Risks and opportunities of the banking sector development in Kazakhstan
Chelekbay A.D.1
1 Каспийский университет, Kazakhstan
Download PDF | Downloads: 7 | Citations: 3
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 4 (October-December 2018)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=42691374
Cited: 3 by 05.09.2022
Abstract:
The paper analyzes the risks and opportunities for the development of the banking sector of Kazakhstan. It concluded that in the development model of both the bank and the sector as a whole, the current parameters of the bank and the banking sector, additional participation by shareholders, actions to improve the quality of assets, and the management structure prescribed.
Keywords: risks, development opportunities, banking sector of Kazakhstan
После мирового валютно-финансового кризиса 2007-2008 годов в банковском портфеле образовался большой объем проблемных кредитов, которые создавали для всей финансовой системы значительные риски. Поиск причин возникновения масштабных неработающих кредитов следует искать с момента проявления глобального кризиса. «»
Последние несколько лет до начало мирового кризиса банки второго уровня активно выдавали ипотечные кредиты населению и кредитовали реальный сектор экономики. При этом основным источником фондирования являлись внешние заимствования, что стало основным каналом распространения кризисной ситуации на экономику страны.
Масштабное привлечение иностранных инвестиций с 2000 по 2007 год позволило обеспечить значительный рост кредитования экономики. Дешевые кредиты в значительном объеме попадали в руки малообеспеченных слоев населения для покупки и строительства жилья. «Показатель кредитования банков экономики в 2007 против 2000 года возрос по отношению к ВВП с 10,6 до 57 %» [5]. Углубление мирового финансового кризиса и падение темпов роста мировой экономики вызвали серьезную озабоченность в связи с ограничением доступа к внешним заимствованиям и удорожанием их стоимости. Проявление глобального кризиса на рынках капитала привело к ухудшению с августа 2007 года условий привлечения внешних ресурсов. «В результате показатель отношения кредитов банков экономике к ВВП в 2008 году по сравнению с 2007 годом понизился с 56,5 до 46,9 %» [5].
Дефицит фондирования банков привел к снижению объемов выдачи новых кредитов экономике и населению, что резко ухудшило положение таких сегментов реального сектора, как малый и средний бизнес, торговля и оказание услуг, ипотека и строительная отрасль. Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование являлось важным источником пополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Одной из причин резких перемен стал также вывод иностранными инвесторами капитала. Они снимали краткосрочные тенговые депозиты и выводили из страны валюту. Краткосрочные капиталы нерезидентов оценены в пределах 4-5 млрд долл.
Повышение процентных ставок привело к удорожанию полученных кредитов и, соответственно, формированию больших объемов неплатежей. От невозврата кредитов банки стали испытывать недостаток ликвидности. Ныне в ссудном портфеле банков объем сомнительных кредитов составляет 55,1 %, безнадежных – 2,5 %.
Принятые в 2008 году антикризисные меры по стабилизации финансового рынка позволили преодолеть развитие негативных тенденций в экономике Казахстана. «Из Национального фонда выделяются средства в объеме 10 млрд долл., которые направляются на стабилизацию финансового сектора – 4 млрд долл., развитие жилищного сектора – 3 млрд долл., поддержку малого и среднего бизнеса – 1 млрд долл., развитие агропромышленного комплекса – 1 млрд долл. и реализацию инфраструктурных и прорывных проектов – 1 млрд долл.» [5].
Средства по стабилизации финансового сектора в размере 4 млрд долл. распределяются между системообразующими банками в качестве дополнительной капитализации. Меры по капитализации банков позволили нормализовать ситуацию с нехваткой ликвидности, преодолеть последствия зависимости банков от внешнего фондирования, сложившейся в годы кризиса.
«Первоочередной задачей по усилению устойчивости банковского сектора становится проведение комплекса мер, направленных на стимулирование процесса очистки банками своих портфелей от проблемных займов» [3. с. 2358]. Высокий уровень кредитного риска и неудовлетворительное качество ссудного портфеля пока еще остаются проблемными сторонами казахстанской банковской системы. «»
Вместе с тем продолжается практика размещения в проблемных банках средств квази-государственных компаний и государственного бюджета. Так, «холдинг «Байтерек» разместил 21,1 млрд тенге в Казинвестбанке, 60,3 млрд тенге в Delta Bank. Кроме того, в эти проблемные банки были вложены пенсионные накопления граждан: в Delta Bank – 4,2 млрд тенге и Казинвестбанк – 2,9 млрд тенге. Для выкупа проблемных кредитов БТА банка Казкоммерцбанку были выделены из бюджета 2,1 трлн тенге» [5].
Значительное присутствие в ссудном портфеле банков неработающих займов снижает качество активов. «Качество портфелей банков является ключевым показателем, от уровня которого зависит состояние финансового рынка страны и его участников» [2]. Ухудшение макроэкономических факторов воздействует на финансовое положение и платежеспособность заемщиков банка. Прекращение платежей и невозврат кредитов ведет к возрастанию неработающих займов. Возникновение у банков некачественных активов связано с предоставлением кредитов несостоятельным заемщикам, которым займы были выданы под некачественные залоги: под деньги и имущество, поступающим в будущем, страховые полисы аффилированных компаний, под гарантии физических лиц, невозвратное кредитование бизнесов акционеров банка. «Кредитные учреждения по некоторым займам стараются провести их реструктуризацию и перенести время возврата на более поздние сроки» [1]. Однако эти меры не решают проблемы наличия неработающих кредитов. По данным Национального банка РК, объем неработающих займов, определенных как кредиты с просроченной задолженностью свыше 90 дней, составляют 11 %. Учитывая низкое качество финансового положения многих заемщиков, можно предположить, что потенциальный объем неработающих кредитов значительно выше представленного показателя.
«В то же время слияние и объединение не являются выходом из ситуации по повышению качества ссудного портфеля и созданию соответствующего объема провизии» [4]. Большой размер неработающих займов, часть которых находится в категории реструктурированных кредитов, не позволяют банкам оздоровить кредитный портфель, оживить кредитование, усовершенствовать риск-менеджмент. Дополнительное формирование резервов под потенциальные риски требует привлечение капитала.
Поэтому для снижения уровня неработающих кредитов и создания условий дальнейшему росту кредитования экономики монетарные власти запустили Программу повышения финансовой устойчивости банковского сектора, направленную на обеспечение докапитализации крупных банков.
Для устранения накопившихся недостатков в банковском секторе в Программе выделены несколько групп проблем: во-первых, связанных с системообразующим банком – Казкоммерцбанком, во-вторых, с группой крупных банков и, в-третьих, с использованием надзорно-регуляторных инструментов, которые должны создать условия по решению старых проблем и обеспечить возможности наращивания нового кредитования.
«Реструктурированные займы в ряде случаев на самом деле улучшают состояние заемщиков и помогают в перспективе перевести эти займы в число работающих» [6]. Однако во многих случаях реструктурированные кредиты, официально не являясь просроченной задолженностью, в то же время относятся к категории проблемных долгов, так как не приносят банку денежных потоков. Сравнение начисленных и фактически полученных процентных доходов ясно показывает, что по этим займам проценты начислены, но они не получены в связи с тем, что кредит реструктурирован. Поэтому в Программе ставится задача, чтобы баланс банка точно отражал потенциальные риски по займам, и чтобы по ним были начислены провизии в необходимом объеме.
Практическая реализации Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора начата с Казкоммерцбанка. Последний является системообразующим финансовым институтом и обладает депозитом физических лиц на более чем триллион тенге. Средства различных квази-государственных компаний и ЕНПФ (Единый национальный пенсионный фонд) составляют полтора триллиона, около четырехсот миллиардов составляют обязательства перед нерезидентами и прочими юридическими лицами. Активы Казкоммерцбанка в совокупности оказались равными порядка 4 триллионов тенге. Сперва был осуществлен независимый аудит финансового состояния. Независимый аудит комплексной оценки качества активов проведен одномоментно со стороны Нацбанка и со стороны Халы-банка, чтобы выйти на какой-то консолидированный результат. Комплексная оценка качества активов, начатая с системообразующего финансового института, будет реализовываться через инспекторские проверки в отношении других банков.
Для решения проблем Казкоммерцбанка можно использовать несколько опций.
Первый из них – это банкротство, но от банкротства Казкома пострадал бы не только банковский сектор, но и вся экономика. Наверх всплыли бы обязательства квази-государственных компаний, физических и юридических лиц, что могло привести к оттоку вкладчиков. В этом случае необходимо изыскать несколько триллионов тенге для поддержки ликвидности.
Второй подход – передача на временное управление, что может также привести к оттоку вкладчиков.
Третий подход – при недостатке капитала можно принудить кредиторов банка провести реструктуризацию и сделать их акционерами. Такой подход в законодательстве Казахстана не предусмотрен, но существует в мировой практике. Это так называемый bail-in, что означает распространение убытков на всю экономику.
Следующим подходом является национализация банка. Данный подход означает, что государство должно вложить деньги в капитал, поддерживать банк ликвидностью. Кроме того, надо учесть, что во многих договорах, заключенных банком, предусмотрены ковенанты. Участники договора, в том числе и нерезиденты, имеют право на досрочное погашение обязательства. Национализация – одно из таких условий. Это означает, что объем поддержки банка не ограничивается пополнением капитала, требуется большой объем вложений для долгосрочного погашения внешних и внутренних обязательств.
Альтернативой перечисленных опций является разделение баланса банка на две части: одна с проблемами, другая без обязательств (без долгов). Проблемную часть забирает государство, часть без долгов отдают новому инвестору. Проблемная часть портфеля Казкома связана с БТА банком, другая проблемная часть является собственной проблемой Казкома. В 2015 году часть проблемных активов Казкома была передана в БТА банк. В то же время у Казкома был кредит, представленный БТА банком. Возврат этого займа Казкому был невозможен из‑за недостаточности денежных потоков. Поэтому было принято решение, что часть проблемного портфеля, связанного с БТА банком, выкупает Фонд проблемных кредитов. После этого проведенный аудит показал реальную ситуацию, удовлетворяющую инвесторов, кредитное рейтинговое агентство и аудиторов. Теперь можно было выделить средства в необходимом объеме для формирования провизии. Однако провизия была составлена на такую большую сумму, что денег у акционеров не хватило на покрытие объема резервов. Капитал банка оказался обнуленным, то есть капитала, как такового, не было. Действующие акционеры Казкоммерцбанка понесли убытки. Новый инвестор выкупил банк и обеспечил его капитализацию, необходимую для нормального функционирования.
Предложением для остальных крупных банков было оказание поддержки его капиталу при условии, что акционеры обеспечат рентабельную деятельность банка, докапитализируют его и будут продолжать вести работу с проблемными кредитами. Акционеры принимают комплекс мер по улучшению баланса банка и солидарно участвуют в докапитализации. В Программе предусмотрено, что 2/3 докапитализации обеспечит государство, 1/3 – акционер. Государство вкладывает средства на возвратной основе. Банки создают провизии за счет текущей прибыли. В случае недостатка прибыли провизии создаются за счет убытка действующего акционера.
В целом банкам – участникам Программы государство выдает заем сроком на 15 лет, в течение этого периода он должен быть погашен по ставке чуть ниже рыночной. Для получения субординированного займа банк составляет реалистическую модель развития. В Программе участвуют банки, чей капитал превышает 45 млн. тенге. В модели развития банка должны быть прописаны текущие параметры банка, дополнительное участие со стороны акционеров, действия по улучшению качества активов, структуры менеджмента и т. д. Для обеспечения выдачи субординированного займа создается дочерняя организация Нацбанка – Казахстанский фонд финансовой устойчивости.
References:
2. Lavrushin O.I. Bank Management / Ed. Lavrushina O.I. M.: KNORUS, 2011.
3. Leshchenko Yu.G. Macroeconomic impact of the Basel III Agreements on the global banking system. Russian entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 9. P. 2358.
4. Maximo B. Eng, Francis A. Lees, Lawrence J. Mauer. World finance M.: DeKA, 1998.
5. The National Bank of Kazakhstan. The current state of the banking sector of the Republic of Kazakhstan. Electronic resource, access mode: file: // / C: / Users / % D0 % B0 % D0 % BD % D0 % B4 % D1 % 80 % D0 % B5 % D0 % B9 / Downloads / % D0 % A2 % D0 % B5 % D0 % BA % D1 % 83 % D1 % 89 % D0 % B5 % D0 % B5 + % D0 % 91 % D0 % 92 % D0 % A3_ % D1 % 80 % D1 % 83 % D1 % 81_01.12.2018.pdf.
6. Saparova B. Financial management. Almaty: Economics of the Baspass, 2008.
Страница обновлена: 03.04.2025 в 04:50:39