занятых в сфере услуг; развитие локальных рынков занятости; рост скрытой занятости [2, 21] (Kyazimov, 2013).

Среди основных проблем в занятости молодежи исследователи выделяют следующие:

· спад уровня производства и, как следствие, падение спроса на рабочую силу;

· проведенная пенсионная реформа привела к росту конкуренции за рабочие места между молодежью и лицами старшего возраста; в условиях конкуренции лица предпенсионного возраста не хотят делиться опытом и передавать практические знания (согласно исследованию, проведенному порталом Работа.ру, лица предпенсионного возраста будут конкурировать с молодежью в трудоустройстве в следующих сферах: АПК, ритейл, ресторанный бизнес, транспортная отрасль [6];

· двусторонняя неудовлетворенность работников и работодателей: работодатели готовы предложить молодежи низкие позиции с низким уровнем оплаты труда, что не удовлетворяет молодых работников, а у работодателей возникает неудовлетворенность в отношении профессиональной подготовки молодых специалистов;

· спрос на образовательные услуги определяет вектор его развития, что не всегда связано с требованиями рынка труда, т.е. выбирая будущую профессию, молодые люди ориентируются на ее престижность и популярность, ими руководят стереотипы, а не реальное знание экономической ситуации и рынка;

· рост уровня депрофессионализации, связанный с длительным поиском подходящей работы по специальности (в среднем поиск подходящей работы затягивается на 8–9 месяцев), что приводит к выбору работы не по специализации (по данным Росстата, три четверти выпускников высших и средних специальных образовательных учреждений работают не по специальности);

· отток наиболее эффективных специалистов за рубеж [7] (Sleptsova, Ishkhanyan, 2019).

Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. в своей статье «Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России» выделили следующие недостатки в уровне подготовки молодых специалистов:

· отсутствие знаний и навыков работы в различных программах (невладение информационными технологиями);

· отсутствие практических навыков;

· низкий уровень владения иностранными языками;

· слабое представление о современном состоянии бизнеса [1] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

Анализ данных Госкомстата показал невысокую экономическую активность молодых людей в возрасте 20–24 лет, что связано с рядом особенностей и тенденций, которые мы перечислили выше.

Тем не менее молодые специалисты обладают рядом преимуществ:

· энергичность и высокий уровень адаптивности;

· гибкость;

· мобильность: территориальная, профессиональная, квалификационная, что предполагает отсутствие психологических барьеров в отношении возможной смены рода деятельности, повышения квалификации или (и) переезда.

Многие современные компании стремятся привлекать молодых специалистов, преследуя долгосрочные цели, а именно формируя кадровый резерв из активных, целеустремленных и амбициозных сотрудников, которые будут развиваться в рамках компании, разделяя ее корпоративные ценности и стандарты, а также демонстрируя лояльность к данной компании. Наиболее востребованными для современных компаний являются молодые специалисты, имеющие соответствующую подготовку и стремящиеся развиваться в сфере IT, финансов, продаж, производства, а также в области клиентского сервиса. При подборе персонала работодатели обращают внимание как на профессиональные компетенции (hard skills), так и на личные качества работника и его социальные навыки (soft skills). По прогнозам Работа.ру, в ближайшей перспективе потребность компаний в hard skills (а именно в узкопрофильных работниках) будет расти [6].

Решением ряда проблем, связанных с занятостью молодых специалистов, может стать модернизация системы образования. На наш взгляд, к приоритетным направлениям следует отнести ориентацию на рынок труда, на долгосрочные и среднесрочные прогнозы о его состоянии, о востребованности профессий.

Французский экономист Томас Пикетти в своей работе «Капитал в XXI веке» исследует проблему неравенства и касается вопроса образования, обращая внимание на теорию «гонки преследования между образованием и технологиями» [5; с. 302] (Piketti, 2015, p. 302). Данная теория включает в себя две гипотезы:

1. Заработная плата наемного работника напрямую зависит от его производительности, его индивидуального вклада в деятельность компании и администрации.

2. Производительность работника зависит от уровня его подготовки, квалификации и спроса на эту квалификацию в конкретном обществе [5] (Piketti, 2015).

По мнению Т. Пикетти, определяющим фактором, обеспечивающим высокий уровень заработных плат работников, является спрос и предложение квалификаций, иначе говоря, востребованность квалификаций на рынке труда и имеющееся число квалифицированных специалистов в указанной области [5] (Piketti, 2015).

Предложение квалификации зависит от уровня образования и состояния системы образования в конкретном обществе. Спрос на конкретную специальность зависит от того, сколько человек ее получили, каково качество профессиональной подготовки и имеют ли специалисты практический опыт, и т.д. Спрос на квалификацию определяется уровнем развития технологий в обществе. Поэтому состояние системы образования и уровень развития технологий в обществе имеют особое значение в соотношении сил между различными социальными группами, различными слоями населения.

На уровень развития системы образования влияют следующие факторы:

1) государственная политика в сфере образования и просвещения;

2) финансирование системы образования;

3) стоимость обучения (как первичного, так и последующего (в рамках программ повышения квалификации));

4) особенности и критерии отбора по специальности.

На уровень технологического прогресса воздействует скорость внедрения инноваций, а также связанные с ней процессы обновления специальности и содержания профессии. Поэтому, рассматривая теорию Т. Пикетти в контексте занятости молодежи, следует прийти к заключению, что от системы образования требуется своевременное обеспечение быстрого улучшения профессионального обучения и повышения квалификации, что, в свою очередь, обеспечит снижение уровня неравенства между социальными слоями, а также повысит уровень трудоустройства населения. Лучшим способом сокращения неравенства в труде и снижения уровня безработицы, а также роста экономического развития являются инвестиции в образование.

На наш взгляд, особое внимание следует уделять дуальной системе образования, которая предполагает сочетание теоретической подготовки, реализуемой в образовательной организации, и практического обучения, проводимого на базе практики. Дуальная система обеспечивает качество подготовки специалистов со стороны образовательных организаций и предприятий – баз практики.

Глобальная цифровизация, роботизация, использование нанотехнологий, искусственного интеллекта и прочих инноваций приводят к существенным изменениям рынка труда, вследствие которых традиционные «старые» профессии уходят в прошлое, на их смену приходят новые, но данный процесс происходит параллельно с сокращением рабочих мест. Поэтому система образования должна подстраиваться под технологический прогресс и требования рынка труда.

Ярким примером, иллюстрирующим изменения перечня профессий, является «Атлас новых профессий», который был разработан в 2014 году бизнес-школой «Сколково». В данном документе обозначены профессии, которые уйдут в прошлое, профессии будущего, а также навыки, необходимые для обеспечения востребованности на рынке труда. К числу таких навыков относят умения работать в условиях применения цифровых и сетевых технологий. Например, среди профессий ближайшего будущего в сфере образования можно выделить следующие: тренер по майнд-финтесу, science-художник, координатор образовательной онлайн-платформы, разработчик инструментов обучения состояниям сознания, ментор стартапов и прочие. Среди непрофессиональных навыков, которые являются неотъемлемой составляющей, в большинстве профессий выделяют межотраслевую коммуникацию и связь с программированием, робототехникой и искусственным интеллектом, то есть инновационные технологии и система образования тесно связаны между собой [3] (Luksha, Luksha, Peskov, Korichin, 2014). В настоящее время мы наблюдаем стремительное развитие STEM-профессий (science, technology, engineering and mathematics), это те сферы деятельности, которые связаны с наукой, технологией, инжинирингом и математикой.

Особую важность, значимость и актуальность цифровые и сетевые технологии продемонстрировали в условиях кризиса, связанного с распространением коронавируса и внедрением режима самоизоляции. Именно благодаря использованию цифровых технологий и доступа к глобальной сети Интернет многие работники смогли продолжать свою профессиональную деятельность дистанционно. Высшее профессиональное, среднее специальное, общее образование, курсы повышения квалификации и переподготовки продолжили реализовываться с использованием специализированных программ: Moodle, Zoom, Skype и прочих. Умение использовать данные технологии стало основополагающим для реализации профессиональной деятельности.

Также в недалеком будущем крупные компании планируют переводить обучение сотрудников в дистанционной форме, что обеспечит сокращение расходов на повышение квалификации работников.

Поскольку молодежь в возрасте 20–24 лет демонстрирует невысокую экономическую активность, что связано с трудностями в трудоустройстве и расхождениями между требованиями работодателей и ожиданиями будущих работников. Одним из выходов из сложившейся ситуации может быть возможность открытия собственного бизнеса. Хотя и здесь наблюдается ряд сложностей.

Для того чтобы определить отношение молодежи к предпринимательству в целом и открытию собственного бизнеса в частности нами был проведен опрос среди выпускников московских вузов. Исследование проходило в ноябре – декабре 2019 года при поддержке ИПР РАН. В опросе приняли участие 230 человек, студенты старших курсов очной и заочной форм обучения. Целью исследования стало выявление отношения респондентов к предпринимательской деятельности, а также рассмотрение причин, препятствующих открытию собственного дела.

Большинство респондентов составили мужчины – 62%, средний возраст которых – 23,6 лет.

62% респондентов хотели бы открыть свое дело, причем в большей степени мужчины (88%) выражали такое желание.

В качестве причин отказа респонденты выделяли отсутствие стартового капитала (35%), отсутствие необходимых компетенций в сфере предпринимательства и правовой поддержки бизнеса (34%), страх «прогореть и потерять все» (11%), отсутствие представлений о программах государственной поддержки предпринимательства (12%), отсутствие экономической стабильности (8%) (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение респондентов по причинам опасения открытия собственного дела

Источник: составлено авторами.

Одним из ключевых вопросов, задаваемых респондентам, был вопрос, посвященный наиболее предпочтительным сферам деятельности для предпринимательства. Наиболее популярными были следующие: IT-сфера, торговля, общественное питание и индустрия красоты (рис. 7).

Рисунок 7. Наиболее предпочтительные сферы деятельности для молодежного предпринимательства

Источник: составлено авторами.

Данные предпочтения сфер деятельности можно соотнести с наиболее востребованными профессиями в 2020 году по рейтингу портала Работа.ру. Спрос на массовые профессии в сферах логистики, строительства и обслуживания останется прежним, а на узкопрофильные специальности спрос будет обеспечен благодаря наличию компетенций в сфере использования высоких инновационных технологий [6].

На наш взгляд, в будущем будут востребованы те профессии, которые связаны с владением инновационными цифровыми технологиями. Причем наличия квалификации и профессионального опыта будет недостаточно, востребованность на рынке труда будет определяться знанием информационных технологий и умением применять их в своей профессиональной деятельности. Поэтому в будущем на смену дуальной должна прийти трехкомпонентная система образования, включающая в себя теоретическую подготовку, овладение практическими навыками и освоение информационных и сетевых технологий (рис. 8). Только пройдя такое обучение, молодой специалист станет востребованным на рынке труда.

Рисунок 8. Трехкомпонентная система образования

Источник: составлено авторами.

Проведенный социологический опрос показал, что среди молодежи наблюдается интерес к открытию собственного бизнеса, но в то же время имеют место быть и некоторые опасения, связанные, прежде всего, с отсутствием стартового капитала, необходимых компетенций, незнанием программ государственной поддержки предпринимательства, а также нестабильностью экономической сферы. Данный опрос бы проведен в декабре 2019 года, до сложной ситуации, возникшей в связи с появлением и распространением нового вируса COVID-19, что усугубило нестабильность экономической ситуации и поставило под угрозу существование малого и среднего бизнеса. Поэтому в настоящее время фактор нестабильности экономической сферы становится основным в принятии решения о возможном открытии собственного бизнеса.

Экономика совместного потребления (шеринг-экономика) также открывает новые возможности для молодых специалистов. Шеринг-экономика (sharing economy) формирует и развивает связи между индивидами, стирая пространственно-временные границы. Благодаря цифровым технологиям и глобальной сети Интернет конструируется коммуникативное поле, доступ к которому обеспечивают интернет-платформы. Для использования данного ресурса пользователю достаточно установить программу на свой гаджет. На специализированных платформах индивиды могут не только обмениваться товарами, сдавать в аренду жилье, но и предоставлять различные услуги, искать работу с минимальными издержками. К числу подобных интернет-платформ можем отнести Profi.ru, YouDo, Avito. Для обеспечения занятости посредством инструментов шеринг-экономики акторам необходимо особое внимание уделять качеству своей работы и рейтингам, которые формируются пользователями услуг. Здесь мы видим направленность на индивидуализацию и технологизацию профессиональной деятельности. Не обладая необходимыми знаниями в области цифровых и сетевых технологий, работник не сможет заявить о себе и воспользоваться возможностями интернет-платформ.

Крупные транснациональные компании имеют большой опыт привлечения и развития молодых специалистов. К инструментам, формирующим и развивающим человеческий капитал сотрудников, а также компании в целом, относят:

· применение системы обучения с использованием инновационных технологий;

· конкурентоспособная заработная плата;

· предоставление добровольного медицинского страхования;

· предложение компенсационных пакетов при наличии необходимости переезда сотрудника в другой регион (например, компания может покрывать расходы на аренду жилья).

Крупные компании, привлекая молодых специалистов, формируют кадровый резерв и самостоятельно «выращивают» квалифицированных и лояльных сотрудников в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Внося вклад в обучение своего персонала, крупные организации закладывают фундамент для своего дальнейшего эффективного развития.

Но для многих организаций необходима государственная поддержка для расширения программ стажировок выпускников высших и средних специальных учебных заведений, а также возможность государственной поддержки для тех предприятий, которые берут на работу молодых специалистов без опыта работы.

Еще одним инструментом крупных транснациональных компаний в области привлечения молодых специалистов является использование практики проведения business-assessment, то есть компании проводят конкурсы среди перспективных выпускников, результатом которых становится разработка индивидуального плана для победителей, где они могут попробовать себя в нескольких отделах компании в качестве стажеров, а в дальнейшем компании могут предложить трудоустройство. Данные программы несут в себе огромный потенциал, поскольку позволяют развивать различные профессиональные и личностные навыки, приобретать опыт в крупных компаниях. Так, например, компания Johnson & Johnson предлагает три уровня программ, Leadership Development Programs. Поучаствовать в конкурсе и продемонстрировать свои способности могут бакалавры, магистры и кандидаты и доктора наук. Направления деятельности включают в себя: маркетинг, управление персоналом, научные исследования и развитие (R&D), продажи, производство, а также международные программы и исследования [10]. Похожая программа существует и в компании Mars – Leadership Experience Program, которая предлагает выпускникам 2016–2020 гг. раскрыть их потенциал и заложить базу для будущей карьеры лидера и руководителя. Продолжительность данной программы – три года, в течение которых молодые специалисты работают в трех подразделениях компании (в каждом по году), приобретают управленческие навыки, коммуникативные компетенции, навыки ведения проектов, участия в обучающих программах, каждая программа предполагает наставничество со стороны руководителей и менеджеров компании. В данной программе могут участвовать выпускники как гуманитарных, так и технических вузов [1, 11] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, Nersisyan, 2020).

В настоящее время популярность приобретают бизнес-инкубаторы, которые предполагают разработку студентами инновационных проектов, их представление потенциальным инвесторам, а в случае получения поддержки и финансирования со стороны инвесторов – реализацию в данных проектах. Данная практика широко применяется Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), а по развитию социальных проектов можно выделить Фонд поддержки социальных проектов (ФПСП).

Основной проблемой, мешающей трудоустройству молодых специалистов, является недостаточная информированность о возможных проектах, грантах, конкурсах. Для этого необходима широкая просветительская работа со стороны компаний-работодателей, образовательных организаций и государства.

Заключение

В ходе исследования рынка труда молодых специалистов были выявлены основные его характерные черты, как положительные, так и негативные.

В качестве направлений решения проблем трудоустройства молодых специалистов авторами статьи были выделены следующие:

1. Модернизация системы образования с акцентом на трехкомпонентной системе образования, предполагающей соединение теоретических и практических сторон обучения с подготовкой в области использования цифровых технологий. Сотрудничество вузов с потенциальными работодателями, целью которого является организация практик и стажировок для студентов. Данное сотрудничество приобретает двустороннюю пользу: со стороны предприятий польза наблюдается в открывающихся возможностях «познакомиться» с будущими выпускниками и работниками, а с другой стороны, учебный процесс, реализуемый образовательной организацией, может быть скорректирован под потребности работодателей. В то же время параллельно необходимо готовить будущих специалистов в области применения цифровых технологий в производственной деятельности.

2. На современном рынке труда наблюдается «гонка преследования между образованием и технологиями», что является основополагающим фактором, определяющим спрос на трудовые ресурсы и уровень зарплат. Знание технологий может стать основополагающим в трудоустройстве специалиста.

3. Выбор будущей профессии должен осуществляться с учетом прогнозов об уровне востребованности специальностей в будущем.

4. Повышение уровня подготовки молодых специалистов в сфере предпринимательства.

5. Повышение уровня информированности молодых специалистов, студентов старших курсов и выпускников учебных заведений о различных конкурсах, грантах, проектах, которые проводят и предлагают крупные компании, о возможностях развития и реализации стартапов, о существовании бизнес-инкубаторов.

В настоящее время в свете последних событий, связанных с распространением коронавируса COVID-19, наблюдаются изменения на рынке труда, формируются новые требования к работникам. Так, например, если ранее возможность работать удаленно рассматривалась как одна из альтернатив, то в настоящее время дистанционная работа становится необходимостью. В процессе выхода из кризиса будет осуществляться масштабная перестройка рынка труда, определяющим фактором которой станет глобальная цифровизация, проникающая во все сферы экономической деятельности. Специалисты, не владеющие цифровыми технологиями, окажутся «за бортом». Поэтому только трехкомпонентная система подготовки специалистов сможет выступать гарантией востребованности на рынке труда.


Источники:

1. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В., Нерсисян А.М. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России. //Экономика труда. – 2020. – Т. 7. – №3. – С. 253 – 266.
2. Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование // Человеческие ресурсы. – 2013. – №2. – С. 21.
3. Лукша П., Лукша К., Песков Д., Коричин Д. Атлас новых профессий. – Москва: Московская школа управления СКОЛКОВО, 2014. 168 с.
4. Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/ document/04/6a/046ae652-09ca-4915-a9d6-a4c55569dc9c.pdf. (Дата обращения 03.04.2020).
5. Пикетти Т. Капитал в XXI веке. – М: Ад Маргинем Пресс, 2015. – 592 с.
6. Работа.ру: итоги 2019 года и прогнозы на 2020 год на рынке труда // Работа.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rabota.ru/articles/career/rabota-ru-itogi-2019-goda-i-prognozy-na-2020-god-na-rynke-truda-5486 (Дата обращения: 23.04.2020).
7. Слепцова Е.В., Ишханян А.Г. Современные проблемы трудоустройства молодежи: региональный и профессиональные аспекты// Journal of Economy and Business. – 2019. – vol. 12-2 (58), – P. 168-171.
8. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (Дата обращения: 03.04.2020).
9. Труд и занятость в России. 2019: Стат.сб./Росстат. – M., 2019. 135 c.
10. Johnson&Johnson Leadership Development Programs // https://www.careers.jnj.com/leadership-development-programs (Дата обращения: 23.04.2020).
11. Mars Leadership Experience Program // https://vcv.ru/mars/leadership/ (Дата обращения: 23.04.2020)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:02