Системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (215), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности рыночной инфраструктуры, как системы регионального масштаба. Несмотря на широкий спектр услуг, предоставляемых организациями, формирующими рыночную инфраструктуру, существуют их общие признаки, что, по мнению авторов, позволяет применить системный подход к формированию региональной рыночной инфраструктуры. И на сегодняшний день важным становится формирование методологий, позволяющих выявлять нормативные значения показателей, характеризующих уровень развития региональной экономики.
Ключевые слова: региональная рыночная инфраструктура, группы услуг, системные признаки инфраструктуры, общие признаки услуг
В соответствии с современными требованиями на социально-экономическое развитие региона в значительной мере влияет рыночная инфраструктура. Она является неотъемлемой частью эффективного развития экономики и рассматривается как совокупность всех видов экономической деятельности, которые необходимы для доведения произведенной продукции, товаров, услуг, работ до потребителя.
Перечислим составляющие инфраструктуры.
1. Общая инфраструктура: рынок товаров и услуг, рынок ресурсов (труд, капитал, предпринимательский ресурс); рынок финансов др.
2. Специальная инфраструктура: дороги, склады, системы связи, информация, торговля оптовая и розничная, выставки, ярмарки, биржевая деятельность и др.
Рыночная инфраструктура в основном имеет четко выраженный территориальный характер, поскольку входящие в нее хозяйствующие субъекты располагаются в пределах определенной территории и обслуживают организации и население определенного региона [1]. Поэтому целесообразно подходить к анализу рыночной инфраструктуры как к системе регионального масштаба.
Виды услуг, предоставляемых региональной рыночной инфраструктурой
Круг услуг, предоставляемых организациями инфраструктуры, весьма широк и зависит от определенного количества факторов, условий и местных оособенностей. Тем не менее, представляется возможным выделить услуги, которые пользуются наибольшим спросом, часто взаимодополняют друг друга, либо могут предоставляться в различных сочетаниях.
К общему перечню видов региональной рыночной инфраструктуры относятся следующие группы услуг:
− брэндирования и рекламы;
− выставочно-ярмарочные;
− франчайзинговые;
− юридические;
− финансовые;
− услуги по подбору, обучению, переподготовке кадров;
− транспортно-экспедиционные;
− логистические;
− посреднические;
− дистрибьюторские (включая брокерские);
− услуги связи;
− электронной коммерции;
− информационно-коммуникационные;
− маркетинговые;
− услуги дизайна,
− риэлтерские;
− бухгалтерские;
− налоговые;
− инновационно-внедренческие;
− аудиторские;
− инвестиционные;
− услуги экспертизы по различным направлениям;
− патентные;
− услуги по стандартизации;
− сертификационные;
− регистрационные;
− услуги охраны и сопровождения;
− прочие [2].
Каждая из этих групп услуг имеет соответствующие разновидности, отдельные детальные наименования работ и процедур, что позволяет говорить о множестве услуг, выполняемых субъектами рыночной инфраструктуры для различных субъектов рыночной экономики и, по сути дела, системно охватывающих все виды производственно-хозяйственной деятельности.
Такое разнообразие спектра услуг и большая территориальная протяженность рынка Красноярского края осложняют формирование его рыночной инфраструктуры.
Это и многое другое требует системного подхода к формированию рыночной инфраструктуры, который позволит определить, какие ее элементы являются основными, какие связи и зависимости между ними являются наиболее существенными, а также выявить общие тенденции, проблемы и противоречия функционирования системы в целом.
Системные признаки рыночной инфраструктуры
Следует отметить, что, как любая система, рыночная инфраструктура должна удовлетворять следующим системным признакам:
− целенаправленность (заключается в содействии участников рыночных отношений их успешному функционированию);
− иерархичность (наличие отношений подчиненности между различными элементами и подсистемами);
− структурированность (взаимосвязь и взаимозависимость разнородных функциональных элементов);
− уникальность (отличие от других аналогичных систем);
− открытость (возможность свободного входа и выхода элементов структуры);
− определенная независимость отдельных элементов системы (субъектов хозяйствования);
− многопрофильность деятельности, то есть оказание большого разнообразия услуг, дающих разнообразный эффект;
− динамичность (высокая степень количественных и качественных изменений);
− способность к самоорганизации и саморазвитию (то есть способность изменять свой состав, структуру и характеристики под влиянием изменений во внешней среде, подверженность нововведениям).
Для формирования и реализации целей и задач исследования инфраструктуры как системы следует использовать различные методы управления:
− организационные (выполнение действующих норм и нормативов, организационные условия и требования местных органов власти, ответственность за исполнение надзорных функций);
− экономические (налоговое, ценовое, валютное, таможенное, финансово-кредитное, бюджетное регулирование, инвестиционная деятельность, страхование и т.п.);
− социальные (корпоративная культура, традиционные, исторические нормы и правила, управленческие возможности, стиль управления и др.).
Методология, методы и принципы управления региональной рыночной инфраструктурой в настоящее время, к сожалению, практически не имеют научно сформированной базы, а это лишает региональное стратегическое планирование объективных критериев, которыми оно могло бы руководствоваться в своей деятельности [3].
Общие признаки регионального рынка услуг
Особое внимание следует обратить на то, что вместе с разнообразием услуг, предоставляемых рыночной инфраструктурой, с их разнопрофильным и многовидовым характером, для рынка услуг характерны и некоторые общие признаки, а именно:
а) он чрезвычайно динамичен и гибок, по сравнению с другими рынками, более конкурентоспособный, а значит эта отрасль меньше подвержена монополизации;
б) услуги такого рода в значительной степени привязаны к конкретной территории и предоставляющей их организации, ориентированы на местные особенности рынка;
в) услуги, предоставляемые данным рынком, не нуждаются в глубокой сегментации, потому что рассчитаны на многочисленные группы потребителей, такие как хозяйствующие субъекты, домашние хозяйства, отдельные люди и группы сообщества;
г) рынок данных услуг зависит от конъюнктуры и непредсказуем по сравнению с рынками ряда других услуг (например, бытовых, жилищно-коммунальных, услуг телефонной связи и общественного транспорта);
д) рынок инфраструктурных услуг имеет возможности к комбинированию услуг, предоставлению их в различных сочетаниях (наборах и комплексах), а также обладает способностью осуществления инновационных изменений.
Эти характерные признаки играют значительную роль в практическом функционировании и развитии услуг рыночной инфраструктуры.
Изучение систем, и особенно системы рыночной инфраструктуры, должно проводиться с учетом анализа ее динамики, развития, единства и противоречия. При этом особенное внимание следует уделить анализу динамики тех свойств системы, которые характеризуют ее собственный потенциал и в то же время отражают ее отношения с внешней средой.
При этом следует помнить, что несогласованность действий одних элементов инфраструктуры с другими может привести к негативным последствиям функционирования всей экономики региона. Поэтому при выработке экономической политики следует принимать во внимание все особенности взаимодействия элементов рыночной инфраструктуры: по вертикали, горизонтали, и их координацию.
Вывод
Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация требует повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых проблем и обеспечения институтов экономики соответствующей инфраструктурой.
К сожалению, в настоящее время методическая и методологическая база развития инфраструктуры, в частности региональные нормативы и показатели развития экономики города, практически не рассчитываются, что лишает региональное стратегическое планирование тех объективных критериев, которыми оно могло бы руководствоваться в своей деятельности.
Источники:
2. Маннапов Р.Г. Управление развитием региона на современном этапе // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Матер. VII Российской. конф. с междунар. участием. – Уфа: УГАТУ, 2007. – С. 60–69.
3. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография – М.: Креативная экономика, 2007. – 176 с.
Страница обновлена: 30.09.2024 в 14:45:58