Факторный анализ рыночного содержания рентабельности производства

Жильцова Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируется затратоемкость при развитии рентабельного производства, а также содержание ценовой и реализационной политики промышленного предприятия. Автор обосновывает, что основным связующим звеном рентабельности производства с рыночными коэффициентами доходности продукции и рентабельным оборотом продаж является затратоемкость выручки, прямо пропорциональная себестоимости продукции и обратно пропорциональная ее цене и коэффициенту продаж.

Ключевые слова: балансовая прибыль, промышленное предприятие, рентабельность производства, затратоемкость, производственный капитал, доходность продукции



Рыночное содержание рентабельности производства выявляется путем преобразований ее классической формулы как отношения балансовой прибыли к производственному капиталу, включающему в себя среднегодовую стоимость основных и оборотных фондов. Нами доказано, что в результате таких преобразований одним из рыночных выражений рентабельности производства может быть мультипликативная формула типа:

ρ = ЗЕВ , (1)

где

ЗЕ – затратоемкость производственного капитала как отношение текущих затрат к величине производственного капитала;

d – доходность продукции как отношение выручки от продаж к текущим затратам;

ρВ – рентабельность выручки (оборота продаж) как отношение балансовой прибыли к выручке от продаж, или разность 1 и затратоемкости выручки от продаж, или разность 1 и обратной доходности продукции.

Например, фирма с производственным капиталом 718,5 млн руб. выпустила за год 1,3 млн ед. товарной продукции по себестоимости 220 руб./ед., реализовав ее с коэффициентом продаж 0,85 по отпускной цене 300 руб./ед. При этом элементы формулы (1) составили: затратоемкость производственного капитала ЗЕ = 220• 1,3/718,5= 0,398; доходность продукции d = (300• 0,85)/220=1,159; затратоемкость выручки ЗB = 1 -220/(300• 0,85) = 0,863; рентабельность выручки ρВ = 1 – 0,863= 1 – 1/1,159 = 0,137.

Следовательно, рентабельность производства равнялась ρ = 0,398 • 1,159 • 0,137 = 0,0632 или 6,32%.

Формула (1) показывает положительное, на первый взгляд, влияние повышенной затратоемкости производственного капитала на увеличение рентабельности производства при неизменной ценовой политике. И это действительно так, если увеличение затратоемкости происходит путем сокращения производственного капитала по причине списания или продажи излишних основных фондов.

Если же увеличение затратоемкости производственного капитала вызвано ростом текущих расходов, то при неизменной ценовой и реализационной политике повышения рентабельности производства не произойдет. Это обусловлено тем, что с ростом текущих затрат пропорционально увеличится затратоемкость выручки, в результате чего происходит одновременное снижение доходности и рентабельности оборота продаж. Общее снижение этих коэффициентов «пересилит» увеличение затратоемкости производственного капитала и приведет к уменьшению рентабельности производства. Чтобы этого избежать, хозяйствующим субъектам необходимо разрабатывать и применять гибкую ценовую и реализационную политику.

Для иллюстрации вывода допустим, что в рассмотренном примере себестоимость продукции увеличилась на 5%, а количество, цена и коэффициент продаж продукции остались прежними. Тогда примут иные значения следующие коэффициенты: затратоемкость производственного капитала ЗЕ = 1,05 • 0,398 = 0,418; затратоемкость выручки ЗB = 1,05 • 0,863 = 0,906; доходность продукции d = 1/0,906 = 1,1036; рентабельность выручки ρВ = 1 – 0,906 = 0,094. Поэтому другое значение рентабельности производства будет равно ρ = 0,418 • 1,1036 • 0,094 = 0,0434 или 4,34%, что по сравнению с предыдущим результатом меньше почти на треть (0,0434 – 0,0632 = -0,0198 или -0,0198/0,0632 = -0,313).

Анализ изменения рентабельности производства

Конкретное влияние каждого фактора можно вычислить по их индивидуальным индексам на основе известного в статистике выражения, записанного применительно к полученной нами формуле рентабельности производства, как

ρ1 = ρ0i3idiB ,

где i3, id, iB – индексы изменения соответственно затратоемкости производственного капитала, доходности и рентабельности выручки. Это выражение позволяет по теории статистики получить следующие формулы для анализа изменения рентабельности производства за счет изменения: затратоемкости производственного капитала Δρ3 = ρ0 (i3 – 1); доходности продукции Δρd = ρ0i3 (id – 1); рентабельности выручки ΔρB = ρ0i3 id (iB – 1). Общее изменение равно Δρ = ρ1 – ρ0 = Δρ = Δρ3 + Δρd + ΔρB . Используя начальные и дополнительные условия рассмотренного примера, получаем:

Δρ3 = 0,0632(1,05 -1)= 0,00316;

Δρd = 0,0632 • 1,05(1,1036/1,159 -1) = -0,00316;

1,1036ΔρB = 0,0632 • 1,051 ______ (0,094/0,137 -1) = -0,0198; 1,159Δρ = 0,00316 – 0,00316 – 0,0198 = -0,0198

Как видим, в данном примере влияние затратоемкости производственного капитала и доходности продукции взаимно погасилось, а решающее влияние на изменение рентабельности производства оказало изменение рентабельности выручки (оборота продаж).

Поскольку в условиях значительной инфляции текущие затраты предприятий постоянно растут, следует оперативно принимать меры для предотвращения снижения рентабельности производства с тем, чтобы сохранять ее хотя бы на прежнем уровне, обеспечивая равенство ρ1 = ρ0 , где значок 0 означает предыдущий период времени, а значок 1 – отчетный период.

В этих целях сначала классическую формулу рентабельности производства представим в виде разности

П kрB Эρ = ___ ____ _ ____ , Фп Фп Фп

а затем ее уменьшаемое умножим и разделим на текущие затраты Э. Тогда получится новая формула рентабельности вида ρ = ЗЁ (1/ ЗВ – 1). В этом случае искомое равенство рентабельностей принимает вид ЗЁ0 (1/ ЗВ0 – 1) = ЗЁ1 (1/ ЗВ1 – 1), а учитывая, что ЗЁ1/ ЗВ0 = i3, после преобразований будем иметь:

.

Отсюда выводим, что новое значение затратоемкости выручки должно быть равно:

. (2)

Продолжая анализ рассматриваемого примера, определяем:

При этом изменяются такие коэффициенты, как доходность продукции:

d1 = 1| ЗВ1 = 1/0,8685 = 1,151

и рентабельность выручки:

ρВ1 = 1 – З´В1 = 1 – 0,8685 = 0,1315 ,

а рентабельность производства от этого не изменится, так как:

ρ1 = 1,05 • 0,398 • 1,151 • 0,1315 = 0,0632 = ρ0 .

Полученное новое значение затратоемкости выручки с учетом принятого повышения себестоимости продукции (числителя) на 5% указывает, что ее знаменатель в виде kpЦ должен увеличиться в 1,0434 или на 4,34%. В самом деле:

В условиях примера это означает, что в случае пятипроцентного повышения себестоимости продук ции надо увеличить ее продажу и отпускную цену в целом на 4,34%. Если, допустим, коэффициент продаж довести с 0,85 до 0,87, то цену продукции надо повысить в

1,0434 • 0,85____________ = 1,0194 или на 1,94%,

0,87

приняв ее равной 300 • 1,094 = 305,8 руб/ед. при себестоимости продукции 200 • 1,05 = 231 руб/ед.

Без увеличения коэффициента продаж цена должна быть равной 300 • 1,0434 = 313 руб./ед., что и практикуется в торговых операциях.

Индекс инфляции

Однако на практике одновременно с увеличением текущих расходов могут меняться и производственный капитал, и выпуск товарной продукции, и коэффициент ее продаж. В таких ситуациях после определения граничного значения затратоемкости выручки по формуле (2) следует найти ее необходимое абсолютное значение по формуле:

В´Рi = Э1/З´Вi . (3)

Сопоставив это значение с фактической выручкой отчетного периода, можно установить ее необходимый индивидуальный индекс изменения:

iBP = В´Р1Р1 . (4)

Очевидно, что этот индекс адекватен относительному изменению произведения kРЦ , указывающему на возможность роста выручки за счет повышения как коэффициента продаж, так и отпускной цены. При этом предлагается количественное ценовое влияние осуществлять в соответствии с официально объявленным (госбюджетным) в отчетном году индексом инфляции. Тогда относительное изменение (индекс) коэффициента продаж определится по формуле:

iКР = iВР/iЦ , (5)

где

iЦ – госбюджетный индекс инфляции.

Если оперативное регулирование рентабельности производства ведется за период менее года (например, ежеквартально), то официально объявленный индекс инфляции рекомендуется применять пропорциональным отношению длительности периода и числа суток в году.

Более значительное, по сравнению с определенным выше, повышение цены или коэффициента продаж приведет к увеличению рентабельности производства.

Таким образом, выведенные формулы показывают, что основным связующим звеном рентабельности производства с рыночными коэффициентами доходности продукции и рентабельности оборота продаж является затратоемкость выручки, прямо пропорциональная себестоимости продукции и обратно пропорциональная ее цене и коэффициенту продаж. Поэтому глубокий анализ рентабельности производства должен базироваться на изучении изменения этих производственно-рыночных показателей.

Другим эффективным применением выведенных формул представляется их использование для корректировки на инфляцию выручки и текущих затрат при формировании чистого денежного потока в обосновании инвестиций. При этом отпадает необходимость бесполезной корректировки на инфляцию эндогенно обоснованной ставки дисконта.


Источники:

1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: Учеб ное пособие для ву зов. – М.: Экономистъ, 2004.
2. Жильцова Ю.В. Инвестиционно-рыночное содержание показателей использования основных фондов. – Н. Новгород: Дятловы горы, 2009.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:55:16