Исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий развития аквакультуры в системе устойчивого функционирования экономики региона

Зыкова Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Рыбное хозяйство является одной из важнейших социально-экономических подсистем региона. В Архангельской области имеется объективный потенциал для увеличения производства рыбы через развитие современных производительных систем аквакультуры. Однако ряд негативных факторов препятствует решению этих задач. Об этом рассказывается в статье.

Ключевые слова: рыбное хозяйство, региональная политика, рыболовство, аквакультура, экономика рыбной отрасли, водные биоресурсы



Социально-экономический уровень развития региона определяется многими факторами, в том числе состоянием социальной инфраструктуры общества. Каждый регион характеризуется присущими ему природными ресурсами, национальными и историческими чертами, структурой хозяйства и уровнем экономического развития, специализацией.

Стратегия регионального развития меняется во времени в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе модернизации страны. В сложившихся экономических условиях эффективным и социально привлекательным путем выхода из экономического кризиса и последующего долговременного развития могло бы стать развитие аквакультуры.

Аквакультура

Аквакультура (от лат. aqua – вода и cultura – возделывание, уход) – это разведение и выращивание водных организмов (рыб, моллюсков, ракообразных, водорослей) в контролируемых условиях для повышения продуктивности водоемов.

Рыбоводство является важной составляющей аквакультуры. Оно предусматривает разведение рыбы на коммерческой основе в цистернах или загонах, обычно, для пищи.

Аквакультура относится к числу таких хозяйств, которые соединяют в себе экономические и социальные функции. Федеральные и региональные приоритеты в области решения вопросов рыбного хозяйства совпадают, поэтому особую значимость приобрела реализация государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы» (далее Госпрограмма).

Формирование регионального механизма развития аквакультуры, объединяющего экономические интересы государства и субъекта федерации в лице органов власти, кредитных учреждений, предприятий рыбного комплекса, представите-лей мелкого и среднего бизнеса, должно привести к реализации общегосударственной политики в нескольких смежных отраслях и направлениях народного хозяйства.

Как показали исследования, рыбное хозяйство является одной из важнейших социально-экономических подсистем региона, выступая в качестве организованной совокупности экономических субъектов, объектов и процессов, обеспечивающих насыщение внутреннего продуктового рынка с целью удовлетворения в нем потребностей населения территории и внешнего рынка и увеличения доходной части бюджета региона.

При этом рыбное хозяйство пред ставляет собой, с одной стороны, территориальную систему, функционирующую в рамках определенного региона, а с другой – межотраслевую систему, объединяющую такие сектора экономики, как агропромышленный комплекс, продовольственный рынок, частных производителей, кредитные организации, страховые компании, в совокупности образующих территориальный агропромышленный кластер. Это требует от органов государственной власти всех уровней принятия конкретных мер, которые позволят устойчиво развивать аквакультуру в регионе.

Рыбное хозяйство Архангельской области

При реализации Госпрограммы уже выявились основные проблемы функционирования экономики рыбной отрасли:

– непроработанность правовой базы;

– незаконный вылов и неконтролируемый вывоз водных биоресурсов за рубеж;

– снижение эффективности использования водных биологических ресурсов;

– низкая конкурентоспособность готовой пищевой рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

– наличие административных барьеров;

– физический и моральный износ основных производственных фондов, в том числе промыслового, обрабатывающего флота.

Развитие новых технологий требует выработки и осуществления соответствующей рыбохозяйственной политики, стратегии и программы. Должен быть задействован принцип частной заинтересованности при создании благоприятных условий государством. Необходимо адаптировать мировой опыт к условиям Севера, создать соответствующую инфраструктуру, научный и учебный потенциал, вооружить частных предпринимателей настолько привлекательными технологиями, чтобы они охотно вошли в сектор (аквакультура – самый прибыльный вид агробизнеса во всех регионах мира).

Нужны высокорентабельные технологии, как для отдельной малой семейной фермы, так и для больших предприятий [1].

В Архангельской области одной из основных сфер занятости традиционно является рыбное хозяйство, а рыба – один из основных продуктов питания местного населения.

На Архангельскую область приходится около 20% общего объема уловов рыбы Северного бассейна и основная часть добычи других видов водных биоресурсов. Удельный вес рыбной отрасли в пищевой промышленности Архангельской области составляет свыше 50%, доля рыбной промышленности в общем объеме промышленного производства области составляет около 5%. В рыбном хозяйстве области занято около 5 тысяч работников.

Водный фонд области позволяет в перспективе получать объемы выращивания ценных видов рыб через 6 лет – 15 тысяч тонн рыбы и через 9 лет – 30 тысяч тонн рыбы полностью в частном секторе региона [2].

Перспективы

В Архангельской области имеется объективный потенциал для увеличения производства рыбы через развитие современных производительных систем аквакультуры, диверсификации ассортимента выращиваемых видов рыб, расширения услуг в отрасли и других видов деятельности при финансовой поддержке, исследованиях. Поэтому необходимо:

– развивать и модернизировать рыбную отрасль и аквакультуру в контексте рыночной экономики;

– эффективно использовать имеющиеся водные ресурсы для производства рыбы;

– оказывать помощь аквакультуристам и рыбоводам в развитии коммерческой деятельности в соответствии с современными задачами по обеспечению продовольственной безопасности;

– увеличивать объемы потребления качественного белкового продукта на душу населения;

– укреплять сотрудничество между органами государственной власти, научными и исследовательскими подразделениями, частным сектором;

– усиливать государственную поддержку развития аквакультуры;

– привлекать иностранные и частные инвестиции в развитие аквакультуры и рыболовства.

В результате будут достигнуты следующие цели.

1. Экономические: возрастет прибыльность производителей; увеличится доходная часть бюджета. Углубление знаний и технологий во всех аспектах рыболовства, пастбищной аквакультуры, развития аквакультуры и менеджмента. Разработка соответствующих экономических стимулов для производителей и предприятий, переработчиков, оптовых и розничных торговцев в рыбной отрасли.

2. Социальные: улучшение благосостояния и продовольственная безопасность; увеличение экономических возможностей и занятости в сельских районах, улучшение состояния здоровья и питания населения; развитие экономической активности и обеспечение возможностей для развития бизнеса, связанного с аквакультурой на селе и в городских центрах.

Расширение ассортимента выращиваемых видов и разработка стандартных технологий их производства в разнотипных водоемах приведет к созданию новых рабочих мест и удовлетворению потребности в рыбной продукции на местном, национальном и зарубежном рынках. Позволит производить достаточный объем рыбы высокого качества и доступной по цене населению.

3. Экологические: охрана, поддержка и увеличение продуктивности земельных, водных и генетических ресурсов.

Возможности интенсивного развития товарного рыбоводства в Архангельской области предопределены:

– наличием большого количества на территории области водоемов, а также акватории Белого моря;

– активно развивающейся инфраструктурой региона;

– присутствием научной поддержки рыбоводной деятельности [3].

Природно-климатические условия Архангельской области особенно благоприятствуют развитию рыбоводных хозяйств по выращиванию товарной форели и сигов. В настоящее время основной объем выращенной хозяйствами рыбы приходится на радужную форель и использование индустриального типа рыбоводства (садки на естественных водоемах с высокой плотностью посадки рыбы и интенсивным кормлением).

Другой перспективный объект холодноводной аквакультуры – сиговые виды рыб – является востребованным как на внутреннем, так и на внешнем потребительских рынках. В странах Европы промысел сиговых крайне ограничен, а индустриальное выращивание освоено только в Финляндии.

Рентабельность выращивания товарных сигов в садках на искусственных кормах не уступает рентабельности разведения форели.

Проблемы

По данным инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш», ежегодно в мире примерно на 3% увеличивается доля аквакультуры в общей стоимости водных биоресурсов, поступающих на реализацию.

Сейчас стоимость продукции аквакультуры в мире практически сравнялась со стоимостью добываемых водных биоресурсов.

Аквакультура и рыболовство будут устойчивой, ответственной и экономически жизнеспособной отраслью, которая удовлетворит потребности в качественных, разнообразных и доступных рыбных продуктах, создаст дополнительные возможности для занятости и экономической деятельности на селе и в городе, предложит альтернативные способы зарабатывания средств для всех слоев населения региона.

Однако современную ситуацию в рыбной отрасли России можно охарактеризовать посредством ряда негативных факторов, к которым относятся:

– отсутствие государственной поддержки (нет специальных государственных и политических мер, способствующих развитию рыбного хозяйства);

– несовершенная законодательная база;

– сокращение производства;

– инвестиционная непривлекательность.

Совокупность всех перечисленных выше проблем не способствует улучшению экономической ситуации в отрасли. В результате внутренний рынок теряет ежегодно сотни тысяч тонн традиционного для россиян ценного белкового продукта питания.


Источники:

1. Беляев С.Г. Аквакультура через призму государственной политики // Финансовый эксперт. – 2006. – № 1.
2. Основные показатели организаций, занимающихся переработкой рыбо- и морепродуктов за 2006–2009 гг. / Архангельскстат. – Архангельск, 2009.
3. Кулясов И.П. Природопользование поморов: конфликт традиций и новаций // Экология и жизнь. – 2008. – № 12.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 14:54:41