Малый бизнес в санаторно-курортной сфере: региональное развитие
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В санаторно-курортной сфере (СКС) России в настоящее время малый сектор экономики, несмотря на его преимущества, находится в застойном состоянии. Основная причина слабого развития малого сектора СКС России на современном этапе заключается в низком уровне его государственного регулирования и поддержки.
Ключевые слова: малый бизнес, государственное регулирование, правовое регулирование, санаторно-курортная сфера, курортная индустрия, санаторий-профилакторий
Значение малых форм хозяйствования в условиях рыночных отношений трудно переоценить. Малый бизнес позволяет в полной мере использовать потенциал и возможности экономики любой страны, улучшить макро- и микропоказатели.
Малое предпринимательство в Российской Федерации развивается с начала рыночных преобразований экономической системы начала 90-х годов прошлого века.
Сильные и слабые стороны российских санаторно-курортных услуг
Общие преимущества и изъяны малого предпринимательства проиллюстрируем с помощью таблицы 1 (см. на с. 135) [3].
Некоторое распространение малое предпринимательство получило в санаторно-курортной сфере Российской Федерации. В настоящее время здесь малым предприятиям и индивидуальными предпринимателям принадлежит 669 здравниц, или 31,6% от общего количества санаторно-курортных организаций.
Развитие малого предпринимательства в санаторно-курортной сфере является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
– расширения ассортимента и повышения качества санаторно-курортных услуг;
– освоения новых медицинских технологий и методов лечения, различных видов санаторно-курортного обслуживания;
– освоения и использования местных источников природных лечебных ресурсов.
Преимущества малого предпринимательства заставляют искать разнообразные методы его поддержки, позволяющие преодолеть трудности, которые испытывают предприниматели в процессе создания и функционирования бизнеса.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены конкретные формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Значимой формой поддержки является возможность применения специальных налоговых режимов, например, упрощенной системы налогообложения, предусматривающей освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество, единого социального налога.
Если же налогоплательщик применяет традиционную систему налогообложения, то и в этом случае Налоговым кодексом РФ для малых предприятий предусмотрен ряд льгот, возможность применения которых определяется только размером выручки. Имеется ряд и других льгот для малых предприятий, предусмотренных непосредственно российскими стандартами по бухгалтерскому учету.
Таблица 1
SWOT-анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности
Проблемы малого предпринимательства
Главными недостатками малого бизнеса являются:
– высокий риск ведения операций;
– ограниченные возможности финансирования;
– низкий уровень менеджмента.
Имеются и другие объективные трудности в развитии малого бизнеса, в частности:
– отсутствие надежных страховых гарантий и нестабильность законодательства, увеличивающие затраты труда и средств предпринимателей;
– ненадежность страховых кредитных учреждений, обеспечивающих гарантии коммерческих рисков;
– невозможность получения долгосрочных ссуд и кредитов в банках, ввиду отсутствия у предпринимателей залогового имущества и гарантий со стороны фондов, специализирующихся на поддержке малого бизнеса;
– непомерно высокие налоги и платежи в различные фонды;
– неэффективная работа арбитражного судопроизводства в разрешении хозяйственных споров. Это заставляет предпринимателей решать спорные вопросы неформальными методами с использованием теневых структур;
– высокая стоимость аренды средств связи, нежилых помещений, простаивающего производственного оборудования и сложности их приобретения в собственность;
– отсутствие разветвленной сети организаций, специализирующихся на информационной, юридической и коммерческой поддержке предпринимателей. Это приводит к напряжению в отношениях предпринимателей и курирующих их деятельность государственных структур, а также неадекватным действиям представителей малого бизнеса на изменения конъюнктуры рынка;
– низкая культура обслуживания представителей малого бизнеса чиновниками государственных структур (очереди при сдаче бухгалтерских балансов, получении лицензий и др., отсутствие элементарного сервиса при любых контактах с госслужбами;
– наличие различного рода ограничений на функционирование малого бизнеса, выражающихся в необходимости получения лицензий на многие виды деятельности. А также приобретения на платной основе сертификатов соответствия, гигиенических сертификатов и т.д.
Малый бизнес в санаторно-курортной сфере по регионам
Из сказанного явствует, что жизнь малого предпринимателя – это огромное количество трудностей и ловушек.
Неустойчивость предприятий малого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Тем более описанное выше справедливо в отношении малого бизнеса в СКС.
Однако малое предпринимательство – это и богатое поле возможностей.
При решении указанных проблем необходимо, на наш взгляд, учитывать региональные факторы. Дело в том, что региональное развитие малого предпринимательства в СКС Российской Федерации происходит весьма неравномерно. Почти половина работающих в СКС страны малых предприятий сосредоточено в трех федеральных округах – в Южном, Северо-Кавказском и Приволжском.
В каждом из регионов малое предпринимательство в СКС развивается неодинаковыми темпами:
– в Центральном федеральном округе – 25,6% от числа здравниц округа;
– Северо-Западном ФО – 63,6%;
– Южном ФО – 29,8%;
– Приволжском ФО – 33,3%;
– Уральском ФО – 41,6%;
– Сибирском ФО – 34,7%;
– Дальневосточном ФО – 34,3%.
Самый высокий уровень развития малого предпринимательства по их доли среди здравниц субъекта федерации наблюдается:
– в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия – Алания – 66,7%;
– Республике Карелия – 63,6%;
– Мурманской области – 62,5%;
– Кабардино-Балкарской Республике – 62,5%.
Самый низкий уровень:
– в г. Москве, Республике Ингушетия,
Республике Алтай, Республике Тыва – 0%;
– г. Санкт-Петербурге – 6,3%;
– Смоленской области. – 7,7%;
– Рязанской области. – 8,3% (см. табл. 2 ниже).
Таблица 2
Распределение субъектов Федерации по доляммалых предприятий в СКС региона
Федеральные округа | Менее 25% | 25-50% | Более 50% |
Центральный | 8 | 8 | 2 |
Северо-Западный | 3 | 5 | 1 |
Южный | 3 | 4 | 6 |
Приволжский | 3 | 10 | 1 |
Уральский | 1 | 3 | 0 |
Сибирский | 5 | 6 | 1 |
Дальневосточный | 4 | 4 | 1 |
Перспективы развития санаторно-курортного бизнеса
Неодинаковый уровень развития малого предпринимательства сам по себе еще не говорит о каких-либо недостатках в конкретном округе или субъекте федерации. В целом установлено, что уровень развития малого предпринимательства СКС в отдельных регионах находится в тесной связи с исторически сложившимся уровнем малых здравниц, в первую очередь – санаториев-профилакториев и малых санаториев.
По-прежнему очень мало количество вновь создаваемых малых здравниц.
Подавляющее большинство малых предприятий в СКС образовывается главным образом в смежных отраслях экономики (организации инфрастуктуры СКС). Непосредственно в санаторно-курортном комплексе число малых предприятий, по существу, не растет.
Мы считаем, что малый бизнес в СКС России во всех регионах еще не занял соответствующее место, адекватное складывающимся условиям хозяйствования. Поэтому следует рассчитывать на значительное увеличение числа субъектов рассматриваемого сектора СКС в ближайшей перспективе с учетом изменений, вытекающих из принятия нового закона.
Разумеется, принятие закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации – очень важный шаг к оживлению в том числе и санаторно-курортного бизнеса, созданию в стране современной конкурентоспособной курортной индустрии. Однако сегодня необходимо, чтобы создание и развитие малого предпринимательства обеспечило прорывной характер развития курортного дела в стране, а сами малые предприятия стали точками роста.
А для достижения этой цели предстоит еще немало сделать, чтобы заложенные в законе принципы и потенциальные возможности были реализованы в полной мере, чтобы развитие СКС получило реальные позитивные сдвиги.
Источники:
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2).
3. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в России // Мир России. – 2001. – Т. 10, № 4. – С. 130–161.
4. Менеджмент малого бизнеса. // Под ред. М.М. Максимцова, В.Я. Горфинкеля, М., 2004. – 269 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:42:04