Методологические подходы к сегментированию рынка труда молодежи
Цёхла С.Ю.1, Симченко Н.А.1, Полищук Е.А.1
1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 21 (Ноябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Осуществлена систематизация подходов к сегментированию рынка труда молодежи, на основании которой сделан вывод о том, что сегментирование рынка труда представляет собой выделение отдельных групп (сегментов) субъектов по определенным объединяющим признакам. Описаны специфические особенности подходов и методов, дана характеристика основным принципам, которые влияют на процесс сегментирования рынка труда молодежи, выделены группы критериальных признаков, на основании объективных (географический, демографический и социально-экономический критерии) и субъективных (психографический и поведенческий критерии) позиций. Оценивание потенциала молодежи на рынке труда по рассматриваемым аспектам позволит выявить основные проблемные моменты, тормозящие его развитие, и разработать необходимые мероприятия по урегулированию совместных интересов на уровне государства, региона и основных субъектов рынка труда.
Ключевые слова: рынок труда, сегментирование, принцип, молодежь, сегмент, критериальный признак
Введение
Рынок труда представляет собой систему правовых, социально-экономических и трудовых отношений, возникающих между основными субъектами по вопросу купли-продажи рабочей силы, заработной платы, условий труда, социальной защиты и находится в тесной связи с окружающей его средой, формирование которой зависит от процесса сегментирования, позволяющего изучить величину, насыщенность и характер как рынка труда в целом, так и отдельных его сегментов, например, рынка труда молодежи.
Вопросы сегментирования отдельных рынков, в том числе и рынка труда, находят свое отражение в многочисленных маркетинговых исследованиях и экономике труда. До настоящего времени среди них отсутствует единое мнение по поводу содержательных границ между принципами, методами, критериями сегментации, что определено в исследовании посредством анализа существующих точек зрения.
Цель исследования: систематизация подходов к сегментированию на основании существующих принципов, методов и критериальных признаков как для рынка труда в целом, так и для его молодежного сегмента в частности, в целях их структурно-сбалансированного развития.
В научной литературе отсутствует единый подход к определению изучаемого понятия. Анализ научных трудов современных ученых позволил выделить наиболее значимые дефиниции (табл. 1).
Сегментирование рынка труда
Резюмируя проанализированные труды, можно сделать вывод о том, что сегментирование рынка труда представляет собой выделение отдельных групп (сегментов) субъектов по объединяющим признакам.
Принципы сегментирования рынка труда
При выявлении особенностей сегментирования рынка труда и отдельных его сегментов, рынка труда молодежи в частности, необходимо придерживаться использования основных групп принципов, представленных на рисунке 1.
Таблица 1
Основные подходы к определению понятия
«сегментирование рынка труда»
Автор
|
Определение
|
Заяц
Т.А., Жаховская В.Л.
(Заяць, Жаховська, 2008; С. 111-113) |
целенаправленный процесс
разделения основных субъектов рынка труда на его отдельные сегменты на
основании совокупности критериальных признаков с учетом многовариантности
социально-экономической структуры совокупного предложения рабочей силы
|
Олимских Н.Н.
(Олимских, 2014; С. 73) |
разделение рынка на
относительно устойчивые части, секторы, сегменты по конкретным объединяющим
их признакам. Такое разделение имеет важное значение для анализа рынка труда,
его структуры, определения и выявления контингента, образующего спрос и
предложение на рынке труда
|
Мосиенко О.С.
(Мосиенко, 2014; С.3) |
важнейший подход к изучению
рынка труда молодых специалистов и выпускников. В исследовании уделено
внимание именно сегментации предложения рабочей силы, т.к. именно она
представляет собой разделение рабочих мест и работников на устойчивые зоны,
между которыми крайне ограничено перемещение рабочей силы
|
Мальцева А.В.
(Мальцева, 2012; С. 4) |
дифференциация (деление)
рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов
|
Салпагаров Р.У.
(Салпагаров, 2013; С. 12) |
разделение элементов
структуры товара (рабочей силы), ее спроса, предложения и цены – по сегментам
и характерным для них признакам формирования, определяемым спецификой
функционирования рынка
|
Бордачева Н.В.
(Бордачева, 2010; С. 83) |
процесс формирования в его
составе отдельных качественно однородных и значительных по размерам частей
(сегментов), выделяемых по ряду параметров: демографическому,
профессиональному, отраслевому и т.д.
|
Нехода Е.В.,
Кучинова Э.С. (Нехода, Кучинова, 2012; С. 42) |
разделение всего рынка труда
на отдельные части по определенному набору критериев и признаков (факторов)
|
Мрачковский
А.Е., Михайлов А.А. [1]
|
процесс разделения
работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим признакам
|
Якимова З.В., Торбик В.В.
(Якимова, Торбик, 2011; С. 51) |
разделение рынка на
устойчивые замкнутые сегменты (субрынки), лимитирующие движение работников
своими границами
|
Богомолова И.Ю.
(Богомолова, 2012; С. 342) |
процесс разбивки предложения
и спроса рабочей силы на группы, выражающие совокупности, одинаково
реагирующие на один и тот же побудительный мотив занятости
|
Рисунок. 1. Принципы сегментирования рынка труда
Источник: Составлено на основании: Заяць, Жаховська, 2008; С. 107.
Принимая во внимание особенности данных принципов, опишем их влияние на сегментирование рынка труда молодежи в качестве одного из наиболее перспективных сегментов в современных условиях развития (Заяць, Жаховська, 2008; С. 107-115):
1. Принцип различий между сегментами (принцип четкости основных черт). Принципиальная особенность принципа заключается в наличии четких границ сегмента, ограничивающих мобильность рабочей силы молодежи, т.е. состав субъектов данного сегмента остается неизменным на протяжении определенного периода времени.
Образование четких границ сегментирования рынка труда молодежи необходимо осуществлять с помощью критериальных признаков: демографических (в первую очередь с учетом возрастных границ – 15–29 лет); социально-экономических и психологических.
2. Принцип однородности сегмента рынка труда означает, что определенный выделенный сегмент рынка труда, например, молодежь, должен объединять основных субъектов рынка труда по признакам максимальной однородности (схожести) их социально-экономического поведения, основанного на совокупности единых групп интересов и основных потребностей. Чаще всего анализ молодежного сегмента рынка труда осуществляется с учетом особенностей возрастных групп, выделенных Федеральной службой государственной статистики [2]:
– от 15 до 19 лет;
– от 20 до 24 лет;
– от 25 до 29 лет (включительно);
– в некоторых случаях до 35 лет (с учетом молодых ученых).
Значение анализируемого принципа заключается в том, что профессиональный рост (образование – профессиональная подготовка – трудовая деятельность) основан на следующих этапах:
1-й этап роста молодежи связан с окончанием общеобразовательной организации (школы) и выбором направления подготовки для дальнейшего обучения в профессионально-образовательных или образовательных организациях высшего образования;
2-й этап – с обучением в профессионально-образовательных или образовательных организациях высшего образования, получение соответствующей специальности;
3-й этап – с выходом на рынок труда для осуществления трудовой деятельности при наличии направления на работу; с целью поиска работы и т.д. На данном этапе в процессе трудовой деятельности осуществляется профессиональная адаптация выпускников, молодых специалистов и усовершенствуются профессиональные способности (навыки, умения).
3. Принцип количественного измерения основных параметров сегмента рынка труда молодежи дает возможность выявить основные потребности субъектов (работодатели, потенциальные работники), реакцию молодежи на государственное регулирование и процессы саморегулирования на рынке труда, в том числе касающиеся молодежного сегмента, с помощью количественного измерения основных параметров (чаще всего статистической информации): экономически активная молодежь: занятая, безработная; экономически неактивная молодежь; уровень занятости молодежи; уровень ее безработицы: трудоустроенная молодежь и т.д.
4. Принцип оценки выделенного сегмента по величине заключается в определении данной величины, которая должна быть адекватной по отношению к реальным затратам на реализацию эффективной социально-экономической политики по отношению к молодежному сегменту рынка труда. Важную роль в таком оценивании занимает комплексный показатель, отображающий объем услуг рабочей силы и общую стоимость ее реализации в молодежном сегменте рынка труда при определенном уровне и соотношении цены (заработная плата) на рабочую силу, – емкость сегмента, в нашем случае молодежного. При этом данный показатель на рынке труда, с учетом молодежного сегмента, характеризуется величиной спроса и предложения на рабочую силу молодежи разных возрастных групп.
5. Принцип сформированных информационных связей между субъектами целевого сегмента рынка труда предусматривает, что основные субъекты (потенциальные работники), в том числе молодежь, обладают соответствующей информацией о состоянии рынка труда: сведения о потребностях работодателей в работниках; наличие вакантных должностей; количество созданных рабочих мест; количество запланированных высвобождаемых рабочих мест; количество фактически высвобождаемых рабочих мест, количество в организациях работников предпенсионного возраста и т.д.
В свою очередь, работодатели должны иметь информацию о целевой подготовке образовательными организациями специалистов; количестве подготовленных квалифицированных работников профессионально-образовательными организациями и выпуске специалистов образовательными организациями высшего образования и т.д.
Формирование процесса сегментирования рынка труда молодежи
Следует отметить, что к основным составляющим процедуры сегментирования рынка труда, в том числе молодежи, относится также процесс формирования, который осуществляется с помощью определенных подходов и методов сегментирования. При этом на каждом из этапов формирования возможно применение конкретных подходов и методов (рис. 2).
Базируются применяемые подходы и методы на специфических особенностях, оказывающих влияние на процесс сегментирования рынка труда, в частности рынка труда молодежи (табл. 2).
Таблица 2
Специфические особенности подходов и методов,
влияющих на процесс сегментирования рынка труда [3]
Наименование подхода, метода
|
Особенности
|
«Неупорядоченный
выбор»
|
основным критерием выбора из
всей совокупности признаков (поведенческий, социально-демографический и т.д.)
является полезность с точки зрения управления ими
|
Двухступенчатый
подход
|
установление иерархических
связей и оценивание основных признаков по их важности для процесса сегментирования
|
Гнездовой
подход
|
осуществление комплексной
иерархии, при которой внешний уровень состоит из простых переменных
сегментирования, а внутренний – из сложных
|
Метод
«рыбьей кости» по М.Дж. Крофту
|
структурирование основных
проблем сегментирования при наличии множества источников данных
|
Подход
«a priori»:
|
выбор наиболее важных признаков
(от общего к частному) сегментирования, их количество, особенности, характеристики
и т.д.
|
– сетка (матрица сегментации)
|
применение объемного графического
метода возможностей сегментов, выделенных по ранее определенным критериям
|
– метод семишаговой сегментации
рынка
|
выявление потребностей
субъектов на рынке труда, корректировка выделенных сегментов с учетом
поведения работодателей и потенциальных работников, в частности молодежи,
оценивание величины каждого выделенного сегмента
|
– метод перекрестного
табличного анализа
|
установление различий в
степени восприимчивости выделенных групп субъектов на рынке труда
|
– метод группировок
|
анализ совокупности
выделенных признаков сегментации с целью выявления степени влияния на
полученный результат
|
Подход
«post hoc»
|
объединение индивидуальных
субъектов рынка труда, в частности молодежи, в однородные группы по сходным
признакам (от частного к общему)
|
– метод совместного анализа
|
формирование сегментов на
рынке труда с помощью группировки субъектов по основным целям, предпочтениям,
оценке полезности и т.д.
|
– метод факторного анализа
|
применение при осуществлении классификации
основных групп признаков сегментирования
|
– метод кластерного анализа
|
подготовка необходимых данных,
определение признаков при оценке основных субъектов рынка труда, определение
единых позиций между группами субъектов, проверка достоверности полученных
результатов
|
Метод
построения профиля сегмента
|
использование среднего
значения каждого признака, т.е. отражение свойств «среднего» субъекта
изучаемого сегмента рынка труда
|
Метод
построения карты восприятия
|
отображение связи между
сегментами, позиции которых определены с помощью факторного анализа
|
Метод
функциональных
карт |
учет всей совокупности
факторов, отражающих интересы субъектов на рынке труда, при которых можно
удовлетворить их основные требования
|
Рисунок 2. Структурная схема формирования
процесса сегментирования рынка труда молодежи
Источник: Составлено авторами на основании: Маракулина, 2011; С. 108-109
В современных условиях, кроме представленных принципов, подходов и методов формирования процесса сегментирования рынка труда, осуществляется учет критериальных признаков на основании объективных (географический, демографический и социально-экономический критерии) и субъективных (психографический и поведенческий критерии) позиций [4] (Заяць, Жаховська, 2008; Олимских, 2014; Якимова, Торбик, 2011).
Признаки критериев сегментации
Рассмотрим подробнее признаки перечисленных критериев сегментации рынка труда:
– географический, определяющий сходства (различия) между основными субъектами рынка труда по географическим составляющим: страна, регион, административное деление (республика, край, область, город, село и т.п.), плотность населения, тип поселений, климат и т.д.;
– демографический: половой признак, возраст, семейное положение, размер семьи и т.п.;
– социально-экономический: уровень образования, профессия, уровень доходов, стаж работы, условия труда и т.д.;
– психографический: образ жизни, личные качества, тип личности, социальный слой и т.п.
– поведенческий: уровень культуры, эмоциональное отношение, мотивация занятости, степень случайности трудоустройства, степень лояльности для основных субъектов рынка труда и т.д.
Критериальные признаки сегментирования рынка труда молодежи
На рисунке 3 представлены наиболее значимые критериальные признаки сегментирования рынка труда молодежи и его сегментарные разновидности без учета социологического инструментария, необходимые для анализа данного сегмента рынка труда:
1. географический признак:
– по типам поселений;
2. демографический признак:
– по половой характеристике;
– по возрастным группам;
3. социально-экономический признак:
– по состоянию или форме включения в процесс общественного производства;
– по уровню образования;
– по группам занятий и социальному статусу;
– по формам занятости;
– занятость по видам экономической деятельности.
Оценка потенциала данного сегмента по предложенным критериальным признакам позволит выявить основные проблемные моменты, тормозящие его развитие, и разработать необходимые мероприятия по урегулированию совместных интересов на уровне государства, региона и основных субъектов рынка труда (выделение основных приоритетных направлений экономического развития; правовое регулирование социально-трудовых и экономических отношений; сбалансированность между спросом и предложением на рынке труда; стимулирование спроса на рабочую силу молодежи; социальная защита молодых специалистов и т.п.).
Заключение
В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что выделение необходимых принципов, методов и критериальных признаков при сегментировании рынка труда позволит не только качественно изучить состояние отдельных сегментов, в частности молодежи, но и спрогнозировать модель его структурно-сбалансированного развития.
Рисунок 3. Особенности критериальных признаков сегментирования
рынка труда молодежи
Источник: Составлено авторами
[1] Мрачковский, А.Е., Михайлов, А.А. (2011). Рынок труда (С. 36). Омск: Издательство ОмГТУ.
[2] Труд и занятость в России – 2013 г. (2013; С. 35). Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_36/Main.htm
[3] Составлено авторами на основании: Маракулина, 2011; Дибб, С., Симкин, Л. (2001). Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер; Костерин, А.Г. (2002). Практика сегментирования рынка. СПб: Питер; Кревенс, Д.В. (2003). Стратегический маркетинг. М.: Издательский дом «Вильямс»; Моисеева, Н.К., Конышева, М.В. (2002). Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. М.: Финансы и статистика.
[4] Костерин, А.Г. (2002). Практика сегментирования рынка. СПб: Питер.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 08:01:36