Эффективное управление заемными средствами в бизнесе

Аббасов С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-2 (180), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проанализировано состояние кредитного рынка, рынка корпоративных облигаций и рынка лизинговых услуг Азербайджанской Республики, определена их роль в развитии бизнеса. Рассмотрены вопросы финансирования инвестиционных проектов за счет льготных кредитов, выделяемых Национальным фондом помощи предпринимательству Минэкономразвития Азербайджана, а также лизинговых услуг, предоставляемых сельскохозяйственным производителям ОАО «Агролизинг».

Ключевые слова: финансовый менеджмент, собственный капитал, заемные средства, финансовый ресурс



Кредит представляет собой классическую и наиболее известную форму заемного финансирования хозяйствующего субъекта. В Азербайджане юридическим и физическим лицам дают кредит коммерческие банки, получившие лицензии от Центрального Банка для проведения банковских операций и другие кредиторские организации, а также Национальный фонд помощи предпринимательству Министерства экономического развития Азербайджанской Республики. Процесс получения банковского кредита относительно сложнее, чем другие методы привлечения заемных финансовых ресурсов. Краткосрочный кредит, выдаваемый коммерческими банками, используется для финансирования текущих операций, поддержки ликвидности и платоспособности предприятии, а долгосрочный кредит направляется на финансирование затрат по капитальному строительству и реконструкцию, а также на другие капитальные вложения.

Анализ показывает, что за 2000−2010 гг. в структуре кредита, вложенного в экономику Азербайджана, наблюдается позитивная тенденция. Объем кредита, вложенного в экономику республики, по сравнению с 2000 г., увеличился в 2005 году – в 3,1 раза, а в 2009 году – 18 раз. В структуре общего кредита доля долгосрочного кредита увеличилась и составила 36,6% в 2005 году, 71,9% в 2009 году, тогда как в 2000 году она составляла всего лишь 28%.

Национальный фонд помощи предпринимательству за 2002−2010 гг. выдал кредит предпринимателям на сумму 703,8 млн долларов и финансировал 10 722 проектов. В районах республики на строительство 23 складских комплексов с общей емкостью 70 тыс. тонн Фондом выделен кредит на сумму 59,1 млн доллар. Для финансирования инвестиционных проектов по созданию или реконструкции путем внедрения новых технологий птицеводческим хозяйствам и перерабатывающим предприятиям Фондом выделен льготный кредит на сумму 21,8 млн доллар.

Характеристика рынка корпоративных облигаций

Другой популярной формой заемного финансирования является выпуск облигаций. Облигационные займы дают предприятиям ощутимые преимущества, по сравнению с банковским кредитом, поскольку они позволяют привлекать средства по ставке от 7−15% годовых, не требуя при этом залогового обеспечения. В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, рынок корпоративных облигаций Азербайджана вырос в 2,5 раза и составлял 2749 тыс. долларов. Рост обеспечен в основном за счет облигаций Азербайджанского ипотечного фонда, функционирующего при Центральном Банке. Основу рынка составляли привычные операции с корпоративными облигациями в манатах. Суммарный оборот биржевых сделок по всем инструментам на Бакинской фондовой бирже в 2010 году составил 2,4 млрд долларов. По корпоративным облигациям, размещенным на Бакинской фондовой бирже, проведено 135 сделок, стоимостью 187,3 млн долларов.

На конференции «Развитие рынка корпоративных облигаций в Азербайджане», состоявшейся в Баку в 2010 году, было отмечено, что раньше у предпринимателей Азербайджана не было особой надобности выходить на фондовый рынок, поскольку любые необходимые объемы денежных средств они могли получить в банках в виде займов, местные предприниматели предпочитали банковские заимствования. Однако сегодня ситуация изменилась – банки не станут давать кредиты в больших объемах, поскольку сами стеснены в средствах из-за долгов зарубежным кредитором. Стало немало бизнес-структур, которые из-за отказов банков выделять им средства, постепенно подходят к черте, за который им придется сокращать действующие производства. Сегодня банки предлагают клиентам довольно высокие депозитные ставки в размере 14−17% годовых, а это значит, по логике, что, чтобы бизнес стал привлекательным для инвестиций, доходность его корпоративных облигаций должна колебаться в тех же пределах. В 2010 году на рынке, вроде бы, появились – долговые ценные бумаги Азербайджанского ипотечного фонда и 2435 человек получили ипотечный кредит, в том числе 473 из них на льготных условиях. Однако получить по ним какую-либо серьезную прибыль, к сожалению, невозможно, поскольку они эмитируются при низкой доходности, равной 3% годовых. Согласно новым листинговым правилам, подготовленным Бакинской фондовой биржей предприятия, желающие выпустить свои ценные бумаги, будут классифицироваться по категориям в зависимости от надежности бизнеса, ликвидности своих ценных бумаг, прозрачности ведения дел на предприятии и массы других составляющих. Чем лучше показатели – тем лучший листинговый уровень присвоят эмитенту.

Анализ рынка лизинговых услуг Азербайджана

Техническое перевооружение предприятий, внедрение новейших технологий, расширение производства качественной продукции привели к возникновению новых форм привлечения заемных средств, одной из которых является использование лизинга. Лизинг – комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества в пользование после его приобретения у лизингодателя. Лизинг стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Так, в развитых странах 25−30% инвестиций, вложенных в экономику, приходится на долю лизинга и до 80% новой продукции производится на оборудовании, полученных путем лизинга.

Лизинг устраняет недоступность традиционных источников финансирования для малого и среднего бизнеса при недостатке собственного капитала. В настоящее время кредитные учреждения зачастую отказывают малым предприятиям в предоставлении кредитов в связи с отсутствием собственного капитала. Кроме того, процентные ставки по кредитам являются достаточно высокими, и кредиты предлагаются на очень короткий срок, недостаточный для организации производства на основе приобретаемого оборудования. Применение лизинговых услуг в хозяйственной практике позволит начинающим бизнесменом открыть или значительно расширить свое дело даже при весьма ограниченном стартовом капитале, привлечь частные инвестиции, увеличить налоговые поступления в бюджет за счет активизации предпринимательства.

Лизинговые услуги в Азербайджанской Республике предоставляют Ata Lizinq, Azerlizinq, AG Lizinq, SLS Azerlizinq, Debut Bank, Gunaylizinq, Parex lizinq, Uni lizinq, Mugan lizinq, AZ lizinq, Bank Respublika, Bank of Baku, Cred Agro, Amrah Bank и Открытое Акционерное Общество “Агролизинг”. Лизинговый портфель в Азербайджане составляет 24,5 млн долларов. В структуре лизингового портфеля наибольшая доля принадлежит строительным проектам – 33,6%, 21,9% − транспортным, 13,8% − финансовым и страховым, 6,1% − пищевой промышленности, 5,8% − проектам в области здравоохранения и 5,5% − производства, остальные 13,3% другим проектам.

За 2005−2010 годы ОАО «Агролизинг» было выделено от государственного бюджета, Резервного фонда Президента Азербайджанской Республики и Государственного нефтяного фонда средств на сумму 411,2 млн долларов. Из выделенных средств 201,3 млн долларов израсходовано на получение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, 107,2 млн долларов – на минеральные удобрения, химические средства борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и 11,9 млн долларов – на покупку продуктового скота. ОАО «Агролизинг» при выдаче лизинга и продажи путем лизинга сельскохозяйственной техники и технологического оборудования физическим и юридическим лицам 20% их стоимости оплачивается заранее, а остальная часть в течение 10 лет. Лизинговые услуги сельскохозяйственным производителям предоставляются на льготных условиях, которые осуществляются в пределах 50−70%.

Влияние заемных средств на результаты деятельности предприятия

Целью управления формированием заемными средствами предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия [1].

Экономический эффект использования заемных средств определяется объемом прибыли. Эффективное управление формированием прибыли предусматривает знание основного механизма формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый леверидж. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемый прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Необходимо обратить внимание на зависимость эффекта финансового левериджа от соотношения коэффициента рентабельности активов и уровня процентов за использование заемных средств.

Для эффективного управления заемными средствами необходимо:

– создавать и поддерживать высокую деловую репутацию предприятия,

– анализировать эффективность использования заемных средств в предшествующих периодах,

– четко определять цели привлечения заемных средств в настоящем периоде,

– обеспечивать полную предоплату за продукцию, пользующуюся большим спросом на рынке,

– своевременно рассчитываться по предоставленным кредитам, чтобы доля кредиторской задолженности находилась в оптимальных пределах.


Источники:

1. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие. – М.:, ИНФРА-М. 2007. – 344 с.
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2007. – 481 с.
3. Гаврилов А.Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2007. – 129 с.
4. Джеймс К.Ван Хорн, Джон М. Вахович-мл. Основы финансового менеджмента. – М.: Вильямс, 2006. – 1232 с.
5. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 560 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:35