Использование института накопительной части трудовой пенсии в банковских активах

Акишева А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается перспективный способ пополнения активов банковского сектора за счет использования института накопительной части трудовой пенсии. Анализируется современное состояние рынка пенсионных накоплений как потенциального источника увеличения банковского капитала, рассказывается о новых тенденциях его развития.

Ключевые слова: управляющая компания, пенсионные накопления, негосударственные пенсионные фонды, трудовая пенсия, банковский капитал, обязательное пенсионное страхование



Из-за недостаточной освещенности в экономической периодике особого внимания заслуживает вопрос, затрагивающий участие банковского сектора в сфере инвестирования средств, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50–60% от взносов за аналогичный период 2008 г.), уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным.

То, что корпоративный ресурс оказался исчерпанным, привело к ситуации, когда негосударственные пенсионные фонды (НПФ) для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок обязательного пенсионного страхования (ОПС). Снижение объемов бизнеса, необходимость покрытия убытков 2009 года и низкая вероятность дополнительной поддержки со стороны учредителей приведут к тому, что в течение 2010–2011 гг. рынок в результате слияний и отказов от лицензий, по оценкам «Эксперт РА», покинет до 25% участников.

Негосударственные пенсионные фонды в условиях кризиса

Высокая вероятность дальнейшего ужесточения требований к минимальному размеру имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД), со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников. На рынке останутся лишь крупные розничные НПФ, а корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга финансово-промышленных интеграций.

В дальнейшем, по мере восстановления корпоративных программ, доля крупнейших НПФ будет возрастать. Это в сочетании с сохранением некоторыми госпредприятиями пенсионных программ, приведет к дальнейшей концентрации пенсионных средств в крупнейших фондах.

В 2009 году корпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний на социальные программы. У некоторых НПФ пенсионные взносы за 9 месяцев 2009 г. составили лишь 50–60% от собранных за аналогичный период 2008 г. Это привело к двум результатам. С одной стороны, ряду предприятий оказались не нужны кэптивные НПФ. С другой – учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупить вложения в пенсионном бизнесе, столкнулись с увеличением возможных сроков окупаемости проекта.

В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается агентством «Эксперт РА» как низкая.

Это в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.

Перспективы развития рынка пенсионных накоплений

Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2008 году. По данным «Эксперт РА», лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом. Однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков.

Средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время как доход вкладчиков мог составить до 20%. Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности УК.

Всего, по оценкам «Эксперт РА», в течение 2011–2012 гг. рынок могут покинуть от 25% до 35% участников.

Итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, будет ли облегчен процесс слияния фондов. Сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года. По мнению автора, результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка. Ведь более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.

Пенсионные накопления, агрегированная структура которых меняется медленнее в связи с более редкими поступлениями средств в фонды, по сравнению с негосударственным пенсионным обеспечением, также стали размещаться фондами все более и более консервативно. Так, если на конец 2008 г. на депозиты в коммерческих банках и на счетах в кредитных организациях приходилось 6,44% пенсионных накоплений, то уже на 30 сентября 2009 г. доля таких инструментов составила около 17% (см. табл.).

Одновременно размещение средств на депозитах свидетельствует, по сути, об отказе управляющей компании (УК) от управления рисками. Список банков, в которых можно размещать пенсионные накопления, ограничен и представлен преимущественно крупными банками. При этом большая часть средств концентрируется в государственных банках.

Таблица

Невзвешенная структура пенсионных накоплений по выборке, в % [4]

Государство и субъекты финансового рынка

Другой тенденцией, наметившейся на рынке пенсионных накоплений, является рост доли субфедеральных облигаций, при их сравнительно высокой доходности и фактически низких рисках на фоне широкой финансовой поддержки федеральными властями регионов [4]. Таким образом, наполнение НПФ и УК пенсионными накоплениями будет происходить в жесткой конкуренции с Пенсионным фондом РФ и его государственной управляющей компанией.

Государство и субъекты финансового рынка одинаково заинтересованы в обладании потенциальными инвестиционными ресурсами. Разница между ними лишь в поставленных целях при активизации инвестиционных потоков. Государственная накопительная пенсионная система является крупной финансовой монополией.

Она не заинтересована в увеличении денежной массы в стране, в том числе за счет получения доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

Приоритетными становятся задачи обеспечения финансовой макроэкономической стабильности и натурально-вещественного обеспечения денежной массы.

Агенты финансового рынка, размещая инвестиционные потоки пенсионных накоплений в активы для инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии, переданные в доверительное управление УК и НПФ, заинтересованы в использовании инструментов, увеличивающих в конечном итоге ВВП. В целях реализации поддержки отечественного производства, научных исследований, капитального строительства и т.п. используются корпоративные облигации, средства на счетах и депозиты в рублях в кредитных организациях, которые последние от своего имени размещают в инвестиционные кредиты, выдаваемые реальному сектору экономики.

Поэтому, если не произойдет наполнение НПФ и УК масштабными пенсионными накоплениями, то подавляющая часть финансовых ресурсов накопительной пенсии будет распределяться в основном государственными органами исполнительной власти с использованием государственных ценных бумаг. Это означает рост государственных обязательств, что в долговременной перспективе отрицательно и серьезно скажется на состоянии федерального бюджета. Кроме того, возникнет и другая экономическая проблема: вызов инфляционных процессов из-за отсутствия реального инвестирования при проводимой повышенной эмиссии государственных облигаций.

Заключение

Реальный финансовый рынок выступает наиболее эффективным инструментом реализации пенсионной реформы. И использование института накопительной части трудовой пенсии как способа пополнения активной части банковского капитала представляется в этих условиях вполне логичной перспективой. Причем, согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии подлежат временному размещению в банковские депозиты, как ПФР, так и НПФ. Однако наибольший доход пенсионные накопления смогут принести только вне государственной пенсионной системы.

Место и роль банковского сообщества, которые отведены сейчас в пенсионной реформе, не определены взвешенно с государственных позиций.

Необходимо четко установить границы участия банков в реализуемом проекте. Видятся два варианта участия банковского сообщества в вопросе инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии:

– участие коммерческих банков лишь посредством направления в них временно свободных средств (банковские депозиты);

– сочетание данной формы со средне- и долгосрочными формами размещения активов с помощью банковских инструментов.

Решение этих и других задач, касающихся достижения положительного экономического и социального эффектов в ходе проведения пенсионной реформы, имело бы позитивное значение для активизации взаимодействия банковского сектора с сектором нефинансовых корпораций.


Источники:

1. Акишева А.В. Институт накопительной части трудовой пенсии как перспективный способ пополнения активной части банковского капитала // Российская экономика: потенциал для развития: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. – Саранск, 2005. – С. 186–190.
2. Алексеев В. Пенсионная реформа: все будет хорошо! // Пенсионные фонды и инвестиции. – 2004. – № 5 (17). – С. 77 –78.
3. Аранжереев М. Как обеспечить достойную старость, или возможности негосударственных пенсионных фондов. – М.: Эксмо, 2008.– 240 с.
4. Невзвешенная структура пенсионных накоплений по выборке. // Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/printtable/?path=/npf/2009-9/tab3/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:25