Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса

Воронина Е.В.1,2, Ушакова Е.В.2, Фугалевич Е.В.1,2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь 2022)

Цитировать:
Воронина Е.В., Ушакова Е.В., Фугалевич Е.В. Цифровая трансформация деятельности органов власти региона как форма смягчения кризиса // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 261-280. – doi: 10.18334/ce.16.1.114146.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092602
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Пандемия показала, что рынок информационных технологий способен быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся условиям. В статье освещены актуальные теоретические и прикладные аспекты, связанные с процессом формирования и дальнейшего развития региональной информационной инфраструктуры. Процесс цифровизации деятельности органов публичной власти выступает главным инструментом, определяющим вектор развития регионов, что станет индикатором перехода на качественно более высокий уровень, выражающийся в повышении эффективности и качества обслуживания граждан, в прозрачности принятия решений, а также в формировании комплексной информационной системы региона (на примере Санкт-Петербурга). По мнению авторов статьи, эффективность использования цифровых инструментов органами публичной власти в целях повышения качества предоставления социально значимых услуг и интеграции гражданского общества в условиях пандемии, требует, в первую очередь, проведение всестороннего анализа последних инновационных внедрений. На основе исследования направлений внедрения ИТ-технологий в систему регионального управления, в статье сформулированы предложения в контексте совершенствования процессов цифровизации в органах публичной власти Санкт-Петербурга. Данная статья будет интересна представителям органов власти и бизнес-сообщества, а также бакалаврам, магистрам по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Информационные системы и технологии».

Ключевые слова: цифровизация, информационная инфраструктура региона, органы публичной власти, ИТ-технологии, пандемия коронавируса COVID-19, здравоохранение

JEL-классификация: R12, R13, O33



Введение

Расширенная цифровизация на всех уровнях управления в современных условиях предъявляет новые, более жесткие требования к уровню и качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, разработке и принятию государственных управленческих решений, что влечет за собой осуществление целого комплекса мер в этих направлениях. В ситуации, которую сейчас переживает все мировое сообщество, вызванной пандемией коронавируса COVID-19, цифровым технологиям отведена огромная роль, заключающаяся в необходимости преодоления последствий кризиса.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью аналитического обзора научной, нормативной правовой, аналитической информации, затрагивающей проблему современных тенденций цифровизации государственного и муниципального управления в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, определения вариантов возможных решений проблем в сфере цифровизации деятельности органов региональных властей.

Исследование вопросов цифровизации деятельности органов публичной власти в современных условиях отражено в следующих научных публикациях: Аганбегяна А.Г. [1, с. 65] (Aganbegyan, 2020, р. 65); Ганичева Н.А., Кошовец О.Б. [3, с. 9–10] (Ganichev, Koshovets, 2021, р. 9–10); Добролюбовой Е.И., Южакова В.Н., Ефремова А.А., Клочковой Е.Н., Талапиной Э.В., Старцева Я.Ю. [5, с. 37–38,] (Dobrolyubova, Yuzhakov, Efremov, Klochkova, Talapina, Startsev, 2019, р. 37–38); Кайдашовой А.К., Сизгановой Е.Ю. [7, с. 657–668] (Kaydashova, Sizganova, Tsvetkov, 2021, р. 657–668); Мухаметова Д.Р. [8, с. 141–156] (Mukhametov, 2021, р. 141–156); Никипелова А.О. [10, с. 37] (Nikipelov, 2020, р. 37); Осипова Ю.М., Архипова А.Ю., Зотовой Е.С. [11, с. 25–26] (Osipov, Arkhipov, Zotova, 2020, р. 25–26); Печаткина В.В., Вильдановой Л.М. [14, с. 47–60] (Pechatkin, Vildanova, 2021, р. 47–60); Стрелковской С.Ю. [17, с. 39] (Strelkovskaya, 2021, р. 39); Шахабова И.В. [20, с. 66–71] (Shakhabov, Melnikov, Smyshlyaev, 2020, р. 66–71); Широва А.А. [21, с. 79] (Shirov, 2020, р. 79). В ходе проведения исследования использовались нормативные правовые акты, в частности Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [18], Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [9], а также информация с официальных интернет-порталов: официального сайта Президента РФ [12], официального портала «Цифровая трансформация. Санкт-Петербург» [13] и из других источников.

Цель исследования – определить приоритетные направления цифровизации деятельности органов публичной власти региона в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19.

В исследовании авторами использованы общенаучные методы, в частности методы анализа, обобщения, классификации. Метод анализа программных документов и итогов деятельности органов публичной власти региона позволил определить основные стратегические задачи деятельности органов власти на региональном уровне.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что на основе анализа деятельности органов публичной власти (на примере Санкт-Петербурга) на фоне кризиса, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции, коронакризис сформировал целый ряд новых требований к региональной ИТ-инфраструктуре как фактору устойчивого развития. В данном контексте время предоставления доступа к важнейшим ИТ-сервисам становится одним из главных индикаторов, определяющих качество предоставляемых органами публичной власти услуг. В связи с тем, что пандемия оказала влияние на развитие цифровых технологий, необходимо в кратчайшие сроки осуществить переход отечественных предприятий на современные импортонезависимые цифровые технологии и платформы, что должно способствовать ускорению цифровых процессов в экономике и в деятельности органов публичной власти. В исследовании авторами обозначены как теоретические, так и эмпирические выводы по вопросу ускоренной цифровизации деятельности органов публичной власти.

Гипотеза. Расширенная цифровизация на всех уровнях управления в современных условиях предъявляет новые, более жесткие требования к уровню и качеству предоставления государственных и муниципальных услуг, разработке и принятию государственных управленческих решений, что влечет за собой осуществление целого комплекса мер в этих направлениях. Исходя из вышеизложенного, необходимо сделать вывод, что в период пандемии происходит усиление роли регионов и муниципалитетов, что очень важно для государственного устройства.

Сегодня мы являемся свидетелями ускоренного внедрения цифровых технологий в социально-экономической сфере, что, несомненно, является очень амбициозной целью для правительств многих стран.

Однако чтобы достижение этой цели стало реальностью, необходимо выполнить некоторые условия, в частности, социальная сфера и бизнес-сообщество должны быть готовы к цифровизации. И еще одно условие – формирование в стране достаточно развитого сегмента технологического предложения [14, с. 175] (Pechatkin, Vildanova, 2021, р. 175).

Кардинальные изменения, происходящие под влиянием цифровой трансформации, происходят в сферах производства, оказания услуг и государственного управления. На более совершенном технологическом уровне осуществляется взаимодействие между странами, регионами, муниципальными образованиями, хозяйствующими субъектами, населением [14, с. 48] (Pechatkin, Vildanova, 2021, р. 48).

Ускоренная качественная и количественная трансформация общемировых технологических трендов оказалась следствием распространения COVID-19. В сложившейся ситуации одним из ключевых ускорителей цифровизации стали изменившиеся потребности как населения, так и отраслей народного хозяйства.

В период кризисов ХХІ века экспериментальные рамки для проверки территорий на прочность создала объективная реальность, являющаяся отражением сложнейших эволюционных процессов общества. Каждый из кризисов, таким образом, приобрел свой характер, определяемый как причинами его возникновения, так и спецификой протекания и комплексом последствий для развития территории [7, с. 658] (Kaydashova, Sizganova, Tsvetkov, 2021, р. 658).

Основная цель внедрения цифровых механизмов в государственное и муниципальное управление – это повышение качества предоставления бюджетных услуг основному потребителю – населению и бизнесу. «Цифровой трансформацией могут признаваться изменения, происходящие в процедурах управления органов власти с помощью цифровизации и приводящее к повышению качества, эффективности государственного и муниципального управления» – подчеркивают авторы научных докладов по государственному управлению [5, с. 37–38] (Dobrolyubova, Yuzhakov, Efremov, Klochkova, Talapina, Startsev, 2019, р. 37–38).

2020 год стал катализатором появления новых сфер применения цифровых технологий, так называемых CovidTech. В связи с этим происходит постепенная переоценка значимости ИТ-технологий в повседневной жизни людей. Речь идет о предоставлении так называемых кастомизированных дистанционных сервисов. Изменения в этой сфере характеризуются очень высокими темпами. В частности, в течение нескольких месяцев был осуществлен существенный прорыв по внедрению цифровых технологий во внутренние процессы в разных секторах экономики. Данный показатель сопоставим с подобным показателем за предыдущие 3–4 года [24].

Не без основания большинство исследователей, экспертов указывают на то, что после выхода из ограничений, вызванных пандемией, мир, мировая экономика станут другими. В то же время ход событий, их направленность показывают, что не сам вирус создал кризисную ситуацию, а во многом лишь обострил, ускорил процессы, которые уже долгое время разворачиваются в мировом хозяйстве [11, c. 25–26] (Osipov, Arkhipov, Zotova, 2020, р. 25–26).

Говоря о работе органов публичной власти в России, буквально с самого начала пандемии руководством страны были предприняты мероприятия, имеющие целью максимально снизить уровень распространения коронавирусной инфекции и минимизировать негативные последствия для социально-экономического развития страны. В первую очередь была обеспечена бесперебойная работа сферы здравоохранения и органов публичной власти на всех уровнях управления.

В рамках реализации общенационального плана Правительством РФ были сформулированы мероприятия, реализация которых сможет повлиять на динамику изменения экономических показателей. В итоге реализации предложенных мероприятий рост реальной заработной платы населения должен составить + 2,5%, рост несырьевого экспорта должен вырасти на 5%. Говоря о розничном товарообороте, прогнозируемый рост должен составить + 3%, обработка – вырасти на 3%, инвестиции – на 4,5%. В итоге прирост ВВП должен быть увеличен на 2,5% [21, с. 79] (Shirov, 2020, р. 79).

2 апреля 2020 г. было сделано обращение Президента РФ В.В. Путина к гражданам России. В частности, глава государства отметил, что «ситуация меняется, и в разных регионах, даже в их отдельных муниципалитетах, она также складывается по-разному…». Данное положение послужило отправной точкой в плане предоставления субъектам РФ дополнительных полномочий. В зависимости от ситуации главы регионов вправе сами принимать решения о том, какой режим будет действовать на территории субъекта РФ или в его отдельных муниципалитетах. В случае обострения ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией, власти субъектов должны ввести ряд дополнительных ограничений для предприятий, носящих системообразующий характер, а также для научно-образовательной сферы. Но принятие такого решения главы регионов должны в обязательном порядке согласовывать с Правительством РФ. Данная ситуация диктует условия, когда в большей степени необходимо обеспечить взаимодействие между федеральными, региональными и местными властями.

В связи с этим главой государства было поручено полномочным представителям в федеральных округах координировать работу регионов. По этой причине был сформирован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с коронавирусом, основная цель которого состоит в оказании помощи региональным властям. В задачи Совета входят обработка, анализ и учет информации по состоянию в субъектах при принятии решений. В своей деятельности руководители субъектов осуществляют тесное взаимодействие с санитарно-эпидемиологическими службами [16].

Как известно, согласно Указу Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», развитие цифровых технологий стало ключевым направлением в процессе совершенствования системы государственного и муниципального управления. В рамках данного программного документа определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов, развитие информационного общества и конкурентоспособность России в области информационных технологий [18].

Несомненно, кризис, вызванный влиянием пандемии, не мог не сказаться на работе органов публичной власти, что привело к корректировке работы органов управления, построенной на использовании современных ИТ-технологий в работе органов публичной власти. Одним из результатов стал расширенный формат удаленной работы. В качестве примера можно отметить такие виды нового формата, как:

- использование дистанционных технологий при голосовании в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в местных представительных органах власти;

- частично дистанционный формат работы государственных и муниципальных служащих.

Данные технологии показали не только свою жизнеспособность, но и эффективность в части оперативного принятия управленческих решений на местах. Еще один очень важный момент в ускоренном внедрении цифровых технологий – это поддержка постоянной связи с населением регионов и муниципальных образований и, как следствие, своевременное реагирование на выявленные проблемы.

Системный кризис, спровоцированный распространением COVID-19, еще раз показал и ранее существующее расслоение как в страновом масштабе, так и в региональном. Как известно, в России наблюдается достаточно сильная поляризация регионов, в том числе и по эффективности управления. В 2020 г. эта дифференциация усилилась.

В более экономически развитых субъектах управленческая ситуация оказалась на достаточно высоком уровне, а в части регионов ситуация оказалась очень сложной. Согласно рейтингу субъектов по эффективности управления, подготовленному Агентством политических и экономических коммуникаций (АПЭК), наблюдалось снижение средней эффективности двух блоков управления, а именно: социального и финансово-экономического, с одной стороны. А с другой стороны, наблюдается возрастание политико-управленческой эффективности [2].

Цифровые технологии на региональном и муниципальном уровнях позволили решить ряд проблем в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обеспечение. Таким образом, цифровизация позволила ситуационно реагировать в разных жизненно важных сферах государственного и муниципального управления [16].

Между лидерами и аутсайдерами индекса цифровизации российских регионов наблюдается существенный, почти пятикратный разрыв, что отражено в отчете Московской школы управления «Сколково» «Цифровая жизнь российских регионов 2020». Как известно, лидерами становятся территории с более высоким качеством человеческих ресурсов и, соответственно, высоким уровнем кадрового потенциала. К таким лидерам относятся следующие областные центры: Краснодар, Екатеринбург, Казань, Тюмень, Калуга и Тула. Возглавляют этот рейтинг традиционно два субъекта РФ – Москва и Санкт-Петербург. В аутсайдерах рейтинга оказались Магас и Назрань (Республика Ингушетия). Индекс оценивает цифровое развитие транспортной сферы, финансов, торговли, здравоохранения, образования, медиа и администрирования [22].

В данной работе рассмотрим Санкт-Петербург, который вошел в число городов в нашей стране, по которым наиболее сильно ударила коронавирусная эпидемия.

Прежде чем перейти к вопросам цифровизации Санкт-Петербурга в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, кратко остановимся на хронологии распространения данной инфекции в городе.

Первый случай заболевания коронавирусной инфекцией был выявлен 5 марта 2020 г. Заболевшим оказался иностранный студент Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, приехавший из Италии. Также 5 марта 2020 г. был официально отменен XXIV Петербургский международный экономический форум, который должен был состояться в начале июня 2020 года в Санкт-Петербурге.

13 марта 2020 г. Правительством Санкт-Петербурга был принят первый нормативный правовой акт, касающийся распространения новой коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге. Им стало Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которым в городе вводится режим повышенной готовности, а также ряд ограничений [4]. Последние изменения в этот документ были внесены 25 ноября 2021 г. В октябре 2021 г. было принято Постановление Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12.10.2021 № 3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показателям» .

В эпицентре событий в 2020 г. оказался Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга. На данный орган исполнительной власти города было возложено решение сложной задачи – обеспечение бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры Санкт-Петербурга в сложной эпидемиологической обстановке [4].

Несомненно, события 2020 и 2021 гг. оказали существенное влияние на работу исполнительных органов государственной власти города. Так, многие комитеты и подведомственные организации оказались в ситуации, в которой пришлось воспользоваться применением ИТ-технологий. В связи с этим была сильно увеличена нагрузка на видеоконференцсвязь. Почти девяти тысячам сотрудникам Аппарата Правительства Санкт-Петербурга и подведомственных учреждений был дан доступ к необходимым сервисам, что позволило продолжить работу в удаленном формате.

Следующим этапом цифровизации Санкт-Петербурга в период пандемии стал пилотный проект Единого облачного рабочего места сотрудника органа власти. Этот важный проект представляет собой так называемый универсальный набор инструментов, позволяющий осуществлять рабочий процесс как в обычном режиме, так и при удаленной работе. Несомненно, в сложившейся неблагоприятной обстановке это очень важно. Полномасштабное внедрение данного проекта было осуществлено уже в 2021 г.

Пандемия коронавирусной инфекции сильно оказала влияние на систему образования. Не стал исключением и Санкт-Петербург. В апреле 2021 г. школам города пришлось в полном объеме осуществить внеплановый переход на дистанционный формат обучения. В этой ситуации пришлось частично переформатировать в сжатые сроки проект «Электронный дневник». В короткое время он был преобразован в инструмент с широким спектром услуг, а не только как портал для выставления оценок. Введение нового инструментария позволило успешно завершить учебный год более 500 000 петербургским школьникам и более 40 000 педагогам. Благодаря этим изменениям удалось успешно заложить основы подготовки к новому учебному году независимо от сложившейся ситуации.

Еще один вопрос, оказавшийся очень важным как в обычное время, так и в сложной эпидемиологической ситуации, – это максимально возможное соблюдение повышенных мер безопасности и обеспечение бесперебойного предоставления государственных и муниципальных услуг. В связи с этим предоставление услуг стало осуществляться только по предварительной записи, что немаловажно. Процедура предварительной записи была дополнительно реализована в электронном виде на портале госуслуг Санкт-Петербурга. Так, через многофункциональные центры за 2020 г. петербуржцами было оформлено почти 5,4 миллионов обращений. Следует отметить и тот факт, что на портале Госуслуг был создан специальный раздел, включающий в себя всю необходимую информацию о пандемии COVID-19: городские ограничения, рекомендации и меры профилактики коронавируса.

По сообщению Александра Беглова, губернатора Санкт-Петербурга, в ходе первого чтения нового проекта бюджета в Законодательном Собрании города: в 2022–2024 гг. расходы бюджета Санкт-Петербурга на цифровизацию государственных услуг составят более 15,5 млрд рублей. В эти средства включены расходы на формирование экосистемы городских сервисов. Таким образом, к началу 2024 г. доля государственных услуг, оказываемых в электронном виде, в Санкт-Петербурге увеличится с текущих 53% до 75%.

Как известно, основное предназначение социальной сферы – это максимальное удовлетворение основных потребностей людей в образовании, здравоохранении и в получении государственных услуг. Именно эта сфера является так называемым аккумулятором потенциального рынка услуг, сформированного на базе технологий обработки больших массивов данных с помощью ИТ-технологий. Однако подобные технологии, применяемые в социальной сфере, не могут быть задействованы без помощи государства [3, с. 9–10] (Ganichev, Koshovets, 2021, р. 9–10).

Еще очень важным вкладом в процесс мониторинга ситуации с новой коронавирусной инфекцией в кратчайшие сроки было создание Инфоцентра. Цель данного сервиса – непрерывный всесторонний контроль за эпидемиологической ситуацией в Санкт-Петербурге.

Сфера, где ИТ-технологии играют огромную роль, – это, несомненно, медицина. С начала пандемии ИТ-технологии, с помощью которых оказывается медицинская помощь, были испытаны медицинскими организациями. В частности, дистанционный метод (дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов).

По данным Минкомсвязи России, с начала пандемии в нашей стране был разработан и внедрен портал с цифровыми сервисами. В данном направлении Минкомсвязи России осуществляет тесное взаимодействие с крупными и уже зарекомендовавшими себя компаниями, работающими в сфере ИТ-технологий. Так, например, были запущены и осуществляют свою деятельности порталы «все.онлайн» и «vseonline.online». На этих интернет-порталах сконцентрирована необходимая информация о различных сервисах и цифровых услугах. Особенно они стали важны для категории граждан, находящихся в режиме изоляции [20, с. 66–71] (Shakhabov, Melnikov, Smyshlyaev, 2020, р. 66–71).

В апреле 2020 г. была создана первая в стране единая региональная информационно-справочная служба «122», что стало важным шагом в сфере информационной поддержки жителей Санкт-Петербурга. В частности, данная служба круглосуточно обеспечивает население города информационной поддержкой по вопросам, связанным с новой коронавирусной инфекцией. С сентября 2020 г. служба начала проводить консультации по вопросам, касающимся деятельности исполнительных органов государственной власти и подведомственных им организаций. Так, в настоящее время 86% заявок на медицинскую помощь обрабатывают роботы. В часы пик служба «112» в состоянии принять и обработать порядка 900 звонков одновременно [9]. С 21 января 2021 г. для регистрации заявок на вызов врача в колл-центре службы «122» была внедрена система искусственного интеллекта. А с 1 февраля 2021 г. в функционал службы «122» вошла запись на вакцинацию и консультирование граждан по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Продолжая тему здравоохранения, в 2020 г. врачам было добавлено 7 500 автоматизированных рабочих мест. В 2021 г. их число возросло до 31 000. Такие автоматизированные рабочие места представляют программы, позволяющие вести историю болезни пациента, выписывать рецепты и осуществлять другие функции.

В 2020 г. в Санкт-Петербурге заработали 17 сервисов «Электронного здравоохранения», постепенно осуществляется переход на электронные медицинские карты. В 2022 г. планируется полностью завершить перевод городской медицины на цифровой формат.

Региональный сегмент единой системы здравоохранения (РЕГИЗ) начал активно развиваться в 2020 г. Одной из основных функций данной системы является обеспечение бесперебойной работы медицинских учреждений в борьбе с последствиями распространения вирусной инфекции и в направлении массовой вакцинации петербуржцев. По сути, на РЕГИЗ возложена роль координирующего и управляющего IT-центра Санкт-Петербурга.

Еще одним важным направлением цифровизации здравоохранения в целом и в период пандемии в частности стало формирование электронной медицинской карты петербуржца и личного кабинета на портале «Здоровье Петербуржца». Эти технологии призваны максимально консолидировать всю необходимую (что еще очень важно, легитимную) медицинскую информацию о горожанине. Благодаря этому сервису информация станет доступна и для самого петербуржца, и для любого медицинского учреждения, куда горожанин решит обратиться. То есть основная цель такого сервиса – повышение скорости и уровня получения необходимой медицинской помощи. Что также немаловажно, данный сервис еще направлен и на повышение уровня информированности пациента.

Таким образом, в Санкт-Петербурге в сфере здравоохранения намечены следующие стратегические тренды [13]:

- переход на модель 4П в здравоохранении;

- запрос на персонализированные, оперативные, качественные и дистанционные услуги, а также комплексное сопровождение получателя услуги;

- быстрая и эффективная диагностика;

- формирование осознанного отношения людей к состоянию своего здоровья.

Выделим важнейшие инициативы и проекты в сфере здравоохранения в Санкт-Петербурге.

1. Создание телемедицинского центра. Проект направлен на сокращение времени на диагностику, оптимальную загрузку ресурсов системы здравоохранения, повышение качества оказания медицинской помощи за счет применения технологий искусственного интеллекта.

2. Дистанционное наблюдение за пациентами из групп риска. Проект направлен на повышение качества оказания медицинской помощи и предполагает внедрение телемедицинских технологий и технологий искусственного интеллекта, а также обеспечение преемственности между стационарным и амбулаторным этапами лечения пациентов.

3. Сервисы для онлайн-информирования граждан:

- «Где моя скорая помощь?» Проект направлен на повышение качества оказания медицинских услуг, открытость в отношениях с людьми и предполагает информирование граждан о плановом времени прибытия бригады скорой медицинской помощи, а также визуализацию в режиме онлайн доезда бригад скорой медицинской помощи на экстренные вызовы;

- «Медицинский туризм в Санкт-Петербурге». Проект направлен на повышение качества оказания медицинских услуг, рост дополнительных доходов муниципальных образований за счет создания системы информирования граждан о преимуществах системы здравоохранения Санкт-Петербурга, а также выстраивание системы управления потоками пациентов – медицинских туристов.

Еще одно важное направление в цифровизации мегаполиса – это внедрение цифрового управления городом. В частности, необходимо, на наш взгляд, отметить, что одним из важных элементов поддержки принятия управленческих решений стало создание интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ИС ИАО). На самом деле, этот проект уже существовал и ранее, с 2001 года. Однако 2020 год стал катализатором для развития и этого направления. В частности, благодаря этому проекту Правительству города в кратчайшие сроки удалось наладить взаимодействие со всеми региональными и федеральными исполнительными органами власти в условиях довольно сложной эпидемиологической ситуации.

К функциям вышеназванной системы относятся анализ и прогнозирование социально-экономического развития Санкт-Петербурга, мониторинг, сравнительный анализ нашего Санкт-Петербурга с другими субъектами, находящимися не только на территории Северо-Западного федерального округа, но и РФ в целом. Важным является развитие обратной связи, то есть оперативный мониторинг отношения населения к деятельности руководства. Данная процедура осуществляется путем проведения социологических исследований.

Комплексная стратегия цифровизации включает информатизацию государственного и муниципального управления: цифровое управление является одновременно и отдельным направлением цифровизации, и инструментом для планирования и контроля результатов цифровой трансформации отраслей экономики, систем здравоохранения, образования и социальной поддержки [8, с. 143] (Mukhametov, 2021, р. 143).

Таким образом, мы видим, что пандемия сформировала целый ряд новых требований к отечественной ИТ-инфраструктуре. В этой связи мы можем рассматривать ИТ-инфраструктуру как фактор устойчивого развития. Одним из важных показателей развития такой инфраструктуры является оперативность предоставления доступа к современным ИТ-решениям. Цифровые технологии постепенно наращивают мощности, что демонстрирует как хозяйствующим субъектам и частным лицам, так и органам публичной власти необходимость освоения данной сферы.

ИТ-технологии дают хозяйствующим субъектам возможность осуществлять свою деятельность в более сжатые сроки, с более высоким качеством, чем это было раньше. Также ИТ-технологии помогают предприятиям, организациям модернизировать производство и обновлять спектр оказываемых услуг (товаров) [17, с. 39] (Strelkovskaya, 2021, р. 39).

Несомненно, расширенное внедрение ИТ-технологий приводит не только к получению положительного эффекта. Их расширенное внедрение влечет возникновение серьезных рисков, минимизация которых пока еще затруднена. Соответственно, возникают вопросы, например, каким образом обеспечить защиту персональных? Кибербезопасность также здесь выступает краеугольным камнем. Как преодолеть расслоение регионов по уровню цифровизации? И что очень важно, не вырастет ли уровень безработицы в результате внедрения ИТ-технологий [23, с. 38–39].

По словам вице-президента ВЭО России, директора Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, академика РАН, д.э.н., профессора Никипелова А.Д., пандемия породила уникальное сочетание экономических шоков. Это выражается и со стороны совокупного предложения, и совокупного спроса. А также шок, проистекающий из необходимости форсированного внесения изменений в существующую аллокацию ресурсов. Эти шоки продуцируют целый комплекс неблагоприятных следствий, а именно: обвал производства, резкое увеличение безработицы и обострение социальных проблем, финансовое неблагополучие значительной части экономических агентов [10, с. 37] (Nikipelov, 2020, р. 37).

Сегодня на повестке дня краеугольным камнем стоит вопрос о переходе всех хозяйствующих субъектов страны на современные импортонезависимые цифровые технологии и платформы.

Отечественный и зарубежный опыт констатирует, что цифровизация государственного управления – это некий эффективный способ, способствующий повышению результативности взаимодействия органов публичной власти и гражданского общества [6, с. 20–22].

Заключение

На основе проведенного исследования были сформулированы следующие предложения в контексте совершенствования процессов цифровизации в органах публичной власти региона:

- дальнейшая трансформация деятельности органов государственного и муниципального управления в систему сервисов;

- ускоренный переход органов публичной власти региона на клиентоцентричную модель взаимодействия с гражданами;

- необходимость создания автоматизированной системы сбора и анализа отчетности по всем социально-экономическим показателям, позволяющей получать органам государственной и муниципальной власти информацию о социально-экономической ситуации в режиме реального времени, что позволяет оперативно реагировать на изменения во внешней среде и максимально качественно принимать решения на всех уровнях управления;

- создание автоматизированного рабочего места государственных и муниципальных служащих на базе отечественных технологий с целью доступа служащих к выполнению своих обязанностей в случае необходимости в дистанционном формате.

На сегодняшний день со всей уверенностью можно констатировать, что подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики, цифровое государственное управление, информационная безопасность и информационная инфраструктура – это успешно реализуемые мероприятия в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Так, по словам академика РАН, д.э.н., профессора Аганбегяна А.Г., с каждым годом будет нарастать значимость человеческого капитала – сферы «экономика знаний» как возрастающего источника социально-экономического роста [1, с. 65] (Aganbegyan, 2020, р. 65).

Сегодня в Санкт-Петербурге утверждена Стратегия цифровой трансформации, которая направлена на улучшение здравоохранения, образования и других сфер жизни горожан.

Таким образом, Санкт-Петербург – один из лидеров в России в сфере цифровизации. Принятая Стратегия цифровой трансформации – следующий шаг к повышению уровня здравоохранения, образования и, как следствие, качества жизни петербуржцев.


Источники:

1. Аганбегян А.Г. Кризис как окно возможностей для социально-экономического развития // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3 (223). – c. 65.
2. Агентство политических и экономических коммуникаций. [Электронный ресурс]. URL: http://www.apecom.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).
3. Ганичев Н.А., Кошовец О.Б. Принуждение к цифровой экономике: как изменится структура цифровых рынков под влиянием пандемии COVID-19 // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 1. – c. 9-10.
4. Государство. Бизнес. Технологии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 06.12.2021).
5. Добролюбова, Е. И., Южаков, В. Н., Ефремов, А. А., Клочкова, Е. Н., Талапина, Э. В., Старцев, Я. Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 37-38 c.
6. Доклад Всемирного банка «Конкуренция в цифровую эпоху: Стратегические вызовы для Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://documents. worldbank.org/curated/en/848071539115489168/pdf/AUS0000158-RUSSIAN-WP-REVISED-P160805-PUBLIC-Disclosed-10–15–2018.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
7. Кайдашова А.К., Сизганова Е.Ю., Цветков С.А. Государственное регулирование процессов взаимодействия населения, бизнеса и власти в условиях социально-экономических кризисов ХХІ века // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 658.
8. Мухаметов Д.Р. От умного города к цифровому региону: проблемы масштабирования сетей управления // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 143.
9. Невские новости. [Электронный ресурс]. URL: https://nevnov.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).
10. Никипелов А. О возможностях макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3 (223). – c. 37.
11. Осипов Ю. М., Архипов А. Ю., Зотова Е. С. Коронованная пандемия и зачарованный мир. / монография; под редакцией Ю. М. Осипова [и др.] Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова [и др.]. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2020. – 25-26 c.
12. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 05.12.2021).
13. Официальный портал «Цифровая трансформация. Санкт-Петербург». [Электронный ресурс]. URL: https://dt.petersburg.ru/?page_id=1527 (дата обращения: 06.12.2021).
14. Печаткин В.В., Вильданова Л.М. Уровень цифровизации видов экономической деятельности как фактор их конкурентоспособности в условиях пандемии // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 48.
15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/564437085 (дата обращения: 06.21.2021).
16. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 274 c.
17. Стрелковская С.Ю. Цифровая экономика России: проблемы и перспективы развития // Цифровизация как новая парадигма развития: Cборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2021. – c. 39.
18. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 06.12.2021).
19. Ушакова Е.В., Воронина Е.В., Фугалевич Е.В., Михайлова М.В. Цифровизация экономики как тенденция развития России // Экономика и управление. – 2021. – № 27(3). – c. 175.
20. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Особенности развития цифровых технологий в здравоохранении в условиях пандемии COVID-19 // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2020. – № 6. – c. 66-71.
21. Широв А.А. Возможности и риски посткоронакризисного восстановления экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3 (223). – c. 79.
22. Школа управления Сколково. [Электронный ресурс]. URL: https://www.skolkovo.ru/ (дата обращения: 07.12.2021).
23. Цифровые технологии и кибербезопасность в контексте распространения COVID-19. Дайджест подготовлен Департаментом международного и регионального сотрудничества СП РФ, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-digital.pdf (дата обращения: 22.01.2022).
24. McKinsey&Company (2020) How COVID-19 Has Pushed Companies over the Technology Tipping Point — and Transformed Business Forever. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/strategyand-corporate-finance/our insights/how-covid-19-has-pushed-companies-over-the-technology-tipping-point-and-transformed-businessforever (дата обращения: 11.03.2021).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 19:15:12