Проблемы развития конкурентоспособности высшей школы

Носков В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В условиях рыночной экономики наравне с другими субъектами высшие учебные заведения являются участниками конкурентной борьбы – внутриотраслевой (между собой) и межотраслевой (с предприятиями и организациями других областей экономики, например, банками, производственными предприятиями) за привлечение инвестиций, кадров, заказчиков и др. В недалекой перспективе расширится участие российских вузов в международной конкуренции.

Ключевые слова: высшая школа, высшие учебные заведения



В условиях рыночной экономики наравне с другими субъектами высшие учебные заведения являются участниками конкурентной борьбы ‑ внутриотраслевой (между собой) и межотраслевой (с предприятиями и организациями других областей экономики, например, банками, производственными предприятиями) за привлечение инвестиций, кадров, заказчиков и др. В недалекой перспективе расширится участие российских вузов в международной конкуренции.

Конкурентоспособность вузов достигается в результате оптимального сочетания качества и цены предоставляемых ими образовательных услуг. Формирование конкурентоспособности обеспечивается всем комплексом их деятельности - обучением, научной работой преподавателей и студентов, подготовкой и ростом научно-педагогических кадров, управленческой деятельностью. В этом комплексе необходимо рассмотреть те его стороны, которые приобретают актуальное значение на рынке образовательных услуг - индивидуализация обучения, интерактивные технологии, научно-исследовательская деятельность преподавателей и студентов, система «образование для образования» и вузовский менеджмент.

Формирование и поддержание эффективной учебно-методической и информационной базы обучения является одной из ключевых позиций, позволяющих вузу быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Учебно-методическая база процесса обучения должна готовиться в соответствии с характером и содержанием преподаваемых дисциплин. Там, где превалируют теоретические знания, например, философия, история, у студентов должен быть широкий выбор учебников, работ наиболее авторитетных ученых, методических разработок, сборников, обобщающих схем, таблиц, графиков, позволяющих повысить эффективность усвоения учебного материала.

Для дисциплин, в которых важна прикладная сторона, следует предусматривать наличие деловых игр, учебных ситуаций, практикумов, тренингов. При этом учебник может отсутствовать, например, по физкультуре. С другой стороны – такие дисциплины должны содержать базовые знания, то есть терминологическую основу и понятийный аппарат, дополненный разнообразными учебными кейсами (практикумами), задачниками, например, по бухгалтерскому учету или менеджменту.

Таким образом, преподаватель должен найти для себя место между двумя условными "Ф" (рис.1).

Теория Практика

<Философия> <Физкультура>

Учебники
Работы классиков и
современников
Пособия
Сборники схем
(рисунков, графиков)
Практикумы
Деловые ситуации
Задачники
Пособия по деловым
играм
Тренинги
Упражнения

Рис.1. Маневрирование учебно-методической базой при изучении различных дисциплин

Условное название границ учебно-методической базы "Ф-Ф" выбрано по названию противоположных по сущности, содержанию и методике преподавания дисциплин.

В качестве примера взяты такие предметы, которые являются непрофильными, но изучаются в каждом высшем учебном заведении - философия и физическая культура.

Подобный подход вовсе не означает, что в процессе изучения философии студент должен только думать, а на физкультуре - только бегать. В данном случае, противопоставляется стремление к фундаментальным знаниям, работе с источниками философской мысли, развитию логического мышления в процессе изучения философии и других гуманитарных наук - преимущественно физической нагрузке, практическим, прикладным занятиям в рамках физической культуры (здесь не рассматриваются случаи замены физкультуры занятиями в шахматной секции).

Для изучения каждой дисциплины предусматривается определенное количество лекционных, практических и семинарских занятий. Однако очень редко учитываются часы для самостоятельной работы студентов (СРС), играющей особо важную роль в обучении, за исключением подготовки курсовых и дипломных работ.

С одной стороны, наличие СРС указывает на высокий уровень индивидуальной работы преподавателя со студентами. С другой, там, где такие часы предусматриваются учебной нагрузкой, они не учитываются в сетке учебного расписания.

В зарубежных университетах студент знает, что в определенные часы он может обратиться к преподавателю. Более того, студенты прикрепляются к определенным профессорам по интересам на время изучения курса, а также к постоянному наставнику на все время обучения. Такая практика в наших вузах, к сожалению, встречается крайне редко, за исключением, интерактивных форм дистанционного обучения.

Для того чтобы ликвидировать недостатки такого положения, следует тщательно разрабатывать учебно-методическую базу. Студент, лишенный необходимого личного контакта с преподавателем, должен иметь возможность заниматься самостоятельно. Из этого следует, что учебники необходимо дополнять подробными и глубокими методическими указаниями по изучению курса, учебными пособиями, списками основной и дополнительной литературы ‑ всем тем, что может потребоваться добросовестному студенту, желающему изучить дисциплину глубже, чем это позволяют рамки курса.

С этой точки зрения велика роль в самостоятельной работе студентов библиотек и информационно-вычислительных центров, имеющих выход в Интернет. Государственное финансирование их развития пока еще остается недостаточным, и передовые вузы вкладывают немалые собственные средства, добиваясь значительного роста библиотечных фондов и парка современных компьютеров.

Следует всячески стимулировать выпуск учебников и учебно-методической литературы, программных продуктов как на государственном, так и региональном уровне, а также в высших учебных заведениях. На государственном уровне следует разработать и принять законодательные акты, которые будут регулировать учебное книгоиздание. По нашему мнению, ключевым вопросом должно стать освобождение выпуска учебной литературы от налогов для снижения цен и обеспечения большей ее доступности.

На региональном уровне должна осуществляться аккумуляция и дальнейшее распределение средств между библиотеками: вузовскими, городскими, районными, ведомственными. Кроме того, регионам проще осуществлять контроль за распределением бюджетных и иных средств, выделяемых на формирование библиотечных фондов.

Наиболее ответственная и сложная работа в этих условиях ложится на плечи вузов. Выпуск вузами учебно-методической литературы неизменно растет. Однако, нередко кафедры выпускают учебники и учебные пособия невысокого качества.

Программы формирования эффективной научной и методической базы обучения внедряются в наиболее прогрессивных вузах. Так, Российская экономическая школа проводит программу "Академическое сотрудничество".

В пресс-релизе программы отмечается, что "основной идеей академического сотрудничества (партнерства) является разработка долгосрочной программы обучения (рассчитанной на 3 года) и развитие сотрудничества между ведущим академическим центром и несколькими факультетами региональных вузов с тем, чтобы привести уровень последних в соответствие с международными стандартами научной и преподавательской деятельности" [1].

Программа включает в себя: обучение с целью повышения квалификации работающих на факультете специалистов, подготовки и приема новых; содействие в разработке новых учебных курсов, планов научной и преподавательской деятельности; помощь в создании необходимой материально-технической базы (библиотека, компьютерный класс, внутренняя и внешняя электронные сети, базы данных). Как видим, эта программа, спонсируемая фондом Сороса (Институт "Открытое общество") в рамках мегапроекта "Развитие образования в России", предусматривает широкий комплекс учебно-методической и материально-технической поддержки высшего образования в регионах.

Процесс формирования учебно-методической и информационной базы в российских вузах сегодня развивается преимущественно силами самих вузов и нуждается в разработке путей повышения его эффективности.

Продолжение следует

[1] Академическое сотрудничество / Российская экономическая школа// http://www.nes.ru. С. 1.


Страница обновлена: 25.09.2024 в 00:24:30