Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли
Иванов Г.Г.1, Майорова Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1699-1710. – doi: 10.18334/rp.16.11.250.
Аннотация:
Проблематика корпоративной социальной ответственности актуальна как для общества в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Несмотря на значительное количество работ в этой области, в настоящее время наблюдается недостаток исследований корпоративной социальной ответственности торговли с учетом специфики отрасли.
Основываясь на теории «разумного эгоизма», в соответствии с которой работа в сфере корпоративной социальной ответственности может быть выгодна для компании, авторы провели исследование (опрос), направленное на решение следующих задач: оценить информированность покупателей о корпоративной социальной ответственности торговли; выявить наиболее эффективные способы повышения информированности покупателей о корпоративной социальной ответственности торговли.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения торговыми организациями с целью наиболее эффективной реализации концепции корпоративной социальной ответственности.
Ключевые слова: торговля, корпоративная социальная ответственность, торговая организация, информированность покупателей
Введение
Проблематика корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) приобретает все большую значимость, чему способствуют следующие обстоятельства: интеграция российского бизнеса в международные экономические отношения и, соответственно, необходимость соблюдения международных норм и стандартов; изменение ожиданий и системы ценностей населения, предъявляющего все больше требований к социальным аспектам деятельности компаний; постепенное осознание менеджментом первостепенной роли человеческого капитала в создании экономических результатов; отсутствие у государства достаточного объема ресурсов для проведения полноценной социальной политики; слабая развитость института некоммерческих организаций.
Рассматривая концепцию КСО применительно к торговле, во-первых, необходимо отметить противоречия в практике реализации принципов КСО хозяйствующими в торговле субъектами. Например, в то время как «X5 Retail Group» активно участвует в улучшении жизни общества, о чем сообщается на официальном сайте компании [1], совладелец и основатель ее непосредственного конкурента сети «Магнит» Сергей Галицкий утверждает, что «социальная ответственность бизнеса – глупость… На жестком конкурентном рынке никакой социальной ответственности быть не может» [2]. Во-вторых, несмотря на повышенное внимание, уделяемое КСО современной наукой, значимые работы отечественных экономистов направлены в основном на промышленный сектор. В свою очередь, применение результатов, полученных зарубежными специалистами при изучении КСО торговли ( [15,16,17] и др.), по объективным причинам затруднено для компаний, функционирующих на территории РФ. Таким образом, на наш взгляд, исследования в области КСО российской торговли с учетом отраслевой специфики в данный момент являются особенно актуальными и практически значимыми.
В настоящее время принято выделять три основных подхода к интерпретации концепции КСО [7, 8].
Первый подход (теория «корпоративного эгоизма») основывается на утверждении, что при условии соблюдения требований законодательства единственной целью бизнеса является увеличение прибыли и, соответственно, рост ценности компании для акционеров, в то время как забота о благосостоянии общества должна быть обязанностью государства и некоммерческих институтов. Эта точка зрения впервые была высказана в 1970 г. Нобелевским лауреатом М. Фридманом в статье «The social responsibility of business is to increase its profits», опубликованной в New York Times.
Второй подход (теория «корпоративного альтруизма») прямо противоположен теории М. Фридмана и предполагает, что бизнес должен не только стремиться к максимизации прибыли, но и нести ответственность перед обществом, то есть принимать участие в решении общественных проблем, способствовать росту всеобщего благосостояния и сохранению окружающей среды. Эта теория появилась вскоре после публикации М. Фридмана и принадлежала Комитету по экономическому развитию США, который настаивал на обязанности корпораций вносить вклад в улучшение американской жизни.
Наконец, третий подход (теория «разумного эгоизма») базируется на том, что, несмотря на сокращение текущей прибыли в результате социально ориентированных расходов, в долгосрочном периоде социально ответственное поведение стабилизирует прибыли и способствуют устойчивому развитию бизнеса, то есть является выгодным для компании.
Именно третья интерпретация в последние годы получила наиболее широкое признание среди ученых и практиков. В научной литературе [3, 9, 10, 11, 14] отмечается множество выгод, приобретаемых бизнесом в результате эффективной реализации концепции КСО: повышение лояльности сотрудников и клиентов, наращивание нематериальных активов, рост капитализации, снижение рисков и повышение устойчивости к кризисным явлениям, возможность получения налоговых льгот, сокращение претензий со стороны регулирующих органов, повышение инвестиционной привлекательности и др. Кроме того, целый ряд авторов [1, 2, 4-6, 8, 13, 14] утверждает, что социально ответственное поведение выступает одним из основополагающих элементов положительной деловой репутации.
Основываясь на наиболее широко признаваемой сегодня теории разумного эгоизма, мы исходим из предположения, что активная деятельность торговой организации в сфере КСО может способствовать повышению ее экономических результатов. Причем выгода связана в первую очередь с улучшением репутации, так как покупатели, узнавая о добровольном участии торговой компании в решении социальных проблем, начинают воспринимать ее более позитивно. В свою очередь, мнение покупателей о компании оказывает влияние на их поведение и в результате – на объем продаж, увеличение которого называют [12] важнейшей задачей торговли. В этой связи представляется важным изучение информированности покупателей о КСО торговых организаций.
В настоящей работе поставлены следующие задачи: оценить информированность покупателей о КСО торговых организаций; выявить наиболее эффективные способы повышения информированности покупателей о КСО торговых организаций.
Указанные задачи решены авторами при исследовании восприятия покупателями КСО торговли, в рамках которого в сентябре-октябре 2014 г. был проведен опрос (анкетирование) жителей Москвы и Московской области в возрасте 18 лет и старше, совершающих покупки в сетевых продовольственных магазинах не реже одного раза в неделю (387 человек) (таблица 1).
Таблица 1
Социально-демографическая характеристика респондентов (исчтоник - составлено авторами)
Признак
|
Количество респондентов
|
% от числа опрошенных
| |
Пол
|
мужской
|
143
|
37,0
|
женский
|
244
|
63,0
| |
Возраст
|
18-25
|
144
|
37,2
|
26-35
|
117
|
30,2
| |
36-45
|
70
|
18,1
| |
46-60
|
41
|
10,6
| |
61 и старше
|
15
|
3,9
| |
Ежемесячный доход на 1 члена семьи, руб.
|
до 7000
|
9
|
2,3
|
7000-20000
|
125
|
32,3
| |
20000-50000
|
143
|
37,0
| |
50000-100000
|
107
|
27,6
| |
1000000 и более
|
3
|
0,8
|
О знании случаев социально ответственного (или безответственного) поведения торговых организаций в совокупности заявили более 90% опрошенных покупателей. Примечательно, что о негативном воздействии торгового бизнеса на общество и окружающую среду покупатели осведомлены лучше, чем о позитивном. Так, о добровольном участии торговых компаний в улучшении жизни общества вспомнили 66,7% респондентов, в совокупности отметив 561 известный им случай, в то время как о вреде, нанесенном компаниями, заявили 84,5% опрошенных, указав чуть более 1000 таких случаев (рис.). Среди покупателей, которым известна работа торговых организаций в сфере КСО, 91% знаком как минимум с одним мероприятием какой-либо из ведущих розничных торговых сетей.
Рисунок. Осведомленность покупателей о случаях социально ответственного (безответственного) поведения торговых организаций (в % от числа респондентов) (источник - составлено авторами)
Среди добровольных действий торговых организаций по улучшению жизни общества наиболее популярными стали: дополнительные социальные гарантии для сотрудников (их отметили 38,1% респондентов), помощь нуждающимся слоям населения (детям, пенсионерам и т.д.) (33,3%), благоустройство территории в местах расположения магазинов (28,6%). Наименее известным для покупателей является содействие торговых организаций развитию образования, науки, культуры и здравоохранения (в совокупности о таких мероприятиях вспомнили менее 5% респондентов) (табл. 2).
Среди действий торговых организаций, отрицательно отразившихся на общественной жизни, покупатели отмечают в первую очередь плохое качество реализуемых товаров (в том числе связанное с несоблюдением сроков годности и правил хранения)(73,6%). Кроме того, многие респонденты (32,6%) указали свой вариант ответа – обман покупателей, который заключается в основном в обвесе и обсчете, а также в переклеивании этикеток с новым сроком годности на испорченные продукты и неправильное размещение ценников.Наряду с действиями, непосредственно связанными с обслуживанием покупателей, респондентам хорошо известны случаи социально безответственного поведения торговых организаций, связанные с трудовыми ресурсами, а именно плохое отношение к сотрудникам, в том числе с нарушением трудового законодательства (49,6%), и незаконное использование труда мигрантов (31,8%). Экологические нарушения, коррупцию, неуплату налогов и реализацию контрафактных товаров покупатели отметили меньшее количество раз, однако о таких случаях также вспомнили достаточно многие (от 14,7% до 22,5% опрошенных) (табл. 3).
Несмотря на тот факт, что абсолютное большинство опрошенных покупателей имеет представление о деятельности торговых организаций в сфере КСО и ее конкретных примерах, многие респонденты затруднились назвать как наиболее, так и наименее социально ответственную торговую компанию (32,3% и 60% от общего числа опрошенных соответственно). Кроме того, около 70% респондентов выразили заинтересованность в получении информации о деятельности торговых организаций в сфере КСО.
Таблица 2
Осведомленность покупателей о видах социально ответственных действий торговых организаций (исчтоник - составлено авторами)
Действия торговых
организаций
|
Количество ответов
|
% от числа респондентов
|
% от числа ответов
|
Дополнительные социальные гарантии для сотрудников
|
144
|
38,1
|
25,7
|
Помощь нуждающимся слоям населения
|
126
|
33,3
|
22,5
|
Гуманитарная помощь пострадавшим от стихийных бедствий
|
42
|
11,1
|
7,5
|
Содействие развитию образования, науки, культуры
|
6
|
1,6
|
1,1
|
Содействие развитию спорта
|
51
|
13,5
|
9,1
|
Содействие развитию здравоохранения
|
12
|
3,2
|
2,1
|
Участие в мероприятиях по охране окружающей среды
|
69
|
18,3
|
12,3
|
Благоустройство территорий в местах расположения магазинов
|
111
|
29,4
|
19,8
|
Таблица 3
Осведомленность покупателей о видах социально безответственных действий торговых организаций (источник - составлено авторами)
Действия торговых
организаций
|
Количество ответов
|
% от числа респондентов
|
% от числа ответов
|
Неуплата налогов
|
81
|
20,9
|
7,9
|
Плохое отношение к сотрудникам
|
192
|
49,6
|
18,7
|
Незаконное использование труда мигрантов
|
123
|
31,8
|
12,0
|
Плохое качество реализуемых товаров
|
285
|
73,6
|
27,8
|
Реализация контрафактных товаров
|
57
|
14,7
|
5,6
|
Экологические нарушения
|
87
|
22,5
|
8,5
|
Взятки, коррупция
|
75
|
19,4
|
7,3
|
Обман покупателей
|
126
|
32,6
|
12,3
|
Обсуждая полученные результаты в области информированности покупателей о КСО торговли, следует отметить, что чуть более десяти лет назад, когда изучались общественные ожидания в отношении КСО российского бизнеса, о социальной роли компаний ничего не слышали 46% представителей широкой общественности [3]. Результаты настоящего исследования показывают, что абсолютное большинство покупателей (более 90%) имеет представление о тех или иных аспектах КСО торговых организаций. Это может быть связано, во-первых, с интенсивным развитием концепции КСО, в результате которого в последние годы реально повысилась социальная активность компаний и, соответственно, улучшилась осведомленность о ней общественности; во-вторых, с постепенным изменением ожиданий и системы ценностей российского населения, которое стало больше интересоваться социальными аспектами деятельности компаний; в-третьих, со спецификой торговой деятельности, а именно с непосредственным взаимодействием торговых организаций с покупателями. Несмотря на тот факт, что в целом респонденты продемонстрировали наличие знаний о КСО торговли, на наш взгляд, утверждать о хорошей информированности покупателей о деятельности торговых организаций в этой сфере на данный момент нельзя, поскольку:
– у респондентов вызвал затруднение вопрос о наиболее (наименее) социально ответственной торговой компании;
– респондентам лучше известны случаи социально безответственного поведения, чем социально ответственного. Следовательно, можно предположить, что те обширные знания, которыми обладают российские покупатели, носят случайный, хаотичный характер и часто недостоверны, а торговые организации, активно развивающие концепцию КСО, недостаточно эффективно информируют общественность о своей работе.
В этой связи повышается значимость выявления оптимальных способов повышения информированности покупателей о деятельности торговых организаций в области КСО. Как показали результаты опроса, наиболее часто покупатели узнают о КСО торговых организаций из средств массовой информации (в основном телевидения, а также газет и журналов) и в процессе общения с другими людьми (в том числе посредством социальных сетей). Наименее часто используемым источником информации о КСО являются официальные сайты торговых компаний. Говоря об удобстве того или иного способа получения информации, более половины респондентов отметили, что им удобно узнавать о КСО из средств массовой информации, следующими наиболее привлекательными с точки зрения удобства источниками были признаны информационные материалы, расположенные непосредственно в магазинах (листовки, буклеты, плакаты). По признаку достоверности большинство источников было оценено примерно одинаково (их отдельные виды достоверными считают от 21,7% до 34,9% опрошенных), наименее достоверной (17,1%) признана информация, полученная при общении. Кроме того, в качестве своего варианта как реального, так и достоверного способа получения информации о КСО респонденты называли собственный опыт (табл. 4).
Таким образом, можно констатировать, что наиболее часто используемым и удобным источником получения информации о КСО торговых компаний являются различные средства массовой информации. В то же время стоит отметить, что фактически покупатели часто узнают о социальных характеристиках торговых организаций из тех источников, которые, по их мнению, либо неудобны, либо недостоверны (включая новостные сайты в сети Интернет, социальные сети, личное общение с другими людьми) и практически не обращают внимания на информацию, размещенную на официальных сайтах компаний.
Таблица 4
Характеристика источников информации о КСО торговых организаций (источник - составлено авторами)
Источники
|
Реально используемые
источники
|
Наиболее удобные источники
|
Наиболее достоверные
источники
| |||
Количест во ответов
|
% от числа ответив ших
|
Количест во ответов
|
% от числа ответив ших
|
Количест во ответов
|
% от числа ответив ших
| |
СМИ
|
312
|
80,6
|
210
|
54,3
|
96
|
24,8
|
Информацион ные листовки/ буклеты в магазине
|
57
|
14,7
|
151
|
39,0
|
87
|
22,5
|
Информацион ные плакаты в магазине
|
60
|
15,5
|
167
|
43,2
|
84
|
21,7
|
Новостные сайты в сети Интернет
|
144
|
37,2
|
114
|
29,5
|
135
|
34,9
|
Официальный сайт компании
|
9
|
2,3
|
117
|
30,2
|
99
|
25,6
|
Социальные сети
|
156
|
40,3
|
66
|
17,1
|
126
|
32,6
|
Общение с другими людьми
|
234
|
60,5
|
99
|
25,6
|
66
|
17,1
|
Другое
|
21
|
5,4
|
0
|
0,0
|
33
|
8,5
|
С другой стороны, для покупателей приемлемы относительно редко используемые информационные листовки, буклеты и плакаты, расположенные непосредственно в магазинах. На наш взгляд, более активное применение указанных материалов торговыми организациями может способствовать повышению информированности покупателей о КСО.
Результаты
1) Установлено, что в настоящее время покупатели недостаточно информированы о работе хозяйствующих в торговле субъектов в сфере КСО. С целью улучшения деловой репутации и, соответственно, получения дополнительных экономических выгод, торговым организациям следует обеспечивать большую осведомленность покупателей о своей социальной активности.
2) Выявлено, что оптимальным каналом информирования покупателей о социально ответственных действиях торговых организаций являются средства массовой информации. Кроме того, для повышения осведомленности покупателей о высоком уровне КСО торговым компаниям рекомендуется активнее применять информационные материалы (листовки, буклеты, плакаты) непосредственно в магазинах.
Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их применения торговыми организациями с целью наиболее эффективной реализации концепции КСО.
[1] www.x5.ru .
[2] http://www.forbes.ru/forbes/issue/2007-05/13740-milliardery-rasporyadok-dnya.
[3] http://www.cgp.ru/pdfs/amr_book4.pdf.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:42