Индикативный подход к оценке реализации государственной политики по повышению качества жизни населения
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 16 (262), Август 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Чернова В.А. Индикативный подход к оценке реализации государственной политики по повышению качества жизни населения // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 16. – С. 96-109.
Аннотация:
На современном этапе социально-экономического развития России актуальным и проблемным вопросом является формирование системы оценки результативности и эффективности проведения государственной социальной политики (ГСП). На практике используются различные показатели оценки качества жизни населения, однако они не учитывают в полной мере многообразия проявления качества и уровня жизни. Считаем, что индикативный подход позволит сформировать систему целевых показателей, отражающих изменения в качестве и уровне жизни населении в результате проведения ГСП.
Ключевые слова: индикаторы, государственная социальная политика, уровень и качество жизни населения, индикативный подход
В условиях динамичного развития социально-экономических процессов в РФ требуется модернизация всех сфер экономики. Характерным признаком процесса модернизации является появление новых требований к системе управления всех уровней. При этом особое внимание уделено процессу публичного управления.
Д.э.н. Н.В. Фадейкина под публичным управлением социально-экономическим развитием подразумевает «деятельность органов государственного управления, направленную на реализацию установленных в отношении данного типа публично-правового образования (ППО) функций и предоставление стандартизированных государственных (муниципальных) услуг на основе принципов транспарентности, легитимности, демократичности, стратегического партнерства и социальной ответственности власти, населения и бизнеса, обеспечения устойчивой обратной связи, активного привлечения к процессу управления гражданского общества, осуществляемую в условиях применения современных методов инфокоммуникационного взаимодействии всех заинтересованных в эффективном публичном управлении сторон в целях обеспечения устойчивого развития ППО и повышения качества жизни» [4].
Актуальные вопросы формирования системы целевых показателей оценки проведения государственной социальной политики (ГСП)
Актуальным и проблемным вопросом становится формирование системы показателей, которые позволили бы оценить результативность и эффективность проведения государственной социальной политики (ГСП).
Именно индикативный подход позволяет сформировать систему целевых показателей, отражающих изменения в качестве и уровне жизни населения в результате реализации ГСП и позволяющих, в определенной степени, предвидеть дальнейшее развитие социальных процессов. «Центральным элементом индикативного подхода является индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики того или иного события, процесса, явления... носит векторный характер, т.е. направленный во времени» [1].
Снижение реальных доходов населения и увеличение безработицы, которые характерны для периодов рецессии и стагнации, увеличивают роль государства по снижению социальной напряженности в обществе. С одной стороны, государство обязуется исполнять взятые на себя социальные обязательства. С другой стороны, для экономики в ближайший период времени по прогнозам Министерства экономического развития [24] будет характерна стагнация, а значит, будут ограничены и финансовые возможности бюджета.
Всемирный банк так же снизил прогнозные значения темпов экономического роста России: в 2013 г. - с 1,8% до 1,3%, на 2014 г. понижен с 3,1% до уровня 2,2%, а на 2015 г. – 2,7% [17]. По исследованиям компании The Economist Intelligence Unit, по уровню социальной напряженности в 2014 г. Россия отнесена к группе государств со «средним уровнем рисков» [18].
Согласно исследованиям Всемирного банка [19] (World Bank staff estimates), в структуру национального богатства (см. табл. 1) включен неосязаемый капитал (человеческий, социальный и т.д.), на который оказывает влияние проводимая государственная социальная политика. В свою очередь, неосязаемый капитал оказывает влияние на экономическое развитие и рассчитывается по следующей формуле:
IC = TW-PC-NC-NFA,
где IC - неосязаемый капитал (Intangible Capital);
TW - полное богатство (Total Wealth);
PC - производственный капитал (Produced Capital);
NC - природный капитал (Natural Capital);
NFA - чистые иностранные активы (Net Foreign Assets).
Таблица 1
Структура национального богатства, %
Показатели
|
Полное
богатство (Total Wealth), $
|
Неосяза-емый капитал Intangible Capital (IC)
|
Природ-ный
капитал (Natural Capital)
|
Производствен-ный
капитал Produced Capital (PC)
|
Чистые
иностранные активы (Net Foreign Assets)
|
Ценности
на душу населения |
20 108
|
49,8
|
21,7
|
28,2
|
0,3
|
Восточная
Азия & Тихий океан
|
72 744
|
62,1
|
21,1
|
18,4
|
-1,5
|
Европа
& Средняя Азия
|
79 194
|
71,2
|
15,2
|
15,5
|
-2,0
|
Латинская
Америка & Карибский
|
28 992
|
41,3
|
34,1
|
23,9
|
0,7
|
Middle
East & North Africa
|
10 445
|
58,4
|
25,2
|
17,5
|
-1,2
|
Южная
Азия
|
13 857
|
60,1
|
28,1
|
13,9
|
-2,1
|
Африка
района Сахары
|
6 523
|
53,2
|
35,5
|
14,5
|
-3,2
|
Низкий
доход
|
17 112
|
50,7
|
25,5
|
24,1
|
-0,3
|
Более
низкий средний доход
|
84 844
|
68,1
|
16,6
|
16,9
|
-1,6
|
Верхний
средний доход
|
581 424
|
81,5
|
1,9
|
17,0
|
-0,3
|
Высокий
доход: OECD
|
231 203
|
42,1
|
27,8
|
20,4
|
9,7
|
Высокий
доход: nonOECD
|
115 484
|
76,5
|
6,2
|
17,6
|
-0,3
|
Россия
|
73 166
|
33,3
|
42,8
|
24,2
|
-0,3
|
Анализ данных таблицы 1 позволяет говорить, что в беднейших странах отводится немаловажная роль природному и физическому капиталу, а в богатых странах именно неосязаемый капитал стоит во главе экономического развития.
Крупные исследования проводятся институтом Легатум (Legatum Institute) с 2008 г. в различных сферах, что позволяет рассчитывать сводный индекс Процветания. Как видно из данных таблицы 2, четыре из 8 используемых индикаторов непосредственно относятся к уровню и качеству жизни, а еще 4 обеспечивают в перспективе его создание и развитие.
Индекс Процветания Legatum 2013 г. основан на 89 различных переменных, проанализированных в 142 странах мира, сгруппированных в 8 индикаторов: экономика, предпринимательство и возможность, управление, образование, здоровье, безопасность, личная свобода, социальный капитал. Фактически индикаторы, являясь интегральными показателями, учитывают как качество и уровень жизни населения страны, так и эффект от регулирующего воздействия государства, в т.ч. и на социальную сферу. Индикаторы обобщаются в единый индекс Процветания (Legatum Prosperity Index) [20]. Динамика показателя для России отражена в таблице 2.
Таблица 2
Единый индекс Процветания (Legatum Prosperity Index) для России
за период 2009-2013 гг.
Год |
Overall
Prosperity Rank - полный индекс
|
ECONOMY
- экономика
|
ENTREPRENEURSHIP
-
предпринимательство
|
GOVERNANCE
- управление
|
SAFETY
& SECURITY - безопасность
|
EDUCATION
- образование
|
HEALTH
- здоровье
|
PERSONAL
Freedom - свобода личности
|
SOCIAL
CAPITAL - социальный
капитал
|
2009
|
69
|
39
|
42
|
85
|
99
|
28
|
46
|
88
|
84
|
2010
|
63
|
64
|
56
|
101
|
82
|
38
|
47
|
88
|
53
|
2011
|
59
|
72
|
50
|
96
|
82
|
34
|
42
|
87
|
48
|
2012
|
66
|
62
|
50
|
118
|
97
|
27
|
48
|
119
|
71
|
2013
|
61
|
50
|
47
|
115
|
98
|
26
|
44
|
114
|
62
|
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 [13] определило для членов Таможенного союза и Единого экономического пространства методику расчета макроэкономических показателей, которые можно отнести к мировой практике применения показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств. В сентябре 2013 г. решение [12] Коллегии утверждает перечень официальной статистической информации в целях информационного взаимодействия, в рамках реализации Соглашения об информационном взаимодействии в сфере статистики от 29 мая 2013 г. В числе показателей представлены индикаторы, с помощью которых должна проводиться оценка функционирования домашних хозяйств и демографические тенденции. Расширение количества показателей позволит сформировать индикативный подход оценки ГСП и проанализировать ее влияние на качество и уровень жизни населения через оценку домашних хозяйств.
Актуализация оценки государственного управления в социальной сфере
На современном этапе в рамках проводимой административной реформы произошла актуализация оценки государственного управления в социальной сфере. Так, профессор Н.В. Фадейкина отмечает, что «эффективное управление социально-экономическими процессами и обеспечение их сбалансированности возможно лишь при условии формирования такой национальной системы публичного управления, стратегические цели, принципы и критерии результативности которой строятся на принципиально новой парадигме, во главе угла которой (не формально, а по существу) - человек и качество его жизни» [4]. По мнению д.э.н. О.В. Глушаковой, приоритетность использования тех или иных показателей при расчете индекса качества жизни во многом определяется уровнем развития социально-экономических систем. В настоящее время при оценке качества жизни используется широкая система показателей, основанная на различных концептуальных подходах [3].
Д.э.н. И.В. Баранова [1], рассматривая методологию оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, использует 77 индикаторов, из которых 28 позволяют исследовать тенденции изменения качества и уровня жизни населения.
К.э.н. В.В. Виницина делает попытку разработки научно-методического подхода и формирования новой модели (матрицы развития регионов) для оценки целесообразности проведения государственных программ и их эффективности, поскольку «до сих пор не выработан механизм оценки их эффективности реализации государственных программ с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие государства, субъектов РФ и муниципальных образований» [2].
Основные подходы к оценке качества жизни
Сложность качества жизни населения как показателя для оценки эффективности ГСП определено многообразием его проявления и уровнем оценки. Так, можно выделить два подхода к оценке качества жизни.
1) Подход с точки зрения самого индивидуума - для него характерна высокая степень субъективизма и для своего изучения требует проведения на постоянной основе социологических опросов (мониторинг).
2) Подход с точки зрения специализированных организаций, институтов, например, службы государственной статистики - носит объективный характер и требует выбора определенной системы показателей.
Изучение экономической литературы позволяет говорить, что единого подхода к определению качества жизни в настоящий момент не существует. Наиболее известным в международной практике интегральным показателем является индекс человеческого развития (ИЧР), который учитывает несколько составляющих качества жизни, является совокупным показателем, рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) по следующим индексам: ожидаемой продолжительности жизни, образования, валового национального дохода [21].
В рейтинге ИЧР Россия отнесена в группу стран с высоким уровнем человеческого развития, так, по данным за 2013 г., уровень человеческого потенциала равен 0,788 [22] и Россия заняла 55 место в рейтинге 186 стран мира, по сравнению с 66-ым местом в 2011 г., что говорит о положительной тенденции. Так же в рамках ПРООН рассчитываются и другие рейтинги, которые исследуют социальный капитал: продолжительность жизни; образование и расходы на образование; процветание; счастье; рост населения; расходы на здравоохранение; младенческая смертность; экологическая эффективность; качество жизни пожилых людей и др.
Следует отметить, что сложность оценки влияния социальной политики на общество и оценка ее эффективности в настоящий момент, с нашей точки зрения, связаны с выбором индикаторов и их пороговых значений. Поскольку повышение уровня и качества жизни населения являются целью государственной социальной политики, именно индикативный подход позволит оценить результативность проводимой политики. В свою очередь, учет экономических затрат, осуществленных в результате проведения мероприятий (экономичность бюджетных средств), позволит определить эффективность, т.е. достижение максимально положительного изменения в системе при использовании ограниченного количества финансовых ресурсов.
Выбор индикаторов, позволяющих оценить эффективность проводимых государственных программ
В связи с внесением поправок в Бюджетный кодекс РФ с 01.01.2013, которые декларируют переход к финансированию бюджета на основе государственных программ, становится вопрос о выборе таких индикаторов, которые бы позволили в полной мере оценить эффективность проводимых государственных программ в социальной сфере.
Серьезная попытка оценки эффективности государственных программ относится к 2010 г. Так, Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [11] утвердило понятийный аппарат, принципы и структуру государственной программы, в которой должны быть в обязательном порядке освящены прогнозные значения целевых индикаторов и ожидаемые результаты реализации программы, а также методика оценки эффективности госпрограмм. Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.12.2010 № 670 были утверждены Методические указания по разработке и реализации государственных программ РФ [10]. Мониторинг, проводимый в соответствии с данным Приказом, позволил оценить исполнение программы с использованием план-фактового анализа, что не отражает влияния программы на качество и уровень жизни населения как социальную составляющую развития экономики региона.
В связи с изменением требований к оценке эффективности регулирующего воздействия ГСП внесены изменения в Федеральный план статистических работ [16], так, согласно Постановлению Правительства РФ от 27.11.2010 № 946 [9] до 31 декабря 2011 г., это исследования условий проживания и образа жизни населения и интеграционных процессов на рынке труда.
Приказ Росстата от 02.11.2010 [8] утверждает статистический инструментарий, используемый для исследования домашних хозяйств (опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств).
Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2013 № 64-р «О методике оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» [7] говорит о внесении изменений в Федеральный план статистических работ, в связи с утверждением до 01.10.2013 методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждение перечня показателей и порядок их расчета, критерии эффективности и порядок применения указанных критериев.
Приказ Росстата от 21.02.2013 № 70 [6] утверждает методики оценки эффективности деятельности руководителей федерального и регионального уровня по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности посредством расчета целевых показателей. В приказе представлена методика расчета 10 индикаторов, в том числе методика расчета темпа прироста реальной среднемесячной заработной платы, в процентах к предыдущему году с учетом индекса потребительских цен, который непосредственно связан с формированием доходной части бюджета домашних хозяйств.
На региональном уровне в соответствии со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия (РХ) до 2020 г. [15] была принята Программа социально-экономического развития РХ на 2011-2016 гг. [14] с целью повышения уровня и качества жизни населения. Основными индикаторами указаны:
- прирост ВРП на 59%;
- рост денежных доходов, которыми реально располагает население на 34%;
- увеличение продолжительности жизни до 71 г.;
- снижение младенческой смертности до 7,8 чел. на 1000 чел. населения.
Оценка должна проводиться по отношению к базовому периоду – 2010 г. и фактически является оценкой результата, а не эффективности.
Постановление Правительства РХ от 13.11.2013 № 620 [5] направлено на повышение качества и уровня жизни населения и доступности социального обслуживания населения, через реализацию подпрограмм:
- «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан»;
- «Социальная поддержка старшего поколения»;
- «Модернизация и развитие социального обслуживания населения»;
- «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей»;
- «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- «Организация отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия»;
- «Повышение эффективности государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций».
В результате реализации государственной программы РХ «Социальная поддержка граждан (2014–2020 гг.)» планируется достичь следующих показателей:
- уменьшение доли населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения – до 25,0%;
- достижение 100% доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения.
Выбор данных показателей свидетельствует о следующем:
- их явно недостаточно для оценки реализации государственной программы РХ «Социальная поддержка граждан (2014–2020 гг.)», целью, которой является повышение качества и уровня жизни населения (1 показатель) и оценки качества и доступности социальных услуг (1 показатель);
- уровень показателя, свидетельствующего о доле населения, живущего на доходы ниже величины прожиточного минимума, в общей численности населения РХ, выбран необоснованно, без учета данных территориального органа государственной статистики (ТОГС). Начиная с 2004 г., его значение было равно 24%, а в 2011 г. - 18,6% [23], что существенно ниже запланированного значения. Фактически, даже не предпринимая никаких мер в рамках реализации государственной программы РХ «Социальная поддержка граждан (2014–2020 гг.)», этот показатель уже свидетельствует о высокой эффективности реализации ГСП на региональном уровне.
Выводы
1. В настоящее время используются различные показатели оценки, однако, в основном они не отражают качество и уровень жизни индивидуума, а лишь говорят об исполнении плановых показателей финансирования. В связи с вышесказанным, необходимо изменить подход к оценке ГСП. Для этого необходимо использовать данные Росстата, которые уже содержатся в статистической отчетности и могут быть использованы для формирования единого интегрального показателя качества и уровня жизни населения региона или муниципалитета как результата реализации ГСП.
2. Использование индикативного подхода позволит осуществить межрегиональное сравнение и отслеживать динамику показателей одного региона во времени в результате проводимой ГСП. При этом базовой единицей для оценки могут быть расчетные средние данные по 10 наиболее благополучным регионам и сроки реализации программ не менее 5 лет с целью достижения целевого показателя, что позволит осуществить, с точки зрения автора, более объективную оценку влияния ГСП на уровень и качество жизни населения.
Источники:
2. Виницина В.В. Совершенствование механизма оценки эффективности реализации государственных программ // Финансы и кредит. - 2013. - № 6. - С. 10-18.
3. Глушакова О.В. Публичное управление процессами обеспечения качества жизни в социально-экономических системах / Под общ. ред. д.э.н., проф. Н.В. Фадейкиной. - Новосибирск: САФБД, 2012. - 454 с.
4. Фадейкина Н.В. Предпосылки создания в России эффективной системы публичного управления устойчивым социально-экономическим развитием публично-правовых образований на основе современных моделей электронного правительства и электронного бюджета // Сибирская финансовая школа. - 2013. - № 4. - С. 43-54.
5. Об утверждении государственной программы Республики Хакасия «Социальная поддержка граждан (2014–2020 годы)»: Постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 № 620.
6. Об утверждении методик расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности: приказ Росстата от 21.02.2013 № 70.
7. О методике оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2013 № 64-р.
8. Об утверждении статистического инструментария для организации обследования бюджетов домашних хозяйств: приказ Росстата от 02.11.2010 № 382.
9. Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения": Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 № 946 / Консультант-Плюс.
10. Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.12.2010 № 670.
11. Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 № 588.
12. Об утверждении перечня статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств членов Таможенного союза и Единого экономического пространства: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 03.09.2013 № 185.
13. О методике расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.06.2013 № 144.
14. Программа «Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011–2016 годы»: Закон Республики Хакасия от 29.12.2011 № 143-ЗРХ.
15. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года: Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 № 700.
16. Федеральный план статистических работ: распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р.
17. Сайт Foodmonitor [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foodmonitor.ru/2009-09-21-11-48-21/2009-09-21-12-31-27/8666-wbgrowth.html/.
18. Сайт Pluriversum [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pluriversum.org/news/incidents/the_level_of_social_tension_in_the_countries_of_the_world_in_2014/?utm_source=pluriversum.org&utm_medium=pluriverse/.
19. Сайт World Bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/wealth-of-nations.
20. Сайт Prosperity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prosperity.com/#!/publications.
21. Сайт Центра гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info#russia.
22. Сайт Human Development Reports [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/countries/profiles/RUS/.
23. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hakasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/hakasstat/ru/statistics/.
24. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20121214_02.
Рекомендуемая литература – С.А.
25. Самутин К.А. Здоровье населения как составной элемент экономической политики государства // Российское предпринимательство. - 2012. - № 11 (209). - c. 131-136. - http://www.creativeconomy.ru/articles/23992/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:37:24