Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары

Иванов Г.Г.1, Ефимовская Л.А.1, Крышталев В.К.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1717-1728. – doi: 10.18334/rp.16.11.290.

Аннотация:

В настоящей статье проанализированы возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары. Показаны причины, по которым необходимо введение централизованного регулирования цен.  Одной из целей настоящей статьи является рассмотрение применяемой практики государственного регулирования цен, ее положительных и отрицательных сторон. Приведены потенциальные методы регулирования цен.

Ключевые слова: государственное регулирование, торговая надбавка, социально значимые товары, рост цен, товаропроводящая цепочка, торговая прибыль, фиксация цен, адресная поддержка



Одной из наиболее острых и актуальных социально-экономических проблем последних лет является резкий рост цен на продовольственном рынке. Причем тенденция роста цен на основные продовольственные товары отмечается во всех регионах страны. Так, если в 2014 году в среднем по Рос­сии рост потребительских цен составил 11,4%, то рост цен по продовольственным товарам - 15,4%. По данным Росстата, в 2014 году цены на сахар возросли в 1,4 раза, крупы - на 22%, мясо и птицу - в 1,2 ра­за, молоко - на 13,4%, муку - на 9,8% и т.п. Инфляция за 2014 год почти в 2 раза превысила уровень 2013 года. Только за январь-апрель 2015 года зафиксирована инфляция на уровне 8,36%, что более чем в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Подобные негативные явления – следствие целого комплекса причин, одновременно влияющих на внутренний рынок и во многом определяющих неблагоприятные тенденции складывающейся конъюнктуры рынка потребительских товаров. Если обозначать эти причины, то следует особо отметить:

во-первых, экономические санкции стран ЕС, США и других западных стран в отношении России;

во-вторых, ответные меры Российской Федерации о запрете на ввоз всех основ­ных групп продовольственных товаров из стран, присоединившихся к санкциям против России;

в-третьих, девальвацию рубля, обусловленную резким падением цен на нефть;

в-четвертых, необоснованный рост цен производителей, а также сезонный фактор, определяющий ценовую политику в сфере сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья;

и, в-пятых, спекулятивный рост цен розничных продавцов (в том числе и сетевых).

Единовременное воздействие этих факторов серьёзно ухудшило конъюнктуру на внутреннем рынке, привело к стремительному росту цен, существенно сократило спрос, и, соответственно, потребление и, что не менее важно, сформировало своеобразную основу «негативного тренда» будущего экономического развития.

Причем, как свидетельствует практика, наиболее высокие темпы роста цен присущи именно группе социально значимых продовольственных товаров, что достаточно чувствительно для наименее защищенных слоев населения. Чтобы предотвратить социальную напряженность, способствовать развитию кон­куренции в этом сегменте внутреннего рынка (продовольственные товары повседневного спроса), сти­мулировать бизнес, предлагать населению товары требуемого качества по конкурентоспособным ценам необходимо, в том числе, более активное вмешательство орга­нов власти и местного самоуправления в экономические процессы.

Анализ показывает, что цены в товаропроводящей цепочке от производителя до продавца и потребителя в России могут возрастать от 2 до 10 раз. Что ещё раз подтверждает тезис: необходимо регулирование цен на социально значимые товары по всей цепочке их формирования, начиная с закупочных цен, включая и производителей, и прочих поставщиков.

История экономики России и других стран знает немало способов и ме­тодов государственного регулирования ценообразования: прямых и косвенных; от тотального регулирования при распределительной системе прошлого века с талонами до полной либерализации цен в условиях рыночной модели с использованием льготно­го режима налогообложения для отдельных групп продовольственных товаров.

На основе обобщения опыта некоторых стран Евросоюза (Франция, Ис­пания, Дания, Швеция, Финляндия, Германия), Швейцарии, Америки, круп­нейших стран АТР - Японии, Китая, России, можно выделить следующие ос­новные инструменты косвенного регулирования цен со стороны государства:

- рестрикционная (сдерживающая) кредитно-денежная политика, связан­ная с ростом налогов, сокращением государственных расходов и уменьшением инфляции;

- регулирование учётной ставки национальных банков;

- сокращение дефицита государственного бюджета;

- федеральные закупки товаров и услуг;

- налоговая политика (в частности, регулирование ставок косвенных налогов - акцизов и НДС);

- система продовольственной поддержки бедного и нуждающегося населения (в частности, те же талоны на продовольственные товары);

- поддержка отечественных сельхозпроизводителей, их защита от внешней конкуренции (регулирование ввоза);

- эффективная политика развития конкуренции на товарных рынках;

- содействие развитию личных подсобных хозяйств;

- стимулирование распространения форматов розничной торговли типа «дискаунт».

Наряду с таким достаточно широким перечнем инструментов косвенного регулирования цен, практически в каждой стране применяются инструменты прямого регулирования:

- установление перечня товаров, на которые регулируются цены органами власти;

- мониторинг цен, в том числе со стороны государственных и обще­ственных контролёров;

- «замораживание» и установление фиксированных цен;

- установление минимально допустимых цен;

- установление предельных уровней цен и/или прибыли;

- установление справочных цен, диапазона цен;

- регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную про­дукцию и сырьё;

- штрафные санкции и другие правовые последствия за нарушение цено­вой дисциплины и установленных в законодательном порядке правил ценооб­разования.

В России широко используется опыт зарубежных стран в сфере регули­рования ценообразования, как косвенными, так и прямыми методами. Создана и существует нормативная база, позволяющая органам власти осуществлять регулирование цен, не допуская в целом того уровня волатильности, который случился во второй половине 2014 года.

Так, ещё в 1995 году было принято Постановление Правительства РФ № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» [2].

Данное Постановление действует и в настоящее время, последние изме­нения в него внесены 25 февраля 2015 г. Однако нормативно-правовая база в отношении государственного регулирования ценообразования продолжает раз­виваться. Хронологически в качестве следующей попытки создания механизма регулирования ценообразования следует считать введение в действие в 1999 г.

Налогового Кодекса, где в статье 40 приводятся принципы определения рыночной цены на товары (услуги) для целей налогообложения [1, 58].

Следующим заметным этапом развития нормативной базы по проблемам ценообразования и его регулирования следует, на наш взгляд, считать 2010 год. В соответствии с Федеральным законом № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», принятым в 2010 году [3], Правительство РФ приняло Постановление 15 июля 2010г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» [4]. Данным Постановлением Правительство РФ утвердило: - правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необ­ходимости;

- перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, в этот перечень включены:

- Говядина (кроме бескостного мяса),

- Свинина (кроме бескостного мяса),

- Баранина (кроме бескостного мяса),

- Куры (кроме куриных окорочков),

- Рыба мороженая неразделанная,

- Масло сливочное,

- Масло подсолнечное,

- Молоко питьевое,

- Яйца куриные,

- Сахар-песок,

- Соль поваренная пищевая,

- Чай черный байховый,

- Мука пшеничная,

- Хлеб ржаной, ржано-пшеничный,

- Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки,

- Рис шлифованный,

- Пшено,

- Крупа гречневая – ядрица,

- Вермишель,

- Картофель,

- Капуста белокочанная свежая,

- Лук репчатый,

- Морковь,

- Яблоки.

- перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

В настоящее время данное Постановление – ключевой инструмент регу­лирования ценообразования на потребительском рынке.

В Постановлении предполагается, что решение об установлении предельно допустимых розничных цен будет приниматься Правительством РФ по рекомендации Минэкономразвития РФ, но механизм принятия такого решения, однако до сих пор не ясен. По мнению представителей Минпромторга РФ, изменение цен будет отслеживаться на основании данных Росстата, но проверка может также начаться на основе об­ращения любого жителя региона. Если обнаружится, что в большинстве торго­вых точек в субъекте Федерации розничная цена на товар выросла за 30 дней больше, чем на 30%, то в течение нескольких дней ценник на такой товар может быть скорректирован на территории всего региона. И не важно, была ли это череда еженедельных всплесков или ползучая инфляция. При этом будет учитываться оценка ситуации на предприятиях-производителях, сделан­ная Минсельхозом РФ (если речь о продовольственных товарах), выводы о наличии или отсутствии ценового сговора между поставщиками и (или) продавцами со стороны антимонопольной службы. Это и будет являться основой определения предельного значения цены на конкрет­ный товар в конкретном регионе. На это время потребителю гарантируется стабильная цена на необходимый ему продовольственный товар. Далее, по мнению представителей Минпромторга РФ, через 90 дней (а, может быть, и раньше), когда ограничения перестанут играть стабилизирующую роль, на рынке данного товара могут (и должны) появиться новые поставщики. Они будут вместе с уже существующей розницей: предлагать потребителю социально значимые продовольственные товары по приемлемым, обоснованным ценам. Через какое-то время в этом регионе появятся и магазины, которые смогут позволить себе не включаться в спекулятивные игры местных оптовиков.

Выход в свет Федерального закона «Об основах государственного регу­лирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530 вполне логично. Регулирование торговой деятельности в целом и, в частности, процесса ценообразования на социально значимые товары – важная функция государства в рамках реализации социально-экономической политики и развития рынка потреби­тельских товаров и услуг при любом политическом устройстве.

Вместе с тем, факт резкой колеблемости цен в 2014 году (и, в первую очередь, на социально значимые товары) свидетельствует о том, что механизмы регулирования цен, предусматриваемые соответствующими нормативно-правовыми документами, либо должным образом не используются, либо в силу ряда причин недостаточно эффективны. Например, анализ, проводимый в рамках исследовательского проекта РЭУ имени Г.В. Плеханова «Честные цены» (2014–2015), позволил выявить несколько товарных категорий, подпадающих под прямое регулирование цен (согласно упомянутому Постановлению). Однако при резком росте цен на отдельные продовольственные товары в конце 2014 года и начале 2015 года никаких подобных мер не было принято (хотя, как уже было сказано выше, подобные меры за­креплены законодательно и конкретизированы в правилах, изложенных в По­становлении Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530).

Но даже при наличии общих правил не определена конкретная методика установления предельных уровней розничных цен либо торговых надбавок (далее – методика регулирования цен. Прим. авт.), позволяющая сбалансировать интересы продавцов и покупателей.

Как показывают проведенные исследования, такого баланса позволяет достичь не только учёт тенденции развития уровня цен, но и анализ складывающихся закономерностей формирования расходов (в значительной степени издержек обращения), рассмотрение необходимости по­лучения соразмерной прибыли продавцами (среди которых, кстати, много представи­телей среднего и малого бизнеса – источника развития конкуренции и форми­рования среднего класса в стране и регионах).

По сути, на сегодняшний день можно говорить об отсутствии конкретного инструментария реализации в практической деятельности многих положений, содержащихся в нормативно-правовых документах.

Наличие методики регулирования цен позволило бы более обоснованно и эффективно вести диалог органов государственной власти и местного самоуправления с организациями и предприятиями розничной торговли в процессе управления социально-экономической ситуацией на потребительском рынке.

То есть, другими словами, необ­ходимость разработки методики по регулированию уровней рознич­ных цен на отдельные виды социально значимых товаров как эффективного инструмента регулирования цен объективно назрела.

В рамках выполнения проекта «Честные цены» в РЭУ имени Г.В. Плеханова такая методика была разработана. Ориентирована разработанная методика на органы государствен­ной власти и местного самоуправления и позволяет находить (рассчитывать) уровень роз­ничных цен на отдельные виды социально значимых товаров. В основу данной методики положены основные принципы определения предельных размеров торговых надбавок к ценам на отдельные социально значимые товары, которые основы­ваются на затратном подходе и состоят в следующем:

1. Определение размеров предельных торговых надбавок производит­ся на основании расчетных материалов, представленных предприятиями роз­ничной торговли, осуществляющими реализацию социально-значимых товаров на территории субъекта Российской Федерации. При этом количество пред­приятий розничной торговли, представивших расчетные материалы, должно составлять не менее 15% от их числа, расположенных в субъекте Рос­сийской Федерации, и включать организации разной формы собственности (частная, государственная, муниципальная, кооперативная - при их наличии в субъекте).

2. Органы государственной власти и местного самоуправления про­водят анализ размеров применяемых торговых надбавок, оценивают их влияние на результаты финансово-экономического состо­яния предприятий розничной торговли, осуществляющих реализацию социаль­но-значимых товаров в отчетном периоде, и учитывают результаты этого ана­лиза при установлении размеров предельных торговых надбавок.

3. Размеры предельных торговых надбавок на социально значимые товары устанавливаются органами государственной власти и местного само­управления с учётом:

- возмещения предприятиями розничной торговли экономически обосно­ванных издержек обращения, связанных с закупкой, хранением и реализацией социально значимых товаров;

- минимального размера прибыли – 20% к текущим расходам, или среднеотраслевого уровня прибыли в процентах к объему товарооборота.

Несмотря на необходимость разработки методических рекомендаций по определению уровня розничных цен на отдельные виды товаров и услуг, сле­дует отметить, что это лишь один из возможных инструментов регулирования «нештатных» ситуаций на рынке потребительских товаров.

Минпромторг РФ, например, в 2014 году предложил (и даже апробировал в некоторых регионах) совершенно другой способ борьбы – именно борьбы, а не регулирования – с повышением цен на социально значимые товары. Смысл предлагаемых мер заключается в следующем: местные органы власти определяют категории нуждающегося населения, в бóльшей степени пострадавшие от резкого повышения цен на социально значимые товары. Этим категориям населения органами власти на местах осуществляются дополнительные выплаты на покупку именно социально значимых товаров. Тем самым обеспечивается поддержка малоимущих слоев населения, с одной стороны, достигается рост объемов предъявляемого спроса на определенные товарные группы, с другой, тем самым, осуществляется помощь отечественным производителям.

Механизм борьбы с высоким ценами, предложенный Минпромторгом РФ, имеет право на существование, но лишь в краткосрочной перспективе. Главным минусом этого предложения является то обстоятельство, что априори признаётся неизбежность постоянного роста цен на социально-значимые товары – населению предлагаются меры приспособления к существенному росту цен – возможности регулирования цен даже не обсуждаются. Такой подход, по нашему мнению, неверен в стратегическом плане. Органам власти предлагается заменить регулирование цен на адресную поддержку определённых групп населения.

Анализ работы органов власти и местного самоуправления в регионах России позволил систематизировать следующие основные направления регу­лирования ценообразования на продовольственном рынке:

- создание и организация работы специальных региональных (местных) комиссий по проведению мониторинга ценовой ситуации на продовольствен­ном рынке, основная цель которых – анализ причин роста цен, торговой ин­фраструктуры в разрезе всей ценообразующей цепочки от производства до розничной торговли и разработка своевременных мер по обеспечению социаль­но значимыми продовольственными товарами всех групп населения;

- заключение соглашений о сотрудничестве органов власти, местного самоуправления с отраслевыми объединениями сельхозпроизводителей, пере­работчиков и предприятий торговли с целью поддержания цен на социально значимые продовольственные товары на определённом уровне; реализация таких со­глашений предполагает мониторинг цен на всех этапах движения товара, об­мен ценовой информацией, взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой для проведения контрольных мероприятий и принятия мер антимоно­польного реагирования в случаях необоснованного роста цен;

- договорённость органов власти и местного самоуправления с крупными сетевыми структурами по применению минимальных торговых надбавок на социально значимые продукты питания, расширению их ассортимента за счёт продукции малых предприятий-производителей;

- проведение социальных акций, ярмарок «выходного дня» с привлечением максимально возможного количества товаропроизводителей, крестьян­ских / фермерских хозяйств (это может способствовать снижению цен в среднем на 20-25%), акции по предоставлению скидок на основные продовольственные това­ры с использованием специальных ценников, информационных стендов и пр.;

- реализация мер по замещению ввозимой социально значимой продукции из-за пределов региона продукцией собственных производителей, в том числе на основе целевых инвестиционных проектов;

- системная работа по наращиванию объёмов производства продукции АПК в целях повышения конкуренции и стабилизации цен на рынке социально значимых товаров, государственная поддержка АПК через: повышение ставок субсидий, выделение средств личным подсобным хозяйствам на заготовку и приобретение кормов для скота; креди­тование субъектов малого предпринимательства и выдачу поручительств региональных гарантийных фондов поддержки в части проектного развития пере­работки сельскохозяйственной продукции, возмещение затрат по оплате пер­воначального взноса по лизингу;

- закупка продовольственной пшеницы в региональные фонды в целях со­здания необходимых запасов и обеспечения потребности населения региона в хлебе по доступным ценам;

- развитие межрегиональных связей с целью установления прямых кон­тактов с предприятиями – производителями продовольственных товаров;

- систематическое информирование населения через средства массовой информации о ситуации на потребительском рынке с целью предупреждения ажиотажного спроса;

- государственное субсидирование торговых предприятий на уровне регионов через частичное возмещение транспортных расходов по доставке това­ров первой необходимости в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с целью обеспечения доступности продовольственных товаров пер­вой необходимости по низким ценам населению данных районов;

- открытие специализированных магазинов и постоянно действующих торговых площадок для реализации собственной про­дукции местными производителями (сельскохозяйственными производителя­ми, фермерами, предприятиями пищевой промышленности); открытие магази­нов и отделов социальной направленности для реализации продовольственных товаров ветеранам, малоимущим и социально незащищённым гражданам;

- создание муниципалитетами дополнительных рабочих мест на действующих розничных рынках для реализации товаров местных товаропроизво­дителей;

- внедрение муниципальных дисконтных карт для малоимущих слоев населения в предприятиях торговли, открытие магазинов-дискаунтеров в сель­ских населённых пунктах;

- разработка и реализация программных мер в сфере заготовительной де­ятельности по закупке излишков сельскохозяйственной продукции, дикорас­тущего сырья специально созданными заготовительными пунктами и магази­нами потребительской кооперации.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:54:48