Тенденции развития сельскохозяйственного маркетинга

Кабаненко М.Н.1, Кабаненко А.Е.2
1 Южный университет (ИУБиП)
2 Донской государственный технический университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53947754
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Сельское хозяйство медленнее приспосабливается к предпринимательской среде через действие ряда специфических особенностей отрасли, в частности агробиологических факторов, низкой эластичности спроса, сезонности производства, что требует поиска действенных инструментов гибкого приспособление возможностей предприятия к требованиям рынка. Именно внедрение маркетингового подхода в практическую деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей обеспечит более оперативную адаптацию предприятий к рыночной среде и обеспечит его конкурентоспособность и устойчивое развитие. Зарубежный опыт и отечественная практика свидетельствуют, что маркетинг является важным составным элементом деятельности сельскохозяйственных предприятий при их рыночной ориентации, что обеспечивает получение более широких возможностей их развития. Однако внедрение и применение маркетинговой концепции среди сельхозтоваропроизводителей идет очень медленно. Поэтому вопрос развития маркетинговой деятельности в нынешних условиях хозяйствования является чрезвычайно актуальным.

Ключевые слова: сельское хозяйство, маркетинг, биржа, производство сельскохозяйственной продукции, формы хозяйствования

JEL-классификация: M31, Q13, Q17, Q18



Введение. Несмотря на достижение определенных положительных результатов от реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, многие насущные вопросы и проблемы, решение которых является приоритетным, так и остались нерешенными. Современные проблемы, которые охватили фактически все предприятия сельского хозяйства связаны с последствиями пандемии COVID-19 и с ужесточением санкционного давления на экономику России. Важной проблемой является недостаточная приспособленность внутренних факторов производства к внешним условиям рынка, то есть отсутствие реализации маркетинговой стратегии сельскохозяйственных предприятий [1].

Говоря о сельскохозяйственном маркетинге, нельзя не отметить существование различных форм хозяйствования таких как сельскохозяйственные организации (от малых до агрохолдингов), крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, а также личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан.

Вопросы развития маркетинга в Российской Федерации рассматривались в работах Ахмаевой Л.Г. [2], В.И. Мысаченко [3], А.Н. Поповой [4], М.И. Тимофеева [3] и других.

Исследованию особенностей развития маркетинга в сельском хозяйстве посвящены труды таких ученых-исследователей, как Г.А. Авакян [5], А.О. Арзяева [6], А.А. Беляева [7], Я.В. Воронина [8], А.Ю. Газгиреев [9], В.Н. Громов [10], А.А. Демидович [11], Е.Г. Ерлыгина [12], Э.А. Климентова [5], Луговнина С.М. [6], А.Ю. Осинина [13], И.В. Разорвин [14], Р.А. Шаваева [15] и другие.

Основной целью исследования является определение и анализ основных тенденций развития маркетинга в сельском хозяйстве.

Научная новизна исследования состоит в выявлении тенденции развития агромаркетинга исходя из существования различных форм хозяйствования и особенностей развития отечественного сельскохозяйственного сбыта.

Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что сельскохозяйственный маркетинг был сформирован и функционирует в специфических условиях производства, продвижения и реализации продукции сельского хозяйства.

Основная часть. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года (ВСХП-2016) и Сельскохозяйственной микропереписи 2021 года (СХМП-2021), представленным, можно сказать, что что за пять лет в России сократилось число сельскохозяйственных предприятий при одновременном укрупнении площади их сельскохозяйственных угодий.

Так количество сельскохозяйственных организаций уменьшилось с 36,0 тысяч единиц в 2016 году до 34,4 тысяч единиц к 2022 году. А на одну сельскохозяйственную организацию по состоянию к 2022 году приходится, в среднем, 3,4 тысяч га, что на 36% больше, чем в 2016 году. То есть, можно сказать, что постепенно количество сельскохозяйственных организаций стабилизируется, а их средняя площадь увеличивается [16].

Аналогичная тенденция наблюдается и по другим формам хозяйствования.

За период с 2016 г. по 2022 г. в Российской Федерации определяющая роль в сельскохозяйственном производстве перешла от хозяйств населения, которые были лидерами производства в период с 1997 по 2003 год, в пользу сельскохозяйственных организаций. Крестьянские (фермерские) хозяйства так и не стали лидерами производства и по состоянию к 2022 году достигли доли в структуре производства продукции в 15,4% [17].

При анализе изменений реализации сельскохозяйственной продукции к 2022 году по сравнению с 2016 годом, наблюдаются специфические рыночные колебания в сбыте производимой продукции.

По сравнению с 2020 годом к 2022 году сбыт всех видов сельскохозяйственной продукции значительно сократился по всем видам продукции растениеводства и животноводства. Такой общий негативный процесс сокращения сбыта является результатом кризиса в сельском хозяйстве страны связанным с ограничениями из-за пандемии COVID-19. Но если рассматривать в долгосрочном периоде 2016-2022 годы, то можно отметить рост реализация большинства продуктов сельского хозяйства, кроме сокращения объемов реализации сахарной свеклы на 20,18%, картофеля на 11,76% и шерсти на 33,41% [17].

Производство зерна за анализируемый период увеличилось на 8,42%, подсолнечника – 52,27%, овощей – 25,45%. По подсолнечнику наблюдается рост, наращивание производства и сбыта наблюдается фактически в течение всего периода, потому что семена подсолнечника – неизменно один из самых выгодных товаров сельскохозяйственного производства. Производство продукции животноводства за анализируемый период значительно увеличилось по таким категориям как свиноводство на 35,9%, птицеводство на – 6,9%. Производство молока увеличилось на 17,24%, а яиц – на 6,54%.

Оценивая распределение сбыта произведенной продукции в соответствии с каналами реализации, на основе данных (таблица 1) можем отметить, что структура сбыта не претерпела значительные изменения.

Таблица 1 – Удельный вес продажи продукции сельскохозяйственными организациями по отдельным каналам, в процентах

Показатель
Реализовано
перерабатывающим организациям и организациям оптовой, по бартерным сделкам
на рынке, через собственную
торговую сеть
населению через организации общественного питания, в порядке оплаты труда
2016 год
2021 год
2016 год
2021 год
2016 год
2021 год
Зерно
95,4
93,6
0,3
0,3
3,3
2,8
Сахарная свекла
97,9
92,6
0,1
0,1
0,1
0,1
Семена и плоды масличных культур
98,7
96,8
0,1
0,1
0,3
0,2
Скот и птица (в живом весе)
92,9
74,5
2,0
0,8
0,6
0,5
Молоко
88,2
88,0
2,7
1,4
0,4
0,4
Яйца
88,7
85,3
4,9
5,2
0,2
0,1
Составлено на основе [17]

Анализ показателей таблицы 1 в соответствии с данными Федеральная служба государственной статистики, указывает на то, что прямые продажи из сельскохозяйственных предприятий и реализация продукции посредникам являются основными каналами сбыта производителями сельхозпродукции. Крупные и мелкие посредники контролируют большинство экспортных товарных потоков, оптовый и розничный товарооборот, благодаря чему большая часть прибыли сосредотачивается в посреднических структурах [18].

В системе взаимодействия посредников с сельскохозяйственными предприятиями преобладают три формы расчетов за реализованную продукцию: оплата до посевной; оплата во время получения урожая; отсроченные платежи, когда оплата осуществляется после поставки продукции на рынок, причем две последние формы являются наиболее типичными [19].

По данным официальной правительственной статистики существовало 911 розничных рынков и 236 тысяч торговых мест на них (таблица 2) [20]. Розничная торговля в основном сотрудничает напрямую с производителями, заключая большое количество мелких, дорогих по стоимости сделок, или же возлагается на трейдеров и биржи, которым не хватает организованности и спектра услуг.

Таблица 2 – Число розничных рынков и торговых мест на них

Показатель
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
Число розничных рынков, штук
1589
1327
1091
1002
967
911
Число торговых мест на них:






всего, тысяч штук
424
367
282
262
251
236
в среднем на один рынок, мест
267
262
258
261
260
259
Составлено на основе [20]

Согласно рыночным оценкам, к 2022 году от 40 до 50% всех сделок купли-продажи продуктов питания было осуществлено на открытых розничных рынках. Для некоторых групп товаров, например мяса и субпродуктов, объем продаж на таких рынках составлял 70%. Кроме того, на открытых рынках, осуществляется основная продажа свежих овощей, фруктов, меда и сухофруктов [20].

Растущее колебание цен на сельскохозяйственную продукцию, представленное, привело к значительной нестабильности рынков.

К 2022 году по сравнению с 2016 годом все цены на сельскохозяйственную продукцию значительно выросли. За анализируемый период наблюдаются колебания и в сторону роста, и в сторону спада. Также можно привести примеры позитивных экономических сдвигов в сельском хозяйстве, в частности на рынке масличных культур, прирост цен на которые составил по сравнению с 2016 годом 76,95%, а с 2021 года – на 57,84%, а за весь период наблюдается постоянный прирост [21].

Несмотря на достаточно высокий уровень экспортной пошлины на семена подсолнечника (на уровне 30%), сложились благоприятные экономические условия для переработки сырья внутри страны, оставляя добавочную стоимость в активе отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей [22].

В инфраструктуру аграрного входят торговые палаты, коммерческие центры и международные торги, аукционы и ярмарки, маркетинговые фирмы, оптовые и розничные торговые посредники, товарные биржи, лизинговые и факторинговые компании и тому подобное [23].

При этом с 2016 по 2022 годы уменьшилось количество крупных посреднических организаций – товарных бирж. Следует отметить, что биржевая деятельность для обслуживания аграрного сектора была начата лишь в 1992 г., во время создания первой товарной биржи для реализации сельскохозяйственных товаров. В России первая биржа – Петербургская, была создана в 1703 году Петром Beликим по голландскому примеру. В советский период развития нашей страны биржи функционировали только в период НЭПа.

С переходом к рынку в России было создано значительное количество бирж, но большая часть из них так и остались формально работающими. С 1 января 2014 года российское законодательство не предусматривает деления бирж на фондовые, валютные и товарные; для обозначения всех вышеперечисленных видов используется термин «биржа» (п.6 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»), а их деятельность регулируется Федеральным законом «Об организованных торгах» и иными нормативными актами.

За анализируемый период число бирж в Российской Федерации сократилось на 28,57%, при одновременном сокращении количества проведенных торгов на 7,69%. Количество заключенных сделок с реальным товаром увеличилось на 137,47%. Биржевой оборот по сделкам с реальными товарами увеличился на 90,09%, а биржевой оборот по сделкам с продукция сельского хозяйства увеличился лишь на 4,45% или на 1026,0 млн рублей [17].

С 2000 года наблюдается устойчивая тенденция к росту количества или легализации более мелких посреднических организаций выставок-ярмарок, оптово-продовольственных рынков, обслуживающих кооперативов, заготовительных пунктов.

Выводы. Итак, отметим, что для успешного функционирования рыночной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции необходимо создать ряд условий для защиты интересов сельскохозяйственного производителя, но при этом ни в коем случае не отбивая интереса фирм инфраструктуры аграрного рынка.

Для современных условий специфическим в процессе деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых и средних по мощности производства, при применении системы аграрного маркетинга во время сбыта произведенной продукции и при маркетинговом подходе к организации производства в современных условиях хозяйственной деятельности возникает ряд серьезных экономических проблем, в частности:

- низкий уровень информированности или вообще отсутствие информации о рынках сбыта продукции;

- отсутствие паритетных реализационных цен и низкий потребительский спрос на сельскохозяйственную продукцию;

- низкий уровень профессионализма владельцев и руководителей. А из-за этого-неспособность организовать производственный процесс во времени таким образом, чтобы максимально соответствовать потребностям рынка;

- ограниченная конкурентоспособность на аграрном рынке вследствие значительного вмешательства государства и крупных посреднических организаций монополистического типа;

- незначительный опыт создания торговых кооперативов и других объединений рыночного типа;

- отсутствие доступа к эффективной информационной базы системы планирования бизнеса и маркетинга;

- недостаточность гарантий и отсутствие уверенности в точном выполнении сделок, что препятствует налаживанию долгосрочных отношений с покупателями и клиентами;

- неэффективная организация оптовых рынков и биржевой торговли, ориентированная на прибыли посредника, а не на аграрного товаропроизводителя;

- ограниченный доступ самих сельскохозяйственных производителей к конкурентным предложениям по поставке продукции;

- неразвитая инфраструктура рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, которая может обеспечить сохранение надлежащего качества продукции, в частности соответствующую транспортировку, складирование, обработку, упаковку и другие услуги.

Изменения условий хозяйствования должны касаться не только рыночной инфраструктуры, но и сельскохозяйственных производителей, а также должны иметь целью создания сбалансированной рыночной экономики. Важным принципом формирования инфраструктуры является принцип ее стабильности, который предусматривает обеспечение стабильности функционирования не только основных элементов инфраструктуры, но и их законодательного обеспечения налогового, финансово-кредитного, валютного и тому подобное). Существующая нормативная база должна соответствовать уровню развития основных институтов сельскохозяйственного производства и рыночной инфраструктуры. Государство должно регулировать процессы взаимодействия сельскохозяйственных предприятий и организации инфраструктуры рынка в контексте национального экономического развития, с учетом общественных интересов. Несовершенство рыночной инфраструктуры – это одна из основных причин неэффективности экономической системы страны. Становление системы маркетинга в сельском хозяйстве является неотъемлемым элементом возрождения аграрной составляющей экономики нашего государства относительно неотложности решения этих проблем.


Источники:

1. Кабаненко М.Н., Угримова С.Н., Кабаненко А.Е. Особенности маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий // Креативная экономика. 2020. №12. С. 3367-3380.
2. Ахмаева Л.Г. Маркетинг в эпоху пандемии. Мнение Филипа Котлера и мировые реалии // Актуальные проблемы управления. 2020. М.: Государственный университет управления, 2021. С. 85-89.
3. Мысаченко В.И., Тимофеев М.И., Жеребцов В.И., Решетов К.Ю. Оценка взглядов Ф. Котлера на тенденции развития маркетинга / // Вестник НИБ. 2019. №35. С. 143-152.
4. Попова А.Н. К вопросу сегментирования потребителей через призму классификации Ф. Котлера // Актуальные вопросы экономики и социологии. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2019. С. 225-229.
5. Авакян Г.А., Климентова Э.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 4. С. 67.
6. Арзяева А.О., Луговнина С.М. Роль и место планов маркетинга в системе планирования на сельскохозяйственных предприятиях // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: мат. междунар. науч.-практич. конф., 2017. С. 80-83.
7. Беляева А.А. Особенности маркетинговой деятельности предприятий сельскохозяйственной отрасли // Вестник молодежной науки. 2020. №3 (25). С. 6.
8. Воронина Я.В. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве // Аграрное образование и наука. 2018. №4. С. 13.
9. Газгиреев А.Ю. Актуальность и значение маркетинга в сельскохозяйственной сфере // Вестник магистратуры. 2016. № 6-4 (57). С. 110-112.
10. Громов В.Н. Современный маркетинг в сельскохозяйственном секторе // Электронный научный журнал. 2020. № 8 (37). С. 9-10.
11. Демидович А.А., Демидович И.А. Особенности маркетинга в сельскохозяйственной отрасли российской федерации // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 204-206.
12. Ерлыгина Е.Г., Васильева А.Д. Особенности маркетинга в агропромышленном комплексе // Бюллетень науки и практики. 2020. №12. С. 286-291.
13. Осинина А.Ю. Особенности международного маркетинга сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 2 (71). С. 108-117.
14. Разорвин И.В., Бардасова Н.В. Управление институциональной маркетинговой системой в агропромышленном комплексе России // Вопросы управления. 2017. №2 (45). С. 121-128.
15. Шаваева Р.А. К вопросу о применении маркетинга в деятельности сельскохозяйственных предприятий // Современные вызовы и реалии экономического развития России: материалы V Международной научно-практической конференции. Ставрополь: ООО «Издательско-информационный центр «Фабула», 2018. С. 510-512.
16. Кабаненко А.Е., Кабаненко М.Н. Разработка программы маркетинга для сельскохозяйственных организаций // Актуальные вопросы развития отраслей сельского хозяйства: теория и практика. п. Рассвет: ООО «АзовПринт», 2022. С. 194-199.
17. Сельское хозяйство в России. 2021: Статистический сборник / Росстат. M., 2021. 100 c.
18. Кайнова Е.Ю. Маркетинг в аграрно-промышленном комплексе России // Аграрное образование и наука. 2018. №5. C. 4.
19. Медведева Л.С., Кабаненко А.Е. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию // Мировые цивилизации. 2020. Т. 5. № 1-2. С. 84-90.
20. Российский статистический ежегодник. 2021: Статистический сборник / Росстат. М., 2021. 692 с.
21. Савинцева Н.В., Шарнина Н.М. Современные инструменты маркетинга сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Научное обозрение: теория и практика. 2018. № 10. С. 6-15.
22. Солиев И.И., Сирожиддинов К. Некоторые аспекты организации маркетинга плодоовощной продукции на сельскохозяйственных предприятиях // Экономика и социум. 2020. №6-2 (73). С. 312-316.
23. Шевчук Н.А., Бахаева Е.Е. Расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции посредством интернет-маркетинга // Аграрная наука – сельскому хозяйству: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 199-200.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:09