Региональный профиль социально-ответственного бизнеса

Курьянова С.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 16 (214), Август 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются основные особенности ведения социально ответственного бизнеса в регионе, тенденции, проблемы и перспективы. Даются рекомендации по совершенствованию развития корпоративной социальной ответственности на федеральном и внутрифирменном уровнях.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, социальная отчетность, коллективный профиль социальной ответственности



Эффективное функционирование бизнеса невозможно вне социальной среды. «Все организации существуют и действуют в обществе» [1], то есть именно социальная среда оказывает активное воздействие на темпы и эффективность функционирования бизнеса. Несмотря на то что тема ответственности субъектов социально-экономических отношений является давней, проблематика корпоративной социальной ответственности бизнеса не теряет своей актуальности. Начиная со второй половины 2003 г. обсуждение проблем корпоративной социальной ответственности (КСО) прочно заняло одну из лидирующих позиций как на страницах деловых изданий, так и в повестке дня форумов руководителей государства и лидеров российского бизнеса, теоретиков и практиков отечественного менеджмента. Тематика, более десяти лет пребывавшая в нашей стране в состоянии затянувшегося становления, неожиданно для многих приобрела острую актуальность, нашла отражение в широкой волне исследований [2] .

На сегодняшний день существует целый комплекс вопросов, которые не имеют конкретных ответов при анализе регионального бизнеса как субъекта социальной ответственности. Какова готовность местного бизнес-сообщества к социально ответственному поведению? Как воспринимается социальная ответственность бизнесом? Какие мотивы являются определяющими, как они меняются? Будут ли действующие приоритеты оставаться основными в дальнейшем? Какие факторы могут привести к их изменению? Каковы основные стимулы и проблемы в этой области? И т.д.

Для формирования коллективного профиля социальной ответственности бизнеса на региональном уровне рассмотрим проблему на уровне Воронежской области. В 2012 году было опрошено 54 предприятия Воронежской области, в ходе проведенных интервью задавались вопросы, позволяющие определить степень понимания концепции КСО руководством исследуемых компаний, механизмы реализации заявленных социально-ориентированных действий компании, их практические результаты, а также степень вовлеченности и заинтересованности как рядовых сотрудников, так и руководства компании в воплощении принципов КСО в деловой практике. Для выявления мнения представителей бизнеса по этим вопросам была проведена серия экспертных интервью по ранее разработанной нами анкете.

Понимание социальной ответственности на уровне бизнеса

Согласно результатам произведенного опроса, понятие «социальной ответственности бизнеса» оказалось знакомым 88% респондентов, 9% затруднилось ответить, а 3% дали отрицательный ответ.

Анкетирование также выявило неоднозначное понимание целей социальной ответственности бизнеса. Большинство отвечало, что это комплекс из уплаты налогов, соблюдения законности, заботы о сотрудниках и выпуска качественной продукции (66%). Это можно отметить как одну из особенностей восприятия данной концепции как российским бизнесом в целом, так и воронежским в частности.

В качестве ключевых экологических ценностей компании назвали: эффективное использование природных ресурсов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, соблюдение международных и национальных экологических законов, внедрение современных безотходных технологий, совершенствование систем экологического менеджмента, улучшение качества окружающей среды в регионах присутствия компании и т.д.

Большинство респондентов (80%) как наиболее значимую определяют внутреннюю зону ответственности (развитие персонала и охрана труда). Более половины респондентов (66%) предпочитают практиковать комбинированную социальную ответственность и только 44% опрошенных реализуют внешнюю социальную ответственность бизнеса (развитие региона присутствия, благотворительность, образовательные и спортивные проекты). Практически полное отсутствие продуманной и выстроенной стратегии и тактики осуществления программ внутренней социальной ответственности в подавляющем большинстве анализируемых компаний объясняется, прежде всего, непониманием руководством компаний, в том числе даже с наилучшей репутацией, значимости внутренней КСО и игнорирование ее ключевых аспектов, таких, как поддержание достойного уровня заработной платы и развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации.

Среди основных мотивов социально ответственного поведения организаций можно выделить «помощь персоналу организации» (45%); улучшение имиджа компании (29%); «ожидания общества» (10%); «давление со стороны властных структур» (8%); «конкурентное преимущество» (4%) и другие. Большинство респондентов (56%) сошлось во мнении, что такой процесс как корпоративная социальная ответственность не должен регулироваться извне.

68% респондентов полагают, что уровень развития корпоративной социальной ответственности бизнеса в регионе можно охарактеризовать как низкий. Среди проблем тормозящих развитие социальной ответственности бизнеса респондентами были названы: политика органов власти (23%), менталитет (50%), сложная система налогообложения (26%).

Корпоративная социальная ответственность в г. Воронеже

Проведенное эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы о положении корпоративной социальной ответственности в г. Воронеже:

1) явный акцент на интересы работников и местных властных структур;

2) по мнению предпринимателей, социальная ответственность бизнеса заключается в выполнении им своих основных функций (таких, как выплата достойной заработной платы, уплата налогов, создание рабочих мест), а не в решении социальных проблем в масштабах региона. Так считают большинство респондентов;

3) процесс формирования корпоративной социальной ответственности сопровождается трудностями, которые носят не только институциональный, но и моральный характер;

4) не достаточный уровень информационной открытости.

Эти и другие ключевые моменты тормозят общее развитие концепции корпоративной социальной ответственности в регионе. Для преодоления этих сложных моментов необходимы конкретные действия.

Исходя из изложенного можно сформулировать две группы рекомендаций: рекомендации, адресованные местным органам власти, и рекомендации, адресованные бизнесу. Таким образом, можно предложить следующие рекомендации государству, местным органам власти в частности:

− особую важность приобретает вопрос о государственной поддержке социальных функций предприятий, которая может быть выражена в формировании системы дополнительных льгот и преференций для предприятий бизнеса, осуществляющих свою деятельность в низкодоходных сферах экономики, реализующих социальные программы;

− требуется согласование направлений дополнительных социальных инвестиций с учетом специфики каждого бизнеса и добровольный принцип социальных инвестиций;

− необходимы репутационные и экономические стимулы для социально ответственного бизнеса.

Рекомендации по повышению социальной ответственности бизнеса

Среди рекомендаций, направленных непосредственно на бизнес, можно выделить:

− объединения социально ответственных предприятий региона для проведения совместных социальных инициатив;

− необходимость учитывать общественную реакцию с целью формирования благоприятной внешней социальной среды;

− внедрение способов взаимодействия власти и бизнеса на основе использования таких приемов регулирования, как социальное рейтингование, социальный аудит, аккредитация социально ответственных предприятий;

− применение стратегического подхода к социальной ответственности;

− повышение качества деловой культуры. Это будет способствовать повышению значимости этических норм, направленных на развитие КСО. На уровне менеджмента предприятия это будет способствовать преодолению точки зрения, что социальные программы лишь отвлекают ресурсы от решения более важных задач для предприятия (организация службы маркетинга, модернизация оборудования, внедрение новых систем и др.);

− внедрение социальной отчетности и повышение информационной открытости предприятий. Это будет способствовать улучшению имиджа, повышению конкурентоспособности предприятий, расширению контактов с социально ориентированными зарубежными организациями. Важно учитывать то, что отчетность по КСО следует рассматривать как прогрессивную форму стратегического менеджмента и корпоративной культуры, а также как важнейший инструмент капитализации и развития деловой репутации. Использование отчетности представляется наиболее целесообразным в условиях выхода предприятия на международные фондовые рынки. Отчетность по КСО и устойчивому развитию должна внедряться на принципах добровольности, государственной сознательности и социальной ориентированности бизнеса. Кроме того, возможно создание открытой информационной системы по апробации и функционированию корпоративных социальных программ с целью выявления наиболее эффективных.

Заключение

Мы полагаем, что при реализации представленных рекомендаций можно существенно улучшить развитие концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса как в Воронежской области, так и других регионах. Однако в целом развитие корпоративной социальной ответственности в Воронежской области будет, прежде всего, зависеть от диалога между властью и бизнесов. В условиях резко меняющейся внешней среды многое зависит от преобразования системы государственных институтов, направленных на развитие КСО − законодательства, налогового регулирования, трудовых отношений, общественного контроля, а так же от повышения качества деловой культуры и информационной открытости бизнеса.


Источники:

1. Томпсон-мл. А.А., Стринкленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон-мл., А. Дж. Стринкленд. – М.: Вильямс, 2005. − С. 86.
2. Благов Ю.Е. Концепция корпоративной социальной ответственности и стратегическое управление // Российский журнал менеджмента. – 2004. − № 3. − С. 17.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:32