Антикризисное регулирование и управление. Управление экономически несостоятельными предприятиями

Обухов В.Н., Левина В.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (28), Апрель 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Обухов В.Н., Левина В.А. Антикризисное регулирование и управление. Управление экономически несостоятельными предприятиями // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 4. – С. 48-50.

Аннотация:
(Продолжение. Начало в № 7, 8, 9, 10, 11, 12 /2001, 1, 2, 3 /2002). Определяющей характеристикой состоятельности предприятия является способность производить и продавать продукцию. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде. Сохраняя производство, предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Не рвутся связи с поставщиками и покупателями.

Ключевые слова: антикризисное управление, финансовая несостоятельность, антикризисное регулирование



Определяющей характеристикой состоятельности предприятия является способность производить и продавать продукцию. Эта способность характеризуется объемом продукции, произведенной и реализованной в отчетном периоде. Сохраняя производство, предприятие поддерживает в рабочем состоянии оборудование, технологию, коммуникации. Не рвутся связи с поставщиками и покупателями.

Анализ состояния производства и реализации продукции.

Оценка состояния производства и реализации продукции предприятия включает:

‑ изучение динамики производства и реализации продукции;

‑ устойчивости ее производства и сбыта;

‑ состояния расчетов с потребителями продукции;

‑ определение состава и структуры выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.

В современных условиях хозяйствования предприятия самостоятельно выбирают метод учета выручки от реализации продукции при принятии учетной политики ‑ либо по мере оплаты продукции, поступающей на расчетный счет или в кассу предприятия, либо по отгрузке товаров и предъявлению расчетных документов предприятию.

Динамика изменения объемов производства и реализации продукции оценивается на основе изменения объемных показателей. Базой для сравнения являются показатели объема и реализации продукции аналогичного периода прошлого года. На основе анализа изменений делают выводы о динамичном и стабильном состоянии производства или о состоянии спада производства.

Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами изменения объемов товарной и реализованной продукции и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительное отклонение в темпах изменения показателей служит индикатором сбоя в производственном процессе или системе сбыта продукции, что может являться основной причиной неплатежеспособности.

Состояние расчетов с потребителями продукции на анализируемом предприятии характеризует уровень оплаты реализованной продукции (Копл.), который рассчитывается как отношение оплаченной потребителями продукции к отгруженной продукции.

Копл. = 1 свидетельствует о полной оплате отгруженной продукции.

Копл < 1 свидетельствует о непоступлении платежей за отгруженную продукцию.

Задолженность по оплате отгруженной продукции образует основную сумму дебиторской задолженности. Рост дебиторской задолженности характеризует изъятие из оборота капитала, для пополнения которого предприятие привлекает заемные средства, что часто является основной причиной неплатежеспособности.

Анализ состава и структуры выпускаемой продукции.

В состав товарной продукции включаются: основная продукция; работы промышленного характера; товары народного потребления; прочая продукция.

Структура продукции отражает удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме. Сохранение пропорций между отдельными видами продукции характеризует устойчивое состояние производства. Снижение удельного веса основных видов продукции является индикатором спада производства.

Анализ конкурентоспособности продукции.

Резкое снижение объемов выпускаемой продукции становится одной из главных причин неплатежеспособности российских предприятий, а также объясняется низкими конкурентными качествами продукции. Предприятие, производящее неконкурентоспособную продукцию, обречено на снижение выручки от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящие к хронической неплатежеспособности предприятия, а следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкурентными преимуществами и соответствием цен данным преимуществам.

Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе: емкости рынка выпускаемой продукции; конкурентоспособности изделий; ассортимента выпускаемой продукции; определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.

Оценка емкости рынка.

Оценка емкости рынка выпускаемой продукции характеризуется показателем общей емкости рынка продукции:

Сi = Рi + Ri + Ii – Еi + (-) Mi – Eoi + Ioi,

где Сi - общая емкость рынка по i-му товару (нат. ед.);

Рi - национальное производство i-го товара (нат. ед.);

Ri - остаток i-го товара на складах (нат. ед.);

Ei - экспорт i-го товара (нат. ед);

Ii - импорт i-го товара (нат. ед.);

Mi - изменение остатков i-го товара на складах (нат. ед.);

Еоi, - косвенный экспорт i-го товара (нат. ед.);

Ioi - косвенный импорт i-го товара (нат. ед.).

Анализ конкурентоспособности продукции основывается на понимании конкурентоспособности изделия (товара, работы) как совокупности характеристик данного изделия, отличающих его от изделий-аналогов предприятий-конкурентов по степени удовлетворения аналогичных потребностей покупателя и по уровню затрат на его покупку и последующую эксплуатацию.

Сравниваемые параметры товаров-конкурентов классифицируются по группам: технические (характеризующие качество товара: назначение, производительность, надежность, безопасность, ремонтопригодность; соответствие стандартам, патентную чистоту), экономические (отпускная цена, себестоимость продукции, затраты на эксплуатацию, затраты на установку), маркетинговые (имидж предприятия (торговая марка), реклама, организация технического (гарантийного) обслуживания, условия платежа).

Оценка производственного потенциала предприятия.

Следующим логическим этапом диагностики экономического состояния должна стать оценка соответствия потребляемых производственных ресурсов объемам выпускаемой продукции. Оцениваются производственный потенциал предприятия, эффективность и возможность его использования в целях финансового оздоровления предприятия. В составе производственных ресурсов учитываются: персонал, внеоборотные активы, оборотные активы (о чем мы продолжим разговор в следующих номерах журнала).


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:36:51