Актуальные вопросы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для индустрии гостеприимства
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с существующей системой подготовки кадров для индустрии гостеприимства. В связи с активным развитием туризма возникла необходимость четкого взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования. Освещены перспективы совместной деятельности отраслевого работодателя и профильных учебных заведений.
Ключевые слова: персонал, индустрия гостеприимства, гостиничные предприятия, профессиональные стандарты, кадровый менеджмент, переподготовка кадров, въездной туризм
Сегодня индустрия туризма – одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мировой экономики; она составляет около 10% мирового валового национального дохода. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30–35% мировой торговли услугами.
Подготовленность, качественные характеристики персонала должны соответствовать обеспечению стандартов обслуживания в соответствии с требованиями, которые будут использоваться после вступления России в ВТО [7, с. 135].
Проблемы подготовки персонала и требования к нему
С учетом нынешнего состояния дел требуется серьезная и по-новому организованная государственная поддержка решения этой проблемы, в том числе со стороны учреждений, ведущих подготовку и переподготовку кадров для сферы гостеприимства. Проблема быстрого увеличения подготовленного персонала для гостиниц должна решаться совместными усилиями гостиничных предприятий, нынешних и будущих собственников и менеджмента отелей, учебными центрами подготовки и переподготовки персонала.
В ходе решения данной проблемы предстоит углубленное изучение рынка спроса и предложения персонала, структуры вакансий по профессиям. Отдельное внимание должно быть уделено созданию информационных систем, позволяющих использовать потенциальный рынок рабочей силы, обучающихся специалистов для стимулирования их обращения в учебные центры на соответствующие гостиничные предприятия.
Нынешний этап развития требует внимательного отношения как к подготовке, так и к переподготовке специалистов, а также к тем, кто получает образование в этой области в качестве дополнительного.
Проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением, реконструкцией и модернизацией гостиниц, постоянно находятся в центре внимания директорского корпуса. Но вот вопросы подготовки кадров, повышения их квалификации, ротации и обновления часто упускаются из виду.
В общепринятом понимании, для того, чтобы гостиничное предприятие осуществляло полноценную деятельность, необходимы:
– высокий профессионализм и компетентность персонала – умение и готовность четко и быстро обслуживать гостей;
– отлаженная система управления качеством обслуживания – разработка и внедрение стандартов качества, обучение персонала, контроль, корректировка, совершенствование обслуживания на всех участках деятельности гостиничного предприятия.
Качество обслуживания
Немаловажным аспектом является значимость и необходимость широкого внедрения западных стандартов и методов профессиональной деятельности в российский бизнес, связанный с обслуживанием туристов. Следует учитывать возросшие объемы въездного туризма в Россию в связи с вовлечением ее в мировые экономические процессы. Конечно, совершенно другой смысл и значение приобретают в новых условиях организация и содержание профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов гостиничной индустрии [3, с. 234].
В мировой практике стало фактом, что менеджмент персонала определяется в качестве ведущего направления всей маркетинговой стратегии гостиничной индустрии. Обслуживание клиента сегодня требует от работника высокого профессионализма, собранности, четкости, безукоризненной вежливости и выдержки. Подготовка современного специалиста гостиничного бизнеса должна включать не только подробнейшее изучение технологии обслуживания гостей на различных участках гостиничного предприятия или знание финансовых механизмов функционирования отелей.
Главный потенциал развития современных гостиничных предприятий скрыт в уровне менеджмента. Опыт показывает, что ни разработка и реализация эффективной стратегии, ни успешные организационные изменения в гостинице невозможны, если у нее нет действующего механизма управления организационными знаниями. А высокие показатели эффективности управления недостижимы без его централизации, формирования целостной административной системы, отвечающей самым высоким требованиям современного менеджмента.
В области международного туризма российской гостиничной индустрии приходится конкурировать с четко и профессионально организованным туризмом в зарубежных странах. В настоящий период на принципиально качественный уровень выходит техническая оснащенность структур отрасли, широкое применение получают новые системы информатизации и связи. Активно используются современные управленческие технологии, резко возрастает уровень конкурентной борьбы за клиента среди отечественных и зарубежных средств размещения. В этой связи неизбежно значительное повышение требовательности к профессиональной подготовке сотрудников предприятий гостиничной индустрии.
Иностранные туристы вправе ожидать от персонала российских гостиниц безусловного соблюдения тех стандартов обслуживания, к которым они привыкли, путешествуя по миру. В свою очередь, россияне, активно выезжающие в зарубежные страны и по достоинству оценивающие международный сервис, предъявляют законные требования к качеству работы сотрудников, работающих в гостиничном комплексе [5, с. 86].
Стандарты обучения
Стремительное развитие технологий в гостиничном бизнесе не позволяет останавливаться на достигнутом, способствует новому осмыслению тенденции современной индустрии гостеприимства, увидеть и оценить место российских гостиниц в общем мировом процессе всемерного развития туризма. Современный гостиничный сектор не имеет сформированной системы подготовки кадров с использованием зарубежных стандартов обучения.
В последние годы вырос спрос на квалифицированных отечественных гостиничных управленцев, получивших образование и опыт работы на Западе. Российский гостиничный сегмент вынужден привлекать зарубежных специалистов с целью внедрения международных стандартов и технологий.
Формирование системы непрерывной многоуровневой подготовки специалистов предполагает совершенствование образовательного процесса и совместимость учебных планов среднего специального и высшего образования. В соответствии с этим необходимо более гибкая схема перехода от одной образовательной ступени к другой.
Одна из основных причин незаинтересованности в выпускниках предприятиями индустрии гостеприимства – несоответствие молодых специалистов требованиям работодателя. Отсутствуют стандарты по современным профессиям в гостиничной отрасли. Именно профессиональные стандарты отражают необходимые требования к уровню подготовки работников с учетом обеспечения качества выполняемых ими работ по определенной профессии. Профессиональные стандарты – это основа для разработки образовательных стандартов. Перечень знаний, умений и навыков из профессиональных стандартов – это и есть ориентир при составлении учебных планов и программ [8, с. 203].
Таким образом, создание системы государственной поддержки учреждений, специализирующихся на образовательной деятельности в гостиничной отрасли, становится одним из приоритетных условий дальнейшего развития гостиничной индустрии. Совместная деятельность работодателей, их профессиональных объединений и учебных заведений может дать желаемый результат в области построения новой модели подготовки кадров. Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования может и должно строится на партнерской основе.
Источники:
2. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. – М.: Инфра-М, 2007. – 384 с.
3. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник. / Под ред. А.Н. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышева. – М.: Альпина, 2000.
4. Сульповар Л.Б., Мазаева Н.П. Человеческий фактор в системе управления организациями. – М.: Дашков и К°, 2004. – 271 с.
5. Черных Л.А. Мотивационное управление персоналом: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Воронеж, 1999.
6. Журавлев П.В. и др. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. – М.: РЭА им. Плеханова, 1997. – 275 с.
7. Вагин А.П., Митирко В.И., Модин А.В., Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). – М.: Дело, 1992. – 258 с.
Страница обновлена: 29.07.2024 в 22:45:38