Бизнес и власть: интерес в оптимизации финансовых потоков
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлены доводы о необходимости согласования интересов бизнеса и власти в области оптимизации финансовых потоков в условиях преодоления кризисных явлений. Определены инструменты этого согласования, сложности их использования. Особый акцент сделан на развитие науки и передовых технологий и вовлечение бизнеса в их финансирование. Сформулированы предложения по оптимизации финансовых потоков.
Ключевые слова: инновационное развитие, бизнес, модернизация производства, власть, согласование интересов, оптимизация финансовых потоков
Выход на путь инновационного развития требует не только перехода на новые инновационно-интегрированные формы развития, но и активного подключения важнейшего стимула – экономического интереса. И здесь уже речь идет не только об интересах отдельных хозяйствующих субъектов, а о совокупности интересов таких сфер хозяйственной и общественной жизни, как наука, предпринимательство, государство, общественные институты. По сути, на повестку дня ставится вопрос о совокупности интересов нации, согласованности интересов бизнеса и власти. Согласованный интерес бизнеса и власти становится важным инструментом инновационного развития российской экономики в современных условиях. Осуществление инновационных перемен требует согласования интересов в организации задействования капитальных ресурсов, в выделении основных направлений экономических преобразований страны, в использовании природных ресурсов, в решении социальных проблем. Наиболее важное значение в условиях преодоления кризисных явлений приобретает проблема согласования интересов бизнеса и власти в формировании финансовых потоков.
Достижение такого согласования возможно с помощью следующих экономических инструментов, возникающих из сложившейся в России ситуации:
1) аккумулирование государством финансовых ресурсов и вовлечение их во внутренний оборот реального сектора в целях полного удовлетворения потребности производства в инвестициях для модернизации производственных мощностей;
2) увеличение бюджетных расходов (при недопущении бюджетного профицита, который должен быть не более 1–3% ВВП);3) финансирование приоритетных направлений экономического развития через бюджетные каналы;
4) активное вовлечение бизнеса в финансирование науки и передовых технологий.
Проблемы согласования интересов бизнеса и власти
Сложности задействования этих инструментов заключаются в расхождении интересов между собственниками финансовых ресурсов и финансовой властью, между властными структурами и структурами реального сектора. Источник противоречий кроется в достаточно высокой доле собственности нефтегазового сектора. Здесь сосредоточены огромные финансовые ресурсы. При этом владельцы не проявляют желания осуществлять вложения в инновации, а финансовая власть теряет функции эффективного перераспределения ресурсов для обеспечения условий модернизации экономики. Если экспортно-сырьевой сектор имеет собственные финансовые ресурсы развития, то инновационный – высокий потенциал в будущем, что в сложившихся условиях менее привлекательно для инвесторов, чем текущие доходы. Кроме того, кризис 2009 г. еще больше увеличил масштабы дерегулирования всех экономических процессов, особенно процессов в финансовой сфере, из-за чего движение капитала переместилось из реального сектора экономики в финансовый и кредитно-банковский секторы. Объемы фиктивного капитала на финансовом рынке сейчас во много раз (в 12–15) превышают реальную стоимость капитала в реальном секторе: объем деривативов оценивается в 750–800 трлн долл., а мировой ВВП – в 50–55 трлн долл. [1] Усугубляют проблему состояние деиндустриализации и дезинтеграции двух ключевых секторов производства: добывающего и обрабатывающего. Проблемы финансовой сферы – это уже следствия такого кризиса. В их числе, к примеру, ограниченность внутренних источников долгосрочного финансирования и кредитования, изъятие из экономического оборота и выведение за рубеж огромной массы финансовых ресурсов вместо финансирования собственного производства, накопление внешней задолженности банками и компаниями. Известно, что за 2004–2007 гг. из экономики страны выведено и вложено в иностранную валюту и ценные бумаги зарубежных стран почти 700 млрд долл.; а зарубежные заимствования банков и корпораций в 2008 г. достигли 530 млрд долл. По оценкам экспертов, только за первый квартал 2011 г. из России вывезено за рубеж более 70 млрд долл.
Эксперты усматривают в финансово-кредитной сфере не отдельные, а общесистемные ошибки и просчеты: Центральный банк РФ не выполняет в кредитно-денежной политике свои главные функции – кредитора последней инстанции и эмиссионного центра; не используется бюджетная эмиссия в качестве главного источника возникновения финансовых ресурсов; не стимулируется развитие интеллектуального потенциала страны, заработная плата работников интеллектуального труда остается очень низкой; снижение затрат предприятий на обновление основных фондов и на НИОКР сочетается с сокращением финансирования научных отраслевых институтов и институтов Академии наук РФ.
Частная собственность и развитие высокотехнологичного сектора экономики
Активизация интересов бизнеса и власти в оптимизации финансовых потоков будет иметь большую отдачу, если развитие отечественного производства на основе новой техники, высоких технологий, социально-ориентированной политики будет осуществляться в рамках модели целостного развития национальной системы хозяйства в полном соответствии современным тенденциям интеграции, развития транснациональных форм кооперации и международному разделению труда. Предстоит незамедлительно осуществить крупномасштабные системные действия государства, поставив целью прогрессивные изменения в финансовом обеспечении курса на инновационное развитие: поддержать пропорции между фондами потребления и накопления, между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами, доходами и расходами бюджетов, материально-вещественную и стоимостную пропорциональность реализации общественного продукта.
Успешная реализация модели целостного, системного развития экономики может быть нарушена наличием устойчивых диспропорций финансового рынка. Разбалансированность рынка финансовых ресурсов возникает в силу отсутствия единой социально-экономической политики. В этой связи особое значение приобретает политика государства в области укрепления государственных финансов и кредитно-денежных институтов, национализация базовых отраслей промышленности и формирование на этой основе конкурентоспособных вертикально интегрированных корпораций, введение государственной монополии на внешнюю торговлю сырьевыми ресурсами и валютными операциями.
Такая политика в своей основе может и должна иметь согласование экономических интересов бизнеса и власти.
Основу согласованности этих интересов составляет оптимальное соотношение собственности и государства, укрепление государственной собственности при активном задействовании частной. В нынешней российской ситуации неперспективен упор на частно-капиталистический, фактически спекулятивный сектор не только в силу его экономической слабости и незаинтересованности в долгосрочных инвестициях, неразвитости финансово-кредитных институтов, а и в силу того, что развитие высокотехнологического сектора экономики по определению невозможно на основе частной, персонифицированной собственности, или в надежде на зарубежных инвесторов с новыми технологиями.
Развитие науки и модернизация промышленного производства
Государство и бизнес будут работать более согласованно, если состоится переход к планированию расходов федерального бюджета и бюджетов ряда субъектов федерации на научно-инновационное развитие на основе соблюдения научно обоснованных пропорций в отраслевом разрезе. Между тем цели обеспечения устойчивого развития науки, подготовки квалифицированных кадров всех уровней для инновационной экономики, промышленного тиражирования инноваций требуют соблюдения научно обоснованных пропорций между стадиями НИОКР (фундаментальными, прикладными исследованиями, и опытно-конструкторскими работами), а также затратами на науку, образование и инвестициями в основные фонды. При формировании финансирования НИОКР в рамках федеральных целевых программ и Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008–2012 гг., государственных фондов поддержки НИОКР денежные потоки должны обеспечивать доведение научно-технической продукции до ее коммерческого использования.
Именно планирование финансовых потоков и их рыночная реализация смогут обеспечить реализацию принятых целевых программ и не допустить их дублирования.
При согласованном взаимодействии интересов бизнеса и власти в финансовой сфере в стране будут не созданы благоприятные финансово-кредитные и налоговые условия для модернизации промышленного производства на новой технологической основе, привлечения инвестиций в инновационную деятельность, устойчивого развития экономики. В силу этого потенциальные потребители инноваций и инвесторы смогут проявить интерес к научно-технической и инновационной деятельности. Тогда и финансовые потоки найдут пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, в операциях с недвижимостью и др.
В такой ситуации научные исследования и разработки станут экономически выгодными. Поэтому реальные поступления денежных средств на развитие отечественной науки смогут обеспечить не только ее простое воспроизводство, но и расширенное [2].
Реально можно будет рассчитывать на формирование научно обоснованных пропорций между затратами на науку, образование и капитальными вложениями; на пропорциональное распределение средств на финансирование фундаментальных, прикладных исследований и экспериментальных разработок, на финансирование начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а значит, и на реализацию полного инновационного цикла «прикладные исследования – разработки – освоение и тиражирование инновационной продукции».
Источники:
2. Тодосийчук А. Условия перехода к инновационной экономике // Экономист. – 2010. – № 2. – С. 35–36.
Страница обновлена: 11.11.2024 в 23:13:57