Исследование рынка платных психологических услуг: краткий обзор
Ребрикова Н.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования особенностей современного рынка психологических услуг, а также описаны субъекты участвующие в процессе регуляции рынка и факторы, влияющие на спрос и предложение. В условиях социально-экономических изменений, при повышении уровня информированности населения о важности психологического здоровья сохраняется тенденция роста на спрос психологической помощи.
В работе выделены основные субъекты рынка – государственные поликлиники, частные клиники и центры, частные психологи и др. Уделено внимание анализу внешних факторов воздействия (pest-анализ), влияющих на спрос и формирующих предложение на рынке психологических услуг. Описаны результаты swot-анализа и выделены показатели для оценки ключевых факторов конкурентоспособности специалиста в области помогающей профессии. Даны краткие рекомендации для начинающего психолога-консультанта, пытающегося выйти на данный рынок.
Также в качестве рекомендаций предложены направления дальнейших исследований – углубленное изучение потребностей различных групп населения; внедрение и использование онлайн-платформ, цифровых технологий; исследование уровня информированности населения о психологической помощи; а также оценка влияния отзывов, рекомендаций и репутационных факторов.
Данное исследование важно для психологов-консультантов, частных клиник и центров, а также государственных организаций в сфере психического здоровья, которые заинтересованы в понимании текущих трендов, потребностей клиентов и особенностей конкурентной среды, в рамках выработки стратегии развития и продвижения.
Ключевые слова: услуги, психолог, психологические услуги, особенности рынка, потребители
JEL-классификация: F52, H56, H12
Введение
Здравохранение в России можно разделить на два крупных сегмента: государственный и частный, которые представляют собой систему оказания медицинских услуг населению. Частный сектор представляет собой платные клиники, медицинские центры, а также специалистов вне государственных учреждений. Данный сектор развивается с целью дополнения и расширения возможностей государственного сектора здравохранения, поскольку для оказания медицинских услуг предлагаются более гибкие, современные и индивидуализированные подходы к клиентам [4,11].
Платные психологические услуги являются частью негосударственного сегмента здравохранения и играют важную роль в обеспечении доступности и качества медицинских услуг, способствующие развитию конкуренции, внедрению инноваций и повышению стандартов обслуживания населения.
По данным исследований за последние четыре года объем рынка психологических услуг увеличился в 2,3 раза с 21,9 млрд рублей в 2020 году до 49,7 млрд рублей в 2024 году [1,12,20]. Устойчивый рост платных психологических услуг обусловлен повышением осведомленности населения о важности психологического здоровья, снижением стереотипности, а также расширением возможностей для получения помощи.
Рис. 1 – Динамика объема рынка психологических услуг, 2020–2024 гг.
Источник: составлено автором по [1,12,20]
Исследование рынка психологических услуг является актуальным в современных условиях, поскольку психологическая помощь становится важной составляющей системы здравоохранения и социальной поддержки для формирования стратегий и программ развития как для государственных учреждений, так и для частных практик. Изучение рынка платных психологических услуг важно для понимания текущих тенденций, выявления потребностей населения, повышения качества предоставляемых услуг и формирования эффективной политики в сфере психического здоровья.
В современном мире рынок психологических услуг динамично развивается благодаря росту осведомленности о важности психического здоровья и расширению форматов предоставления услуг (например, онлайн-консультации, телемедицина и т. д.).
Целью исследования темы является выявления особенностей рынка психологических услуг, описание субъектов и факторов (показателей), влияющих на спрос и предложение.
Научная новизна данного исследования заключается в выявлении и систематизации новых тенденций развития рынка платных психологических услуг в постоянно меняющихся условиях.
Гипотезой исследования является предположение, что рост осведомленности населения и изучения особенностей рынка психологических услуг приведут к увеличенную спроса различными социальными группами, а также будут способствовать развитию частных практик и услуг.
В качестве методологической базы исследования были использованы методы социально-экономического анализа, которые в себя включали качественные и количественные методы (сбор статистических данных, нормативные документы, профессиональные стандарты), pest-анализ, swot-анализ и сравнительный анализ.
Глобальные тренды повышенного внимания к психологическому здоровью позволяют рассматривать развитие рынка психологических услуг, как динамичный процесс. В мире рынок уже достиг зрелости с широким спектром сервисов и высокой степенью регуляции. В России данный рынок находится в стадии активного роста с перспективами дальнейшего расширения и интеграции современных технологий.
В целом рынок психологических услуг представляет собой совокупность коммерческих и частных предложений по оказанию психологической помощи населению и организациям. Субъекты рынка представлены на рис. 2., осуществляют предоставление, потребление или регулирование психологических услуг. Они играют ключевую роль в формировании и развитии данной сферы [1,4,12,15,19].
Рис. 2 – Субъекты рынка психологических услуг
Источник: составлено автором по данным исследования
Предложение психологических услуг для потребителя исходит от государственных учреждений, которые предоставляют услуги в двух формата (платно и бесплатно по записи), частных клиник и центров (только платный формат услуг), частные психологи (формат только платно, ИП или самозанятые) [18].
Спрос на психологические услуги в России можно разделить на две категории потребителей, то есть частные клиенты (приобретение услуг для себя или близких) и юридические лица (приобретение услуг для персонала, с целью командообразования, улучшения продуктивности и психологического климата) (рис. 3) [1,12,20].
Рис. 3 – Динамика численности клиентов психологов в России в 2020 -2024 гг.
Источник: составлено автором по данным исследования [1, 12,20]
Также исследуемый рынок имеет некоторые ключевые особенности, характеризующиеся следующими аспектами [7,11,14,16,18,22,23]:
Ø Увеличивается спрос на индивидуальные и групповые консультации психологической помощи, а также на онлайн-сервисы за счет роста об осведомлённости важности психического здоровья и профилактики по работе со стрессом.
Ø Значительно расширяется доступность психологической помощи, особенно в регионах с ограниченными ресурсами благодаря онлайн-платформам и телемедицине.
Ø В России отсутствует единая нормативная база для профессиональной деятельности психологов, что создает сложности в стандартизации и повышении качества услуг.
Ø При этом на рынке услуги представлены как государственными учреждениями, так и частными практиками (юридические и частные лица), онлайн-платформами, корпоративными программами, что способствует конкуренции и разнообразию предложения.
Ø Недостаточный уровень стандартизации и сертификации специалистов влияет на доверие потребителей и качество предоставляемых услуг [18].
ü Психологические услуги все чаще рассматриваются как средство профилактики стрессов, депрессий и других психических расстройств, что повышает их социальную ценность.
ü Объем рынка растет за счет увеличения числа практикующих специалистов и расширения спектра предлагаемых услуг, что делает его перспективным для инвестиций и развития.
Эти особенности формируют уникальный профиль российского рынка психологических услуг, требующий дальнейшего развития нормативной базы и повышения профессиональных стандартов.
Следует отметить, что психологические услуги – это профессиональная деятельность, предоставляемая специалистами в области психологии, направленная на помощь людям и профилактику в решении различных психологических, эмоциональных и поведенческих проблем [11,18].
В статье представлены результаты исследования рынка психологических услуг, проведенного по заданию заказчика [1]. Психолог-консультант решил начать вести частную практику психологической помощи клиентам в онлайн и офлайн формате (регион проведения исследования: город Н в Московской области). Для анализа ситуации на рынке использовались методы, которые позволили изучить факторы воздействия на общую конъюнктуру рыночной среды и выявить сильные и слабые стороны для их структурирования, а также определить потенциальные возможности и угрозы, поступающие из внешней среды.
Исходя из данных аналитических отчетов исследовательских компаний [1,12], можно отметить, что жители Москвы и Центрального федерального округа тратят на психологические услуги в три раза больше, чем жители других регионов (рис. 4).
Из всего рынка психологических услуг страны на ЦФО приходится 37,9%, в то время как Приволжский округ 15,1%, Южный 12,1%, а Северо-Западный всего 10,2% [1,12].
Рис. 4 – Структура рынка психологических услуг по ФО, %
Источник: составлено автором по данным исследования [1, 12]
Анализирую запросы потребителей в поисковиках и исходя из данных аналитических отчетов [1,12] можно выделить, что лидерами являются потребители Москвы и области, Санкт-Петербурга и области, а также города миллионники. Проблемы, которые волнуют и мотивируют потребителей обратиться за психологической помощью в основном это: депрессия, расставание, прокрастинация, панические атаки, стресс и профилактика стресса, разобраться в себе или в отношениях с партнёром и др.
Так же следует отметить, что поданным разных источников [1,12], услугами психологов пользуются потребители в возрасте от 15 до 40 лет, так как для этой категории людей можно сказать что это норма или даже модно и соответствует современным трендам направленным на саморазвитие, любовь к себе, получению «тайных знаний» по улучшению и повышению качества жизни (60% пользователей – женщины от 27 до 32 лет) [5,17,21].
На сегодняшний день ценообразование в частной практике психологических услуг складывается из множества переменных (личные качества, опыт, квалификация, длительность и формат работа, а также общие макроэкономические тенденции) и обходится потребителю в среднем около 3–4 тысяч рублей индивидуальная, семейная – около 4-5 тысяч рублей, но это при том, что разница между регионами и столицей очень значительна. В целом ценообразование на психологические услуги в настоящее время определяется рынком, и у каждого покупателя есть возможность выбора – от недорогих начинающих специалистов до элитных экспертов по высоким ценам, в зависимости от потребностей и возможностей [20].
Применение такого метода, как PEST-анализ позволяет выявить новые возможности, понять риски и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. В таблице 1 представлен результат PEST-анализа, который отражает факторы и вероятность их изменений на рынке [16].
Таблица 1. Результаты PEST-анализа рынка психологических услуг
Политические
факторы (P)
|
Экономические
факторы (E)
|
· Государственные программы,
поддерживающие психическое здоровье и доступ к психологической помощи (к
примеру, бесплатные консультации или субсидии на лечение);
· Ограничение на ведение бизнеса в сфере психологии (к примеру, требования к лицензированию и к профессиональным стандартам); · Принятие законов о защите прав пациентов в сфере оказания психологических услуг; · Изменение налоговой политики в сфере оказания психологических услуг. |
· Изменение уровня инфляции;
· Изменение уровня доходов населения; · Изменение рыночных трендов; · Развитие частного сектора и онлайн-платформ. |
Социокультурные
факторы
(S)
|
Технологические
факторы
(T)
|
· Изменения уровня стресса, тревожности
и распространённости психологических проблем;
· Рост осведомленности о важности психического здоровья и профилактики стресса; · Изменения в отношении к услугам психологов: повышение доверия и принятия профессиональной помощи. |
·
Развитие
онлайн-платформ, телемедицины и мобильных приложений;
· Использование искусственного интеллекта и автоматизированных систем для диагностики и поддержки клиентов; · Внедрение новых технологий требует соответствующих стандартов безопасности и конфиденциальности. |
Следует отметить, что представленные факторы в таблице 1 могут оказывать разное влияние на деятельность психолога-консультанта. Изменение налоговой политики может повлиять как положительно, так и отрицательно на стоимость услуг и их доступность. Изменение приоритетов потребителей (к примеру, рост популярности профилактических мер) может повлиять на спрос конкретных видов психологических услуг.
Эмпирическое исследование проводилось в период с 1 октября 2024 года по 20 декабря 2024 года (в рамках психологического сообщества), в экспертной оценке приняли участие 5 частных психологов-консультантов, имеющих опыт работы не менее 3 лет в частной практике (самозанятый или ИП) [18]. Результаты позволили выявить и оценить факторы, которые могут представлять угрозы и возможности ведения частной практики. Оценка проводилась экспертами по каждому фактору от 0 до 5 баллов (табл. 2).
Таблица 2. Результаты оценки факторов PEST-анализа рынка психологических услуг
Внешние
факторы воздействия
|
Вес
фактора
|
Оценка
|
Взвешенная
оценка
|
Возможности
| |||
Платёжеспособный
спрос населения
Повышение квалификации и переквалификация Изменения в отношении к услугам психологов: повышение доверия и принятия профессиональной помощи |
0,2
0,1 0,2 |
5
4 5 |
1
0,4 1 |
Суммарные
возможности
|
0,5
|
|
2,4
|
Угрозы
| |||
Ограничение на
ведение бизнеса в сфере психологии
Использование искусственного интеллекта и автоматизированных систем для диагностики и поддержки клиентов Появление конкурентов Изменение уровня инфляции Изменение уровня структуры доходов и расходов населения |
0,15 0,15 0,05 0,05 0,1 |
5 4 4 5 4 |
0,75 0,6 0,2 0,25 0,4 |
Суммарные угрозы
|
0,5
|
|
2,2
|
Суммарная оценка
|
1,0
|
|
4,6
|
Итак, исходя из результатов табл. 2 можно сделать вывод, что суммарные возможности и угрозы почти равнозначны, для выхода на рынок психологических услуг заказчику следует отслеживать изменения законодательной базы в сфере психологии, а также использование искусственного интеллекта для взаимодействия с клиентами.
В рамках исследования для выработки стратегии выхода на рынок и развития деятельности заказчика был применён эффективный инструмент для поиска уникальности и формирования экспертности. Это метод стратегического планирования, который помогает оценить внутренние и внешние факторы, влияющие на личный бренд психолога-консультанта. Результаты проведенного Swot-анализа заказчика представлен в табл. 3 [2,3,16].
Таблица 3. Результаты swot-анализа личного бренда психолога-консультанта
Сильные
стороны
(S)
|
Слабые
стороны
(W)
|
Диплом с
квалификацией психолог
Профессиональные знания и навыки в области психологии Эмпатия, умение общаться и устанавливать доверительные отношения с клиентами Опыт проведения консультаций Участие в интервизиях и супервизиях Успешные кейсы и отзывы клиентов Участие в сообществе психологов |
Низкая узнаваемость
на рынке
Отсутствие опыта в определенной области психологии Необходимость постоянного обучения и развития Отсутствие соцсетей и недостаточное продвижение Ограниченное время работы Мало опыта проведения консультаций |
Возможности (O)
|
Угрозы
(T)
|
Развитие
онлайн-консультаций
Партнерство с другими профессионалами (к примеру, социальные работники) Проведение тренингов и семинаров Развитие канала и привлечение новых клиентов Работа с конкретными целевыми группами |
Конкуренция со
стороны других психологов
Изменение законодательства в области психологии Неблагоприятная экономическая ситуация Ухудшение репутации Отсутствие финансирования для развития Низкая осведомленность населения о психологии и необходимости помощи |
Исходя из данных исследования и табл.3 для заказчика была разработана и предложена матрица решений, кратко ее можно охарактеризовать следующими пунктами:
1. Предложение разного формата проведения консультаций – офлайн в кабинете, онлайн, а также индивидуальный или групповой (разработать план групповых консультаций);
2. Создание и продвижение канала в социальных сетях, для повышения узнаваемости на рынке (можно использовать ВК или телеграмм);
3. Участие в разных мероприятиях и партнёрство с другими профессионалами (коллаборации с социальными работниками);
4. Вступление в Российское психологическое общество (это позволит активно работать в профессиональных секциях РПО и участвовать в конференциях, организуемых Российским психологическим обществом и многое другое).
Следующим этапом исследования стал анализ деятельности конкурентов и потребителей, так как это позволило выделить наиболее значимые критерии, влияющие на предложение и реализацию психологических услуг. Мониторинг конкурентов дает ряд значимых преимуществ для развития и успешной деятельности на рынке психологических услуг, к примеру: позволяет отслеживать изменения в предложениях, ценах, ассортименте услуг и стратегиях конкурентов, все это дает возможность своевременно адаптировать деятельность специалиста [5,6,8-13].
Систематический сбор и анализ информации о понимании, востребованности услуг и проблем наиболее актуальных для потребителей, а также предпочтения клиентов получать помощь лично, онлайн, на групповых или индивидуальных сессиях, позволяет понять целевую аудиторию, адаптировать услуги и повысить их эффективность. Помимо этого, оценка качества предоставляемых услуг через отзывы, опросы и рейтинги для выявления сильных сторон и областей для улучшения. Изучение возрастных групп, пола, социального статуса, уровня дохода и других факторов для более точного сегментирования аудитории (табл. 4).
Респондентами в данном исследовании были 50 клиентов частных психологов, которые пользуются услугами регулярно, возраст от 18 до 40 лет, а также 5 психологов, работающих на рынке более 5 лет (онлайн и офлайн), входящих в психологическое сообщество.
Таблица 4. Показатели и вес фактора для оценки конкурентоспособности психолога-консультанта
Наименование
показателя
|
Оценка
фактора (Pai)
|
Вес фактора
(Kbi)
|
Квалификация
и профессиональный уровень
|
5,0
|
0,13
|
Качество предоставляемых услуг
|
4,7
|
0,13
|
Репутация и доверие
|
4,9
|
0,13
|
Ценовая политика
|
4,2
|
0,12
|
Доступность и удобство
|
5,0
|
0,12
|
Личный бренд и узнаваемость
|
4,9
|
0,13
|
Использование современных
технологий
|
4,3
|
0,12
|
Постоянное развитие
|
4,2
|
0,12
|
Итого
|
37,2
|
1,0
|
Из табл. 4 видно, что для клиентов наиболее значимыми являются квалификация и профессиональный уровень, доступность и удобство, репутация и доверие, личный бренд и узнаваемость, немного удивил тот факт, что наименее значимо постоянное развитие и ценовая политика психолога-консультанта.
По ключевым факторам успеха был проведен опрос клиентов и результаты представлены в табл. 5.
Таблица 5. Результаты оценки преимуществ по ключевым факторам
Наименование показателя
|
1 психолог-консультант
|
2 психолог-консультант
|
3 психолог-консультант
|
4 психолог-консультант
|
5 психолог-консультант
|
Оценка фактора (Pai)
|
Оценка фактора (Pai)
|
Оценка фактора (Pai)
|
Оценка фактора (Pai)
|
Оценка фактора (Pai)
| |
Квалификация
и профессиональный уровень
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
4,5
|
Качество
предоставляемых услуг
|
4,7
|
4,5
|
4,9
|
4,8
|
4,2
|
Репутация
и доверие
|
4,9
|
4,7
|
4,7
|
4,9
|
4
|
Ценовая
политика
|
4,2
|
4,5
|
4,4
|
4,0
|
4
|
Доступность
и удобство
|
5,0
|
4,9
|
4,8
|
4,2
|
3,9
|
Личный
бренд и узнаваемость
|
4,9
|
4,7
|
4,3
|
4,0
|
4,0
|
Использование
современных технологий
|
4,3
|
4,0
|
4,0
|
3,9
|
3,9
|
Постоянное
развитие
|
4,2
|
4,5
|
5,0
|
5,0
|
4,0
|
Средняя
оценка
|
4,65
|
4,60
|
4,64
|
4,48
|
4,06
|
Средняя оценка респондентов по исследованию деятельности психологов-консультантов колеблется от 4,48 баллов до 4,65 баллов по пятибалльной шкале оценок. По данным исследования был построен многоугольник конкурентоспособности психологов-консультантов, который представлен на рис. 5.
Рис. 5 – Многоугольник конкурентоспособности психологов-консультантов
Источник: составлено автором по данным исследования
Данный аналитический инструмент позволил визуализировать уровень конкурентоспособности специалистов по ключевым аспектам из табл. 4., определить сильные и слабые стороны на фоне остальных, а также выделить области для улучшения в рамках жесткой конкуренции на данном рынке. Для поддержания и повышения конкурентоспособности психологу-консультанту необходимо системно работать над ключевыми показателями.
Так для начала психологу-консультанту следует обратить внимание на регулярное ведение соцсетей (ВК, телеграмм) с публикациями о психологии и кейсами (анонимные), организация онлайн-консультаций через zoom или другие специализированные платформы. Можно предложить первую консультацию бесплатно для привлечения новых клиентов. Участие в работе сообщества психологов, а также в научных конференциях, супервизиях и группах поддержки для обмена опытом и получения знаний. Мониторинг необходимо проводить комплексно каждые три месяца, чтобы корректировать стратегию развития и продвижения на рынке психологических услуг с учетом меняющихся условий.
Заключение
Обобщая результаты проведенного исследования, можно отметить, что из-за социально-экономических изменений рост потребителей психологической помощи постоянно растет, при этом рынок психологических услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции, разнообразием форматов предоставления услуг (от государственных поликлиник до онлайн-платформ и телемедицины) и постоянным развитием технологий.
Следует отметить, что субъектами данного рынка являются: государственные поликлиники, частные клиники и центры, частные психологи-консультанты, центры психологической помощи, онлайн-платформы и образовательные организации, все они в той или иной степени влияют на формирование спроса и предложения на рынке психологических услуг.
Было выявлено, что на спрос в настоящий момент времени влияют такие факторы как: квалификация и профессиональный уровень, качество предоставляемых услуг, репутация и доверие, ценовая политика, доступность и удобство, личный бренд и узнаваемость, использование современных технологий, постоянное развитие специалиста. Это дало возможность предложить некоторые рекомендации для разработки матрицы решений при выходе на данный рынок. Поскольку предложение формируется субъектами с разным уровнем профессиональной подготовки, степенью узнаваемости, возможностью доступа и т.д.
Также многоугольник конкурентоспособности позволил визуализировать ключевые факторы успеха не только конкурентов, но и начинающего психолога-консультанта, что позволило выделить направления, в которых следует двигаться для освоения рынка психологических услуг.
Дальнейшие исследования рынка психологических услуг могут быть проведены последующим направлениям: анализ потребностей и ожиданий целевых потребителей; тенденции применения онлайн-платформ и цифровых технологий; изучение ценовых стратегий и маркетинговых инструментов конкурентов; мониторинг социальных и культурных факторов на восприятие психотерапии и т.д.
В целом же понимание тенденций, взаимодействия субъектов и факторов дает возможность прогнозировать изменения на рынке психологических услуг и своевременно разрабатывать наиболее гибкие стратегии адаптации под условия рынка.
[1] Заказчик – частный практик, начинающий психолог-консультант, некоторые названия изменены по просьбе заказчика исследования.
Источники:
2. Бачинский А.Г., Дмитриев Н.А., Авласевич Д.В., Кириллов А.А. Технология swot- анализа // Форум молодых ученых. – 2020. – № 3(43). – c. 62-72. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-swot-analiza.
3. Болдырева Т.В., Россинская М.В., Бутырина Ю.А., Минеева Л.Н. Современные маркетинговые инструменты продвижения товаров и услуг // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 1053-1074. – doi: 10.18334/ce.19.4.122957.
4. Бурцева Т.А. Развитие платных медицинских услуг как фактор сбережения населения // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 3. – c. 1947-1958. – doi: 10.18334/epp.15.3.122713.
5. Гарифуллин Р.Р. Постмодернистская психология зависимой личности // Образование и саморазвитие. – 2009. – № 3(13). – c. 216-221.
6. Драгунова И.В. Оценка конкурентоспособности в сфере услуг // Экономический журнал. – 2010. – № 3(19). – c. 43-48. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-konkurentosposobnosti-v-sfere-uslug.
7. Жильцова М.С., Кузнецова О.А., Пикалов В.А., Бабешко Д.А. Анализ рынка услуг психологов: тенденции и перспективы развития // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 1(60). – c. 149-154. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynka-uslug-psihologov-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya.
8. Землянская Н.Б., Казакова Н.В., Черкасов М.Н. Методический подход к оценке уровня качества и конкурентоспособности товара // Вестник университета. – 2016. – № 5. – c. 81-83. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-podhod-k-otsenke-urovnya-kachestva-i-konkurentosposobnosti-tovara.
9. Иванова С.В. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаров и услуг. - Москва: Альпина Паблишер, 2010. – 274 c.
10. Буравцова Н.В., Коваленко В.И. Психологические факторы, обуславливающие раз- витие организационно управленческих навыков будущих менеджеров // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 4(41). – c. 181-183.
11. Кукулите Т.Г., Бурангулов Р.Р. Потребность в профессиональных психологических услугах в современном обществе // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. – 2020. – № 2(70). – c. 61-72. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnost-v-professionalnyh-psihologicheskih-uslugah-v-sovremennom-obschestve.
12. Маркетинговые исследования рынка психологических услуг в России 2020–2024 гг., с прогнозом до 2029 г. Marketing.rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/research/52277/ (дата обращения: 03.05.2025).
13. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. / Монография. - Москва: Издательство «Высшая школа», 1990. – 128 c.
14. Нюренбергер Л.Б., Чистякова О.А., Шнорр Ж.П. Эволюция подходов к исследованию состояния и развития сферы услуг // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 3. – c. 1603-1618. – doi: 10.18334/epp.15.3.122699.
15. Олехнович Б.Е., Самыгин С.И., Олехнович И.Б., Олехнович Б.Б. Актуальные социально-правовые аспекты существования рынка психолого-психотерапевтических услуг // Вестник Донского государственного технического университета. – 2012. – № 3(64). – c. 78-86.
16. Петрова С.А., Алексенцева Ю.А. Балансировка подходов к оценке качества услуг социальной сферы // Креативная экономика. – 2024. – № 12. – c. 3729-3748. – doi: 10.18334/ce.18.12.122408.
17. Протанская Е.С., Семенова С.В., Ходаковская О.В. Профессиональная этика психолога. / Учебник и практикум– 1-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 233 c.
18. Ребрикова Н.В. Факторы, формирующие доверие потребителей к услугам частных психологов // Лидерство и менеджмент. – 2025. – № 5. – doi: 10.18334/lim.12.5.123239.
19. Болдырева Т.В., Россинская М.В., Бутырина Ю.А., Минеева Л.Н. Современные маркетинговые инструменты продвижения товаров и услуг // Креативная экономика. – 2025. – № 4. – c. 1053-1074. – doi: 10.18334/ce.19.4.122957.
20. Спрос на онлайн-психологов в России вырос в 2024 году в два раза. Vesti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vesti.ru/article/4412218 (дата обращения: 16.06.2025).
21. Трунева С.А. Проблемы продвижения психологических услуг на современном россий- ском рынке // Смальта. – 2015. – № 4. – c. 79-81.
22. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct. - Washington DC: American Psychological Association, 2017.
23. Johnson A. Integration of Health Information Systems: Challenges and Opportunities // Health Policy and Technology. – 2019. – № 3. – p. 276-282.
Страница обновлена: 29.06.2025 в 15:51:16