Информационные ресурсы как средство поддержки бизнеса и эффективной деятельности предприятия

Серебрякова Т.А.1, Давыдова В.Р.1
1 Тихоокеанский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2021)

Цитировать:
Серебрякова Т.А., Давыдова В.Р. Информационные ресурсы как средство поддержки бизнеса и эффективной деятельности предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 12. – doi: 10.18334/epp.11.12.113934.

Аннотация:
В данной статье раскрыты вопросы актуальности использования информационных ресурсов в деятельности любого современного предприятия, в том числе их роль в эффективности функционирования информационных систем предприятий. Установлена высокая степень необходимости использования информационных систем при управлении информационными ресурсами на современном предприятии, а также приведены и проанализированы официальные статистические данные об использовании специальных программных средств в организациях России за последние четыре года. Рассмотрены основные теоретические вопросы, касающиеся информационных ресурсов, определены их особенности и виды. Предложена классификация информационных ресурсов по отношению к предприятию, выделены принципы их эффективного использования на современных предприятиях России, а также выдвинуты требования к ним для эффективного управления деятельностью предприятия в условиях конкуренции.

Ключевые слова: информационные ресурсы, информация, классификация информационных ресурсов, управление информационными ресурсами, специальные программные средства, анализ статистических данных

JEL-классификация: L26, M11, M21, D80



Введение. Современное человечество вступило в эпоху своего информационного развития. Человек получил доступ к огромному количеству информации, которая выступает основным производственным ресурсом наравне с финансами, материалами, энергией. Передовые экономики мира активно трансформируются в информационные, где доминирующее положение занимают информационные услуги, и на передовые позиции выходит задача развития информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики. Россия – часть мира, поэтому эти тенденции оказывают влияние и на экономику нашей страны. Без опережающего развития собственной телекоммуникационной отрасли и интеграции в мировую систему инфокоммуникаций Россия не может рассчитывать на значительный подъем национальной экономики.

Как видим, на данный момент приоритет в развитии России отводится направлению формирования цифрового государства, поэтому производится цифровизация всех государственных организаций. Отсюда запрос и требование государства к бизнесу в целом и предприятиям в частности: необходим переход на новый (более качественный) уровень зрелости, который характеризуется использованием информационных систем и технологий.

В связи с этим прослеживается актуальность использования информационных ресурсов, как важнейших ресурсов в современной действительности, в качестве средств поддержки бизнеса на каждом предприятии страны в условиях постоянной конкуренции и стремительных трансформаций экономики. Рассмотрение вопросов информационных ресурсов в контексте ведения бизнеса не является достаточно проработанной областью в современном научном обществе. Поэтому очень важно обществу и бизнесу обратить свое внимание и выделить ресурсы для изучения данного вопроса, чтобы избежать проблем в будущем.

Целью данной научной работы является определение роли информационных ресурсов в рамках поддержания эффективной деятельности российских предприятий, а также систематизация и дополнение теоретических знаний, касающихся понятий, характеристик информационных ресурсов и средств эффективного управления ими. В процессе изучения вопросов были подвергнуты анализу последние статистические данные об использовании специальных программных средств в организациях, и выявлена динамика их изменений. Новизна заключается в том, что в ходе исследования была обнаружена взаимосвязь между эффективностью функционирования информационных систем и информационными ресурсами на предприятиях, и был предложен авторский метод классификации информационных ресурсов предприятия для повышения эффективности его управления.

Основная часть. Анализ тенденций и закономерностей развития информационных процессов в сфере бизнеса позволяет сделать вывод о высоких темпах информатизации процессов управления и процессов производства товаров и услуг. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики за 2021 год [6], использование специальных программных средств в период с 2017 по 2020 годы в организациях распределено таким образом, как показано на диаграмме (рисунок 1).

Рисунок 1 – Использование специальных программных средств в организациях [Составлено авторами по ист.: 6]

Отметим, что для анализа используется статистика России, поэтому данное исследование описывает общие тенденции в области применения информационных систем на российских предприятиях. Согласно статистическому наблюдению, удельный вес организаций, которые используют специальные программные средства, от общего числа обследованных организаций страны в 2017 году составил 83,9 процента, в 2018 и 2019 году увеличился и оставался на отметке 85,9 процентов, а в 2020 году уменьшился до 65,4 процентов. Следовательно, диаграмма отражает данные согласно указанным удельным весам организаций, использующих специальных программные средства.

Изучив статистические данные, видим, что с каждым годом в нашей стране все больше организаций вовлекаются в информационный процесс. Предприятия и другие организации используют наиболее актуальные информационные системы для решения и осуществления различных управленческих, экономических и организационных задач, используют электронные справочно-правовые системы, а также активно используют электронный документооборот и электронные финансовые отчетности. Однако заметим, в первой половине 2020 года начали появляться вспышки коронавирусной инфекции, которые привели к пандемии, что отразилось на экономике страны и сфере бизнеса. Предприятиям и организациям пришлось приостанавливать свою деятельность, некоторые были вынуждены закрыться. Данными обстоятельствами объясняется резкий спад количества организаций, использующих специальных программные средства в этот период, и изменения в использовании конкретных видов специальных программных средств.

Мы видим, что информационные системы на предприятиях и в других организациях могут использоваться для разных целей, они могут выполнять различные задачи. Работают эти системы на разных предприятиях по-разному и поэтому имеют разную эффективность.

Рассмотрим основные проблемы, которые связанны с неэффективностью функционирования информационных систем на предприятиях. Чаще всего у информационные системы предприятий нет научно-методического обеспечения, а вследствие этого отсутствует общая концепция построения и развития информационной системы предприятия, приводящая к отсутствию целостности вопроса. К тому же, информационные системы предприятий обычно представляют собой набор слабосвязанных между собой информационных ресурсов и процедур управления ими, что ведет к уменьшению эффективности управления предприятием. На многих предприятиях также отсутствуют единые стандарты хранения данных, или они отличаются от общемировых. Это в то же время влияет на эффективность использования общей и аналитической информации, приводит к несбалансированности производственного процесса и снижению его качества, что в свою очередь приводит к снижению конкурентоспособности предприятия. Недостаточно высокие уровни автоматизации информационного процесса, приводящие к сдерживанию процессов интеграции информационных потоков между различными уровнями управления, можно наблюдать на некоторых предприятиях. Вдобавок к этому, на эффективную деятельность предприятий негативно влияет отсутствие профессионально подготовленных специалистов для использования новейших информационных технологий, связанных с основной деятельностью предприятия, а также низкая мотивация персонала при выполнении совершенствования бизнес-процессов предприятия.

Общая нерешенность данных проблем приводит к срыву сроков выполнения утвержденных планов, росту производственных затрат, снижению качества производимой продукции, дополнительным согласованиям с заказчиком изменений и, вследствие этого, к уточнениям технологического процесса. Все это снижает конкурентоспособность и дает повод заказчику для размещения заказа на производство у конкурентов предприятия.

Роль информационных ресурсов в решении данной проблемы высока, так как именно информационные ресурсы формируют информационное поле (или среду) предприятия. От уровня владения информационными ресурсами и общей информационной средой зависит уровень успешности бизнес-процесса в целом, уровень развития предприятия в частности, его конкурентоспособность и актуальность присутствия его на рынке. Информационные ресурсы легко объединять в информационные системы, и в таком виде внедрять на производство, и обеспечивать информированность и квалификацию кадров. Итак, информационную среду предприятия обеспечивают и формируют различные информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – это продукты интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляющие значительную часть национального богатства и относящиеся к числу возобновляемых благ, потому что имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности [3]. Другими словами, это вся накопленная информация об окружающей нас действительности. Она зафиксирована на материальных носителях или в любой другой форме и обеспечивает передачу информации во времени и пространстве между различными потребителями для решения любых задач (научных, производственных, управленческих и т. д.).

Информационные ресурсы обладают специфическими особенностями: их возможно использовать только при наличии определенного материального и кадрового обеспечения или специальной организационной структуры; при использовании информационные ресурсы меняют свою ценность, но не исчезают в полном объеме; информационные ресурсы используют для принятия конкретных управленческих решений.

Необходимо отметить, что информационным ресурсом является абсолютно вся накопленная человечеством информация. В том числе недостоверная и устаревшая информация, заведомая дезинформация, поступившая в информационный поток, а также любая другая информация, способная привести к самым неэффективным решениям с непредсказуемыми, кризисными и опасными результатами. Такая информация, конечно, не удовлетворяет принятым параметрам и критериям, но она не должна уничтожаться. Она приносит определенную пользу. Некачественная информация должна накапливаться, отбираться, и на ее основе необходимо строить системные фильтры для контроля информационных ресурсов любого уровня.

Рассмотрим информационные ресурсы, которые может использовать предприятие в процессе своей деятельности, что они собой представляют, а также представим их классификацию.

Любое современное предприятие имеет как внешнеэкономическую, так и внутриэкономическую деятельность [9], поэтому все информационные ресурсы предприятий принято разделять на внешние и внутренние.

Комплексную оценку состояния предприятия и определение перспектив его развития позволяют сделать внешние информационные ресурсы. К ним относятся мировые, государственные и региональные информационные ресурсы.

Под мировыми информационными ресурсами понимается совокупность информационных ресурсов, доступных всему мировому сообществу. Такие информационные ресурсы позволяют получить и проанализировать макроэкономическую информацию об общем состоянии экономики страны; финансовую информацию, характеризующую сложившуюся конъюнктуру на рынке капиталов, инвестиции и т. д.; биржевую информацию о котировках ценных бумаг, фондовых индексах, валютных курсах, учетных и процентных ставках и т. д.; коммерческую информацию о различных предприятиях, выпускаемой ими продукции, ценах, технологиях и т. д.; а также деловую информацию из различных сфер бизнеса и т. д. В зависимости от задач, которые призван решать этот информационный ресурс его делят на три группы: сектор деловой информации, сектор научно-технической информации и сектор потребительской (массовой) информации [3].

Важность мировой деловой информации для предприятий и компаний на рынке в условиях конкуренции очень высока. Данная информация используется при решении следующих задач: выбор поставщиков и партнеров; размещение рекламы и заказов; выход на рынок с новым товаром; поиск покупателей; слияние, продажа и приобретение компаний; маркетинговые исследования и анализ рынка. Научно-техническая и специальная информация необходима при планировании и осуществлении почти всех производственных операций, которые без знаний фундаментальных и прикладных основ осуществить практически невозможно. Предприятиям, как организации людей, также необходима профессиональная юридическая, инженерная, медицинская информация, которая публикуется в мировом информационном поле. Потребительская или массовая информация включает ново­сти, справочную, потребительскую и развлекатель­ную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и прода­жи, аренда машин, справочники различных служб и услуг и т. д.), без которых трудно организовать практическую деятельность любого современного предприятия.

В роли поставщиков информации на рынке мировых информационных услуг выделяют коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Они называются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами. Потребителями подобных информационных услуг выступают специалисты, работающие в различных сферах производства.

Следующие информационные ресурсы, используемые в обязательном порядке на предприятиях – это государственные информационные ресурсы, т. е. ресурсы, находящиеся в собственности государства. Они представлены специально созданной государством инфраструктурой, которая состоит из комплекса взаимосвязанных государственных, региональных и иных информационных сетей, государственных центров научно-технической информации и т. д. Такие информационные ресурсы можно разделить на федеральные, на находящиеся в совместном введении РФ и субъектов РФ и информационные ресурсы субъектов РФ [5] .

Использование этих ресурсов ориентировано на обслуживание органов власти и управления информацией статистического, демографического, социального и др. характера. Государственные информационные ресурсы являются важнейшим фактором, влияющим на все функции государства, следовательно, они обеспечивают выполнение задач государственного управления, правовой безопасности граждан, поддержку социально-экономического развития страны, развитие культуры, науки, образования и т. д. Государственные информационные ресурсы имеют межведомственный, универсальный характер и представлены в виде информационных систем. Примерами таких систем выступают библиотечная сеть РФ; архивный фонд РФ; государственная система статистики; государственная система научно-технической информации; созданные и находящиеся в разработке различные кадастры и реестры.

К информационной среде предприятия в первую очередь относятся государственные информационные ресурсы, хранящиеся в научно-технической библиотеке: книги, журналы, патенты, нормативно-технические документы и другие издания (в традиционном и электронном форматах). Эти производственные информационные ресурсы служат базой научных, патентно-информационных и маркетинговых исследований, основой изобретательской деятельности и научного творчества, опытно-конструкторских разработок, производства и сбыта продукции. Информация, включенная в них, является важнейшей составляющей, которая связывает отдельные направления деятельности внутри предприятия и определяет его инновационное развитие. Кроме того, она является средством информирования о товарах и их продвижении, воздействует на спрос и поведение потребителей на рынке, на сбыт товаров, а также выполняет роль прямой и обратной связи с другими предприятиями.

Следующими важными информационными ресурсами для предприятия являются региональные информационные ресурсы, которые представлены городскими, муниципальными информационными ресурсами и ресурсами субъектов РФ.

Информационные ресурсы региона представляют собой банки (базы) готовых документов в электронном виде и на бумажных носителях, которые содержат нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и иную информацию различных направлений (экономика, законодательство, политика, демография, социальная сфера, наука, техника, технология и т. п.). Базовыми информационными ресурсами являются кадастры, реестры и регистры. С точки зрения доступа выделяют следующие категории информационных ресурсов: web-страницы, web-сайты и web-порталы; электронная почта, форумы, конференции; файлы; базы данных.

К информационной среде предприятия относится изучения условий регионального рынка и оценки условий оптимизации, сбор, сведение в систему и анализ числовых показателей, касающихся рынка региона. Согласно этому становится понятна ситуация со сбытовой деятельностью в прошлом, а аткже выявляются сложившиеся на рынке тенденции и проблемы. В качестве цели ставится разработка сбытовой политики на предстоящий период, прогноз и планирование денежного потока, прогноз и планирование рентабельности бизнес-проекта, а также грамотное и точное взаимодействие с региональными органами государственной власти. Представляется, что максимальный эффект может быть достигнут в тот момент, когда существуют условия для гармонизированного объединения доступа ко всем информационным ресурсам, содержащим научно-техническую информацию в комплексе с их систематизацией и организацией.

Наряду с внешними информационными ресурсами существуют и внутренние информационные ресурсы предприятия, которые являются совокупностью собственных, приобретаемых и поставляемых данных извне, зафиксированных на бумажных или электронных носителях. Они объединяют совокупность сведений, имеющихся в базах данных, отчетах, документах, описаниях реальных объектов, определенным образом структурированных и взаимосвязанных [5]. Информационные ресурсы самого предприятия – это, как правило, техническая, конструкторская и пр. документация.

Одно из центральных мест в деятельности предприятия занимают управленческие и организационно-распорядительные документы, так как в них фиксируются все производственно-хозяйственные, финансовые и другие операции предприятия. Управленческие документы отражают операции, выполняемые в процессе функционирования предприятия (производственные операции, хозяйственные и финансовые). К документам организационно-распорядительного характера обычно относятся внутренние организационные документы (задачи, цели, структура, устав предприятия), распорядительные (приказы, указания, предписания, инструкции), справочные (письма, акты, справки, обзоры) и прочие документы (патентная, юридическая документация) [9].

Что касается собственных информационных ресурсов, то они могут быть структурированными (базы данных, хранилища данных, базы знаний) и неструктурированными. Эти ресурсы подлежат арифметической, логической обработке и обработке программными средствами.

Информационные ресурсы, поступившие на предприятие извне, могут быть приобретаемыми (платными) или получаемыми, то есть предоставляемыми сторонними организациями в соответствии с договоренностями или обязательствами. Они, как правило, отражают экономические, социальные, рыночные, технологические, банковские, налоговые, страховые и другие отношения, в которых находится предприятие с другими хозяйствующими субъектами.

Информационные ресурсы требуют привлечения значительного количества материальных ресурсов, они формируют информационный потенциал и конкурентоспособность экономики предприятия. Эти ресурсы формируются, систематизируются, классифицируются и пополняются постоянно в соответствии с профилем, задачами и отраслевой спецификой предприятия.

Следует подчеркнуть, что если ресурсы функционируют автономно, то эффективность использования всего информационного потенциала предприятия оказывается низкой, т. к. эффективность зависит в большей степени не только от функционального назначения и качества самих продуктов, но и от характеристик информационной среды, в том числе от уровня ее интеграции в производство.

Таким образом, информационные ресурсы предприятия можно представить в виде схемы (рисунок 2).

Рисунок 2 – Классификация информационных ресурсов предприятия [Составлено авторами]

Современный руководитель любого предприятия нуждается в информационных ресурсах, которые способны повысить результативность выполнения производственных задач [8]. Эффективное использование информационных ресурсов невозможно представить без использования следующих принципов:

а) использование информационных ресурсов должно быть вызвано производственной необходимостью, но не влиянием научно-технического прогресса.

б) использование информационных ресурсов должно основываться на возможности получения финансовой выгоды предприятием и служить средством достижения данной цели.

в) структура информационной системы предприятия должна быть гибкой.

г) получение результата от использования информационных ресурсов должно происходить с момента внедрения и на протяжении всего жизненного цикла данных ресурсов.

д) должна быть обеспечена постоянная модернизация информационных ресурсов и последовательное повышение производительности их использования.

е) должна быть высокая квалификация у сотрудников, осуществляющих работу с использованием информационных ресурсов.

От того, насколько эффективно используются информационные ресурсы, зависит развитие самого предприятия и, соответственно, промышленной отрасли экономики страны в целом. На экономический рост предприятий качество информационной среды оказывает прямое влияние. На современной стадии развития информационные ресурсы производственных предприятий предназначены для анализа внешних угроз, определения факторов, воздействующих на экономическую стабильность предприятий и его экономики в целом.

Руководители различных предприятий все чаще начинают понимать, что в функциональной цепи, обеспечивающей работу предприятия, информационные технологии должны быть тесно интегрированы с критически важными бизнес-процессами. Во многих отраслях качество такой интеграции дает компании стратегические преимущества перед конкурентами [10].

Повышение эффективности функционирования предприятий выдвигает определенные требования к информационным ресурсам:

а) репрезентативность (связана с правильностью отбора и формирования информационных ресурсов в целях адекватного отражения свойств рассматриваемого объекта, явления или процесса);

б) своевременность (означает поступление информационных ресурсов не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи);

в) достаточность (или полнота) информационных ресурсов (означает, что они должны содержать минимальный, но достаточный для принятия правильного управленческого решения состав показателей; как неполная, недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижают эффективность принимаемых управленческих решений);

г) доступность (восприятию пользователя обеспечивается выполнение соответствующих процедур получения и преобразования информационных ресурсов);

д) точность (определяется степенью близости информационных ресурсов по отношению к реальному состоянию объекта, процесса, явления);

е) достоверность (означает отражение существующих объектов, явления или процессов с необходимой точностью);

ж) устойчивость (определяется способностью информационных ресурсов отражать изменения исходных данных без нарушения необходимой точности);

з) актуальность (определяется степенью сохранения ценности информационных ресурсов для управления в момент их использования, а также зависит от динамики изменения их характеристик и периода времени, прошедшего с момента их возникновения);

и) адресность (означает конкретную целевую направленность информационных ресурсов на специалиста по интересующим его вопросам для эффективной организации бизнес-процессов);

к) правовая корректность (предполагает соответствие информационных ресурсов нормативно-правовым и регламентирующим документам);

л) многократность использования;

м) высокая скорость сбора, обработки, передачи;

н) оперативность (подразумевает актуальность информации для необходимой обработки и принятия решений в меняющихся условиях).

Сейчас требования, выдвигающиеся к информационным ресурсам, приобретают качественно новое значение для функционирования предприятия. Они являются основой для повышения эффективности управления предприятием в условиях увеличения объема и усложнения задач, решаемых в области организации и планирования производства, проведения различного рода анализа, финансирования сфер собственной деятельности, организации связей с поставщиками и потребителями продукции, а также реализации других бизнес-процессов предприятия.

Актуальность информационных ресурсов для современного предприятия значительна. Использование данных ресурсов позволяет прогнозировать потребности бизнес-процессов, повышает ритмичность производства, обеспечивает более согласованную работу всех структур предприятия, улучшает использование материалов и оборудования, производственных площадей и рабочей силы, повышает качество продукции, способствует росту объема производства, снижению запасов, оптимизации плановых расчетов, сокращает трудоемкость работ в сфере управления, совершенствует организацию производства и управления. В конечном итоге, все это приводит к экономии на капитальных вложениях и на себестоимости продукции, экономии на прямых затратах и накладных расходах [2].

Информационные ресурсы предприятия представляют собой сложную систему взаимосвязанных элементов, основными из которых являются данные о деятельности предприятия, знания и профессиональный опыт персонала, миссия и цели предприятия, система менеджмента, маркетинговые приемы, корпоративная культура и другие компоненты. Значение информационных ресурсов для предприятия заметно повышается в том случае, когда предприятие выходит на новые рынки сбыта, и при этом увеличивает информационную составляющую в своих производственных и реализационных издержках, в себестоимости производимых товаров.

Для эффективного управления предприятием и принятия обоснованных рациональных решений применяется интеграция информационной технологии в бизнес-процессы предприятия [7]. И это реалии современного времени. Информационные ресурсы занимают ведущее место в деятельности любого современного предприятия. От получения быстрой, качественной, своевременной, полной и достоверной информации во многом зависит принятие адекватных управленческих решений, конкурентоспособность бизнеса и предприятий в условиях рынка. Качество информационной среды оказывает непосредственное влияние на экономический рост производственных предприятий.

Грамотное и правильное использование информационных ресурсов на предприятии необходимо для развития и совершенствования социальной и экономической сферы, оно способствует повышению эффективности использования всех традиционных ресурсов предприятия (а именно: трудовых, материальных, финансовых и ресурсов для обеспечения безопасности). В сегодняшних реалиях происходит усиление конкурентной борьбы между компаниями, а известно, что важнейшим условием конкурентоспособности является внедрение и эффективное использование информационных технологий.

Скоростное изменение параметров современной внешней среды по отношению к предприятиям, как правило, приводит к увеличению объемов и скорости обработки поступающей информации. Из этого следует, что для успешного ведения бизнеса, кроме увеличения его общей результативности, появляется необходимость в сокращении времени на принятие решений, что обязательно приводит к увеличению скорости передачи и переработки информации на базе применения новых информационных технологий.

Предприятия в условиях жесткой конкуренции и постоянно меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы успевать за изменениями, происходящими в окружении [11]. Руководству предприятия или компании никак нельзя охватывать лишь короткий горизонт планирования развития бизнес-процессов и видеть в цифровизации и в информационных технологиях только источник ускорения управленческих решений и быстрого преодоления текущих проблем. Этот недальновидный шаг может привести к тому, что постепенно предприятие или компания потеряет конкурентоспособность и как следствие свою рентабельность.

Руководителю предприятия приходится принимать решения в условиях постоянной неопределенности и риска, что вынуждает его постоянно держать под контролем большое количество документов, содержащих разнородную информацию. При этом стоит учесть, что время принятия управленческих решений является минимальным. Значит, только систематизированная и правильно обработанная информация является гарантией эффективного управления денежными потоками, а это дает возможность предприятию получать больше прибыли [1].

Необходимо подчеркнуть, что экономическая информация предприятия в большей степени, чем другие информационные ресурсы, приспособлена к компьютерной обработке и использованию для оперативного и стратегического управления, так как она имеет свойство своевременности представления, достоверности, содержательности и удобства восприятия [9].

Симбиоз технологического прогресса и глубокого понимания экономических аспектов бизнеса сегодня играет решающую роль в разработке новых и усовершенствовании существующих продуктов и услуг, бизнес-процессов или бизнес-моделей. Именно данные стратегические грани обусловили радикальное изменение функции информационной технологии, которые из обычного инструмента поддержки бизнеса превращаются в важнейший фактор современной инновационной деятельности.

В любой компании или на предприятии наступает момент, когда работы с информационными ресурсами становится необходимым регламентировать и перевести в более формальное русло. Итогом формализации данной задачи становится создание на предприятии собственной информационной системы, работающей в соответствии с изменяющимися условиями современного рынка. Данная система призвана решить такие задачи, как повышение эффективности организационной структуры предприятия; преобразование информационных ресурсов предприятия в средство достижения коммерческих целей; поддержка внедрения информационных технологий во все сферы деятельности бизнеса; совершенствование технологии управления, основанной на электронном документообороте [4]. Таким образом, информационная система, создаваемая и внедряемая на предприятии, структурирует его деятельность и решает ряд стратегически важных задач, повышая рентабельность бизнес проекта в целом.

Данная автоматизированная информационная система должна быть обусловлена потребностями бизнеса, удовлетворять потребности предприятия в информационных ресурсах, базироваться на определенных принципах системного подхода, повышать эффективность и рентабельность, а также должна способствовать достижению основной цели предприятия – получение прибыли.

Заключение. Несмотря на определяющую роль развития информационных систем и продуманный и обоснованный расчет отдачи от инвестиций в информационные технологии, внедрение информационной системы на предприятии все еще представляет собой проблему для большинства руководителей. Такая ситуация связана с тем, что из-за стремительного развития информационных технологий постоянно появляются новые технические решения так же быстро, как сами технологии. Качественно быстро оценить все преимущества и недостатки, которые дает внедрение информационных технологий, иногда не позволяет человеческий фактор.

В заключение стоит заметить, что управление предприятием в современных реалиях представляется исключительно как информационно-управленческий процесс. При таких условиях эффективность управления предприятием зависит от эффективности функционирования его автоматизированной информационной системы, которая предназначена для повышения производительности выполнения операций по сбору, накоплению, передаче и обработке информации. Значит, для эффективного управления предприятием руководителю предприятия необходимо пользоваться подходящей информационной системой, грамотно управляя информационными ресурсами.


Источники:

1. Ахмедова Х.Г. Роль информационных ресурсов предприятия в условиях современной экономики // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2014. – № 5. – c. 16-19.
2. Бегаилова А.А. Повышение эффективности функционирования предприятия путем внедрения информационных технологий // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 9-1. – c. 110-114.
3. Блюмин А.М., Феоктистов Н.А. Мировые информационные ресурсы. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 382 c.
4. Деркач Р.К. Значимость информационных систем в деятельности современного предприятия // Молодой ученый. – 2015. – № 10(90). – c. 616-618.
5. Ивашкевич В.Б. Стратегический контроллинг. / Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА–М, 2018. – 216 c.
6. Использование цифровых технологий организациями. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14478 (дата обращения: 08.11.2021).
7. Карпухина Н.Н. Эффективность ИС как составная часть эффективности технологии управления // Актуальные вопросы экономических наук. – 2012. – № 27. – c. 187-190.
8. Ниссен В., Лезина Т.А., Салтан А.А. Роль менеджмента информационных технологий в цифровой трансформации российских компаний // Форсайт. – 2018. – № 3. – c. 53-61. – doi: 10.17323/2500-2597.2018.3.53.61 .
9. Одинцов Б.Е., Романов А.Н. Информационные ресурсы и технологии в экономике. - М.: ИНФРА-М, 2019. – 462 c.
10. Романова Ю.Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении). - М.: Издательство Юрайт, 2019. – 478 c.
11. Трофимов В.В. и др. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. / Учебное пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 542 c.

Страница обновлена: 12.12.2021 в 11:58:45