Контроль эффективности управления государственным имуществом

Маргасов Д.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье госимущество классифицируется по 3-м основным группам: 1) имущество, необходимое для осуществления публичных функций государства; 2) имущество, которое может использоваться для выполнения социальных обязательств государства; 3) имущество, недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности. Последнюю группу автор определяет как «неэффективное имущество» и предлагает способы его выявления и перевода из государственной собственности в частную.

Ключевые слова: приватизация, аренда, государственное имущество, бюджетные потоки, неэффективное госимущество, росимущество



Государственное имущество – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.

Бюджетные потоки по управления государственным имуществом – это процесс движения финансовых ресурсов по различным направлениям, связанным с использованием государственного капитала различными субъектами имущественных правоотношений. На наш взгляд, это определение не является полностью исчерпывающим при толковании данного понятия, однако оно отражает возможные классификационные признаки этого явления.

По отношению к государству бюджетные потоки могут быть входящими (доходы государства) и исходящими (государственные расходы).

В целях решения задачи по оптимизации объема публичного имущества необходимо провести категоризацию имущества, находящегося в настоящее время в государственной и муниципальной собственности:

1) имущество, действительно необходимое для осуществления «публичных» функций. По сути, это – имущество, вообще исключенное из оборота, и имущество, ограниченное в обороте принадлежностью только Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;

2) имущество, которое может находиться в государственной и (или) муниципальной собственности и использоваться в качестве базы выполнения социальных обязательств до того времени, пока такие обязательства окончательно не перейдут в плоскость рыночных, частно-правовых отношений;

3) недопустимое для нахождения в государственной и муниципальной собственности имущество, то есть имущество, используемое властными органами на цели, не имеющие никакого отношения ни к администрированию, ни к социальным обязательствам перед обществом.

Три группы госимущества: особенности управления

Соответственно итогам категоризации государственного капитала необходимо осуществлять первичные мероприятия по оптимизации бюджетных процессов.

1-я группа государственного имущества. Сокращение бюджетных потоков здесь будет ошибочным шагом, так как от обеспеченности органов государственной власти и местного самоуправления имуществом зависит, в конечном счете, эффективность работы конкретного государственного учреждения.

Субъекты рассматриваемой области финансового контроля могут быть различными. В их число входят:

– органы государственной власти и управления;

– контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств;

– неправительственные организации;

– граждане страны как налогоплательщики.

Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля за бюджетными потоками в области управления государственным имуществом – государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.

2-я группа государственного имущества. Для нее свойственно изменение функций и состава в результате изменения внешней среды.

Например, функция социального накопления может перейти в рыночно-социальное распределение под влиянием изменений экономической среды.

По нашему мнению, наиболее удачным примером, иллюстрирующим особенности оптимизации бюджетных потоков для данной группы имущества, будет пример кризисных изменений системы резервных фондов Российской Федерации, которые являются достаточно весомой частью системы государственного капитала страны. При анализе деятельности одного из резервных фондов можно выявить бюджетные потоки по формированию капитала фонда (государственного), а также бюджетные потоки по использованию (управлению) частью государственного капитала. В этой связи, мы считаем необходимым рассмотреть деятельность Резервного фонда РФ в 2011–2012 гг. по оптимизации бюджетных потоков при управлении государственным имуществом.

Бюджетный кодекс РФ определяет резервный фонд как часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в елях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для обеспечения указанного трансферта.

Также установлено, что источников первоначального формирования Резервного фонда являются средства Стабилизационного фонда РФ, которые зачисляются в Резервный Фонд не позднее 1 февраля отчетного года.

3-я группа государственного имущества является самой неблагоприятной для бюджетного финансирования. В современных российских условиях такие объекты государственной собственности стали источниками нерационального и необоснованного поглощения выделяемых финансовых средств и могут являться источниками финансовых нарушений со стороны органов государственной власти.

Выявление вышеуказанных видов имущества позволит не только снизить неэффективные бюджетные потоки, направляемые на содержание данной части государственного капитала, но и привлечет дополнительные входящие финансовые потоки в бюджетную систему по результатам высвобождения данного имущества на рыночной основе.

Для данной группы имущества необходимо более широко применять схемы аренды государственного имущества с правом выкупа с дисконтом. Данная схема распространена в некоторых зарубежных странах и состоит в следующем: между государством и потенциальным покупателем неэффективного объекта государственной собственности заключается договор в соответствии, с которым покупатель берет в среднесрочную аренду (3–4 года) объект по рыночным арендным ставкам, а по истечении срока аренды имеет право выкупить объект государственного имущества с дисконтом.

Аренда и приватизация неэффективного госимущества

Одним из методов избавления государства от неэффективных активов можно считать включение данного имущества в программу приватизации на очередной календарный год. Однако, в целях недопущения злоупотреблений со стороны представителей государственного аппарата следует подвергать тщательному анализу обоснование неэффективности и нерациональности того или иного объекта государственной собственности.

Кроме этого, важное значение при оптимизации бюджетных потоков имеет реализация качественно новых подходов к осуществлению мероприятий государственного финансового контроля и аудита в государственном секторе. На первое место в расстановке приоритетов использования государственного имущества выходят показатели доходности и учета рисков.

Достаточно актуальным в современных условиях является вопрос об эффективности арендных отношений, где государство выступает в качестве арендодателя.

Исследование процесса нормативного регулирования мобилизации в федеральный бюджет доходов от арендной платы за имущество, находящееся в федеральной собственности, позволяет выявить, что арендные ставки за имущество, находящееся в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений, фактически устанавливается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное имущество: базой для расчета арендной платы служит базовая величина стоимости строительства одного квадратного метра, которая умножается на ряд коэффициентов. Практически все коэффициенты, а также минимальная арендная плата устанавливаются и изменяются органами исполнительной власти субъектов федерации без учета интересов Российской Федерации как собственника недвижимости.

При этом ставки арендной платы за федеральную недвижимость, расположенную в г. Москва, устанавливаются на основе заключений экспертов-оценщиков, что является позитивной практикой для формирования доходов бюджета от аренды федерального имущества. Это позволяет гибко изменять арендную плату в зависимости от ситуации, сложившейся на рынке коммерческой недвижимости в конкретном регионе. Унификация порядка установления арендной платы за федеральное имущество на всей территории Российской Федерации в соответствии с подходом, применяемым в Москве позволила бы установить адекватный сложившимся рыночным условиям в конкретном регионе уровень арендной платы.

Как выявить госимущество, не используемое унитарными предприятиями?

Значительное количество федеральной собственности, переданной в аренду, находится в распоряжении федеральных государственных унитарных предприятий. При этом федеральные государственные унитарные предприятия не имеют права заключать договор аренды федерального имущества, находящегося в их хозяйственном ведении, и получать доходы от нее, договор заключается между Росимуществом и арендатором.

Соответственно, руководство федеральных государственных унитарных предприятий не имеет заинтересованности в поиске потенциальных арендаторов при наличии неиспользуемой недвижимости, а также в уведомлении Росимущества о возможности сдачи в аренду части имущества.

Выявление имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, но фактически не используемого в их деятельности, для целей его последующей передачи в аренду в соответствии с законодательством и для увеличения соответствующих доходов федерального бюджета, предлагается осуществить с помощью следующих мер:

1) необходимо ввести нормативы обеспеченности недвижимостью для федеральных государственных унитарных предприятий в зависимости от показателей выручки, прибыли, длины производственного цикла, штатного расписания и др. Все сверхнормативное имущество необходимо оценить на предмет возможности сдачи его в аренду;

2) следует ввести ряд ключевых экономических индикаторов (показатели отношения площади объектов федерального имущества к количеству сотрудников соответствующего унитарного предприятия, выручки к общей площади и т.д.) в форму Программы деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, а также заносить эти показатели в Реестр показателей экономической эффективности для возможности их сравнительного анализа.

Выводы

Таким образом, можно сделать вывод о важности учета различных факторов оценки государственного имущества в целях эффективного процесса оптимизации бюджетных потоков по управлению государственной собственностью на современном этапе развития экономических отношений в Российской Федерации.


Источники:

1. Абросимов Н.Р. Особенности управления государственной собственностью в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2008. – С. 92–96.
2. Горегляд А.В. Бюджетный менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007. – С. 217–218.
3. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.:
ЮНИТИ, 2009. – С. 232–240.

Страница обновлена: 20.09.2024 в 06:37:32