Экономические и экологические аспекты глобального распространения современных технологий

Седов С.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с экологическими аспектами развития мировой экономики. Дается описание путей распространения современных технологий производства и существующих систем экономической взаимопомощи. Приводится обзор экономических механизмов, предусмотренных Киотским протоколом, а также анализ схемы утверждения проектов. Сформулированы возможные пути развития проектов после завершения срока действия Киотского протокола.

Ключевые слова: развивающиеся страны, экологические аспекты экономического развития, распространение технологий, киотский протокол, механизм чистого развития, вредные выбросы, проекты совместного осуществления



В последние годы наблюдаются значительные изменения цен на природные ресурсы, прежде всего, нефть и металлы, причем как в сторону резкого увеличения цены, так и последующего существенного ее уменьшения (см. рис.). Эти тенденции сказываются на планах и перспективах экономического развития во многих развивающихся странах и странах экспортерах природных ресурсов.

Во всех странах нестабильность цен на сырье делает процессы планирования и разработки стратегий более сложными и непредсказуемыми.

Рис. Динамика изменения цены за баррель нефти с 08.2005 по 03.2009. Источник Google Finance (http://www.google.com/finance?q=LON%3AOILB)

Механизм чистого развития

Необходимо отметить несколько разные позиции развивающихся и промышленно развитых стран. Для развивающихся стран сохранение высоких темпов экономического роста является хоть и не единственным, но обязательным условием для дальнейшего осуществления их планов по достижению поставленных целей в области экономического развития.

Для развитых стран дальнейшее повышение экономической активности необходимо, в первую очередь, с тем, чтобы решать достаточно сложные долгосрочные задачи, связанные со старением населения, привлечением новых инвестиций, необходимых для реагирования на проблемы всевозрастающего использования природных ресурсов и изменения климата. Нынешняя глобальная финансовая нестабильность и ее предполагаемые последствия для экономического роста еще более осложнят процесс привлечения подобного рода инвестиций.

На настоящий момент в рамках Киотского протокола предусмотрено несколько действенных механизмов развития экономики с учетом экологических факторов. Одним из них является механизм чистого развития (МЧР). Он позволяет оказывать развивающимся странам финансовую и техническую помощь в целях сокращения объема выбросов парниковых газов, повышения энергоэффективности и освоения возобновляемых источников энергии.

При этом кредитуемые квоты на выбросы отходят к стране-донору и зачитываются в счет выполнения ею своих обязательств по Киотскому протоколу. На сегодняшний день это единственный межправительственный механизм оказания финансовой и технической помощи развивающимся странам, основанный на рыночных принципах, и не имеющий отношения к официальной помощи в целях развития.

Совместное осуществление

Недавно в порядок функционирования механизма чистого развития были внесены изменения, для того чтобы предусмотреть утверждение программ, включающих сразу несколько схожих проектов, что расширит возможности для осуществления более мелких проектов. В рамках механизмов, которые начнут действовать после 2012 года, эти процедуры будут еще более усовершенствованы, с тем, чтобы увеличить число участвующих стран и осуществляемых проектов, что позволит увеличить объем финансовой помощи и расширить передачу технологий развивающимся странам [7].

Механизм чистого развития направлен на привлечение инвестиций (особенно из частного сектора) в развивающиеся страны и стимулирование процессов передачи им экологически ориентированных технологий.

Однако, помимо МЧР-проектов, существуют проекты совместного осуществления. Способы их реализации заметно отличаются от МЧР. Программа совместного осуществления позволяет сторонам приложения 1 к Киотскому протоколу внедрять программы по сокращению выбросов или увеличению абсорбции поглотителями на территории других стран-членов.

Несмотря на то, что сам термин «совместное осуществление» в статье 6 Киотского протокола не фигурирует, он часто используется как удобное и достаточно краткое определение. Проекты по совместному осуществлению могут, в частности, включать программы по замене теплоэлектростанций, работающих на каменном угле, более эффективными электростанциями или затрагивать вопросы восстановления природных ресурсов.

Коалиции

Следует отметить, что в настоящее время наиболее важным условием является приложение многосторонних усилий с целью привлечения к проектам МЧР и программам по совместному осуществлению стран, не принимавших участия в первой стадии сокращения эмиссий вредных выбросов (период действия Киотского протокола).

Это касается, в том числе, и США, где различные коалиции (на муниципальном, региональном и федеральном уровнях власти) могут сыграть ключевую роль в изменении политического курса касательно вопросов сокращения эмиссии вредных выбросов, с тем, чтобы их объемы были взяты под контроль.

Есть и другие способы привлечения стран, которые не брали на себя точно определенных обязательств. Можно предусмотреть сокращение эмиссий парниковых газов без экономических затрат при помощи «ползучего» распространения технологий при помощи рыночных средств, субсидий на передачу технологий и МЧР.

В МЧР можно включить программы для конкретных промышленных отраслей и такие объемы сокращения эмиссий, которые бы отвечали принципу минимальных возможностей, являясь частью обязательств промышленно развитых стран.

Два сценария

Таким образом, существует множество путей и средств для решения проблем эмиссий развивающихся стран. При этом можно не требовать от них четко сформулированных обязательств и непосильных затрат.

Возможно развитие по двум сценариям.

Первый сценарий: тупик на втором этапе (после окончания срока действия Киотского протокола). Согласно этому варианту, все стороны участники первого этапа выполняют свои обязательства, предусмотренные Киотским протоколом. Еще до окончания первого этапа акцент сместится на переговоры о будущих обязательствах. Существует вероятность, что на втором этапе одним из важнейших достижений будет привлечение к участию США с их самыми крупными эмиссиями.

Второй сценарий – прорыв на втором этапе. Скорей всего, до окончания действия Киотского протокола не будут решены существенные расхождения между участниками первого этапа и странами, которые присоединятся позднее. Тем не менее, многие страны примут участие в переговорах о будущих программах, и удастся выработать разнообразный инструментарий для выполнения будущих обязательств. Практически неизбежна большая диверсификация обязательств, чем было ранее. Возможно, будут диверсифицированы и объемы будущих сокращений.

В зависимости от того, как на этом этапе могли бы подключиться к процессу развивающиеся страны, можно указать на принятие обязательств в виде общих или даже «двойных» ориентиров, возможно, основанных на интенсивности эмиссий и не имеющих обязательного характера. Могут быть введены различные лимиты для разных отраслей промышленности. Могут быть заключены раздельные соглашения по отдельным мероприятиям и направлениям.

Если индустриальные страны возьмут на себя обязательства инвестировать определенный минимум средств через МЧР, удастся добиться интернационализации усилий по борьбе с изменениями климата, при этом разделяя обременение развивающихся стран.


Страница обновлена: 21.09.2024 в 14:56:17