О причинах кризиса и новых инструментах увеличения объемов инвестиций в экономику России
Дашиева Э.А.1
1 Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, г. Улан-Удэ
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 12 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Дашиева Э.А. О причинах кризиса и новых инструментах увеличения объемов инвестиций в экономику России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 12. – С. 1729-1742. – doi: 10.18334/rp.16.12.312.
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению причин кризиса 2015 года в России и инициативам российских органов государственной власти по внедрению новых инструментов экономического стимулирования, таким как деоффшоризация и льготное рефинансирование инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. Дан обзор мнений ведущих российских экономистов о кризисе. Рассмотрены механизмы деоффшоризации в России и предоставления льготного финансирования инвестиционных проектов.
Ключевые слова: инвестиции, инфляция, проектное финансирование, структурный кризис, деоффшоризация
Введение
Конец 2014-го и начало 2015-го годов в России ознаменовались серьезным ухудшением основных макроэкономических показателей, нестабильностью на внутреннем рынке, высокой волатильностью курса российской валюты и цен на энергоносители, а также потерей доверия инвесторов, ускоренными темпами оттока капитала и серьезным падением объемов иностранных и российских частных инвестиций. Совокупность этих тенденций объективно свидетельствует о вступлении российской экономики в фазу полномасштабного кризиса.
При анализе сложившейся ситуации ведущие российские экономисты сходятся во мнении, что причины кризисных явлений кроются в нерешенных структурных проблемах экономики, которые особенно ярко обострились на фоне сложной внешнеполитической обстановки. Так, декан экономического факультета МГУ, д.э.н., профессор А.А. Аузан считает, что экономический рост в России прекратился в 2011 году по причине изживания к 2008 году действующей модели экономики и отсутствия реформ и новых стимулов для развития [1]. С коллегой согласен ректор РАНХиГС, д.э.н, доктор философии, профессор Владимир Мау, упоминающий как основную причину спада потерю актуальности экономической модели, на которой экономика России базировалась на протяжении последних 10 лет.
По мнению Мау, в настоящий момент разворачивается структурный кризис, усиливаемый совокупностью и единовременностью ряда сложностей неструктурного характера, таких как экстремальная волатильность цен на нефть, геополитическая обстановка, экономические санкции ряда иностранных государств в связи с ситуацией в Украине и присоединением к территории России Крымского полуострова [2].
Ученые Российского государственного университета им. Г.В. Плеханова со своей стороны отмечают, что структурные риски российской экономики обусловлены пассивной государственной промышленной и инвестиционной политикой последних лет, сопровождаемой усилением существующей сырьевой экономической модели [3].
Помимо внешней неблагоприятной обстановки и изживания базисной экономической модели, тормозящим фактором экономики является несбалансированность демографической структуры общества: старение населения, сокращение количества трудоспособного населения вследствие демографических ям, принятие государством дополнительных обязательств по индексации доходов бюджетников – все эти факторы увеличивают нагрузку на федеральный бюджет, тем самым препятствуя эффективному распределению государственных средств. При этом сама структура бюджетных расходов оказывает серьезное влияние на ухудшение экономической обстановки.
Анализируя проект бюджета на 2015-2017 гг. заведующий кафедрой финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова, профессор, д.э.н. В.А. Слепов [3] отмечает несбалансированность расходной и доходной статей. Высокая по отношению к ВВП доля непроизводительных расходов, среди которых ассигнования на национальную оборону и содержание госаппарата, не способствует повышению эффективности государственного сектора управления.
Кроме того нельзя не отметить значительный рост нагрузки на бюджет в связи с необходимостью финансирования вошедших в 2014 году в состав РФ дотационных субъектов федерации – Республики Крым и города Севастополя. Так, размер финансовой поддержки региона в 2014 году официально оценен в 124,7 млрд рублей [4]. Объем федеральной целевой программы, утвержденной на 2015 год, составил 104,5 млрд рублей [5].
По мнению министра финансов РФ, д.э.н. А.В. Улюкаева, структурный кризис обусловлен отсутствием своевременного реформирования экономической системы и ростом социальных издержек [6]. Расходная часть федерального бюджета продолжает расти несмотря на то, что доходная часть уменьшается на фоне снижения собираемости налогов и сокращения объемов доходов, получаемых от экспорта подешевевшей нефти. В данной ситуации необходимо понимать, усложнение ситуации будет продолжаться, поскольку процесс реформирования еще не начался и с дальнейшим развитием кризиса бюджетные расходы будут только увеличиваться. Чем позднее начнутся экономические преобразования, тем более возрастут затраты на их внедрение и усложнится процесс выхода из кризиса.
Эксперты Центра развития ВШЭ также отмечают, что сочетание высокой загрузки мощностей при исторически низкой безработице на протяжении последних лет свидетельствует о структурном характере начавшегося замедления экономики. Увеличение инвестиций смогло бы стимулировать и восстановить темпы экономического роста, однако на протяжении 2013 года объемы средств, вливаемых в экономику, снижались [7]. Разработка и внедрение назревших реформ, которые ожидались инвесторами и предпринимательским сообществом, были отложены и не начались по сей день. Соответственно ухудшились ожидания бизнеса и экономический климат в стране в целом, и это, среди прочих факторов, повлекло отток капитала из РФ и заморозило инвестиционную активность частных внутренних и международных инвесторов.
В отчете Всемирного банка, посвященном России, отмечается, что кризис доверия к государству со стороны реального сектора, наступивший в результате отсутствия реформ, в конце концов привел к сокращению деловой активности и остановке роста экономики [8].
Академик РАН, зав. кафедрой экономической теории и политики Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС А.Г. Аганбегян охарактеризовал ситуацию следующими макроэкономическими явлениями: начавшейся в 2013 году стагнацией, последовавшей за ней с IV квартала 2014 года рецессией и ускоренной инфляцией, темпы которой нарастали на протяжении 2014 года и продолжают повышение в 2015 году. По данным Росстата в 2013 года инфляция в России составила 6,5%, а на протяжении 2014 года был зафиксирован значительный рост, и в итоге показатель достиг 11,4% [9]. С наступлением 2015 года темпы прироста увеличились до 15% в январе, до 16,7% в феврале и до рекордных 16,9% по результатам марта 2015 года [10]. По мнению эксперта, сочетание описанных явлений порождает состояние стагфляции в экономике [11].
Таким образом, по мнению ведущих экономистов, причины текущего кризиса лежат не в плоскости внешнеполитических событий 2014 года, а в базисном уровне российской экономической системы.
Основной проблемой является устаревшая экономическая модель, не способная создавать стимулы для экономического роста и отвечать на вызовы рынков. Обстановка, сложившаяся на протяжении 2014 года, стала катализатором для перехода спада в активную стадию структурного кризиса, который характеризуется совокупностью кризисов разного уровня и отличных по своей природе.
Структурные кризисы описываются не одним-двумя параметрами, такими как снижение уровня производства и рост безработицы, а комплексом показателей социально-экономической сферы [12]. Для структурных кризисов характерны следующие закономерности:
1. Одновременность наступления циклического и структурного кризисов. Данный этап характеризуется, с одной стороны, окончанием цикла развития экономики, при котором ранее осуществленные инвестиции обеспечили возвратность средств и исчерпали свой потенциал, а с другой стороны - несоответствием между действующей структурой экономики и общей экономической конъюнктурой, в связи с чем назревает необходимость проведения глубоких институциональных и технологических изменений. Изменившийся уровень цен, трансформировавшийся спрос, развитие новых и отмирание действующих технологий, перераспределение статей торгового баланса страны – все эти вызовы требуют трансформации экономики и перехода на новый уровень функционирования государственных и предпринимательских институтов. Наступление кризиса свидетельствует о полной амортизации средств производства, введенных ранее, и, соответственно, необходимости осуществления инвестиций в обновление технологической базы, которое обеспечит повышение производительности труда и эффективности производства, и, в конечном итоге, удовлетворение сформировавшего спроса на новые товары и услуги.
2. Финансовый кризис. В период, когда система не дает устойчивого экономического роста, инвестиционные и предпринимательские риски повышаются, соответственно, происходит удорожание кредитов и одновременное обесценивание долговых бумаг и производных финансовых инструментов. Финансовый кризис влечет недостаток ликвидности на рынках и сокращение доступных кредитных ресурсов. Наложение финансового и структурного кризиса сокращает возможности для экономического роста в связи с отсутствием достаточного количества инвестиций и возможностей привлечения крупного заемного капитала.
Для выхода из структурного кризиса необходимо создание экономической модели, соответствующей действующим задачам экономики, глубокое реформирование экономической структуры и действующих институтов государственного и частного секторов. Важнейшие задачи на сегодня - модернизация промышленного сектора и сопутствующих технологических решений, а также создание новых драйверов роста и разработка инновационных инструментов государственного регулирования.
Масштабное технологическое обновление производственного сектора требует значительных инвестиций и наличия соответствующей законодательной базы, поэтому первоочередными задачами на сегодня является реформирование действующей экономической структуры, перестройка институтов государственного регулирования экономики и взаимодействия государства и бизнеса, корректировка курса экономической политики государства, внедрение новых механизмов размещения государственных инвестиций – то есть принятия комплекса мер, направленных на создание новой экономической модели и конкурентоспособного инвестиционного климата.
Процесс привлечения инвестиций требует времени и, соответственно, должен рассматриваться как долгосрочная цель органов власти, важно создать прозрачную законодательную базу и систему налогообложения, эффективный механизм защиты интересов инвесторов. Также необходимо стремиться к минимизации политических рисков в России и отмене действующих санкций США, Канады, Японии и стран ЕС, ограничивающих возможности размещения иностранных инвестиций в РФ. Повышение эффективности собираемости налогов в рамках существующей системы налогообложения обеспечит сохранение налоговых ставок на прежнем уровне и поэтому должно стать приоритетным направлением. Подтверждение государством принципиальной позиции отказа от наращивания налогового бремени на предпринимательскую и инвестиционную деятельность создаст минимальный комфорт для бизнеса и инвесторов. В то же время критически важно своевременно удовлетворять потребности экономики в инвестициях, в т.ч. за счет средств государства.
Необходимо отметить, что при рассмотрении вызовов внутри страны нельзя не обращать внимания на внешнюю конъюнктуру. Влияние глобализации на национальные экономики проявляется все сильнее, поэтому разработка антикризисной политики должна не только обеспечивать экономический рост, но и гармоничное взаимодействие с глобальными рынками. Правительства как развитых, так и развивающихся стран создают тренд на макроэкономическое стимулирование экономического роста посредством внедрения инновационных инструментов регулирования. К этим инструментам относятся щадящая монетарная политика, использование возможностей центробанков для предоставления льготного фондирования, проведение политики деоффшоризации экономик. Ожидается, что эти меры сократят отток капиталов из страны и улучшат инвестиционный климат, что позволит привлечь инвесторов из оффшоров. Конкуренция в привлечении инвестиций для экономик, ориентированных на возврат капитала из оффшоров среди стран, в будущем будет только расти, соответственно, на рынке может сложиться ситуация перераспределения оффшорных капиталов между традиционно оншорными экономиками, что, однако, не означает возвращения капитала в страну происхождения, а напротив – перемещение ее в третью юрисдикцию на новых условиях. Поэтому необходимо создать эффективный механизм деоффшоризации и установить нормы конкурентного и жизнеспособного законодательства, предусматривающего защиту прав инвестора и способного создать правовой базис будущего инвестиционного климата.
Закон, направленный на деоффшоризацию российской экономики, вступил в действие с 1 января 2015 года. В соответствии с законом граждане РФ обязуются сообщать о прямом или косвенном участии в капитале иностранных компаний в размере, превышающем 25% (в отдельных случаях 10%). Данные организации будут рассматриваться как контролируемые иностранные компании (КИК). Нераспределенная прибыль, получаемая в связи с деятельностью КИК, с 2015 года должна облагаться налогами РФ в размере 20% в случае, если КИК контролируется юридическим лицом и 13% в случае, если организация контролируется физическим лицом [13]. Важно отметить, что в соответствии с данным законом денежные средства и имущество, получаемые контролирующим лицом в результате ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции и поступающие в Россию до 1 января 2017 года, полностью освобождается от налогов [14]. Данный закон можно рассматривать как российский вариант реализации общемировой тенденции по борьбе с оффшорами и возвратом капиталов в периметр налогообложения страны происхождения капиталов.
При обсуждении Закона о деоффшоризации органов законодательной власти с деловым сообществом ключевым требованием бизнеса было обеспечение синхронизации процесса деоффшоризации с амнистией в отношении бенефициаров оффшорного капитала после раскрытия информации перед контролирующими органами. В результате 20 мая 2015 года Госдумой РФ одобрен законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках», устанавливающий механизм амнистии возвращенных на территорию РФ из оффшорных юрисдикций активов. Данный закон предполагает возможность предоставления в налоговые органы до конца 2015 года специальной декларации, содержащей информацию об имуществе (земля и другая недвижимость, транспорт, ценные бумаги, доли в бизнесе), сведения о контролируемых иностранных компаниях, о счетах в зарубежных банках и счетах, по которым декларант признается бенефициаром. Под действие закона также подпадает имущество, оформленное на номинального владельца. Налоги с задекларированных активов взиматься не будут, участникам процесса обещан режим налоговой тайны и освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности [15].
Однако следует учитывать, что успех применения упомянутых законов и возврат капитала будет зависеть от общего экономического и инвестиционного климата в России. Закономерно, что в случае необходимости выведения бизнеса из оффшора капитал будет перемещен в юрисдикцию, где он может безопасно размещаться и быть инвестирован с оптимальным показателем прибыли. К сожалению, по мнению экспертов, российское правоприменение и судопроизводство не предоставляют гарантий безопасности для владельцев капитала [16]. Правовые и экономические институты в РФ требуют серьезного реформирования для обеспечения минимальных гарантий инвесторам и бенефициарам капиталов. На сегодняшний день выбор страны налогового резидентства для бывших оффшорных активов будет основываться в первую очередь именно на гарантиях безопасности. В условиях обострения конкуренции оншорных экономик за приток капиталов важнейшей задачей для российских органов власти должна стать разработка программы экономических реформ для создания привлекательного и безопасного делового климата и прецедентов применения новых законов.
Еще одна важная инициатива, принятая Правительством РФ для стимулирования российской экономики, была оформлена в виде Постановления от 11 октября 2014 года №1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Данным постановлением утвержден механизм поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования посредством льготного рефинансирования Центробанком предоставленного инвестиционного кредита. Так, максимальная ставка процента по инвестиционному кредиту, получаемому частным инвестором, устанавливается на уровне ключевой ставки + 1% годовых, при этом для целей постановления значение ключевой ставки составляет 9% годовых. В настоящий момент коммерческие кредиты юридическим лицам предоставляются на основании ключевой ставки в размере 12,5% (по состоянию на 5 мая 2015 г.) плюс маржа коммерческого банка в размере 2-6%. Таким образом, инвестиционный кредит, получаемый для проектного финансирования, будет как минимум на 4-8,5% дешевле стандартного коммерческого кредита. Кроме того, Постановление предусматривает предоставление государственных гарантий по выданным кредитам в размере до 25% от суммы кредита [17].
В соответствии с Постановлением, отбор инвестиционных проектов должен осуществляться Межведомственной комиссией по отбору инвестиционных проектов, образуемой при Министерстве экономического развития РФ. Министерство финансов РФ участвует в работе Межведомственной комиссии и предоставляет гарантии по кредитам, выданным в целях реализации инвестиционных проектов, отобранных для участия в программе. Функциями агента Правительства РФ наделен Внешэкономбанк.
Проектное финансирование - это метод финансирования инвестиционных проектов, характеризующийся особым способом обеспечения возвратности вложений, в основе которого лежат исключительно или в основном денежные доходы, генерируемые инвестиционным проектом, а также оптимальным распределением всех связанных с проектом рисков между сторонами, участвующими в его реализации [18]. Иными словами, проектное финансирование представляет собой предоставление инвестиционного кредита на реализацию определенного проекта, источником погашения по которому будут доходы, получаемые в результате экономической деятельности предприятия по эксплуатации мощностей после введения реализованного проекта в эксплуатацию. При проектном финансировании кредит предоставляется в размере до 85% стоимости проекта, таким образом, коммерческий банк становится основным риск-тейкером инвестиционного проекта. В отличии от кредитования корпоративного сектора, где источником погашения и обеспечением по кредиту является прибыль уже действующего предприятия, возвратность проектных кредитов может быть обеспечена только за счет прибыли, полученной после реализации проекта и осуществления первого операционного цикла введенного в эксплуатацию предприятия. Поэтому такие кредиты, как правило, являются капиталоемкими, долгосрочными и высокорисковыми. Важно понимать, что оценка инвестиционной привлекательности проекта должна включать в себя не только риски реализации, но и потенциальную доходность будущей деятельности предприятия, наличие рынков сбыта и потребительского спроса на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому необходимо, чтобы качественный и всесторонний анализ инвестиционных проектов осуществлялся высококвалифицированными и опытными специалистами, успешно реализовавшими ряд проектов на основе проектного финансирования. В настоящий момент подобный опыт имеют команды крупнейших российских банков. Поэтому в состав программы льготного рефинансирования вошли следующие кредитные организации: Сбербанк России, группа ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, Открытие Банк, Промсвязьбанк, Международный инвестиционный банк, Евразийский банк развития. В рамках программы один из этих банков может выступать в качестве Уполномоченного банка, осуществляющего организацию льготного финансирования, предоставление кредитных средств и последующий контроль за целевым использованием кредитных средств, полученных конечным заемщиком.
Критериями отбора инвестиционных проектов для участия в Программе являются:
- реализация инвестиционного проекта на основе проектного финансирования;
- расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта;
- реализация инвестиционного проекта в секторе экономики, являющемся приоритетным для развития экономики Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 года;
- полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд рублей и не более 20 млрд рублей;
- финансирование не более 80% полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств
Для получения льготного рефинансирования коммерческие банки, утвержденные для участия в Программе, предоставляют в рабочий орган Межведомственной комиссии проектов паспорт инвестиционного проекта, отвечающего требованиям льготной Программы и способных генерировать достаточный уровень доходности, и документы, подтверждающие принятие решения о финансировании внутренним коллегиальным органом банка. Внешэкономбанк, выступая в качестве Агента Правительства РФ, после получения от рабочего органа Межведомственной комиссии документов проводит проверку документов на предмет их соответствия Программе. В случае представления Внешэкономбанком положительного заключения Межведомственная комиссия проводит заседание, по итогам которого принимает решение об отборе инвестиционного проекта либо решение об отказе в участии инвестиционного проекта в Программе. В случае одобрения проекта после получения подтверждения целевого использования кредитных средств Центробанк рефинансирует коммерческому банку часть средств в соответствии с условиями Программы.
По мнению старшего менеджера по проектам ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг» А. Солодовникова, проектное финансирование используется для реализации масштабных и капиталоемких проектов в мировой практике уже несколько десятилетий. По мере интеграции России в мировое экономическое пространство этот механизм становится все более востребованным [19]. Утвержденная программа поддержки создания в России комплексного механизма государственной поддержки крупных инвестиционных проектов на основе проектного финансирования может рассматриваться как одна из мер стимулирования экономического роста. Основным достоинством данной Программы является создание прозрачного механизма, обеспечивающего организацию взаимодействия органов государственной власти в лице Минэкономразвития РФ, Минфина РФ и Банка России, кредитных организаций и компаний-инициаторов проекта. Кроме того, определен четкий порядок и критерии отбора инвестиционных проектов.
В случае успешного внедрения Программы, частично будет решена проблема недостатка дешевых кредитных ресурсов, сделав возможным реализацию крупных проектов и обновления производственной базы страны. Кроме того, данная программа существенно снижает риски размещения государственных инвестиций, поскольку оценка проектов производится коммерческими банками, ориентированными на получение прибыли. Соответственно, все проекты, участвующие в программе, способны обеспечить приемлемый уровень доходности и возвратность размещенных средств.
Заключение
На фоне масштабного структурного кризиса существенно возрастает необходимость пересмотра привычных инструментов государственного регулирования и существующих институтов взаимодействия участников экономического процесса. При этом появление новых внешних и внутренних вызовов требует оперативного реагирования и создания конкурентоспособной инвестиционной среды. Основное направление экономической политики для выхода из кризиса должно базироваться в первую очередь на реформировании экономической системы и затем - на увеличении как государственных, так и частных инвестиций.
Новыми перспективными направлениями политики являются Закон о деоффшоризации и Программа поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования. В случае успешного внедрения данных инструментов, проблема недостатка инвестиций будет частично решена.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:22