Управление экономически несостоятельными предприятиями
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Одной из причин российского финансового кризиса является задолженность большинства российских предприятий бюджету и обязательным внебюджетным фондам по налогам, сборам и обязательным платежам.
Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисный менеджмент, налоговое планирование, налоговая задолженность
Одной из причин российского финансового кризиса является задолженность большинства российских предприятий бюджету и обязательным внебюджетным фондам по налогам, сборам и обязательным платежам.
В настоящее время более 75% предприятий имеют задолженности. Данная ситуация в значительной степени объясняется недостатками действующей налоговой системы: методологическая сложность, множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.
В то же самое время высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства приводит к быстрому росту кредиторской задолженности предприятия перед бюджетом и обязательными внебюджетными фондами, провоцируя их кризисное состояние.
В связи с этим составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование, направленное на минимизацию налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот.
Результаты налогового планирования оцениваются не только суммами уменьшенных налогов и возможных штрафных санкций за налоговые ошибки и нарушения, но и сточки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.
Элементами налогового планирования являются:
В процессе налогового планирования используется совокупность методов:
а) стратегических, связанных с комплексной оценкой долгосрочных налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений;
б) тактических, направленных на оптимизацию размеров и сроков отдельных налоговых платежей.
К стратегическим методам относятся прежде всего:
1) Выбор организационно-правовой формы предприятия, численности и качественного состава его учредителей;
2) Планирование численности и качественного состава работающих в зависимости от вида деятельности с целью использования возможных налоговых льгот;
3) Использование “offshore” и компаний, освобожденных от налога на прибыль;
4) Выбор эффективных, с точки зрения налогового планирования, элементов учетной политики предприятия;
5) Выбор оптимальных, с точки зрения налоговых последствий, форм коммерческих сделок и их правильное юридическое оформление.
В составе группы тактических методов необходимо выделить следующие, наиболее эффективные:
1) Минимизация объекта налогообложения (без учета налоговых льгот);
2) Использование льгот, связанных с исключением из налогооблагаемой базы определенных элементов объекта налога;
3) Использование льгот, связанных с понижением налоговой ставки.
Налоговые отношения
Юридическое лицо, подвергающееся процедуре банкротства, до внесения в Книгу государственной регистрации записи о прекращении его существования, является юридическим лицом. Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства или ликвидации. Поэтому арбитражный управляющий и ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемой организации, обязаны своевременно и правильно начислять и уплачивать в бюджеты и внебюджетные фонды налоги и иные обязательные платежи, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур или процедур банкротства.
В то же время в соответствии со ст. 70 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи (налоги, сборы, взносы), сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Кроме того, в течение действия моратория не исчисляются неустойки, штрафы, пени и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. Но по окончании процедуры внешнего управления неустойки, суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам могут быть предъявлены к уплате.
Однако мораторий не касается задолженности по заработной плате, выплаты вознаграждений по авторским договорам и алиментов, а также возмещения вреда причиненного жизни и здоровью.
В п. 2 ст. 64 Налогового кодекса предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.
В соответствии со ст. 98 Закона о несостоятельности с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его отсроченных обязательных платежей считается наступившим.
Во время конкурсного производства прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности.
Окончание следует
Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:05:08