Сетевые эффекты на современных рынках

Карев А.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (15), Август 2012

Цитировать:
Карев А.В. Сетевые эффекты на современных рынках // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 4. – С. 13-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17872560
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются основы эффективности современных организационных структур.

Ключевые слова: информация, координация, эффект масштаба, сетевой эффект



Характерной особенностью современных рынков является нарастание скорости изменений и рост информационных потоков во внешней среде, вызывающие ускоренные изменения во внутренней структуре компаний. Эти процессы вызваны бурным ростом экономики и технологических возможностей в сфере организации бизнеса, свободой предпринимательской деятельности и, как следствие, обострением рыночной конкуренции.

Подобные тенденции явно прослеживаются уже более полувека: «…структура Центра пилотируемых полётов NASA (самая известная американская адхократия 1960-х гг.) за первые восемь лет его существования изменялась 17 раз… Когда я (Г. Минцберг — авт.) спросил у менеджера одной из фирм с адхократической структурой органиграмму, чтобы проиллюстрировать данную главу, тот ответил: ʺ(Нам) не хотелось бы представлять свою организационную схему: она видоизменяется так быстро, что ссылаться на неё бесполезноʺ» [2].

При этом изменения внутренней структуры компании вызваны стремлением соответствовать условиям внешней среды, прежде всего, с позиций распространения и обработки информации, т.е. для данных внешних условий её оргструктура наиболее оптимальна.

Снижение разнообразия внешней среды (и неопределённости) вызывает ответное уменьшение разнообразия внутренней среды (оргструктуры) компании, т. е. ограничительную оптимизацию. Это отмечал У. Эшби: «Ограничения разнообразия имеют большое значение в кибернетике… ибо из наличия ограничения разнообразия обычно можно извлечь пользу… так как любой закон природы подразумевает наличие некого инварианта, то всякий закон природы есть ограничение разнообразия» [5].

Рост разнообразия внешней среды повышает роль адаптивных элементов в структуре компании и «размывает» иерархические зависимости. При этом возрастают разнообразие и скорость информационного обмена, столь характерные для современных сетевых структур.

Учитывая вышесказанное, определить состояние эффективности можно следующим образом: организационная структура эффективна, если степень её разнообразия соответствует степени разнообразия внешней среды.

Если допустить, что скорость изменений внешней среды стремится к бесконечности, то время неизменности оргструктуры компании должно стремиться к нулю; а сама оргструктура в пределе — стремиться к хаосу вследствие процесса нарушения связей между её элементами. В подобных предельных состояниях структура компании отсутствует как таковая, но эта ситуация гипотетическая, не реализуемая на практике, поэтому говорить об эффективности такой структуры не имеет смысла.

В последнее время в обиход вошло такое понятие, как «броуновское движение» предпринимателей: это яркая иллюстрация несогласованных действий разрозненных рыночных агентов. При возрастании свободы действий каждого из них в отдельности снижается уровень общей координации их совокупности в целом.

Всякая реальная оргструктура содержит определённый элемент иерархии, обеспечивающий её координацию в большей или меньшей степени.

Вследствие роста разнообразия и сильной изменчивости внешней среды в современной экономике поиск нового и последующие оптимизационные процессы происходят одновременно и почти непрерывно. Совместить в одной системе две взаимоисключающие задачи — поиска новых решений и их оптимизации — одновременно невозможно одинаково хорошо, поскольку они наиболее оптимальным образом реализуются различными организационными структурами: иерархией и сетью. Отсюда вытекает необходимость их комбинации в рамках единой гибридной структуры, основанной на комбинациях сетевого и иерархического принципов организации, различаясь только их соотношением в зависимости от целей структуры и условий внешней среды.

Различие их с жёсткой иерархией состоит в том, что набор объединяющих правил в сети более гибкий, координирующий центр не управляет сетью директивно, а контролирует соблюдение набора правил и обеспечивает сервисы, а участники сети имеют широкие возможности установления горизонтальных связей друг с другом (рис. 1).

Организационная гибридная структура соответствует условиям быстро меняющейся внешней среды: наличие высокой доли адаптивных элементов при ослабленной иерархической составляющей.

Роль иерархических элементов заключена в следующем:

  • организация реакции на события большой группы единиц координации;
  • контроль и мобилизация ресурсов;
  • интеграция дефицитных ресурсов;
  • специализация отдельных частей структуры (вспомогательный персонал).
  • Основная роль сетевой составляющей:

  • адаптивность на местном уровне;
  • свободное распространение и максимальная полнота информации;
  • устойчивость и диверсификация за счёт гибкости и множественности элементов структуры.
  • Рис. 1. Гибридная структура

    Существенно, что при наличии управляющего центра в сетевых структурах иерархические связи имеют всего один уровень: нижестоящие элементы связаны с центром напрямую без промежуточных звеньев. Это становится возможным благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обрабатывать, хранить и передавать большие массивы информации.

    Как следствие, многократно увеличивается норма управляемости (для человека она равна 5‒6), что делает возможным обслуживание большого числа пользователей. В противном случае рост числа пользователей вынуждает создавать промежуточные уровни контроля и управления, что приводит к возникновению многоуровневой иерархии.

    Основой эффективного развития организационных структур на современных рынках являются положительные сетевые эффекты, в основе которых лежит приверженность одним и тем же процессам и институтам, что предполагает оптимизирующее ограничение разнообразия.

    Бурный рост сетей наблюдается, прежде всего, в сфере торговли, особенно розничной, а также Интернет-торговли.

    Сетевым эффектом (или сетевой экстерналией) принято называть эффект, который пользователь товара или услуги оказывает на ценность этого продукта или услуги для других пользователей [3]. Наиболее ощутимо проявление положительных эффектов в случае массового роста числа потребителей, что обусловлено, как правило, относительно низкой стоимостью услуг (или товаров) и отсутствием барьеров входа.

    Возникновение сетевого эффекта в экономической деятельности ассоциируется, прежде всего, с сетевыми структурами, где участники имеют равный статус и связаны (горизонтальными) отношениями участников той или иной сети.

    Однако сетевой эффект проявляется и в иерархических структурах, где имеют место вертикальные отношения подчинённости и отсутствуют горизонтальные связи. Сетевой эффект в иерархии состоит в том, что обработка большей части информации происходит в центре иерархии, подчинённые части структуры получают уже конкретные указания. Если же подчинённый элемент системы получает управляющее воздействие, то ему не требуется тратить ресурсы на обработку объёмов информации, дублируя центр.

    Ещё целый ряд известных в экономике эффектов имеют сходную с сетевым природу.

    Эффект масштаба — снижение затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на большее количество произведенной продукции. Каждая дополнительно произведённая единица продукции оказывает положительный эффект, снижая уровень цены для всех произведённых единиц.

    Кривая обучения — отражает повышение производительности при выполнении задач по мере накопления опыта, что есть проявление положительного эффекта повышения эффективности операций вследствие накопления информации в виде знаний и отработки определённых навыков в рамках структуры компании.

    Увеличение частоты транзакций (Уильямсон [4]), также ведёт к росту эффективности системы вследствие специализации на определённых операциях.

    Все вышеописанные эффекты возникают при последовательном повторении определённых процессов или увеличении числа задействованных в процессе объектов. Поэтому, возможно их объединение по общему признаку: повторяемость процессов или увеличение числа задействованных в процессе объектов снижает затраты, что ведёт к снижению стоимости услуг и продукции.

    Совокупность таких эффектов можно определить как эффекты взаимного влияния, которое отдельные элементы оргструктуры оказывают друг на друга. Основой для возникновения этих эффектов является информация в форме знания, на базе которого строится повторяемость процесса или происходит группировка элементов оргструктуры.


    Источники:

    1. Карев А.В. Сетевая структура организаций // Вестник экономической интеграции. 2011. № 12. 0,35 пл.
    2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с английского. – СПб.: Питер, 2002.
    3. Современные очертания новоинституциональной экономики / Р. М. Нижегородцев и др.; Под ред. Р. М. Нижегородцева. – Гомель: ЦИИР, 2009.
    4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. – СПб.: Лениздат, 1996.
    5. Эшби У.Р. Введение в кибернетику / Пер. с английского. – М.: Иностранная Литература, 1959.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:50:20