Управление экономически несостоятельными предприятиями

Обухов В.Н., Левина В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (35), Ноябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Одной из причин российского финансового кризиса является задолженность большинства российских предприятий бюджету и обязательным внебюджетным фондам по налогам, сборам и обязательным платежам.

Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисный менеджмент, налоговое планирование, налоговая задолженность



Одной из причин российского финансового кризиса является задолженность большинства российских предприятий бюджету и обязательным внебюджетным фондам по налогам, сборам и обязательным платежам.

В настоящее время более 75% предприятий имеют задолженности. Данная ситуация в значительной степени объясняется недостатками действующей налоговой системы: методологическая сложность, множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.

В то же самое время высокий уровень налогообложения в совокупности с жесткими штрафными санкциями за нарушение налогового законодательства приводит к быстрому росту кредиторской задолженности предприятия перед бюджетом и обязательными внебюджетными фондами, провоцируя их кризисное состояние.

В связи с этим составной частью процесса антикризисного управления предприятием должно являться налоговое планирование, направленное на минимизацию налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства и учета всех возможных налоговых льгот.

Результаты налогового планирования оцениваются не только суммами уменьшенных налогов и возможных штрафных санкций за налоговые ошибки и нарушения, но и сточки зрения уменьшения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения.

Элементами налогового планирования являются:

  • Налоговый календарь, предназначенный для четкого прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов, а также предоставления отчетности без задержек, влекущих за собой штрафные санкции.
  • Стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии.
  • Четкое исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию (услуги) на срок свыше 4 месяцев.
  • Удовлетворительное состояние бухгалтерского учета и отчетности, позволяющее получить оперативную информацию о хозяйственной деятельности, в то числе и для целей адекватного налогового планирования.
  • Этапы налогового планирования

  • На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи об организации или реорганизации коммерческого предприятия, осуществляется формирование его целей и задач, очерчивание сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.
  • На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном, с налоговой точки зрения, месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.
  • На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.
  • На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности. По результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.
  • На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность, аренда) с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.
  • На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.
  • Таким образом, если первые три этапа налогового планирования имеют место лишь один раз – до регистрации предприятия, то этапы четыре – шесть относятся к текущему, повседневному налоговому планированию.

    В процессе налогового планирования используется совокупность методов:

    а) стратегических, связанных с комплексной оценкой долгосрочных налоговых последствий принимаемых хозяйственных решений;

    б) тактических, направленных на оптимизацию размеров и сроков отдельных налоговых платежей.

    К стратегическим методам относятся прежде всего:

    1) Выбор организационно-правовой формы предприятия, численности и качественного состава его учредителей;

    2) Планирование численности и качественного состава работающих в зависимости от вида деятельности с целью использования возможных налоговых льгот;

    3) Использование “offshore” и компаний, освобожденных от налога на прибыль;

    4) Выбор эффективных, с точки зрения налогового планирования, элементов учетной политики предприятия;

    5) Выбор оптимальных, с точки зрения налоговых последствий, форм коммерческих сделок и их правильное юридическое оформление.

    В составе группы тактических методов необходимо выделить следующие, наиболее эффективные:

    1) Минимизация объекта налогообложения (без учета налоговых льгот);

    2) Использование льгот, связанных с исключением из налогооблагаемой базы определенных элементов объекта налога;

    3) Использование льгот, связанных с понижением налоговой ставки.

    Налоговые отношения

    Юридическое лицо, подвергающееся процедуре банкротства, до внесения в Книгу государственной регистрации записи о прекращении его существования, является юридическим лицом. Налоговым законодательством не предусмотрено освобождение от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся в стадии процедур банкротства или ликвидации. Поэтому арбитражный управляющий и ликвидационная комиссия, выполняющая функции органа управления ликвидируемой организации, обязаны своевременно и правильно начислять и уплачивать в бюджеты и внебюджетные фонды налоги и иные обязательные платежи, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур или процедур банкротства.

    В то же время в соответствии со ст. 70 Закона о несостоятельности мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи (налоги, сборы, взносы), сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Кроме того, в течение действия моратория не исчисляются неустойки, штрафы, пени и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. Но по окончании процедуры внешнего управления неустойки, суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам могут быть предъявлены к уплате.

    Однако мораторий не касается задолженности по заработной плате, выплаты вознаграждений по авторским договорам и алиментов, а также возмещения вреда причиненного жизни и здоровью.

    В п. 2 ст. 64 Налогового кодекса предусмотрено предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов при угрозе банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога.

    В соответствии со ст. 98 Закона о несостоятельности с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его отсроченных обязательных платежей считается наступившим.

    Во время конкурсного производства прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности.

    Окончание следует


    Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:05:08