Методика комплексной оценки уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлена авторская методика оценки конкурентоспособности аграрных предприятий. Ее применение позволит оценить уровень конкурентных позиций организации и определить перспективы ее развития.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ресурсный потенциал, аграрная экономика, условия производства
Существующие экономические условия в аграрной сфере способствуют постоянному поиску перспектив развития для товаропроизводителей. Кроме того наблюдается тенденция постоянного обострения конкурентной борьбы. Исследования проблем обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур показали особую важность разработки методики оценки уровня конкурентоспособности предприятий.
В разработанной методике учитываются внутренние факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур [1]. Факторы обеспечения конкурентоспособности с различной силой влияют на функционирование субъекта предпринимательства, поэтому в расчетах нами введены коэффициенты весомости каждого показателя, определенные экспертным опросом руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий [4].
Методика комплексной оценки конкурентоспособности предприятия предназначена для выявления имеющихся ресурсов предприятия, определения уровня достигнутого им потенциала, анализа его финансового положения, эффективности производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и на основе этого определения уровня конкурентоспособности сельскохозяйственных предпринимательских структур.
Практическое применение данной методики позволяет оценить конкурентоспособность предприятия в соответствии со следующими основными этапами:
– оценка величины потенциала предприятия в разрезе его структурно-функциональных областей и элементов процесса труда внутри них;
– оценка финансового положения предприятия;
– определение эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Представленная авторами методика является результатом дополнения и уточнения разработанной ими ранее методики, опубликованной в статье «Оценка конкурентоспособности агропредприятий» [3].
Ресурсный потенциал предприятия. Оценка его технической обеспеченности
Детальное рассмотрение данной методики начнем с оценки потенциала предприятия. Объемы производства сельскохозяйственной продукции зависят от обеспеченности предприятий основными фондами, трудовыми ресурсами, от качества земель. Сводя их вместе, мы получим комплексную оценку природноэкономических условий хозяйствования, так называемый ресурсный потенциал – теоретические возможности и резервы отдельных предприятий.
Техническая обеспеченность предприятия определяется следующим образом. В соответствии с нормативами техники [6] моделируется предприятие с технической оснащенностью для возделывания сельскохозяйственных культур и производства продукции животноводства в расчете на посевные площади и поголовье скота соответственно. В целях обеспечения сопоставимости все показатели рассчитаны на 1000 га пашни и 1000 голов скота. После этого наличие техники в исследуемом предприятии сравнивается с эталонным предприятием, по каждой позиции:
, (1)
где То – коэффициент технической обеспеченности предприятия;
Тп – наличие техники на предприятии, шт.;
Тн – нормативное количество техники, шт.;
i – вид сельскохозяйственной техники.
Оценка использования земельных ресурсов и труда
При расчете потенциала предприятия необходимо оценить использование земельных ресурсов:
, (2)
где Из – коэффициент обеспеченности эффективно используемыми земельными ресурсами;
Ппос – площадь посевов (с учетом площади паров), га;
Ппаш – площадь пашни, га.
Оценка трудовых ресурсов производится по следующей формуле:
, (3)
где Ит – коэффициент использования трудовых ресурсов;
ТЗ – затраты труда всех работников предприятия, чел.-дней;
ТЧ – численность работников, чел.;
РВ – фонд рабочего времени (290 дней).
Оплата труда работников, по нашему мнению, также является важным фактором конкурентоспособности предприятия. Анализ деятельности сельскохозяйственных предприятий показал, что заработная плата зачастую настолько мизерна, что приводит к снижению производительности труда.
, (4)
где Мс – коэффициент материальной заинтересованности работников;
Зп – средняя заработная плата работников, руб.;
Пм – прожиточный минимум региона, руб.
Таким образом, учитывая такие факторы производства как труд, земля, капитал, а также степень весомости каждого показателя расчет коэффициента потенциала предприятия производится по следующей формуле:
, (5)
где Пп – коэффициент потенциала предприятия;
То – коэффициент технического оснащения предприятия;
Из – коэффициент использования земельных ресурсов;
Бп – коэффициент бонитета почвы;
Ии – коэффициент использования трудовых ресурсов;
Мс – коэффициент материальной заинтересованности работников предприятия.
Оценка финансового положения предприятия и рентабельности его производства
После расчета потенциала предприятия производится расчет финансового состояния предпринимательской структуры (показатель ликвидности, платежеспособности, автономии, оборачиваемости оборотного капитала) [5]. Сами по себе финансовые показатели не несут полной информации, на основании которой можно сделать вывод о конкурентоспособности. Но анализируя их за какой-то период времени и сравнивая со значениями аналогичных показателей других предприятий, действующих в той же отрасли, можно оценить тенденции развития предприятия и способность менеджмента эффективно им управлять.
Коэффициент финансового положения предприятия, с учетом коэффициентов весомости, рассчитывается по следующей формуле:
, (6)
где Фп – коэффициент финансового положения предприятия;
Кл – коэффициент ликвидности;
Ф – коэффициент финансирования предприятия;
Фн – коэффициент финансовой независимости;
Оос – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
Следующим этапом расчета уровня конкурентоспособности является оценка эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Первоначально необходимо определить рентабельность производства.
, (7)
где Рп – коэффициент рентабельности производства;
Пр – прибыль, тыс. руб.;
З – затраты, тыс. руб.
Рентабельность продаж включает в себя показатели эффективности сбытовой политики предприятия.
, (8)
где Рр – коэффициент рентабельности продаж;
Пр – прибыль, тыс. руб.;
В – выручка, тыс. руб.
Ценовой фактор, качество и разнообразие продукции
В современных условиях сельскохозяйственные предприниматели оказались в такой ситуации, когда необходимо не только произвести продукцию, но и эффективно ее реализовать. Ценовой фактор учитывается нами, в связи с большой диспропорцией цен на продукцию. В данной методике учитываются цены реализации продукции предприятия, и цены, принимаемые за базисные, это может быть средний уровень цен региона или России.
, (9)
где Цр – коэффициент цен реализации;
Цп – цена реализации сельскохозяйственной продукции исследуемого предприятия, руб.;
Цб – цена реализации сельскохозяйственной продукции принимаемая за базисную, руб.;
i – вид сельскохозяйственной продукции.
В данном блоке расчета кроме рентабельности производства и реализации продукции учитывается качество и разнообразие производимой продукции. Коэффициент качества продукции определяется экспертным путем. Коэффициент дифференциации продукции позволяет оценить ее разнообразие. Он определяется путем соотношения ассортимента продукции производимой на предприятии с количеством продукции наиболее распространенной при производстве в регионе.
, (10)
где Эпр – коэффициент эффективности производства и реализации продукции;
Рр – коэффициент рентабельности продаж;
Рп – коэффициент рентабельности производства;
Цр – коэффициент цен реализации;
Кп – коэффициент качества продукции;
Дп – коэффициент дифференциации продукции.
Заключительным этапом расчета является определение коэффициента конкурентоспособности предприятия, по следующей формуле:
, (11)
где Пп – коэффициент потенциала предприятия;
Фп – коэффициент финансового положения предприятия;
Эпр – коэффициент эффективности производства и реализации продукции.
Все рассчитанные показатели сравниваются с теоретически достаточным уровнем (нами принятым за единицу). Такое сравнение, позволяет проследить, какие сферы деятельности предприятия соответствуют экономическим требованиям хозяйствования, а какие нет.
Вывод
Разработанная методика позволяет без дополнительных трудоемких исследований и в короткие сроки проводить анализ конкурентных позиций сельскохозяйственной предпринимательской структуры. С ее помощью, можно, определить как сильные позиции, так и те стороны деятельности предприятия, которые нуждаются в немедленном совершенствовании и выделить перспективные направления развития.
Источники:
2. Белкина Е.Н., Скоморощенко А.А. Разработка модели предпринимательского дохода субъектов аграрного бизнеса // Вестник университета (Государственный университет управления). − 2009. − № 20. − С. 158−161.
3. Белкина Е., Бородаева И. Оценка конкурентоспособности агропредприятия // Экономика сельского хозяйства России. − 2006. − № 2. − С. 28.
4. Бородаева И.А. Механизм обеспечения конкурент оспособности предпринимательских структур в аграрном секторе: дис. канд. экон. наук. − Ставрополь, 2006.
5. Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. − М.: КноРус. 2007. − 336 с.
6. Нормативы потребности АПК в технике для растениеводства и животноводства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/3140.77.htm.
Страница обновлена: 01.11.2024 в 06:27:10