Новое направление бизнеса: электронная коммерция
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые характеристики электронной коммерции, и ее виды, наиболее распространенные в настоящее время. Выделяются факторы, определяющие стратегию государства в области электронной торговли, ее основные элементы.
Ключевые слова: электронная коммерция, информационная экономика, интернет-технологии, информационное взаимодействие, электронный магазин
На экономических факультетах ведущих зарубежных университетов с середины 90-х гг. ХХ века было введено преподавание учебных дисциплин «Мировая электронная экономика», «Национальная электронная экономика», «Электронная коммерция», «Электронный бизнес» и др. Термин «электронная коммерция» (от англ. electronic commerce) получил широкое распространение сначала в иностранных, затем в отечественных средствах массовой информации, а потом и в работах ученых-экономистов. Однако до сих пор не сложились устойчивые определения терминов «электронная коммерция», «электронный бизнес», «электронные экономические сделки» и т.п. Более того, данные понятия часто используются на взаимозаменяемой основе, что приводит к их не совсем корректному использованию и терминологической путанице.
Электронная коммерция развивается в отдельных секторах экономики с неодинаковой скоростью. Ряд услуг, например финансовых, уже сегодня весьма успешно предоставляется в электронном виде, но перевод всего бизнеса на «электронные рельсы» сдерживается из-за сложности решения проблем, связанных, в частности, с недостаточно высоким уровнем криптографических продуктов, необходимых для обеспечения коммерческой тайны, а также ряда других.
У экспертов нет единого мнения и относительно перспектив электронной коммерции: многие специалисты, некогда предсказывающие быстрое распространение «новой экономики», сегодня не видят больших перспектив в отношении последующего развития данного сектора [1]. В настоящее время существуют достаточно аргументированные сомнения по поводу считавшихся недавно фактически бесспорными постулатов о радикальном воздействии электронной коммерции на реальную экономику и на жизнь человеческого сообщества вообще [2]. Тем не менее, в разных формах и с разной скоростью процессы развития электронной коммерции идут, и новые экономические явления, возникающие в данной области, должны быть исследованы.
Ключевые признаки электронной коммерции
В современной экономической литературе одно из наиболее распространенных определений электронной коммерции принадлежит ключевому органу Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам в области торговли и развития: «под электронной коммерцией понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой деятельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, звуки и визуальные данные» [3].
К ключевым признакам электронной коммерции относятся:
– совершение сделок посредством информационных технологий;
– ликвидность активов, включая материальные (вещественные) активы и активы, существующие в электронной форме (оцифровка, сканирование данных и т.п.);
– условия реализации активов, включая дистанционные (электронные) способы передачи информации;
– возможность извлечения прибыли с использованием современных технологий (с помощью «цифровых денег» или систем электронных платежей);
– передача прав собственности на реализуемые или приобретаемые активы, включая их традиционные и принципиально новые формы (например, информацию в электронном виде). Ряд крупных международных организаций сегодня изучает различные аспекты электронной коммерции. В 1996 году Комиссией ООН по праву международной торговли был разработан Типовой закон об электронной торговле. Данный акт включает положения, касающиеся правил электронной торговли, приемлемые для стран с различными социально-экономическими системами. Его принятие послужило правовой основой дальнейшего развития технологий электронной коммерции.
Разработка различных моделей электронной коммерции, реализация «пилотных» проектов в этой области, а также создание общих юридических основ ведения бизнеса в сети интернет поддерживается и Европейской комиссией в рамках программы Европейского сообщества, направленной на ускорение и расширение исследований по использованию информационных технологий (ESPRIT).
Виды электронной коммерции
Рассмотрим далее наиболее распространенные в настоящее время виды электронной коммерции.
1. Традиционным и востребованным видом электронной коммерции является торговля информацией. К ней можно отнести, например, подписку на базы информационных данных, функционирующие в режиме реального времени. Этот вид услуг достаточно распространен в Российской Федерации: базы данных «Гарант», «ЮСИС» «Консультант Плюс», «Россия-Online» и др.
2. «Электронные магазины». Как правило, «электронный магазин» представляет собой Web-сайт с подробным каталогом товаров или услуг, виртуальной «корзиной» покупателя и указанием принимаемых средств оплаты покупок – номера банковской карточки, мобильного телефона и другие. Клиент получает соответствующий товар по почте, а в случае покупки электронных товаров (например, программных продуктов) доставка осуществляется непосредственно через Web-сайт или по каналам электронной почты.
3. Аренда разного рода программных комплексов и система «микроплатежей» в ситуациях, когда за использование какой-либо составляющей программного обеспечения с потребителя взимается чисто символическая плата. В настоящее время это направление электронного бизнеса развивается в связи с массовым распространением технологии Java, предоставляющей пользователям возможность подкачивания программных компонентов, необходимых для выполнения соответствующих задач, непосредственно с Web-сервера.
4. Сегодня успешно набирает обороты и относительно новый вид электронной коммерции – электронные банки. Среди их основных преимуществ можно отметить низкую себестоимость организации бизнеса (отсутствуют затраты на аренду здания, хранилища ценностей и т.д.) и массовый охват клиентов (по сути любой пользователь сети интернет является потенциальным клиентом электронного банка). За счет небольших издержек электронный банк предоставляет более выгодные проценты, по сравнению с условиями обычного банка, а также более широкий спектр финансовых услуг по более низкой стоимости.
Признание мировым сообществом возрастающей роли электронной коммерции в глобальной экономике привело к тому, что отдельные элементы электронной коммерции стали предметом анализа многих специализированных международных организаций. К наиболее влиятельным из них относятся: Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Комиссия ООН по международному торговому законодательству (ЮНСИТРАЛ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная торговая палата (МТП) и целый ряд других организаций.
Необходимость законодательного регулирования и создания преференций
Две из перечисленных организаций (ЮНКТАД и ОЭСР) рассматривают электронную коммерцию не только в экономическом, но и в политическом контексте, затрагивая вопросы государственного участия и формулируя рекомендации для практических действий.
ЮНКТАД, например, считает, что правительства должны наладить конструктивный диалог с частным бизнесом в своих странах для определения степени соответствия правовых систем, телекоммуникационной и технологической инфраструктур, режима регулирования торговых отношений реалиям электронной торговли. Достижение взаимопонимания по ключевым вопросам является решающим фактором успешной разработки национальной стратегии в области электронной торговли, ключевыми элементами которой, по мнению ЮНКТАД, являются:
– создание необходимой нормативно-правовой базы для электронной торговли;
– содействие формированию конкурентной среды в секторе телекоммуникационных услуг (развитие инфраструктуры, равноправные условия доступа, независимый орган регулирования в секторе телекоммуникаций);
– создание зоны беспошлинной торговли в киберпространстве (минимизация таможенных и налоговых барьеров на пути развития электронной торговли для создания конкурентной среды и привлечения инвестиций и передовых технологий) [4].
Наибольший эффект от электронной коммерции смогут получить страны, преуспевшие в создании благоприятной конкурентной среды и соответствующей законодательной базы для ее развития. Применительно к России, находящейся в процессе присоединения к ВТО, это означает целесообразность разработки эффективных законодательных рамок по регулированию электронной коммерции, рассмотрение возможности участия Российской Федерации в соглашении по товарам информационных технологий, принятие достаточно высоких обязательств по либерализации рынка телекоммуникаций. С учетом того что в перспективе, по всей видимости, возрастет значение трансграничного предоставления услуг через интернет, следует учитывать российские обязательства в отношении данного способа оказания услуг в секторах, набирающих сегодня обороты в сфере электронной коммерции (финансовые, образовательные, туристические и иные услуги).
Заключение
Все изложенное дает представление о том, какой огромный объем работы предстоит российским законодателям, правительственным и частным структурам, связанным с этой набирающей обороты и, несомненно, перспективной отраслью, чтобы дать мощный импульс развитию электронной коммерции, а также направить процесс ее дальнейшего развития в необходимое русло с учетом международных норм и требований.
Источники:
2. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке. – М.: Альпина Паблишер, 2001.
3. Building Confidence. Electronic Commerce and Development. – UNCTAD, 2000. − p.14.
4. United Nations Conference On Trade and development. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.unctad.org.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 19:30:42