Роль и перспективы развития государственных корпораций в экономике промышленного сектора

Шевченко И.К., Бабикова А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шевченко И.К., Бабикова А.В. Роль и перспективы развития государственных корпораций в экономике промышленного сектора // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 15. – С. 71-76.

Аннотация:
Статья посвящена основным аспектам формирования государственных корпораций как институциональной основы развития приоритетных отраслей промышленности, рассмотрены этапы промышленной интеграции и инструменты развития корпоративного сектора в промышленности.

Ключевые слова: промышленные корпорации, государственные корпорации, промышленные комплексы, экономика промышленного сектора



На современном этапе развития промышленности страны наиболее характерной формой коммерческих отношений между субъектами бизнеса является категория, сочетающая в себе экономические особенности и исторические черты предприятий и объединений. Корпоративная форма объединений возникающих в результате реформирования и реструктуризации предприятий промышленного сектора позволяет максимально использовать внутренние и внешние возможности для достижения различного рода эффектов.

Создание холдингов и промышленных корпораций

Процессы реструктуризации наиболее эффективны на этапе, когда период перестройки отраслей незавершен, поскольку в это время существуют резервы совершенствования технологии производства и появляются новые технологии менеджмента, о чем говорит отечественный опыт создания холдингов и промышленных корпораций. При сохранении единой ориентации на повышение эффективности производственных и хозяйственных процессов в разные периоды экономического и политического развития корпоративные формы хозяйствования имели свои особенности.

Основы интеграции территориальных и отраслевых систем хозяйствования были заложены во времена плановой экономики, когда целью государственной политики развития промышленности было обеспечение комплексного развития территорий и отраслей посредством осуществления процессов специализации и концентрации производства и комбинирования отраслей на локальных территориях.

Первыми шагами государства на пути решения проблем развития промышленного производства на основе современных тенденций развития науки и техники было создание научно-производственных объединений. В состав НПО, интегрируя науку и производство, входили различные научно-исследовательские и проектные организации, промышленные предприятия, которые в дальнейшем развились в системообразующие промышленные комплексы в таких приоритетных отраслях как ВПК и наукоемкая промышленность [1].

Переход от плановой экономики к рынку и соответствующая трансформация промышленных предприятий привела к появлению корпораций как новой формы взаимоотношений и воплотилось в виде ведущих АО, ФПГ, холдингов в начале 90-х годов во время приватизации. Созданные в период плановой экономики, отличающейся жестким планированием, промышленные комплексы в стратегически важных отраслях получали максимально возможное инвестирование от государства становясь конкурентоспособной средой соответствующей мировому уровню. Продукция таких предприятий отличалась высоким качеством и значительными объемами производства, а сами предприятия обладали высокими технико-экономическими характеристиками.

В период приватизации на базе существующих основных фондов посредством акционирования и ваучеризациии были созданы холдинги и ФПГ, которые в новых условиях формировали корпоративный сектор экономики. Целевыми функциями первых корпораций, сформированных в отраслях добывающего сектора, машиностроения, приборостроения и имеющие различные формы промышленной интеграции были следующие:

-наращивание объемов производства и реализации в рамках сложившейся номенклатуры изделий;

-реализация диверсифицированной номенклатуры продукции на расширяющихся рынках;

-увеличение экспорта отечественных товаров или выпуска импортозамещающей продукции;

-реализации заданий федеральных целевых и государственных научно-технических программ, выполнения поставок для госнужд.

Соответственно, ориентированы они были на:

-использование собственных (консолидированных) финансовых ресурсов;

-привлечение (путем выпуска ценных бумаг, увеличения залоговой стоимости корпорации, реализации механизмов солидарной ответственности) дополнительных (внешних) финансовых ресурсов;

-получение государственной ресурсной поддержки.

Создание госкорпорации

Практика деятельности отечественных корпорации позволяет сделать предположение, о том, что основные принципы корпоративной формы хозяйствования в некоторых сферах должны базироваться на совместной с государством (или государственной) собственности и хозяйственного саморазвития. Реформирование отстающей отрасли промышленности может происходить путем создание в ней корпоративного объединения – госкорпорации – объединяющей в себе ресурс государства в виде финансовой, институциональной поддержки и имеющиеся производственную структуру и сохранившийся потенциал, развивая промышленность за счет создания благоприятных инвестиционных возможностей. По мнению аналитиков, это может стать одним из государственных инструментов привлечения иностранных инвестиций и преодоления утечки капиталов из экономики страны [3].

Первые государственный корпорации стали появляться после внесения изменений в Закон «О некоммерческих организациях» 08 июля 1999 г. (например: «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», было закрыто в 2004 г., или созданное в 2003 г. «Агентство по страхованию вкладов»). Наибольшее количество госкорпораций было создано в течение 2007 г., когда приоритетными направлениями государственной политики было инновационное развитие промышленности.

Решение этой стратегической задачи обеспечивалось формированием базовой инфраструктуры, состоящей из промышленных предприятий, внедряющих современные информационные технологии, обладающих высокотехнологичным и быстропереналаживаемым оборудованием. Примером преодоления кризисной ситуации в отрасли путем создания госкорпорации может служить создание в 2006 г. Объединенной авиастроительной корпорации, целью появления которой было преодоление проблем авиастроения, вызванных отсутствием инвестиций и фрагментарностью отрасли. В рамках созданной компании объединились 16 авиастроительных предприятий, которые в долгосрочной перспективе должны были занять 50% российского и 10% мирового рынков, обеспечивая к 2025 г. объем продаж 25 млрд долл. [2].

Государственная организация «Внешэкономбанк» конвертировал свои активы в госкорпорацию «Банк развития», который должен был инвестировать средства на реализацию долгосрочных государственных программ и проектов. Данная организация не смогла полностью реализовать поставленные цели, а вместо этого выполняла роль инструмента господдержки для преодоления дефицита ликвидности в финансовом и промышленном секторе после кризиса 2008-2009 гг.

Активно создаваемые госкорпорации можно назвать инструментом финансирования общественно-значимых проектов и масштабных работ. Разработка прорывных инноваций - задача госкорпорации «Роснанотех», а «Фонд содействия реформированию ЖКХ» предназначен для проведения капитальных ремонтов и ремонтно-восстановительных работ жилищного фонда. Создание госкорпорации «Олимпстрой» по сути, является реализацией федеральной целевой программы по строительству олимпийских объектов. На основании принятия соответствующих законов были созданы госкорпорации в приоритетных отраслях промышленности, таких как отрасль нанотехнологий, в отрасли имеющей стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности, в финансовой, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Группирование госкорпораций

Созданные за период 2007 г. госкорпорации можно сгруппировать согласно задачам, которые они решают в рамках реализации своих функций (рис. 1).

Поскольку развитие промышленности является важнейшей компонентой функционирования экономики, основным трендом экономического развития в настоящее время является повышение качественного уровня промышленности и конкурентоспособности отраслевых комплексов.

р6

Рис. 1. Государственные корпорации и решаемые ими задачи

Инструменты развития

Становление конкурентоспособной промышленности в условиях преодоления последствий кризиса экономики невозможно без разработки и реализации программ и проектов структурных преобразований промышленного сектора. Стратегическим приоритетом в этом процессе является развитие наукоемких отраслей, стимулирование инновационной активности и инновационной восприимчивости промышленных предприятий в рамках соответствующей технологической инфраструктуры. Системное представление инструментов развития промышленности представлено на рисунке 2.

р7

Рис. 2. Инструменты и механизмы развития промышленного сектора

Государственная поддержка

Формирование и эффективное функционирование отраслевых промышленных комплексов и предприятий возможно при наличии определенных институциональных условий, обеспечивающих государственную поддержку создания конкурентных инноваций. Главной целью институциональной поддержки процессов реструктуризации промышленности является стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности наукоемких промышленных предприятий, отраслей и подотраслей на основе использования имеющегося потенциала. Процесс формирования и реализации системы последовательных мероприятий регулирования инновационной деятельности обеспечит целенаправленный и результативный характер качественно-новых преобразований отраслей промышленности. Усиление инновационной активности зависит от действенной государственной политики, направленной на приоритетное развития наукоемких отраслей, поддержку инновационной деятельности, управляемость инвестиционного процесса, структурную перестройку промышленности. Реализация такой политики связанна с разработкой программ модернизации секторов экономики, в рамках которых будут определены необходимые меры формирования и регулирования инвестиционных потоков для реализации инновационной деятельности и разработаны подходы к стимулированию инновационной активности предприятий. В данном контексте можно говорить о том, что создание госкорпораций является частью институциональной поддержки развития промышленности.

Вывод

Анализ и оценка направлений развития и госкорпорации может подтвердить положение о том, что условием их возникновения является необходимость обеспечения устойчивого производственно-технологического развития входящих в их состав предприятий связанных в рамках технологического взаимодействия по созданию продукции и новых технологий. Возможность создания госкорпораций обусловлена наличием ресурсной базы, институциональных условий, развитием смежных отраслей. В свою очередь, функционирование госкорпорации на определенной территории в той или иной степени способствует развитию инфраструктуры региона в определенных направлениях, что инициирует дальнейшие исследования данной проблематики.


Источники:

1. Доровской С.Б. Становление систем регионального хозяйствования: опыт, оценка, возможности. – Воронеж, 2005. – 135с.
2. Каллагов Б.Р., Цуциева М.В. Современные российские госкорпорации: реалии становления и ценность перспективы. Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – Т. – 30. – № 4. – С. 23–27. 3. http://www.militarynews.ru

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:18