Об укреплении накопительного компонента пенсионной системы России

Жидкова И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (199), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлена оценка потенциальных экономических преимуществ накопительного финансирования, подводятся промежуточные итоги и определены некоторые аспекты эффективного развития накопительного компонента российской пенсионной системы.

Ключевые слова: накопительная пенсионная система, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений



Ныне действующая российская пенсионная система бази руется на комбинации различных пенсионных моделей, в частности, распределительной и накопительной.

Накопительное финансирование предполагает предварительное резервирование средств, необходимых для выплаты пенсий, и их размещение на финансовых рынках. Уровень накопления определяется тем, в какой степени финансовые активы пенсионных фондов обеспечивают дисконтированную стоимость будущих пенсионных обязательств.

Государственная управляющая компания, частная управляющая компания и негосударственный пенсионный фонд

Резервирование накопительной части пенсии может осуществлять Пенсионный фонд России (ПФР), передавая с целью инвестирования средства в государственную управляющую компанию (ГУК) или в выбранную гражданином частную управляющую компанию (УК), или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), определяющий частные УК. Поскольку вознаграждения частных УК и НПФ исчисляются как процент от полученного прироста пенсионных накоплений, то они заинтересованы в обеспечении максимальной доходности вложенных средств. При этом, по сравнению с ГУК, профессиональные УК законодательно имеют более широкие возможности при инвестировании. В итоге их подавляющее число работает эффективнее. Так, по итогам 2010 г. доходность инвестирования пенсионных накоплений ГУК составила по расширенному портфелю 7,62% годовых, то есть ниже уровня инфляции, равного 8,8%. При этом наибольший уровень доходности по частным УК – 33,21%, по НПФ – 27,1% годовых [3].

В условиях принятия решения о переводе пенсионных накоплений в частную УК или НПФ необходимо учитывать следующее обстоятельство. При превышении доходности данных институтов по отношению к ГУК на N% разница в сумме пенсионных накоплений при выходе гражданина на пенсию между частной УК или НПФ и ГУК будет существенно больше N%. Данный факт отражен в табл. 1 (см. ниже). К примеру, ежемесячная заработная плата мужчины 25 лет (выход на пенсию в 60 лет) – 30000 руб. Пенсионные накопления к моменту их перехода в НПФ составляют 40000 руб.

Таблица 1

Расчет средств пенсионных накоплений (ПН)

В конечном счете, при разнице в доходности в 1,71 раза итоговые пенсионные накопления отличаются в 3,35 раза. Подобный эффект достигается за счет того, что инвестиционный доход формируется за счет сложного процента. Отметим, что даже небольшое превышение доходности относительно ГУК при длительном периоде инвестирования приводит к существенному увеличению суммы пенсионных накоплений. При этом дополнительный их прирост тем больше, чем раньше гражданин передаст управление средствами частной УК или НПФ. В то же время их перевод в более позднем возрасте приводит к прямым потерям (см. табл. 2 на с. 212). К примеру, ежемесячная заработная плата мужчины 25 лет (выход на пенсию в 60 лет) – 30000 руб. Пенсионные накопления к моменту перевода средств в частную УК или НПФ составляют 40000 руб. Доходность частной УК или НПФ – 12% годовых, ГУК – 7%.

Таблица 2

Расчет потерь в объеме пенсионных накоплений (ПН)

На что следует обращать внимание при выборе?

Итак, величина итоговой выгоды от более эффективного управления пенсионными накоплениями или ее потеря напрямую зависят от длительности периода инвестирования. При выборе УК гражданам следует обратить внимание на инвестиционную декларацию этой компании, определяющую, в первую очередь, состав и структуру ее инвестиционного портфеля. При выборе НПФ – на его опыт и репутацию на рынке пенсионного обеспечения, управляющие компании, которым фонд передает средства, а также на доходность размещения пенсионных накоплений в долгосрочном периоде.

Представленная на рис. (см. на с. 213) динамика процесса накопления средств застрахованных лиц [3], отражает, что при незначительном сроке существования накопительного компонента пенсионной системы результаты – весьма удовлетворительны. За представленный период общая сумма пенсионных накоплений увеличилась в 7,5 раз. По итогам первого полугодия 2011 г. она составила 1381,7 млрд руб. [3]

Рис. Динамика пенсионных накоплений граждан России

Традиционно пенсионные средства большинства россиян, не выразивших собственное мнение о порядке формирования накопительной части пенсии, отданы под управление Внешэкономбанка (ВЭБ). На конец июня 2011 г. их объем составил 1054,9 млрд руб. Между тем, граждан, желающих вывести накопительную часть пенсии из-под управления ГУК с каждым годом все больше. Наибольшими темпами росли пенсионные накопления под управлением НПФ, что связанно с активной деятельностью фондов на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС). По сравнению с 2005 г., накопленные ими пенсионные средства возросли в 150,8 раза до объема 301,5 млрд руб., что составляет 21,8% в общем объеме пенсионных накоплений (в 2005 г. – 1,1 %).

Риски и меры, обеспечивающие сохранность пенсионных накоплений

Вместе с тем с ростом объемов привлекаемых частными УК и НПФ средств пенсионных накоплений возрастают и инвестиционные риски, отличающиеся в данной сфере свой спецификой и разнообразием. В первую очередь следует выделить рыночный и операционный риски, а также риск ухода из бизнеса частной УК или НПФ. Однако отметим, что в настоящее время в Российской Федерации реализован целый комплекс мер, обеспечивающих сохранность пенсионных накоплений, переданных в частные УК и НПФ и направленных на минимизацию выделенных рисков.

1. Правом распоряжаться накопительной частью пенсии граждан обладают организации, прошедшие строгий отбор, в частности, по объему активов, являющимися дополнительной гарантией выполнения ими обязательств перед пенсионерами. Профессиональная ответственность компании должна быть застрахована.

2. За деятельностью НПФ осуществляется жесткий государственный контроль и надзор, по итогам года они подвергаются аудиторской проверке, а также актуарному оцениванию.

3. Средства пенсионных накоплений, переданные в частную УК или НПФ, остаются собственностью Российской Федерации, на них не может быть обращено взыскание по долгам фонда. При аннулировании лицензии или ликвидации НПФ данные средства с учетом накопленного дохода переводятся обратно в ПРФ без каких-либо потерь для граждан.

4. Пенсионные средства могут быть инвестированы только в ограниченный законодательно перечень максимально надежных активов, в условиях обеспечения диверсифицированного вложения денег, что минимизирует рыночные риски. В то же время пенсионные инвестиции в долгосрочном периоде имеют минимальные риски, так как повышенная доходность перекрывает кризисные годы [1]. Минимизация рыночных рисков деятельности НПФ обусловлена еще и тем, что инвестирование пенсионных накоплений должно осуществляться на принципах сохранности [1]. С этой целью покрытие убытков от инвестирования пенсионных накоплений НПФ может осуществлять за счет страхового резерва фонда, а также сформированного для обеспечения его уставной деятельности имущества и дополнительного взноса учредителей.

Проблемы, которые следует решить на законодательном уровне

Все отмеченные ограничения позволяют создать достаточно эффективную и надежную систему по управлению пенсионными деньгами, которая должна работать и обеспечивать гражданам достойную пенсию. Вместе с тем, граждане, в своем большинстве не имеющие специального опыта и навыков принятия инвестиционных решений, оценки ситуации по таким направлениям, как доходность и риск инвестирования накапливаемых средств, должны сделать эффективный для себя выбор управления пенсионным капиталом. Как показывает практика, большинство граждан в настоящее время не готово к принятию такого решения.

В этой связи, представляется необходимым в первую очередь существенно сократить количество частных УК и НПФ, имеющих возможность управления средствами ОПС, допуская к этой деятельности лишь высокопрофессионально работающие на фондовом рынке и финансово стабильные компании. Следует установить правило активного выбора пенсионного фонда – негосударственного или государственного – работодателем либо работником. Вместе с тем ПРФ должен предлагать более конкретные схемы инвестирования, соответствующие различным уровням принимаемого риска и давая максимально доступные разъяснения. Решения требует и вопрос наследования средств пенсионных накоплений. Для чего необходимо введение в системе накопительного ОПС элементов, свойственных гражданско-правовым отношениям.

Это лишь основные проблемы, которые необходимо решить на законодательном уровне для укрепления накопительного компонента пенсионной системы. Однако, для того, чтобы накопительная система работала успешно, стоит помнить о необходимости реализации трех факторов: высокий уровень заработной платы, доверие граждан к финансовым институтам, развитой и находящийся на подъеме рынок ценных бумаг, куда и вкладываются пенсионные накопления.


Источники:

1. Инвестирование пенсионных накоплений // Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/investing.
2. Муравьева Т.В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 1.
3. Рейтинги. Пенсионное обеспечение в России, Негосударственные пенсионные фонды (НПФ), пенсионная реформа, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное обеспечение (ОПС) // Npf.investfunds.ru. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://npf.investfunds.ru/ratings.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:28