Концепция мониторинга финансовой безопасности региона с учетом ее оценки на основе индикативного подхода
Жиленкова Е.П.1
, Буданова М.В.1
, Сокова Т.В.1![]()
1 Брянский государственный инженерно-технологический университет
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140555
Аннотация:
В статье проведена систематизация составляющих элементов финансовой безопасности региона по степени их приоритетности, дана авторская интерпретация понятия региональной финансовой безопасности, а также рассмотрены возможности системы её мониторинга с учетом внедрения надбазисной конструкции, позволяющей молниеносно осуществлять сбор и обработку входящих данных. Обоснована актуальность усовершенствования методики статистической оценки финансовой безопасности регионов, основанной на индикативном подходе с определением совокупности значимых индикаторов с учетом основных групп возможных угроз. Данный инструмент оценки способствует своевременному выявлению предпосылок к возникновению угроз, предпринятию действенных мер по ликвидации возникающих рисков, выявляет направления для роста и развития.
Ключевые слова: экономическая безопасность, концепция, мониторинг, финансовая безопасность, статистическая оценка, интегральный показатель
Введение. Одной из основных задач в современном мире является необходимость обеспечения финансовой безопасности государства, а также его частей – регионов, уровень защищенности которых является важнейшим условием поступательного развития всего государства, его стабильности и устойчивости.
Следует отметить, что не существует единого определения категории «финансовая безопасность региона». Ее сущность можно определить, исходя из базовых определений по отношению к финансовой безопасности страны, предложенных российскими учеными [2], в связи с чем актуальность анализа данного понятия обусловлена значимостью определения уровня развития «региональной финансовой системы» [2], при котором его финансовая деятельность защищена от внутренних и внешних угроз, сохраняется стабильная финансовая обеспеченность и финансовая устойчивость, низкая долговая нагрузка, а также создаются благоприятные условия для «…сохранения единства, целостности» [1] и развития региональной экономики с учетом ее цифровизации. Цель исследования заключается в усовершенствовании методики статистической оценки финансовой безопасности регионов, основанной на индикативном подходе с определением совокупности значимых индикаторов с учетом основных групп возможных угроз.
«Сущностные характеристики…» обобщенного понятия финансовой безопасности региона раскрываются Головановой Л.А. [5] «… посредством специфических признаков в соответствии с ресурсным, ситуационным, факторным и институциональным подходами». Влияние «…качественных характеристик деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, обладающих специфическими особенностями…» на финансовую безопасность региона, выделяют А.А.Лукьянов и В.Ш.Гуссенов [20], что приводит к дифференциации темпов регионального развития, а также «…эффективности политики социально-экономических преобразований».
Брянцева Л.В., Бичева Е.Е. [4] обозначают тесную связь понятия «… финансовой безопасности … с понятием сбалансированности…» и определяют состав подсистем финансовой безопасности региона: бюджетная, налоговая, инвестиционная, инфляционная и безопасность кредитно-банковской системы.
В рамках глубокого аналитического обзора, проведенного Чумаковой Е.А., Дарелиной О.В., Чернявской Е.Ю. и Беликовой Е.В. [15] выделено понятие «финансовой безопасности муниципального образования», под которым понимается «…такое состояние местного бюджета, при котором гарантируется защита от внешних и внутренних угроз в финансовой сфере, а также обеспечивается необходимое финансирование социально-экономических функций органов муниципальной власти, в первую очередь, за счет собственных финансовых поступлений, которые используются в целях развития самого муниципального образования».
«Поддержание финансовой стабильности и безопасности…» определено Стебляковой Л.П., Мартыновой А.С., Кузминовой О.А. [18] как «…основная проблема для любого государства…», что обуславливает необходимость развития инновационных аналитических платформ, что «создаст прочную доказательную основу для управленческих решений, направленных на обеспечение финансовой безопасности». В свою очередь, Кругляк З.И., Мельконьян А.А., Терещенко В.А. [9] обозначили отсутствие единой «…универсальной методики оценки уровня региональной финансовой безопасности как инструмент планирования и прогнозирования».
В целях выстраивания эффективного механизма обеспечения финансовой безопасности регионов в разрезе их социально-экономического развития с учетом процессов цифровизации, возникает необходимость в совершенствовании действующей системы мониторинга внешних и внутренних угроз, а оценка должна включать «… определение как качественных, так и количественных аспектов финансовой безопасности» [5].
В качестве научной новизны можно определить авторскую систематизацию этапов и структуры программного модуля системы мониторинга финансовой безопасности региона на основе положений индикативного подхода.
Формулировка проблемы. Основные позиционируемые элементы «…финансовой безопасности региона…», как «…основной составляющей экономической безопасности…» [19], в соответствии со степенью их приоритетности, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные структурные элементы финансовой безопасности региона по степени их приоритетности (систематизировано и расширено авторами по данным источника [8], [4], [13])
Финансовая безопасность региона, на наш взгляд, проявляется в диверсификации экономики, проведении активной инвестиционной и инновационной политики, эффективном управлении бюджетом, контроле за долгами и обязательствами, формировании интеллектуального, трудового и цифрового потенциала региона, создании резервов на случай экстренных ситуаций, что обеспечивает «…целостность, сбалансированность и поступательное» [7] региональное развитие. Таким образом, для финансовой безопасности региона свойственна также собственная структура, каждый элемент которой взаимодействует не только между собой, но и с другими составляющими компонентами экономической безопасности.
Методы и результаты исследования. Следует отметить, что система мониторинга финансовой безопасности региона представляет собой «непрерывный процесс, в ходе которого осуществляется наблюдение и контроль за состоянием финансовой безопасности» [8] и базируется на круге следующих задач:
– своевременное представление органам власти информации о выявленных дестабилизирующих факторах;
– анализ системы показателей в рамках каждого структурного элемента финансовой безопасности региона (рисунок 1);
– выявление угроз финансовой безопасности региона с целью принятия предупредительных мер и детальное их изучение;
– прогнозирование рисков;
– разработка и обоснование комплекса мероприятий на предмет обеспечения финансовой безопасности региона;
– осуществление контроля за достижением индикаторов социально-экономического развития регионов пороговых значений либо превышение таковых;
– обеспечение внешнего контроля за деятельностью ведомственных структур, обеспечивающих устранение последствий угроз финансовой безопасности региона.
В таком случае, приведенный нами инструментарий предполагает слаженное действие всех участников процесса проведения мониторинговых мероприятий (от начального этапа сбора информации до принятия комплекса соответствующих мер по нейтрализации возникающих угроз), кроме того, закрепление персональной ответственности руководителей ведомственных подразделений за достижение целевых индикаторов.
Основные этапы проведения мониторинга финансовой безопасности региона, на наш взгляд, представлены на рисунке 2.
На сегодняшний день в условиях дефицита времени на выработку и реализацию управленческих решений, особенно в различных сферах безопасности, в том числе и финансовой, «важное место в системе обеспечения финансовой безопасности региона играет мониторинг и анализ факторов, влияющих на ее уровень [12]», а главной целью системы становится «…комплексное, эффективное и оптимальное ситуационное управление» [12].
Рисунок 2 – Основные этапы системы мониторинга финансовой безопасности региона (систематизировано и расширено авторами по данным источников [8], [12], [10])
Для достижения этой цели «эффективным инструментом … является» создание сети «…ситуационных центров» [12], главной задачей которых является информационная поддержка управления – формирование ситуационной осведомленности и выработка рекомендаций для согласованного принятия решений на всех уровнях управления.
В современных условиях цифровизации экономики, а именно, в связи с постоянным увеличением потока и объемов поступающей в ситуационный центр информации для ее дальнейшей обработки с целью оперативного принятия управленческих действий по нейтрализации возникающих угроз, на наш взгляд, необходимо внедрить в систему ситуационных центров особую автоматизированную надбазисную конструкцию, интегрированную в единую технологическую платформу, позволяющую молниеносно осуществлять сбор и обработку входящих данных.
Функциональная структура такой цифровой надбазисной конструкции мониторинга финансовой безопасности регионов – программного модуля, с учетом процессов автоматизации, представлена на рисунке 3.
Мониторинг
Рисунок 3 – Функциональная структура
программного модуля мониторинга финансовой безопасности региона (составлено авторами)
Предложенная конструкция мониторинга финансовой безопасности регионов, представляющая собой программный модуль, в свою очередь, будет способствовать оперативности принимаемых решений по обеспечению финансовой безопасности регионов на всех уровнях, поскольку значительно сэкономит время предоставления руководству региона достоверной информации с целью выявления типовых угроз финансовой безопасности и выработке общей стратегии воздействия на них.
Существующая дифференциация регионов Российской Федерации предопределяет необходимость оценки уровня финансовой безопасности с учетом специфики основных сфер экономики в разрезе их функциональных векторов развития. Своевременно проведенная качественная объективная оценка уровня финансовой безопасности региона будет способствовать быстрому выявлению «…зон финансовой нестабильности, глубины неустойчивости…» [6], дальнейшему преодолению разбалансированности и оперативной разработке эффективных управленческих решений.
Среди имеющихся подходов к оценке финансовой безопасности регионов наибольшее распространение получил индикативный метод, который предполагает анализ «…индикаторов и пороговых значений экономической безопасности по сферам экономики, в том числе и в денежно-финансовой сфере» [11] и определение уровня угроз финансовой безопасности региона либо отсутствие таковых.
Авторское усовершенствование методики статистической оценки финансовой безопасности регионов, основанной на индикативном подходе, заключается в пересмотре и подборе основных индикаторов финансовой безопасности регионов, их пороговых значений, а также расчете по ним бальных оценок с целью дальнейшего установления соответствующего им уровня безопасности. Важно, чтобы индикаторы для проводимой оценки были не только количественными, но и качественными, учитывая специфику региона и отражая как официальные статистические данные, так и экспертные оценки, общественное мнение.
Система ключевых индикаторов, наиболее глубоко и полно раскрывающая уровень финансовой безопасности региона, основывается на определении угроз региональной финансовой безопасности, которые коррелируются со структурными элементами последней (рисунок 1).
Таким образом, получаются следующие основные группы угроз: угрозы бюджетной безопасности; угрозы налоговой безопасности; угрозы безопасности финансово-денежного обращения; угрозы инфляционно-ценовой безопасности; угрозы безопасности кредитно-банковской системы; угрозы инвестиционной безопасности; угрозы безопасности экономического развития регионов; угрозы инновационной безопасности.
Алгоритм методики оценки финансовой безопасности регионов с учетом авторских предложений, следующий:
Этап 1 - Разделение совокупности индикаторов финансовой безопасности на три сектора: «Бюджет - Налоги (Б-Н)», «Государственный долг (ГД)», «Инвестиции-Инновации (И–И)».
Этап 2 – Отбор в каждом секторе соответствующих индикаторов и определение их пороговых значений с целью измерения уровня угроз и вероятного ущерба от их возникновения. В качестве порогового значения принимаем либо среднее значение для региона либо значение, имеющее рациональное обоснование.
В авторской методике предлагается выделить семь индикаторов сектора «Бюджет - Налоги (Б-Н)», шесть индикаторов сектора «Государственный долг (ГД)» и восемь - сектора «Инвестиции-Инновации (И-И)». Рассмотрение большего количества индикаторов представляется, на наш взгляд, нецелесообразным, поскольку затруднит диагностику угроз и усложнит их оценку. Наряду с этим, включение большого количества индикаторов может привести к потере интерпретируемости итогового показателя
Индикаторы бюджетно-налогового сектора являются основополагающими, так как с помощью оценки показателя «уровень бюджетной самостоятельности региона» дается характеристика его степени автономности, заключающаяся в способности осуществлять собственные расходы за счет имеющихся в распоряжении бюджета региона доходов. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения покажет, сколько расходов приходится на одного жителя региона, коэффициент бюджетной результативности проиллюстрирует сколько доходов в среднем приходится на одного жителя.
Оценка показателя затрат на национальную оборону и правоохранительную деятельность региона сегодня особенно актуальна, поскольку данные виды расходов являются гарантом сохранения России в качестве суверенного государства, ее территориальной целостности.
В предложенной авторской системе индикаторов бюджетно-финансовой сферы регионов оценка государственного долга определяет уровень риска, остроту кризисной ситуации, что позволяет оперативно выявить рискообразующие факторы финансовой безопасности: увеличение неравенств среди населения, снижение размера инвестиций, увеличение объемов платежей, связанных с растущим долгом, рост объемов новых привлекаемых земных средства и др.
Долговая нагрузка бюджета оказывает сдерживающее воздействие на финансово-экономическое развитие региона, поскольку заемные средства направляются не на первостепенные социально-экономические задачи, а на исполнение долговых обязательств. Коммерческое кредитование для регионов под высокие проценты приводит к риску не возврата, что влечет за собой штрафные санкции, судебные разбирательства. Внесение данного показателя в список позволит оценить угрозы и остроту кризисной ситуации.
Уровень долговой зависимости региона (отношение госдолга к ВРП) применяется для более объективного и достоверного сравнения уровня долговой нагрузки, например, в динамике за несколько лет.
Уровень соответствия (то есть отношение темпа роста консолидированного государственного долга региона к темпу роста налогов и сборов) имеет своей целью определение сбалансированности экономического роста региона. Сниженный темп роста государственного долга по отношению к темпу роста налогов и сборов доходов - это возможность региона при помощи собственных средств погашать долговые обязательства, иначе возникает угроза невыплаты долга, что приводит к вынуждению займа нужных средств (кредиты и т.д.).
Важными показателями в целях обеспечения финансовой безопасности региона являются:
– коэффициент бюджетного кредитования – это отношение суммы бюджетных кредитов к государственному долгу (в процентах);
– коэффициент рыночного долга – отношение суммы кредитов кредитных организаций к государственному долгу в (процентах).
Увеличение коэффициента бюджетного кредитования приводит к высокому уровню зависимости регионального бюджета от федерального центра. Это, в свою очередь, может привести к реальной угрозе финансовой безопасности региона, заключающейся в несбалансированности структуры государственного долга, так как большая доля в региональных заимствованиях отводится бюджетным кредитам и государственным гарантиям.
Таким образом, рост размеров долговых обязательств, уровня долговой нагрузки, возможное состояние банкротства, являются важнейшими угрозами финансовой безопасности региона
Индикаторы инвестиционно-инновационной активности являются ключевыми в области оценки перспектив финансового развития регионов, а чрезмерное отставание их фактических данных от пороговых влечет за собой угрозы утраты инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности регионов. Отдельно в этом секторе заслуживает внимания показатель затрат на инновационную деятельность организаций региона в сфере инжиниринга, в том числе финансового, который включает в себя проектирование, разработку предложений инновационных финансовых инструментов и процессов, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.
Перечень индикаторов и их пороговых значений представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Предлагаемая система показателей и их пороговых значений для оценки финансово-бюджетной безопасности региона (систематизировано и расширено авторами по данным источников [11], [14], [17], [16])
|
Показатели
|
Пороговое
значение
|
|
Сектор «Бюджет -
Налоги (Б-Н)»
| |
|
ВРП на душу населения, руб.
|
≥
среднего по РФ
|
|
Индекс физического объема ВРП, %
|
≥
среднего по РФ
|
|
Уровень бюджетной самостоятельности
региона, %
|
≥
100
|
|
Доходы консолидированного бюджета на
душу населения, руб.
|
≥
среднего по РФ
|
|
Темп роста уровня бюджетной
обеспеченности населения региона, раз
|
≥
темпа роста инфляции
|
|
Уровень роста налоговых доходов, %
|
≥
115
|
|
Объем расходов на национальную
безопасность и правоохранительную деятельность в общем объеме расходов, %
|
≥ 20
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение таблицы 1
|
|
|
Сектор
«Государственный долг (ГД)»
| |
|
Уровень общей долговой нагрузки на
бюджет региона, %
|
≤ 20
|
|
Уровень долговой зависимости региона, %
|
≤
10
|
|
Коэффициент бюджетного кредитования, %
|
≤
30
|
|
Коэффициент рыночного долга региона, %
|
≥
70
|
|
Расходы на обслуживание и погашение
государственного долга к общей сумме расходов, %
|
< 3
|
|
Уровень соответствия
|
≤
0,9
|
|
Сектор
«Инвестиции-Инновации (И-И)»
| |
|
Объем
инвестиций в основной капитал на душу
населения, руб.
|
≥
среднего по РФ
|
|
Темпы роста объема инвестиций в
экономику региона, %
|
≥
140
|
|
Удельный вес инвестиций в объекты
интеллектуальной собственности, %
|
≥
5
|
|
Вклад инвестиций в деятельность в
области информатизации и связи в общем объеме инвестиций (без учета субъектов
малого предпринимательства), %
|
≥
10
|
|
Темп
расходов на научные исследования, %
|
≥
150
|
|
Доля инновационной
продукции в общем объеме произведенных товаров, услуг, работ, %
|
≥ 30
|
|
Уровень инновационной активности
организаций региона в разработке компьютерного программного обеспечения, %
|
≥
40
|
|
Процент издержек на инновационную
деятельность организаций региона в сфере инжиниринга, в том числе
финансового, в общем объеме расходов, %
|
≥ 25
|
Этап 3 - Сравнение фактических значений показателей по региону с пороговыми величинами, расчет которых проводится на основе методики, представленной в работе [7] авторов Илышевой Н.Н., Караниной Е.В., Кызьюровой М.С.:
Пфакт ∈ [Пминим; Пмаксим],
Пнорм = (Пфакт– Пминим)/(Пмаксим– Пминим)× 99+1,(4)
если Пфакт > Пмаксим; Пнорм=100,
если Пфакт < Пминим; Пнорм=1,
где Пмаксим = Ппорог×1,25,
Пминим = Пверх×0,2,
где Пфакт – исходный индикатор; Ппорог – пороговое значение индикатора.
По индикаторам, рекомендуемые значения которых должны быть не более порогового, балльные оценки рассчитываются по формулам [7]:
Пфакт ∈ [Пминим; Пмаксим],
Пнорм =(1– (Пфакт– Пмаким)/(Пминим– Пмаксим)× 99+1,(5)
если Пфакт < Пмаксим; Пнорм=100,
если Пфакт > Пминим; Пнорм=1,
где Пмаксим = Ппорог/1,25,
Пминим = Пверх/0,2,
где Пфакт – исходный индикатор; Ппорог – пороговое значение индикатора.
Этап 4 - Оценка уровня риска по каждому индикатору, а также общий уровень финансовой безопасности региона по нижеприведенной шкале (таблица 2).
Таблица 2 – Уровень значимости угроз финансово-бюджетной безопасности региона [7]
|
Уровни
безопасности
|
Количество
баллов
|
|
Высокий уровень
безопасности
|
85-100
|
|
Относительно
устойчивая безопасность
|
75-84
|
|
Несущественная
опасность
|
60-74
|
|
Высокая
опасность
|
35-59
|
|
Кризисное
состояние
|
21-34
|
|
Катастрофический
уровень опасности
|
1-20
|
Этап 5 – Формулировка вывода о наличии (отсутствии) угроз в сфере финансовой безопасности региона.
С целью мониторинга уровня финансовой безопасности регионов РФ рекомендуется проводить постоянную диагностику (ежеквартальную или ежегодную), в рамках которой сопоставлять фактические значения индикаторов в текущем периоде с соответствующими значениями в базисном периоде.
Кроме того, в разрезе межрегиональных исследований, рекомендуется сравнивать региональный показатель с аналогичными показателями ведущих субъектов рассматриваемого федерального округа, а внедрение автоматизированной системы мониторинга в условиях цифровизации позволит руководству региона контролировать динамику показателей финансовой устойчивости последнего, что, в свою очередь, будет способствовать своевременному выявлению предпосылок к возникновению угроз и предпринятию действенных мер по ликвидации возникающих рисков.
Заключение. Экономика регионов в современных условиях глобализации и цифровизации подвержена влиянию новых рисков и угроз. Существенное изменение геополитической ситуации в мире, введение санкционных мер финансового характера, повлияло на финансовую устойчивость российских регионов. В связи с чем, оценка финансовой безопасности последних приобретает колоссальный масштаб, поскольку именно «…финансовая безопасность является ключевой и неотъемлемой частью национальной безопасности страны» [3].
На основании представленного инструментария совершенствование системы мониторинговых мероприятий уровня финансовой безопасности возможно оперативное сопоставление информационных данных муниципальных образований региона с целью выявления типовых угроз финансовой безопасности и выработке общей стратегии воздействия на них, а также составление рейтинга лидеров и аутсайдеров среди муниципалитетов.
Источники:
2. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 3(117). – c. 32-38.
3. Борщ Л.М. Финансовая безопасность российской финансовой системы: современные вызовы и угрозы // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – № 1(58). – c. 5-17.
4. Брянцева Л.В., Бичева Е.Е. Инструменты обеспечения финансовой и налоговой безопасности региона // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2023. – № 2(77). – c. 286-293. – doi: 10.53914/issn2071-2243_2023_2_286.
5. Голованова Л.А. Методический подход к оценке финансовой безопасности региона // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2021. – № 1(60). – c. 117-126.
6. Зырянова М.А. Основы оценочных показателей финансовой устойчивости региональной экономики // Наука, техника, образование. – 2014. – № 6. – c. 43-48.
7. Илышева Н.Н., Каранина Е.В., Кызьюров М.С. Диагностика угроз финансово-бюджетной безопасности региона // Экономика региона. – 2021. – № 4. – c. 1361-1375. – doi: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22.
8. Каранина Е.В., Кызьюров М.С. Организация системы мониторинга финансовой безопасности региона // Экономика региона. – 2023. – № 4. – c. 1275-1292. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-24.
9. Кругляк З.И., Мельконьян А.А., Терещенко В.А. Финансовая безопасность регионов: сущность, проблемы, оценки и управления // Вестник Академии знаний. – 225. – № 1(66). – c. 283-291.
10. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-28. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.
11. Ломаченко Т.И. Финансовая безопасность региона как основа национальной экономической безопасности государства // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. – 2016. – № 4. – c. 70-79.
12. Маслобоев А.В., Путилов В.А. Роль ситуационных центров в управлении региональной безопасностью в условиях цифровой экономики // Труды Кольского научного центра РАН. – 2020. – № 8(11). – c. 144-149. – doi: 10.37614/2307-5252.2020.8.11.017.
13. Милойчикова А.В., Васильев Г.Ф. Обеспечение финансовой безопасности региона с целью увеличения уровня экономической безопасности страны // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. – 2024. – № 4(42). – c. 43-50.
14. Новикова И.В., Красников Н.И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. – 2010. – № 1(13). – c. 167-178.
15. Чумакова Е.А., Дарелина О.В., Чернявская Е.Ю., Беликова Е.В. О финансовой безопасности муниципального образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 4765-4782. – doi: 10.18334/epp.13.11.119792.
16. Романюк А.В., Гуляева О.С. Оценка финансовой безопасности регионов России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2024. – № 1(65). – c. 77-88. – doi: 10.26456/2219-1453/2024.1.077-088.
17. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. Inecon.org. [Электронный ресурс]. URL: https://inecon.org/docs/Senchagov_Ivanov.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
18. Мониторинг влияния социально-экономического развития государства на его финансовую безопасность // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 5. – c. 3383-3394. – doi: 10.18334/epp.15.5.123315.
19. Строева Г.Н. Особенности обеспечения финансовой безопасности региона // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы V Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. Тюмень, 2024. – c. 191-200.– url: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=69400187.
20. Lukyanov A.A., Gussenov B.Sh. Digitalization of the social sphere as a factor of strengthening the financial security of the region // Statistics. – 2023. – № 1(88). – p. 58-63. – doi: 10.51579/1563-2415.2023-1.08.
Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:07
Download PDF | Downloads: 5
The concept of monitoring the region\'s financial security, given its assessment based on an indicative approach
Zhilenkova E.P., Budanova M.V., Sokova T.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 9 (September 2025)
Abstract:
The article systematizes the constituent elements of the regional financial security according to their degree of priority.
The authors suggest the interpretation of the concept of regional financial security and consider the possibilities of its monitoring system, taking into account the introduction of a superbasic design that allows rapid collection and processing of incoming data.
The relevance of improving the methodology for statistical assessment of the regional financial security based on an indicative approach with the identification of a set of significant indicators, taking into account the main groups of possible threats, is substantiated. This assessment tool helps to identify the prerequisites for the emergence of threats in a timely manner, take effective measures to eliminate emerging risks, and particularize areas for growth and development.
Keywords: economic security, concept, monitoring, financial security, statistical assessment, integral indicator
References:
Monitoring the impact of the state's level of socio-economic development on its financial security. (2025). Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (5). 3383-3394. doi: 10.18334/epp.15.5.123315.
Bezdenezhnyh T.I., Sharafanova E.E. (2019). Financial security in regional economic security. Bulletin of the Saint Petersburg State University of Economics. (3(117)). 32-38.
Borsch L.M. (2022). Financial security of the russian financial system: modern challenges and threats. Scientific Herald: finance, banks, investments. (1(58)). 5-17.
Bryantseva L.V., Bicheva E.E. (2023). Economic management instruments for ensuring financial and tax security of the region. Vestnik of Voronezh state agrarian university. 16 (2(77)). 286-293. doi: 10.53914/issn2071-2243_2023_2_286.
Chumakova E.A., Darelina O.V., Chernyavskaya E.Yu., Belikova E.V. (2023). Municipal entity financial security. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 4765-4782. doi: 10.18334/epp.13.11.119792.
Golovanova L.A. (2021). Methodical approach to assessing the financial security of the region. Bulletin of the Pacific State University. (1(60)). 117-126.
Ilysheva N.N., Karanina E.V., Kyzyurov M.S. (2021). Diagnostics of threats to regional fiscal security. Economy of the region. 17 (4). 1361-1375. doi: 10.17059/ekon.reg.2021-4-22.
Karanina E.V., Kyzyurov M.S. (2023). Monitoring system for regional financial security. Economy of the region. 19 (4). 1275-1292. doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-24.
Kruglyak Z.I., Melkonyan A.A., Tereschenko V.A. (225). Financial security of the regions: the essence, problems of evaluation and management. Vestnik Akademii znaniy. (1(66)). 283-291.
Lev M.Yu. (2024). Assessment of trends in monitoring national socio-economic security in the context of strategic planning. Economic security. 7 (1). 27-28. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.
Lomachenko T.I. (2016). Financial security of the region as the basis of the national economic security of the state. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. 2 (4). 70-79.
Lukyanov A.A., Gussenov B.Sh. (2023). Digitalization of the social sphere as a factor of strengthening the financial security of the region Statistics. (1(88)). 58-63. doi: 10.51579/1563-2415.2023-1.08.
Masloboev A.V., Putilov V.A. (2020). The role of situational centers in regional security management under digital economy. Trudy Kolskogo nauchnogo tsentra RAN. 11 (8(11)). 144-149. doi: 10.37614/2307-5252.2020.8.11.017.
Miloychikova A.V., Vasilev G.F. (2024). Ensuring the financial security of the region in order to increase the level of economic security of the country. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovyh. Seriya: Ekonomicheskie nauki. (4(42)). 43-50.
Novikova I.V., Krasnikov N.I. (2010). Indicators of economic security of the region. Vestnik Instituta druzhby narodov Kavkaza (Teoriya ekonomiki i upravleniya narodnym khozyaystvom). Ekonomicheskie nauki. (1(13)). 167-178.
Romanyuk A.V., Gulyaeva O.S. (2024). Assessment of financial security of the Russian regions. Bulletin of Tver State University. Series: Economics and Management. (1(65)). 77-88. doi: 10.26456/2219-1453/2024.1.077-088.
Stroeva G.N. (2024). Features of ensuring the financial security of the region Economic security of the country, regions, and organizations of various types of activity. 191-200.
Zyryanova M.A. (2014). Fundamentals of estimated indicators of financial stability of the regional economy. Nauka, tekhnika, obrazovanie. (6). 43-48.
