Методологические подходы к сегментированию рынка труда молодежи

Цёхла С.Ю.1, Симченко Н.А.1, Полищук Е.А.1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Осуществлена систематизация подходов к сегментированию рынка труда молодежи, на основании которой сделан вывод о том, что сегментирование рынка труда представляет собой выделение отдельных групп (сегментов) субъектов по определенным объединяющим признакам. Описаны специфические особенности подходов и методов, дана характеристика основным принципам, которые влияют на процесс сегментирования рынка труда молодежи, выделены группы критериальных признаков, на основании объективных (географический, демографический и социально-экономический критерии) и субъективных (психографический и поведенческий критерии) позиций. Оценивание потенциала молодежи на рынке труда по рассматриваемым аспектам позволит выявить основные проблемные моменты, тормозящие его развитие, и разработать необходимые мероприятия по урегулированию совместных интересов на уровне государства, региона и основных субъектов рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, сегментирование, принцип, молодежь, сегмент, критериальный признак



Введение

Рынок труда представляет собой систему правовых, социально-экономических и трудовых отношений, возникающих между основными субъектами по вопросу купли-продажи рабочей силы, заработной платы, условий труда, социальной защиты и находится в тесной связи с окружающей его средой, формирование которой зависит от процесса сегментирования, позволяющего изучить величину, насыщенность и характер как рынка труда в целом, так и отдельных его сегментов, например, рынка труда молодежи.

Вопросы сегментирования отдельных рынков, в том числе и рынка труда, находят свое отражение в многочисленных маркетинговых исследованиях и экономике труда. До настоящего времени среди них отсутствует единое мнение по поводу содержательных границ между принципами, методами, критериями сегментации, что определено в исследовании посредством анализа существующих точек зрения.

Цель исследования: систематизация подходов к сегментированию на основании существующих принципов, методов и критериальных признаков как для рынка труда в целом, так и для его молодежного сегмента в частности, в целях их структурно-сбалансированного развития.

В научной литературе отсутствует единый подход к определению изучаемого понятия. Анализ научных трудов современных ученых позволил выделить наиболее значимые дефиниции (табл. 1).

Сегментирование рынка труда

Резюмируя проанализированные труды, можно сделать вывод о том, что сегментирование рынка труда представляет собой выделение отдельных групп (сегментов) субъектов по объединяющим признакам.

Принципы сегментирования рынка труда

При выявлении особенностей сегментирования рынка труда и отдельных его сегментов, рынка труда молодежи в частности, необходимо придерживаться использования основных групп принципов, представленных на рисунке 1.

Таблица 1

Основные подходы к определению понятия

«сегментирование рынка труда»

Автор
Определение
Заяц Т.А., Жаховская В.Л.
(Заяць, Жаховська, 2008; С. 111-113)
целенаправленный процесс разделения основных субъектов рынка труда на его отдельные сегменты на основании совокупности критериальных признаков с учетом многовариантности социально-экономической структуры совокупного предложения рабочей силы
Олимских Н.Н.
(Олимских, 2014; С. 73)
разделение рынка на относительно устойчивые части, секторы, сегменты по конкретным объединяющим их признакам. Такое разделение имеет важное значение для анализа рынка труда, его структуры, определения и выявления контингента, образующего спрос и предложение на рынке труда
Мосиенко О.С.
(Мосиенко, 2014; С.3)
важнейший подход к изучению рынка труда молодых специалистов и выпускников. В исследовании уделено внимание именно сегментации предложения рабочей силы, т.к. именно она представляет собой разделение рабочих мест и работников на устойчивые зоны, между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы
Мальцева А.В.
(Мальцева, 2012; С. 4)
дифференциация (деление) рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов
Салпагаров Р.У.
(Салпагаров, 2013; С. 12)
разделение элементов структуры товара (рабочей силы), ее спроса, предложения и цены – по сегментам и характерным для них признакам формирования, определяемым спецификой функционирования рынка
Бордачева Н.В.
(Бордачева, 2010; С. 83)
процесс формирования в его составе отдельных качественно однородных и значительных по размерам частей (сегментов), выделяемых по ряду параметров: демографическому, профессиональному, отраслевому и т.д.
Нехода Е.В.,
Кучинова Э.С.
(Нехода, Кучинова, 2012; С. 42)
разделение всего рынка труда на отдельные части по определенному набору критериев и признаков (факторов)
Мрачковский А.Е., Михайлов А.А. [1]
процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим признакам
Якимова З.В., Торбик В.В.
(Якимова, Торбик, 2011; С. 51)
разделение рынка на устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников своими границами
Богомолова И.Ю.
(Богомолова, 2012; С. 342)
процесс разбивки предложения и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, одинаково реагирующие на один и тот же побудительный мотив занятости

Рисунок. 1. Принципы сегментирования рынка труда

Источник: Составлено на основании: Заяць, Жаховська, 2008; С. 107.

Принимая во внимание особенности данных принципов, опишем их влияние на сегментирование рынка труда молодежи в качестве одного из наиболее перспективных сегментов в современных условиях развития (Заяць, Жаховська, 2008; С. 107-115):

1. Принцип различий между сегментами (принцип четкости основных черт). Принципиальная особенность принципа заключается в наличии четких границ сегмента, ограничивающих мобильность рабочей силы молодежи, т.е. состав субъектов данного сегмента остается неизменным на протяжении определенного периода времени.

Образование четких границ сегментирования рынка труда молодежи необходимо осуществлять с помощью критериальных признаков: демографических (в первую очередь с учетом возрастных границ – 15–29 лет); социально-экономических и психологических.

2. Принцип однородности сегмента рынка труда означает, что определенный выделенный сегмент рынка труда, например, молодежь, должен объединять основных субъектов рынка труда по признакам максимальной однородности (схожести) их социально-экономического поведения, основанного на совокупности единых групп интересов и основных потребностей. Чаще всего анализ молодежного сегмента рынка труда осуществляется с учетом особенностей возрастных групп, выделенных Федеральной службой государственной статистики [2]:

– от 15 до 19 лет;

– от 20 до 24 лет;

– от 25 до 29 лет (включительно);

– в некоторых случаях до 35 лет (с учетом молодых ученых).

Значение анализируемого принципа заключается в том, что профессиональный рост (образование – профессиональная подготовка – трудовая деятельность) основан на следующих этапах:

1-й этап роста молодежи связан с окончанием общеобразовательной организации (школы) и выбором направления подготовки для дальнейшего обучения в профессионально-образовательных или образовательных организациях высшего образования;

2-й этап – с обучением в профессионально-образовательных или образовательных организациях высшего образования, получение соответствующей специальности;

3-й этап – с выходом на рынок труда для осуществления трудовой деятельности при наличии направления на работу; с целью поиска работы и т.д. На данном этапе в процессе трудовой деятельности осуществляется профессиональная адаптация выпускников, молодых специалистов и усовершенствуются профессиональные способности (навыки, умения).

3. Принцип количественного измерения основных параметров сегмента рынка труда молодежи дает возможность выявить основные потребности субъектов (работодатели, потенциальные работники), реакцию молодежи на государственное регулирование и процессы саморегулирования на рынке труда, в том числе касающиеся молодежного сегмента, с помощью количественного измерения основных параметров (чаще всего статистической информации): экономически активная молодежь: занятая, безработная; экономически неактивная молодежь; уровень занятости молодежи; уровень ее безработицы: трудоустроенная молодежь и т.д.

4. Принцип оценки выделенного сегмента по величине заключается в определении данной величины, которая должна быть адекватной по отношению к реальным затратам на реализацию эффективной социально-экономической политики по отношению к молодежному сегменту рынка труда. Важную роль в таком оценивании занимает комплексный показатель, отображающий объем услуг рабочей силы и общую стоимость ее реализации в молодежном сегменте рынка труда при определенном уровне и соотношении цены (заработная плата) на рабочую силу, – емкость сегмента, в нашем случае молодежного. При этом данный показатель на рынке труда, с учетом молодежного сегмента, характеризуется величиной спроса и предложения на рабочую силу молодежи разных возрастных групп.

5. Принцип сформированных информационных связей между субъектами целевого сегмента рынка труда предусматривает, что основные субъекты (потенциальные работники), в том числе молодежь, обладают соответствующей информацией о состоянии рынка труда: сведения о потребностях работодателей в работниках; наличие вакантных должностей; количество созданных рабочих мест; количество запланированных высвобождаемых рабочих мест; количество фактически высвобождаемых рабочих мест, количество в организациях работников предпенсионного возраста и т.д.

В свою очередь, работодатели должны иметь информацию о целевой подготовке образовательными организациями специалистов; количестве подготовленных квалифицированных работников профессионально-образовательными организациями и выпуске специалистов образовательными организациями высшего образования и т.д.

Формирование процесса сегментирования рынка труда молодежи

Следует отметить, что к основным составляющим процедуры сегментирования рынка труда, в том числе молодежи, относится также процесс формирования, который осуществляется с помощью определенных подходов и методов сегментирования. При этом на каждом из этапов формирования возможно применение конкретных подходов и методов (рис. 2).

Базируются применяемые подходы и методы на специфических особенностях, оказывающих влияние на процесс сегментирования рынка труда, в частности рынка труда молодежи (табл. 2).

Таблица 2

Специфические особенности подходов и методов,

влияющих на процесс сегментирования рынка труда [3]

Наименование подхода, метода
Особенности
«Неупорядоченный выбор»
основным критерием выбора из всей совокупности признаков (поведенческий, социально-демографический и т.д.) является полезность с точки зрения управления ими
Двухступенчатый подход
установление иерархических связей и оценивание основных признаков по их важности для процесса сегментирования
Гнездовой подход
осуществление комплексной иерархии, при которой внешний уровень состоит из простых переменных сегментирования, а внутренний – из сложных
Метод «рыбьей кости» по М.Дж. Крофту
структурирование основных проблем сегментирования при наличии множества источников данных
Подход «a priori»:
выбор наиболее важных признаков (от общего к частному) сегментирования, их количество, особенности, характеристики и т.д.
– сетка (матрица сегментации)
применение объемного графического метода возможностей сегментов, выделенных по ранее определенным критериям
– метод семишаговой сегментации рынка
выявление потребностей субъектов на рынке труда, корректировка выделенных сегментов с учетом поведения работодателей и потенциальных работников, в частности молодежи, оценивание величины каждого выделенного сегмента
– метод перекрестного табличного анализа
установление различий в степени восприимчивости выделенных групп субъектов на рынке труда
– метод группировок
анализ совокупности выделенных признаков сегментации с целью выявления степени влияния на полученный результат
Подход «post hoc»
объединение индивидуальных субъектов рынка труда, в частности молодежи, в однородные группы по сходным признакам (от частного к общему)
– метод совместного анализа
формирование сегментов на рынке труда с помощью группировки субъектов по основным целям, предпочтениям, оценке полезности и т.д.
– метод факторного анализа
применение при осуществлении классификации основных групп признаков сегментирования
– метод кластерного анализа
подготовка необходимых данных, определение признаков при оценке основных субъектов рынка труда, определение единых позиций между группами субъектов, проверка достоверности полученных результатов
Метод построения профиля сегмента
использование среднего значения каждого признака, т.е. отражение свойств «среднего» субъекта изучаемого сегмента рынка труда
Метод построения карты восприятия
отображение связи между сегментами, позиции которых определены с помощью факторного анализа
Метод функциональных
карт
учет всей совокупности факторов, отражающих интересы субъектов на рынке труда, при которых можно удовлетворить их основные требования

Рисунок 2. Структурная схема формирования

процесса сегментирования рынка труда молодежи

Источник: Составлено авторами на основании: Маракулина, 2011; С. 108-109

В современных условиях, кроме представленных принципов, подходов и методов формирования процесса сегментирования рынка труда, осуществляется учет критериальных признаков на основании объективных (географический, демографический и социально-экономический критерии) и субъективных (психографический и поведенческий критерии) позиций [4] (Заяць, Жаховська, 2008; Олимских, 2014; Якимова, Торбик, 2011).

Признаки критериев сегментации

Рассмотрим подробнее признаки перечисленных критериев сегментации рынка труда:

– географический, определяющий сходства (различия) между основными субъектами рынка труда по географическим составляющим: страна, регион, административное деление (республика, край, область, город, село и т.п.), плотность населения, тип поселений, климат и т.д.;

– демографический: половой признак, возраст, семейное положение, размер семьи и т.п.;

– социально-экономический: уровень образования, профессия, уровень доходов, стаж работы, условия труда и т.д.;

– психографический: образ жизни, личные качества, тип личности, социальный слой и т.п.

– поведенческий: уровень культуры, эмоциональное отношение, мотивация занятости, степень случайности трудоустройства, степень лояльности для основных субъектов рынка труда и т.д.

Критериальные признаки сегментирования рынка труда молодежи

На рисунке 3 представлены наиболее значимые критериальные признаки сегментирования рынка труда молодежи и его сегментарные разновидности без учета социологического инструментария, необходимые для анализа данного сегмента рынка труда:

1. географический признак:

– по типам поселений;

2. демографический признак:

– по половой характеристике;

– по возрастным группам;

3. социально-экономический признак:

– по состоянию или форме включения в процесс общественного производства;

– по уровню образования;

– по группам занятий и социальному статусу;

– по формам занятости;

– занятость по видам экономической деятельности.

Оценка потенциала данного сегмента по предложенным критериальным признакам позволит выявить основные проблемные моменты, тормозящие его развитие, и разработать необходимые мероприятия по урегулированию совместных интересов на уровне государства, региона и основных субъектов рынка труда (выделение основных приоритетных направлений экономического развития; правовое регулирование социально-трудовых и экономических отношений; сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда; стимулирование спроса на рабочую силу молодежи; социальная защита молодых специалистов и т.п.).

Заключение

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выделение необходимых принципов, методов и критериальных признаков при сегментировании рынка труда позволит не только качественно изучить состояние отдельных сегментов, в частности молодежи, но и спрогнозировать модель его структурно-сбалансированного развития.

Рисунок 3. Особенности критериальных признаков сегментирования

рынка труда молодежи

Источник: Составлено авторами

[1] Мрачковский, А.Е., Михайлов, А.А. (2011). Рынок труда (С. 36). Омск: Издательство ОмГТУ.

[2] Труд и занятость в России – 2013 г. (2013; С. 35). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm

[3] Составлено авторами на основании: Маракулина, 2011; Дибб, С., Симкин, Л. (2001). Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер; Костерин, А.Г. (2002). Практика сегментирования рынка. СПб: Питер; Кревенс, Д.В. (2003). Стратегический маркетинг. М.: Издательский дом «Вильямс»; Моисеева, Н.К., Конышева, М.В. (2002). Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика.

[4] Костерин, А.Г. (2002). Практика сегментирования рынка. СПб: Питер.


Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:01:36