Риски и возможности развития банковского сектора Казахстана

Челекбай А.Д.1
1 Каспийский университет, Казахстан, Алма-Ата

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2018)

Цитировать:
Челекбай А.Д. Риски и возможности развития банковского сектора Казахстана // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 267-275. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100523.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42691374
Цитирований: 3 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В работе проанализированы риски и возможности развития банковского сектора Казахстана. Сделан вывод, о том, что в модели развития как банка, так и сектора в целом должны быть прописаны текущие параметры банка и банковского сектора, дополнительное участие со стороны акционеров, действия по улучшению качества активов, структуры менеджмента.

Ключевые слова: риски, возможности развития, банковский сектор Казахстана



После мирового валютно-финансового кризиса 2007-2008 годов в банковском портфеле образовался большой объем проблемных кредитов, которые создавали для всей финансовой системы значительные риски. Поиск причин возникновения масштабных неработающих кредитов следует искать с момента проявления глобального кризиса. «»

Последние несколько лет до начало мирового кризиса банки второго уровня активно выдавали ипотечные кредиты населению и кредитовали реальный сектор экономики. При этом основным источником фондирования являлись внешние заимствования, что стало основным каналом распространения кризисной ситуации на экономику страны.

Масштабное привлечение иностранных инвестиций с 2000 по 2007 год позволило обеспечить значительный рост кредитования экономики. Дешевые кредиты в значительном объеме попадали в руки малообеспеченных слоев населения для покупки и строительства жилья. «Показатель кредитования банков экономики в 2007 против 2000 года возрос по отношению к ВВП с 10,6 до 57 %» [5]. Углубление мирового финансового кризиса и падение темпов роста мировой экономики вызвали серьезную озабоченность в связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости. Проявление глобального кризиса на рынках капитала привело к ухудшению с августа 2007 года условий привлечения внешних ресурсов. «В результате показатель отношения кредитов банков экономике к ВВП в 2008 году по сравнению с 2007 годом понизился с 56,5 до 46,9 %» [5].

Дефицит фондирования банков привел к снижению объемов выдачи новых кредитов экономике и населению, что резко ухудшило положение таких сегментов реального сектора, как малый и средний бизнес, торговля и оказание услуг, ипотека и строительная отрасль. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование являлось важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Одной из причин резких перемен стал также вывод иностранными инвесторами капитала. Они снимали краткосрочные тенговые депозиты и выводили из страны валюту. Краткосрочные капиталы нерезидентов оценены в пределах 4-5 млрд долл.

Повышение процентных ставок привело к удорожанию полученных кредитов и, соответственно, формированию больших объемов неплатежей. От невозврата кредитов банки стали испытывать недостаток ликвидности. Ныне в ссудном портфеле банков объем сомнительных кредитов составляет 55,1 %, безнадежных – 2,5 %.

Принятые в 2008 году антикризисные меры по стабилизации финансового рынка позволили преодолеть развитие негативных тенденций в экономике Казахстана. «Из Национального фонда выделяются средства в объеме 10 млрд долл., которые направляются на стабилизацию финансового сектора – 4 млрд долл., развитие жилищного сектора – 3 млрд долл., поддержку малого и среднего бизнеса – 1 млрд долл., развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд долл. и реализацию инфраструктурных и прорывных проектов – 1 млрд долл.» [5].

Средства по стабилизации финансового сектора в размере 4 млрд долл. распределяются между системообразующими банками в качестве дополнительной капитализации. Меры по капитализации банков позволили нормализовать ситуацию с нехваткой ликвидности, преодолеть последствия зависимости банков от внешнего фондирования, сложившейся в годы кризиса.

«Первоочередной задачей по усилению устойчивости банковского сектора становится проведение комплекса мер, направленных на стимулирование процесса очистки банками своих портфелей от проблемных займов» [3. с. 2358]. Высокий уровень кредитного риска и неудовлетворительное качество ссудного портфеля пока еще остаются проблемными сторонами казахстанской банковской системы. «»

Вместе с тем продолжается практика размещения в проблемных банках средств квази-государственных компаний и государственного бюджета. Так, «холдинг «Байтерек» разместил 21,1 млрд тенге в Казинвестбанке, 60,3 млрд тенге в Delta Bank. Кроме того, в эти проблемные банки были вложены пенсионные накопления граждан: в Delta Bank – 4,2 млрд тенге и Казинвестбанк – 2,9 млрд тенге. Для выкупа проблемных кредитов БТА банка Казкоммерцбанку были выделены из бюджета 2,1 трлн тенге» [5].

Значительное присутствие в ссудном портфеле банков неработающих займов снижает качество активов. «Качество портфелей банков является ключевым показателем, от уровня которого зависит состояние финансового рынка страны и его участников» [2]. Ухудшение макроэкономических факторов воздействует на финансовое положение и платежеспособность заемщиков банка. Прекращение платежей и невозврат кредитов ведет к возрастанию неработающих займов. Возникновение у банков некачественных активов связано с предоставлением кредитов несостоятельным заемщикам, которым займы были выданы под некачественные залоги: под деньги и имущество, поступающим в будущем, страховые полисы аффилированных компаний, под гарантии физических лиц, невозвратное кредитование бизнесов акционеров банка. «Кредитные учреждения по некоторым займам стараются провести их реструктуризацию и перенести время возврата на более поздние сроки» [1]. Однако эти меры не решают проблемы наличия неработающих кредитов. По данным Национального банка РК, объем неработающих займов, определенных как кредиты с просроченной задолженностью свыше 90 дней, составляют 11 %. Учитывая низкое качество финансового положения многих заемщиков, можно предположить, что потенциальный объем неработающих кредитов значительно выше представленного показателя.

«В то же время слияние и объединение не являются выходом из ситуации по повышению качества ссудного портфеля и созданию соответствующего объема провизии» [4]. Большой размер неработающих займов, часть которых находится в категории реструктурированных кредитов, не позволяют банкам оздоровить кредитный портфель, оживить кредитование, усовершенствовать риск-менеджмент. Дополнительное формирование резервов под потенциальные риски требует привлечение капитала.

Поэтому для снижения уровня неработающих кредитов и создания условий дальнейшему росту кредитования экономики монетарные власти запустили Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора, направленную на обеспечение докапитализации крупных банков.

Для устранения накопившихся недостатков в банковском секторе в Программе выделены несколько групп проблем: во-первых, связанных с системообразующим банком – Казкоммерцбанком, во-вторых, с группой крупных банков и, в-третьих, с использованием надзорно-регуляторных инструментов, которые должны создать условия по решению старых проблем и обеспечить возможности наращивания нового кредитования.

«Реструктурированные займы в ряде случаев на самом деле улучшают состояние заемщиков и помогают в перспективе перевести эти займы в число работающих» [6]. Однако во многих случаях реструктурированные кредиты, официально не являясь просроченной задолженностью, в то же время относятся к категории проблемных долгов, так как не приносят банку денежных потоков. Сравнение начисленных и фактически полученных процентных доходов ясно показывает, что по этим займам проценты начислены, но они не получены в связи с тем, что кредит реструктурирован. Поэтому в Программе ставится задача, чтобы баланс банка точно отражал потенциальные риски по займам, и чтобы по ним были начислены провизии в необходимом объеме.

Практическая реализации Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора начата с Казкоммерцбанка. Последний является системообразующим финансовым институтом и обладает депозитом физических лиц на более чем триллион тенге. Средства различных квази-государственных компаний и ЕНПФ (Единый национальный пенсионный фонд) составляют полтора триллиона, около четырехсот миллиардов составляют обязательства перед нерезидентами и прочими юридическими лицами. Активы Казкоммерцбанка в совокупности оказались равными порядка 4 триллионов тенге. Сперва был осуществлен независимый аудит финансового состояния. Независимый аудит комплексной оценки качества активов проведен одномоментно со стороны Нацбанка и со стороны Халы-банка, чтобы выйти на какой-то консолидированный результат. Комплексная оценка качества активов, начатая с системообразующего финансового института, будет реализовываться через инспекторские проверки в отношении других банков.

Для решения проблем Казкоммерцбанка можно использовать несколько опций.

Первый из них – это банкротство, но от банкротства Казкома пострадал бы не только банковский сектор, но и вся экономика. Наверх всплыли бы обязательства квази-государственных компаний, физических и юридических лиц, что могло привести к оттоку вкладчиков. В этом случае необходимо изыскать несколько триллионов тенге для поддержки ликвидности.

Второй подход – передача на временное управление, что может также привести к оттоку вкладчиков.

Третий подход – при недостатке капитала можно принудить кредиторов банка провести реструктуризацию и сделать их акционерами. Такой подход в законодательстве Казахстана не предусмотрен, но существует в мировой практике. Это так называемый bail-in, что означает распространение убытков на всю экономику.

Следующим подходом является национализация банка. Данный подход означает, что государство должно вложить деньги в капитал, поддерживать банк ликвидностью. Кроме того, надо учесть, что во многих договорах, заключенных банком, предусмотрены ковенанты. Участники договора, в том числе и нерезиденты, имеют право на досрочное погашение обязательства. Национализация – одно из таких условий. Это означает, что объем поддержки банка не ограничивается пополнением капитала, требуется большой объем вложений для долгосрочного погашения внешних и внутренних обязательств.

Альтернативой перечисленных опций является разделение баланса банка на две части: одна с проблемами, другая без обязательств (без долгов). Проблемную часть забирает государство, часть без долгов отдают новому инвестору. Проблемная часть портфеля Казкома связана с БТА банком, другая проблемная часть является собственной проблемой Казкома. В 2015 году часть проблемных активов Казкома была передана в БТА банк. В то же время у Казкома был кредит, представленный БТА банком. Возврат этого займа Казкому был невозможен из‑за недостаточности денежных потоков. Поэтому было принято решение, что часть проблемного портфеля, связанного с БТА банком, выкупает Фонд проблемных кредитов. После этого проведенный аудит показал реальную ситуацию, удовлетворяющую инвесторов, кредитное рейтинговое агентство и аудиторов. Теперь можно было выделить средства в необходимом объеме для формирования провизии. Однако провизия была составлена на такую большую сумму, что денег у акционеров не хватило на покрытие объема резервов. Капитал банка оказался обнуленным, то есть капитала, как такового, не было. Действующие акционеры Казкоммерцбанка понесли убытки. Новый инвестор выкупил банк и обеспечил его капитализацию, необходимую для нормального функционирования.

Предложением для остальных крупных банков было оказание поддержки его капиталу при условии, что акционеры обеспечат рентабельную деятельность банка, докапитализируют его и будут продолжать вести работу с проблемными кредитами. Акционеры принимают комплекс мер по улучшению баланса банка и солидарно участвуют в докапитализации. В Программе предусмотрено, что 2/3 докапитализации обеспечит государство, 1/3 – акционер. Государство вкладывает средства на возвратной основе. Банки создают провизии за счет текущей прибыли. В случае недостатка прибыли провизии создаются за счет убытка действующего акционера.

В целом банкам – участникам Программы государство выдает заем сроком на 15 лет, в течение этого периода он должен быть погашен по ставке чуть ниже рыночной. Для получения субординированного займа банк составляет реалистическую модель развития. В Программе участвуют банки, чей капитал превышает 45 млн. тенге. В модели развития банка должны быть прописаны текущие параметры банка, дополнительное участие со стороны акционеров, действия по улучшению качества активов, структуры менеджмента и т. д. Для обеспечения выдачи субординированного займа создается дочерняя организация Нацбанка – Казахстанский фонд финансовой устойчивости.


Источники:

1. Жуков Е. Ф., Эриашвили И.Д. Банковское дело / Под ред. Жукова Е. Ф., Эриашвили И.Д. М.: ЮНИТИ, 2008.
2. Лаврушин О.И. Банковский менеджмент / Под ред. Лаврушина О.И. М.: КНОРУС, 2011.
3. Лещенко Ю.Г. Макроэкономическое воздействие соглашений «Базель III» на мировую банковскую систему. Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 9. С. 2358.
4. Максимо Б. Энг, Френсис А. Лис, Лоуренс Дж Мауэр. Мировые финансы М.: ДеКА, 1998.
5. Национальный банк Казахстана. Текущее состояние банковского сектора Республики Казахстан. Электронный ресурс, режим доступа: file: // /C:/Users/ %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %B4 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %D0 %+ %D0 %91 %D0 %92 %D0 %A3_ %D1 %80 %D1 %83 %D1 %81_01.12.2018.pdf.
6. Сапарова Б. Финансовый менеджмент. Алматы: Экономика баспасы, 2008.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:13:26