Методологические аспекты осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Слукин А.Ю. Методологические аспекты осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 98-102.
Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы становления отечественного машиностроения как отрасли, формирующей основу технологического ядра промышленности. Проанализированы возможности создания конкурентоспособного, высокотехнологичного, восприимчивого к инновациям производственного комплекса, интегрированного в систему международного разделения труда, что в настоящее время является государственным приоритетом.
Ключевые слова: инновации, внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, внешняя торговля, промышленность, машиностроительный комплекс, машиностроительное предприятие
Задачей России в сложившихся условиях является поиск места и определение своей роли в мировой экономике путем развития внешнеторговых связей, создания соответствующего инвестиционного климата в стране.
Состояние машиностроительного комплекса является одним из главных показателей уровня индустриального развития государства. Именно машиностроение, обеспечивая устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, формирует основу развития технологического ядра промышленности.
Конкурентоспособное машиностроение
Развитие науки и техники в передовых странах мира стало в настоящее время государственным приоритетом. От масштабов научных исследований, темпов накопления новых знаний, скорости создания на их основе инноваций, управленческого умения использовать их для создания качественно новых изделий и технологий зависит, в конечном счете, уровень и качество жизни граждан, стабильный рост экономики.
Поэтому основная цель развития машиностроительного комплекса – полное удовлетворение внутреннего спроса на высококачественную машиностроительную продукцию и всемерное расширение присутствия на внешних рынках. Это может быть осуществлено только на основе преобразования отрасли в конкурентоспособный, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям производственный комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
Сегодня предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. На мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских компаний.
По определению внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является одной из сфер экономической деятельности государства, предприятий, компаний. Она тесно связана с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов [1]. К основным формам ВЭД предприятий относят внешнеторговую деятельность и международную кооперацию производства.
Сущность внешнеэкономической деятельности состоит в обмене товарами и услугами, связными с осуществлением товарооборота [2]. Основой ВЭД являются внешнеторговые операции, которые представляют собой комплекс действий контрагентов, то есть иностранных партнеров во внешнеторговой операции, направленных на совершение товарного обмена и обеспечивающих его. Внешнеторговая операция состоит из комплекса действий, в который входят: исследование рынка, продвижение товара, создание сети сбыта, заключение и исполнение контрактов.
Мировые тенденции
Процесс становления России как независимого, экономически самостоятельного государства тесно связан с необходимостью обретения надлежащего места в международной торговле. По своей сути, эти два процесса являются аспектами одной и той же проблемы – проблемы утверждения страны на мировой арене, и в первую очередь, через её признание как полноценного и полноправного субъекта внешнеэкономической деятельности.
Важность изучения внешнеэкономической деятельности поднималась в истории экономики на протяжении долгого времени. Зависимость стран от мировых тенденций в торговле, производстве, валютно-финансовой сфере есть объективная реальность. Все более очевидным становится тот факт, что в современных условиях без вовлеченности любой страны в мирохозяйственные связи невозможно ее полноценное экономическое развитие, какой бы развитой не была ее экономика.
Внешнеэкономическая деятельность является важным инструментом повышения экономики государства [3]. Её целью является ознакомление с различными аспектами ВЭД предприятий с зарубежными организациями и фирмами, а также рассмотрение приемов исследования и оценки перспективных аспектов внешнеэкономической деятельности компании.
Совокупность современных участников внешнеэкономической деятельности можно классифицировать по ряду таких принципов, как:
– профиль внешнеэкономической деятельности;
– характер совершаемых внешнеторговых операций;
– организационно-правовые формы, определяющие принадлежность капитала и порядок распределения доходов. Развитие внешнеэкономической деятельности сопровождается изменением облика ее субъекта.
Свободный режим
В настоящее время в экономической литературе общепринятым является утверждение о том, что свободный режим внешнеторговой политики способствует экономическому росту и повышению благосостояния нации. Опыт многих развивающихся стран, которые по разным причинам и в различных условиях успешно осуществили либерализацию внешнеторговой политики, позволяющей уменьшить экономические диспропорции, и добились повышения темпов экономического развития, подтверждает этот тезис.
Анализ внешнеэкономической политики различных государств показывает, что развивающиеся страны должны идти по пути рационального включения национальной экономики в сложную систему мирохозяйственных связей.
Основой для осуществления внешней торговли является Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также ряд других нормативно-правовых актов.
Одним из действенных механизмов поддержки экспорта товаров машиностроительного комплекса является финансовая поддержка. В настоящий момент она реализуется в форме предоставления государственных гарантий и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым российскими экспортерами. По итогам 2007 года принято решение о возмещении 75 российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам на общую сумму 3014 млн руб.
Перспективы присоединения к ВТО и АТЭС
Все большее значение для эффективной поддержки экспорта и продвижения продукции и услуг машиностроительных предприятий на внешние рынки приобретает выставочно-ярмарочная деятельность.
В области тарифного регулирования в 2007 году рассматривались вопросы корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин на ряд машиностроительных товаров.
В 2007 году уделялось внимание вопросам обеспечения свободного или, как минимум, недискриминационного доступа товаров и услуг на внешние рынки.
Одним из ключевых направлений работы остается продолжение переговорного процесса об условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). Для России важен весь спектр хозяйственного взаимодействия со странами-участницами форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Публичная финансовая отчетность ряда машиностроительных предприятий свидетельствует, что к общим правовым рискам относят:
– несовершенство российской законодательной базы в вопросах привлечения иностранных инвестиций;
– низкую правовую культуру и дисциплину, которые создают возможность различного юридического толкования формулировок документов, что, в свою очередь, ведет к увеличению бюрократических процедур.
Правовые риски заключаются в изменении законодательства в направлении, препятствующем или затрудняющем осуществление деятельности предприятий.
Таким образом, основной правовой риск видится в изменении налогового законодательства. В случае увеличения налоговых ставок или введения дополнительного налогообложения увеличится себестоимость продукции, услуг предприятия, что повлечет за собою снижение конкурентоспособности.
Особо следует выделить один риск деятельности машиностроительных предприятий. Он связан с изменением требований по лицензированию. Также стоит отметить риск изменения судебной практики по вопросам деятельности в отрасли.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:08:40